Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Когда страны мира поделят интернет?

АрхивМнения
автор : Насим Джавед   14.09.2005

Вожделенная цель большинства государств - покончить с местными национальными суффиксами и доменными зонами, разделаться с собственным интернетом и специфическими правилами регистрации доменов. Со всем этим сложным и запутанным клубком.

Схватка за ICANN (Организацию по контролю за распределением доменного пространства) ведется из-за "золотого ключика", без которого интернет - штука совершенно бесполезная. А золотой ключик - это имя в сети, называемое URL. Эта борьба касается изощренной и авторитарной системы регистрации миллиардов доменных имен для облегчения доступа к сайтам. В конце концов, без такого доступа интернет не представляет ни малейшей ценности.

Ныне вызов брошен именно этому аспекту феномена интернета и, собственно, ICANN - организации, которая с самого начала установила некоторые очень строгие и часто весьма запутанные правила раздачи "золотых ключиков". В ходе боев абсолютная власть ICANN может быть поделена, а любой неблагоприятный исход просто-напросто расколет интернет.

Грядущие конфликты

Почву для надвигающихся столкновений подготовил вопрос, которым задались многие страны мира: каким же образом ICANN управляет доменами?

ООН - это самопровозглашенный судья. Вроде бы всё выглядит честно. В красном углу ринга - ICANN, отстаивающая точку зрения отцов-основателей (читай, Соединенных Штатов). В синем углу - большая группа других государств, почти весь остальной мир.

Постоянно возникающие новые игроки подвергают сомнению эволюцию интернета, а отправные идеи "отцов" оказываются загнаны в угол. Оглядываясь в прошлое, становится ясно, что творцы допустили серьезные промахи в вопросах распоряжения сетевыми доменами.

К сожалению, ООН не может решить этот вопрос, но вполне способна выступить в роли катализатора, который бы ускорил его решение. А результатом может явиться единая управляющая организация, подчиненная ООН и Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности (WIPO).

Вожделенная цель большинства государств (исключая США) - покончить с местными национальными суффиксами и доменными зонами. По сути, разделаться с собственным интернетом и специфическими правилами регистрации доменов. Со всем этим сложным и запутанным клубком.

Пять суффиксов, выбранные в качестве простого и быстрого решения, были самой большой ошибкой. Всемирная хартия корпоративной номенклатуры и Единые правила управления доменами так никогда и не были приняты. Это был близорукий академический план, основанный на быстрой регистрации схемы получения дохода. США несомненно упустили огромные возможности в период зарождения интернет-вольностей. Печально. А теперь уже настало время драться.

Перемены практически неизбежны

Причины борьбы кроются в здравом смысле и реалиях XXI века, так как сейчас уже сам по себе аппарат электронной коммерции настолько велик, сложен, скоротечен и жесток, что чересчур скрытная ICANN со своим набором мистических операций не в состоянии управлять всем этим неконтролируемым потоком.

"Система доменных имен - это оплот электронной коммерции, и она гораздо важнее интернета самого по себе. Для тех, кто ведет мониторинг последствий электронной бюрократии ICANN, приведу вероятный сценарий развития событий: полный развал системы регистрации доменных имен. Анархия в Сети, позволяющая любому регистрировать всё, что заблагорассудится. Патентные ведомства закрываются, интеллектуальная собственность становится государственной. Вводится система нумерации, схожая с телефонной, тем самым уничтожается весь интерес к продвижению и рекламе сетевых имен. Полчища юристов опутывают весь мир, объявляя войну друг другу. Большая удача для профессии, в которой ежемесячные ставки постоянно растут" (источник - "Доменные войны", Насим Джавед, 1999 г., издательство Linkbridge Publishers).

Тенденция к многоязычности?

В данный момент английский язык - это "большая мама" бизнес-языка на мировой арене, но если брать разговорный, то здесь уже "большой папа" - это китайский. Через несколько лет, когда каждый второй китаец заведет свой бизнес-портал, они станут доминирующими игроками на рынке электронной коммерции, тесня Запад. Китаю потребуется собственный контроль над тем, по каким правилам играть в игру с интернет-доступом, определяться с языками, выбирать местные языковые суффиксы, вырабатывать систему регистрации и политику разрешения споров по торговым маркам, вместо того чтобы ждать ежегодного указания от ICANN.

Многие страны уже давно ждут появления своих языков в интернете, собственных внутренних систем, в то время как создание иностранных языковых суффиксов было для ICANN больным вопросом. Действительно, существовали некоторые чисто технические ограничения. Интернет - уже давно не только продвинутый научный проект, а скорее, глобальный движитель электронной коммерции, по странной случайности опирающийся, скорее, на брендинг, нэйминг и маркетинг, а не на электронную бюрократию.

Как в свое время произошло с разделением концерна AT&T на пять компаний-малюток, подобных Bell, сразу же развернувшихся на просторах открытой телефонии, так же существует возможность того, что и интернет переживет крупный раскол и быстрый переход к глобальной независимости.

Подобно процессу приватизации телефонии и дробления её на несколько частей, появятся несколько десятков различных "интернетов", отвечающих собственным маркетинговым и коммуникационным целям. Дублирование и размножение чрезвычайно усложнят пользование: всё равно, что выехать с просёлочных дорог в лабиринт двадцатирядных автомагистралей, на каждой из которых свои контрольные пункты, собственные правила дорожного движения и виды машин. А еще это будет напоминать попытку воспользоваться услугами двадцати различных авиалиний для кругосветного путешествия. Поездка останется поездкой, но меняться будут таможни, рационы и языки на каждом отрезке пути. Конечно, такое путешествие было бы красочным, но динамичности ему явно будет не доставать.

Интернетчики стали бы выходить в сеть какой-либо отдельной страны, специфической отрасли или обособленного языкового пространства, а затем плавали бы только в этом выбранном океане. Целый мир мог бы стать сложной глобальной поисковой системой, а использование универсальных языков перешло бы в господствующую тенденцию. Это не какое-то пророчество, а скорее, реальность на стадии её становления. Переход произойдет скоро и быстро и станет мощнейшей ударной волной из всех, какие когда-либо обрушивались на электронную коммерцию.

Будущее интернета

У каждой из 247 стран с их доменами верхнего уровня есть специфические требования, вожделенные цели и план действий. Для того чтобы спровоцировать эффект домино хватит и одного государства, и подобная угроза уже исходит от Китая.

Во-первых, произойдет колоссальный сдвиг в механизме доступа, полное переосмысление методологий и средств оптимизации поисковых систем. Во-вторых, десятикратно увеличится число веб-сайтов. И, наконец, существующая система доменных имен и суффиксов подвергнется капитальному ремонту и положит начало соревнованию между крупными странами за создание новых суффиксов.

Глобализация корпоративного имиджа в глазах потребителей, уникализация имени и кибербрендинг станут сверхызощренными, и потребители всего мира гораздо больше будут взаимодействовать с другими языками и этнокультурными проблемами, а не с одним только английским. И это время окажется исключительно подходящим для универсального брендинга в электронной коммерции. Результат универсального управления доменами и веб-сайтами будет ошеломляющим, поэтому и большим, и маленьким организациям пора как следует подготовиться к этим новым временам. Не к чему ждать девятого раунда.

Об авторе: Насим Джавед - автор книг "Доменные войны" и "Сила имени" и статей по глобальной идентификации названий и доменов, эксперт международного уровня, основатель ABC Namebank, консалтинговой компании, предоставляющей услуги по нэймингу в Нью-Йорке и Торонто уже на протяжении четверти века. Насим Джавед является руководителем эксклюзивных семинаров по нэймингу, проводящихся в режиме веб-конференций.

Присылайте по электронной почте ваши URL или имена компаний для бесплатной экспертной оценки Насимом Джаведом. Следует помнить, что такой анализ - дело серьезное, поэтому следует непременно комментировать суть названия и сообщать кое-какую информацию о деятельности компании и о сфере использования имени. Любая переписка будет носить строго конфиденциальный характер. njabc@njabc.com

Перевод Натальи Дембинской

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.