Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Borland и борьба со сложностью

АрхивМнения
03.12.2004

Мика Алапиесса, Borland: "Сложность приложений растет, но новые технологии помогают уменьшить разрыв между сложностью и реальными возможностями разработки. Наша стратегия SDIO служит именно для этого".

Во второй половине ноября Россию посетили два топ-менеджера Borland - региональный вице-президент компании по Испании, Италии, странам Скандинавии, Бенилюкса, Восточной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока Мика Алапиесса и европейский менеджер по продуктам StarTeam и CaliberRM Корне Хьюман.

Целью их приезда было ознакомление российских специалистов с новой стратегией компании Borland Software Delivery Optimization (SDIO), которая призвана оптимизировать производительность целых организаций, занимающихся разработкой программного обеспечения, и минимизировать те негативные факторы, из-за которых софтверная разработка до сих пор является, скорее, искусством с непредсказуемым результатом, нежели четко налаженным бизнес-процессом. Почему так происходит и как с этим бороться - об этом Мика Алапиесса подробно рассказал российским ИТ-менеджерам и представителям прессы. Мы воспользовались случаем и задали ведущим менеджерам Borland несколько вопросов

Вы нечасто бываете в нашей стране. Каковы ваши впечатления от сегодняшней России, от развития ИТ в нашей стране?

Мика Алапиесса: В прошлый раз я побывал в России в 1999 году. И тогда, и сейчас особенно бросилось в глаза то, что российские инженеры обладают великолепными техническими знаниями. Что касается изменений, то можно констатировать: российские специалисты стали гораздо ближе к тому стандарту, который принят в Западной Европе.

Мика Алапиесса

Корне Хьюман: В старые времена достаточно было иметь просто несколько хороших ребят, и таких ребят всегда было много в России. Бизнес сейчас особенно остро ощущает, что таланты подобных людей должны быть сконцентрированы и сфокусированы. Весь процесс, связанный с разработкой, становится более промышленным, более индустриализированным. Если этими ребятами не управлять как следует, то возникает риск уже для бизнес-задач, стоящих перед компанией. Таким образом, групповая работа, коллективный труд становятся гораздо важнее таланта одиночки, доминировавшего прежде. И в России в том числе.

Корне Хьюман

Мика Алапиесса: Можно привести такой пример. Десять лет назад один инженер был в состоянии контролировать весь процесс разработки, а теперь все выглядит иначе - разные люди создают разные части приложения. Таким образом, все, что связано с координацией и групповой работой, становится наиболее важным.

Корне Хьюман: То, что было раньше, скорее, напоминало искусство, продвинутое ремесло, а то, что сейчас, больше похоже на научный или даже промышленный подход. В России есть люди, которые способны создавать эффективные приложения, и если они будут обучены и приучены работать в команде, то у российской ИТ-индустрии великое будущее.

Мика Алапиесса: Еще очень важно подчеркнуть, что в такой команде люди будут очень четко различаться по ролям, которые они играют в общем процессе. Можно провести аналогию со строительством. Есть архитектор, который создает проект, есть инженеры, которые рассчитывают фундамент и прочность конструкций, другие специалисты проводят электричество, отопление, водопровод, и точно такие же процессы идут и в разработке программного обеспечения.

Какие образовательные программы компания Borland проводит в мире?

Мика Алапиесса: Приведу совсем недавний пример. Две-три недели назад глава нашей компании Дейл Фуллер посещал центр разработки Borland в Санкт-Петербурге. И тогда речь шла о большой donation-программе для Санкт-Петербургского университета в виде наших средств разработки. То же происходит и в масштабах всего мира: есть десятки, сотни, и, возможно, тысячи примеров, когда мы помогаем учащимся научиться программировать, а также освоить некоторые другие компьютерные науки. И мы предлагаем не только средства разработки, как таковые, но и инструменты для управления процессом. Кроме того, мы предлагаем бесплатную загрузку пробных версий наших продуктов с нашего сайта, и здесь речь идет уже о миллионах скачиваний. Большинство из загружающих наши продукты - как раз студенты и учащиеся. Я получаю ежедневный отчет о загрузках по России и СНГ, и здесь осуществляются примерно 200 загрузок в день.

Еще мы можем говорить о более чем полутора миллионах зарегистрированных пользователей на нашем ресурсе Borland Developers Network, и этот сайт позволяет специалистам, в том числе и студентам, напрямую общаться с сотрудниками нашей компании.

Вашу компанию можно считать "законодателем мод" в области разработки программного обеспечения. Хотелось бы узнать, какие технологии будут преобладать в ближайшие годы в индустрии разработки ПО?

Мика Алапиесса: Первое, что хотелось бы проанализировать - это то, какие тенденции произойдут в плане использования приложений. Скорее всего, приложения станут гетерогенными, многоплатформенными. Мы также должны отметить, что клиенты, общающиеся с этими приложениями, также будут очень разнородными.

Мы видим, что сложность создаваемых приложений неуклонно растет, новые технологии как раз стараются минимизировать разрыв между сложностью и реальными возможностями разработки. В восьмидесятые годы таким ответом на сложность было создание интегрированных средств разработки, которые объединяли компилятор, редактор и отладчик. Несколько позже на повестку дня вышли средства клиент-серверной разработки. Девяностые годы принесли, с одной стороны, графический пользовательский интерфейс, а с другой стороны, в это встал вопрос об использовании компонентов. И если в начале девяностых годов речь шла просто об объектном программировании, то к середине девяностых годов на повестке дня были компоненты, в том числе компоненты для создания веб-приложений. К началу века говорить приходится уже о многозвенных архитектурах, в том числе имеющих элемены разных платформ. Одна из современных технологий, позволяющих бороться со сложностью - это технология MDA. Здесь задача разработчика - объяснить то, что нужно, а модель и программный код генерируются автоматически.

Разрыв, тем не менее, постоянно увеличивается. И становится ясно, что одними технологиями эту проблему не решить, так что приходится обращаться к фундаментальным вещам. И нужно обращать особое внимание на то, как разработчики общаются с теми людьми, которые ставят им задачи, обеспечивают работоспособность того, что они напрограммировали.

И наша стратегия SDIO - это попытка уменьшить этот зазор между сложностью и тем, что реально удается сделать.

Корне Хьюман: Говоря о технологиях, которые определяют будущее, нужно иметь в виду не только MDA или Service-Oriented Architecture (SOA). Еще один важный фактор - это то, что создание софта должно быть таким же видом деятельности, который не хуже любого другого может и должен быть оптимизирован.

Какой наиболее серьезный фактор, мешающий индустрии разработки?

Мика Алапиесса: Мы должны выделить те стадии, которые проходит процесс разработки. Это формирование требований, кодирование, тестирование и другие. И мы проанализировали, откуда возникает большинство проблем. И, как оказалось, самое большое количество негативных моментов (56%), самое большое число ошибок и недочетов приходятся на фазу формирования требований. 27% приходится на стадию создания модели, дизайна системы, и только 7% ошибок происходит по вине кодировщиков. Borland действительно делает хорошую работу, мы помогаем разработчикам, кодировщикам работать эффективно. Мы видим, что большинство проблем сосредоточено все-таки за пределами собственно написания программ.

Корне Хьюман: Если мы проанализируем десять основных причин, ведущих софтверные проекты к провалу, мы увидим, что из этих десяти шесть причин связаны с процессом формулирования требований к системе. Другие причины кроются в менеджменте. И еще одна причина - плохое планирование проекта. И вот все эти проблемы проистекают из несоответствия, собственно бизнес-задач и того, что делает ИТ.

Мика Алапиесса: Для некоторых компаний сбор требований к системе сводится к составлению простой таблицы в Excel, и они не проводят той работы, которая действительно необходима.

Корне Хьюман: Это просто сбор требований, а не управление требованиями. Таким образом, требования остаются вотчиной аналитиков и мало проникают в среду ИТ. Важно, чтобы слова заказчика были адекватно переданы всем людям, которые вовлечены в этот процесс. 

Основная проблема такого складирования требований внутри Excel-таблицы состоит в том, что оно не дает представления о них. Ведь каждое требование порождает свои восходящие и нисходящие процессы внутри общего процесса разработки. А статичный документ очень плохо отображает связь между вышестоящими и нижестоящими требованиями. Очень часто требования разделены на несколько таких документов. Бизнес-задачи описаны в одном, пользовательский интерфейс в другом, а функциональность - в третьем. И все они очень слабо связаны между собой. И зачастую, к примеру,  глядя на документ с бизнес-задачами очень трудно понять, какими же конкретными функциями должно обладать приложение. И еще одна важная область - история изменений. В таких документах очень неудобно показывать, кто, как, зачем и почему изменил ту или иную деталь, и прослеживать всю историю этих изменений. А ведь все эти процессы исключительно важны для правильной организации.

Мика Алапиесса: Компании должны изменить сам процесс разработки софта. Нужно отладить взаимодействие между бизнес-персоналом, ИТ-персоналом и службой сопровождения. По сути, основной источник проблем - это люди и отношения между ними. И технологии, предназначенные для того, чтобы грамотно поставить процесс - они все сейчас есть. Возможно, для успеха того или иного проекта надо не нанимать на работу все больше и больше разработчиков, а просто потратить время и силы на грамотную постановку процесса. Если говорить о ALM, то это больше оптимизация внутри команды, а SDIO в большей степени концентрируется на том, как эти команды взаимодействуют между собой.

И последний вопрос. Какие у компании Borland есть интересные планы на будущее?

Мика Алапиесса: Помимо продвижения большой стратегии SDIO, у нас есть еще ряд тактических задач, над которыми мы постоянно работаем. Есть некоторые технологии, которые мы собираемся все больше и больше поддерживать. Одна из них - MDA (Model Driven Architecture). Наш новый продукт Delphi 2005 является, по сути, средой многоязыковой разработки. В данный момент он поддерживает языки Delphi и С#. И это, заметьте, не разные оболочки, это одна универсальная среда. Мы еще очень внимательно следим за Eclipse и собираемся ее поддерживать. Вообще, у нас сейчас масса планов, связанных с Eclipse.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.