Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Блеск и нищета виртуального офиса

АрхивМнения
автор : Роман Георгиев   06.10.2004

Тема для полемики: вариант "удалённо-распределённого" офиса - это вполне реальная возможность организации большей части офисной работы в весьма недалёком будущем.

Семь утра, будильник орёт. Дотащиться бы до ванной, потом до чашки кофе. Не переругаться бы в очередной раз с такой же невыспавшейся супругой (или супругом). Метро. Такие же кислые физиономии, от рекламы с сияющими от радости очередного приобретения рожами только тошнит. Работа. Серверный "холодильник", изморгавшийся зелёными лампочками, провода, провода. Рабочее место: хиловатый компьютер, на котором только с Word и Excel работать, да ещё с браузером и почтой. И только ради этого надо вставать и ехать в лютую рань на работу?

Собственно, и впрямь есть проблема: офисные работники ездят через весь город на работу, в первую очередь, ради налаженной технической базы. Ну, быть может, и не в первую очередь, но и не в последнюю, во всяком случае. Стоит ли овчинка выделки в таком случае? Давайте попробуем разобраться.

Допустим, весь документооборот в отдельно взятой конторе осуществляется в электронном виде. То есть с рабочих компьютеров на серверы, с серверов на рабочие компьютеры, прямо без вывода в бумажном виде, через факс-модемы - по факсу рассылается ретроградам, которые от факсов никак отказаться не могут, ну, и так далее. Если кому-то нужно вывести документ на печать - пожалуйста, но работа с документом осуществляется именно на компьютере.

В офисе, естественно, вся техническая база (в идеале, для многих, кстати, недостижимом) отстроена нужным образом. Принтер не сбоит и не плюётся измаранной бумагой, вирусы по компьютерам не скачут, на порнографию выставлен крепкий фильтр, mp3 можно, но в меру, по квоте.

Ну, а админ в "кваку" режется не потому, что ему лениво, а потому что всё работает. Как там в песенке-то поётся? "Ах, если бы мечта моя сбылась, какая жизнь тогда бы началась!"

На практике же получается, что иной раз приезжаешь на работу, а там интернет не работает, полдня ждёшь, пока админ прочухается, время идёт, работа коту под хвост, а дедлайн - вот он, на носу сидит.

"Уж лучше бы из дома поработал", - думаешь и оказываешься кругом прав.

А теперь полемическая мысль: вариант "удалённо-распределённого" офиса - это вполне реальная возможность организации большей части офисной работы в весьма недалёком будущем.

На самом деле всё большее распространение сетевых технологий, удешевление скоростных подключений и улучшение характеристик связи, по большому счёту, позволяют осуществлять почти (но только почти) любую офисную работу по распределённому принципу.

Если вдуматься, то работодателю удалённый сотрудник может обходиться дешевле "приближённого", естественно, при равных показателях производительности (а об этом отдельный разговор).

Компьютер дома с подключением к интернету в скором времени, будем надеяться, всё-таки станет столь же привычной вещью, как телефон, а стало быть, работодателю уже не обязательно закупать оптовую партию компьютеров, пусть даже и не самых мощных, ставить на каждый строго лицензионную версию "сами-знаете-какой-операционной-системы" и "лидирующего офисного пакета".

Арендовать сервер при некоторых условиях тоже выгоднее, нежели закупать собственный, но это уже на усмотрение соответствующего начальства. С арендой крупного помещения для размещения всех полагающихся сотрудников, стало быть, тоже проблем нет, за отсутствием в таковом помещении необходимости - люди-то дома работают.

Для обеспечения постоянной связи непосредственно между сотрудниками и между руководителем и подчинёнными ныне уже не надо находиться в одном помещении: во многих (очень многих) коммерческих компаниях основным средством связи de facto стали всевозможные интернет-пейджеры, такие как ICQ, MSN Messenger, AIM, Jabber и им подобные. Создававшиеся, скорее, для дружеского трёпа программы оказались стандартными средствами общения между работниками и руководством. Причём общаться таким образом люди могут, даже находясь в одном помещении. Кому-то это может показаться дикостью, но на самом деле речь идёт исключительно об удобстве: чтобы что-то сказать приватно, не обязательно вытягивать сотрудника в курилку.

Соответственно, при удалённой работе сотрудника связь с ним элементарно поддерживается через "аську" или какой-нибудь другой IM, главное, чтобы у обеих сторон нормально работал канал связи.

Ну, на худой конец под рукой имеется телефон.

Для рядового сотрудника удобства совершенно очевидны. Во-первых, вряд ли при удалённой работе надо ни свет, ни заря вскакивать, чтобы успеть к началу общего рабочего дня. Окончанием такового работник тоже не ограничен. А между тем, как показывают исследования, "жаворонков", то есть людей, которым вставать в раннюю рань - не проблема, в мире меньшинство, лишь 20-25%. "Сов" вдвое больше. Мало кто учитывает это обстоятельство: принцип "кто рано встаёт, тому бог подаёт" во всех его вариациях почему-то рассматривается большинством работодателей на Западе (да и у нас) как неоспоримый притом, что это именно они, работодатели эти, теряют свои деньги на низкой производительности труда невыспавшихся людей.

Ну, и к тому же, "совам" гораздо удобнее работать по ночам, когда вокруг относительные тишина и покой, и легче сосредоточиться.

Проблема с режимом связана, естественно, с проблемой коллективной организации труда в отдельно взятой компании. Когда требуется сколотить именно коллектив, начальству приходится ставить всех в единые временные рамки, в том числе, ради обеспечения элементарного равноправия (или видимости такового). К тому же, людям, работающим в одной связке, волей-неволей приходится соответствовать режиму друг друга, чтобы, попросту говоря, оказываться на работе в одно и то же время.

При удалённой работе важность принципа коллективности падает до ничтожно малого значения. Есть дедлайн, есть объём работы, есть средства связи и передачи друг другу офисных материалов. Кому какое дело, чем ты занимаешься, пока другие пашут, главное, успей выполнить свою задачу.

Плюс ещё два немаловажных преимущества удалённой работы: никто не стоит над душой, и нет необходимости день за днём видеть людей, которые тебе могут быть не приятны (такое нередко случается). Все люди разные, и далеко не у всех коммуникабельность входит в число основных достоинств. Спрашивается, зачем их мучить?

В конечном счёте, никто не будет вызывать работника на ковёр за нарушение трудовой дисциплины, таких как курение сигарет или распитие пива, если, конечно, от него не будет проблем с выполнением работы.

Это уж, не говоря о возможности поесть в любое время.

Однако у всей этой идиллии есть множество "но", плавно переходящих в минусы.

Первый минус - это то самое сравнение производительности удалённых работников и тех, кто сидит на рабочем месте под недрёманным вышестоящим оком. Проблема тут в том, что система отношений "отлынивающий работник - работодатель с кнутом" настолько хрестоматийна, что уже стала чем-то вроде "общественного договора": для работника органично-естественно отлынивать и тянуть резину, для начальника - требовать рекордных сроков, ударной производительности, постоянной улыбки на лице и прочая. В результате, как правило, получается нечто среднее, что, впрочем, всех устраивает.

При отсутствии подгоняющего фактора в лице начальника, стоящего над душой, производительность труда работника, привыкшего работать под надзором, может значительно упасть. В огромной степени это вопрос привычки, образа мышления и самоорганизации труда человека. Перестраиваться на новый лад всегда проблематично, и хотя сначала работнику кажется, что раз к нему никто не будет приставать, наконец-то, он сможет нормально поработать. Но не тут-то было…

Кроме того, есть очень серьёзный фактор, связанный с надёжностью техники. В офисе наличествует (как правило) свой системный администратор, который в случае поломок может (иногда) срочно спасти положение - вплоть до извлечения критической важности информации с отформатированного по ошибке винчестера.

С удалённой работой тут могут возникнуть серьёзные проблемы: если вовремя не сделать резервной копии документа (или программы), оный документ может накрыться соломенной шляпой. А процедура сохранения резервных копий работниками воспринимается как полуобязательная, то есть из трёх раз выполняется хорошо, если один. Да и проблема с компьютером может решаться несколько дней, на которые человек из рабочего процесса выпадает.

В принципе, тут пригодится опыт разработчиков свободного ПО с распараллеливанием работы, но это может быть связано с дополнительными финансовыми затратами.

Так, ну и куда мы, собственно, пришли? Да всё туда же - к калькулятору. Задачка-то довольно простая. Технологии достаточно развиты и распространены, чтобы организовывать изрядную часть работы на дому, но при этом наличествуют ряд рисков, самым серьёзным (подчёркиваем, самым серьёзным) является само мышление и манера работать тех, кто может быть занят на "удалённом трудовом фронте", а, попросту говоря, вопрос, надо их подгонять или нет. В итоге, работодателю надо хорошенько всё просчитать и прикинуть - что дешевле.

Ну, а теперь ещё несколько фактов для размышления.

Факт первый. В разработке открытого программного обеспечения (от Linux и до любительских игровых проектов), если в деле занято больше двух человек, работа организуется по распределённому принципу. Люди, занятые в проекте, могут даже не знать друг друга лично и общаться исключительно по Сети.

Разработка коммерческого софта - предприятие сугубо централизованное и производится, главным образом, на оборудованных рабочих местах в помещениях, принадлежащих фирмам-разработчикам. Хотя и некоторый элемент удалённой работы тоже может иметь место.

Одна маленькая деталь: как правило, у разработок свободного софта нет жёстких сроков сдачи проекта, в то время как коммерсанты спешат изо всех сил, чтобы конкуренты не обскакали (а потом заваливают потребителей патчами, так что "поспешишь - людей насмешишь" тут не работает, ибо не смешно).

Это что касается зарубежья.

А нас касается факт второй. В России часто практикуется привлечение удалённых сотрудников (особенно в том, что касается сетевых СМИ) из регионов. В регионах цены ниже, чем в столицах, а техническая оснащённость может быть вполне сопоставимой. В любом случае, с региональным автором можно договориться о сотрудничестве за меньшие деньги, нежели с автором столичным, притом, что в пересчёте на местные цены региональный автор в накладе не останется.

И последнее: для различных наций характерны свои "среднестатистические" психологические особенности. В частности, для западного человека характерна склонность к индивидуализму, в то время как на Востоке коллективизм считается чем-то совершенно естественным (чуть ли ни единственно возможным способом существования общества). С организацией работы это связано напрямую.

Дальнейшие рассуждения на тему оставляем читателям.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.