Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Ричард Столлмен. Электронные книги: свобода или копирайт

АрхивМнения
автор : Ричард Столлмен   02.08.2004

Когда электронные книги распространятся, всё cтанет другим. Давать книги друзьям будет нельзя, библиотеки исчезнут, и даже купить книгу анонимно окажется невозможно. Такое будущее готовят для нас издатели.

Эта статья Ричарда Столлмена, основателя Фонда свободного программного обеспечения, была впервые опубликована в 2000 году. Но именно сейчас она как никогда актуальна для России: теперь и в наше законодательство были внесены поправки, напоминающие американский Акт об авторских правах в цифровую эпоху (DMCA), про который пишет Столлмен.

Русский DMCA. 28 июля в России вступили в действие поправки к закону об авторских и смежных правах, которые ставят вне закона не только существование электронных библиотек, но даже использование компьютера.

Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"

Давным-давно, во времена печатных станков, появились законы, регулирующие издательский и писательский бизнес. Эти законы назывались "авторское право". В американской конституции записано, что смысл авторского права в том, чтобы "содействовать прогрессу", поощряя публикации. Для этого издателей обязали получать у авторов разрешение на использование их новых трудов.

Обыкновенным читателям не было повода беспокоиться, поскольку авторское право ограничивало только публикацию, и не затрагивало вещи, которыми могут заниматься обыкновенные люди. Хотя цена книг и стала немного выше, то были лишь деньги. На образ жизни читателей авторское право никак не влияло. Как и было задумано, авторское право служило обществу, не становясь для него обузой. Оно хорошо выполняло свои задачи - тогда, в то время.

Но вот появился новый метод распространения информации: компьютеры и компьютерные сети. Преимущество цифровых информационных технологий состоит в том, что они позволяют копировать и манипулировать информацией, в том числе программным обеспечением, музыкальными записями и книгами. Сети дают возможность неограниченного доступа к данным всех сортов - настоящая информационная утопия.

Единственная преграда стояла на пути: авторское право. Читатели, которые использовали свои компьютеры, чтобы делиться опубликованной информацией, с формальной точки зрения оказались нарушителями авторских прав. Мир изменился, и закон, некогда регулировавший издательский бизнес, стал ограничивать общество, которому он был призван служить.

В настоящем демократическом государстве закон, который запрещает популярные, естественные и полезные действия, скорее всего, вскоре был бы ослаблен. Но могущественное издательское лобби было против того, чтобы общество пользовалось преимуществами компьютеров. Авторское право оказалось подходящим оружием для издателей. Вместо того, чтобы ограничить действие авторского права в соответствии с изменившимися условиями, правительства под влиянием издателей лишь ужесточили копирайтное законодательство. Для читателей, обменивающихся информацией, ввели суровые наказания.

Но и это ещё не всё. Когда ограниченная группа людей получает контроль над тем, что делают компьютеры других, компьютеры превращаются в мощные инструменты власти. Издатели осознали, что заставив людей использовать для чтения электронных книг специально разработанное программное обеспечение, они получат беспрецедентную власть: читателей можно будет вынуждать платить и идентифицировать себя при каждом прочтении книги. Настоящая мечта издателя!

В 1998 году издательскому лобби удалось добиться от правительства США принятия законодательного Акта об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA), закона, который даёт им полную юридическую власть почти над всем, что читатель может делать с электронной книгой. Даже читать электронную книгу без разрешения - уже преступление.

У нас ещё остаются наши старые права, когда мы используем бумажные книги. Но если электронные книги заменят печатные, пользы от этого будет немного. С помощью технологии "электронных чернил" даже газеты можно сделать эфемерными. Представьте: больше никаких букинистических магазинов; взять почитать книгу у товарища нельзя; позаимствовать книгу в библиотеке невозможно. Закрыты все лазейки, позволявшие читать бесплатно. И судя по рекламе Microsoft Reader, возможность анонимного приобретения книг тоже исчезнет. Вот какое будущее замыслили для нас издатели.

Почему такие важные перемены так мало обсуждаются обществом? У большинства граждан ещё не было случая столкнуться с политическими проблемами, которые поднимают эти футуристические технологии. Вдобавок, всех приучили к мысли, что авторское право существует для того, чтобы "защищать" держателей копирайта, а интересы общества тут не в счёт.

Когда электронными книгами станет пользоваться большинство, и люди узнают, какие порядки были уготованы для них издателями, они станут сопротивляться. Человечество не будет терпеть это ярмо вечно.

Издатели хотели бы, чтобы мы поверили, что ограничивающее авторское право необходимо для существования искусства, но нам не нужна Война с копированием, чтобы сохранить разнообразие публикуемых работ. Как доказывает пример группы "Grateful Dead", копирование записей среди фэнов не ведёт к проблемам для артистов. Легализовав некоммерческое копирование электронных книг, мы вернем авторскому праву его изначальную роль: роль регулятора издательского бизнеса.

С некоторыми видами произведений мы можем пойти даже дальше. Перепубликация научных работ и монографий в онлайне должна поощряться, это поможет защитить научные записи и одновременно сделает их более доступными. В случае учебников и большинства справочников, публикация измененных вариантов должна быть также разрешена, поскольку это подвигнет общество к их улучшению.

Однажды, когда появится лёгкий способ послать кому-то немного денег по компьютерной сети, сам смысл запрещения полного копирования исчезнет. Если вам нравится книга, и она предложит: "Кликните здесь, чтобы отправить автору один доллар", разве вы откажетесь? Авторское право на книги и музыку, которое запрещает распространение неизмененных копий, полностью устареет. И час этот близок.

Copyright 2000 Richard Stallman (ссылка)

Verbatim copying and distribution of this entire article are permitted in any medium, provided the copyright notice and this notice are preserved.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.