Браузер Safari 5 изменит интернет
АрхивСофтерраОдно из нововведений в Safari 5 - это важный шаг вперёд, и шаг в том направлении, куда разработчики других браузеров почему-то боялись идти.
Выпущенный на днях браузер Safari 5 не удостоился даже упоминания в речи Стива Джобса на WWDC 2010. Неудивительно: улучшенный "интеллект" адресной строки или устанавливаемые расширения, с помощью которых кто-то уже портировал баннерорезку Adblock, интересны лишь немногочисленным поклонникам этого браузера. Только одно из нововведений заслуживает особого внимания.
Самая важная функция Safari 5 называется "Reader" ("Читатель"). Именно она вызвала наиболее бурное обсуждение в Сети, именно её будут перенимать другие браузеры, как когда-то перенимали табы у Mozilla или стартовый экран у Chrome. Reader - это большой шаг вперёд, и шаг в том направлении, куда разработчики других браузеров почему-то боялись идти.
Reader извлекает из веб-страницы самое главное. Если включить эту функцию, исчезнут рекламные баннеры, нечитабельные шрифты, боковые столбцы, логотипы и меню - останется только правильно отформатированный текст и иллюстрации. Когда статья разбита на несколько страниц, браузер сам загружает и объединяет все страницы в одну, чтобы не пришлось кликать по ссылкам.
Окно браузера без Reader
То же окно после включения Reader
Reader - не первое средство подобного рода. Для Firefox есть аддоны, автоматически подгружающие части многостраничных статей, а букмарклет Readability, разработанный компанией Arc90, убирает оформление не хуже Reader и подходит почти для любого браузера (более того, похоже, что Reader основан как раз на открытом коде Readability).
Скорее всего, Reader использует для отделения содержания от "мусора" тот же алгоритм, что и Readability. Он прост, но эффективен: программа отыскивает в коде HTML блок, содержащий больше всего абзацев, а затем пропускает его через несколько фильтров, которые выкидывают сомнительные блоки, слабо похожие на текст (подозрение может вызвать, например, слишком малое количество запятых).
Само появление таких программ показывает, что развитие веба зашло куда-то не туда. Оформление должно быть неотделимой частью контента, от которой нельзя избавиться, не потеряв чего-то важного. В интернете всё наоборот: дизайн не имеет к контенту никакого отношения и служит всего лишь интерфейсом сайта - зачастую неудобным, перегруженным и, что хуже всего, нестандартным.
"Веб - это потрясающее, но совершенно непредсказуемое место, - пишет в блоге Arc90 один из разработчиков Readability Рич Зиади. - Не существует общепринятых правил создания интерфейсов для веба. Есть несколько популярных паттернов проектирования, но впечатления единства - всё равно нет". Readability и ему подобные программы (в том числе и Reader из Safari) насаждают собственный "квазистандарт". Один клик - и они заменяют непривычный интерфейс сайта на собственный, уже знакомый пользователю.
Кнопка включения Reader в уголке адресной строки
Самым логичным развитием этой идеи стал бы специальный браузер, оставляющий на сайтах только контент и дающий пользователю инструменты для навигации и поиска, которые выглядят и действуют одинаково в любой части интернета. Более того, такой браузер куда ближе к изначальному видению World Wide Web, чем то, что получилось из веба в итоге.
И это вовсе не фантазии. Создатели Readability напрямую говорят, что хотели бы превратить свой продукт из дополнения к браузеру в полноценную платформу для просмотра веба. Никто не удивится и в том случае, если Reader в следующих версиях Safari для iPhone и iPad вырастет из необязательной кнопки в целый режим просмотра. Разработчики других браузеров, чтобы не отставать, тоже наверняка что-нибудь придумают.
Единственные, кого способно напугать такое развитие событий - это производители контента. Без рекламных баннеров они лишаются основного источника дохода, а без контроля над интерфейсом сайта - единственного способа влиять на действия посетителей.
Похоже, в Apple это прекрасно понимали и даже рассчитывали на такую реакцию. Одновременно с Reader в компании разрабатывали собственную рекламную систему для приложений iPhone и iPad. В отличие от рекламы в интернете, от которой так легко избавиться, удалить рекламу из приложений очень трудно (правда, и удалять её меньше резонов, но это уже совсем другая история).
В будущем, к которому Apple подталкивает издателей, у общедоступного веба есть альтернатива - закрытые приложения для iPhone и iPad. Выбор кажется очень простым. С одной стороны - общедоступный веб. Его пользователи не склонны платить за контент, режут баннеры и полностью контролируют представление контента (причём поощряемые Apple средства вроде Reader и Adblock только усиливают этот контроль). С другой стороны - приложения, которые неплохо продаются и полностью исключают влияние пользователя на оформление и рекламу (это Apple тоже гарантирует).
Не повредит ли интернету, если производители контента променяют его на закрытую платформу Apple (или любого другого производителя - но тоже закрытую)? Вряд ли. Интернет слишком велик, чтобы его можно было игнорировать, поэтому оба варианта продолжат мирно сосуществовать. Некоторые крупные американские журналы уже выпускают электронные версии в виде приложений для iPad, но от этого их веб-сайты не стали хуже. Лучше, правда, тоже - но как раз на этот случай и придуман Reader.
Что происходит внутри
За борьбой браузеров стало интересно наблюдать лишь недавно - после выхода первой беты Google Chrome осенью 2008 года. До того почти десять лет продолжалась спячка: новые возможности появлялись нечасто и вызывали у пользователей и веб-разработчиков скорее досаду, чем воодушевление. Зато теперь темпы перемен - почти как в середине девяностых.
Гонка интерпретаторов Javascript, начатая Google, продолжается. В Safari 5 снова проапгрейдили интерпретатор Javascript, в последнее время подотставший от Chrome, который мутирует невиданными до него темпами (пять версий за полтора года - это не шутки). Впрочем, ускорение уже не так заметно на фоне других браузеров, разработчики которых тоже не сидели на месте.
Другая незаметная на первый взгляд особенность Safari 5 - реализация новых возможностей HTML5. Настолько новых, что об их существовании, похоже, не всегда догадываются даже сами редакторы проекта стандарта, не говоря уж об авторах других браузеров. С их помощью в Apple пытаются доказать, что отсутствие Flash в iOS ничего не значит. Судя по демонстрационному сайту, получается неплохо.
Усилиями Google аббревиатура HTML5 уже превратилась из строгого технического термина в маркетинговое словечко, которым обозначают всё, что отличает современные браузеры от старых. В Apple используют её не менее вольно: её толкование включает только что изобретённые расширения CSS и HTML, которые лишь недавно отправлены на рассмотрение в W3C и поддерживаются только в самых свежих версиях Safari (отстаёт даже Chrome, основанный на том же браузерном движке).
Это не страшно: проект стандарта HTML5 не столько задаёт развитие браузеров, сколько отражает его. Тег canvas, например, тоже когда-то придумали в Apple, причём поначалу даже не для использования в вебе - с его помощью отображаются виджеты Mac OS X. Только потом он оказался реализован в других браузерах и попал в спецификации. Тоже самое, конечно, произойдёт и теперь. Хоть какая-то польза от нелепого конфликта между Apple и Adobe.
- В статье использована фотография с flickr.com/сvander/