Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Augmented Reality: вот такая дополненная реальность

АрхивСофтерра
автор : Игорь Осколков   11.08.2009

Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) постепенно начинает входить в нашу повседневную жизнь. Не так стремительно, как хотелось бы, но кое-что уже можно попробовать буквально в домашних условиях и без покупки всяческих дорогих устройств.

Про дополненную реальность пока говорить не так модно, как о Cloud Computing или Веб № такой-то. Периодически всплывают всяческие проекты, которые напрямую заявляют о своей революционности и обещают, что если не завтра, так послезавтра уж точно начнётся новая эра, в которой жизнь будет намного удобнее. Однако видимых сдвигов в этом направлении всё ещё нет, да и пресловутый MARS с богатой историей разработки так до сих пор и не стал достоянием общественности. Похоже, что только легендарный Стив Манн обладает более-менее вменяемой мобильной AR-системой, да и то в единственном экземпляре. Ну а что делать простым обывателям, которые хотят хоть немного приобщиться к Augmented Reality? А ничего особенно! Нам понадобится только веб-камера, принтер и не самый мощный компьютер.

Итак, первый проект, о котором пойдёт речь, является совместной разработкой компании General Electric и журнала Popular Science. (Вообще, это скорее реклама GE.) В июльском номере журнала в качестве эксперимента впервые была применена 3-мерная интерактивная обложка. Ну то есть сама по себе обложка ничем таким не выделялась - никаких встроенных микросхем, дисплеев и т.п. там нет. Необходимо только зайти на сайт проекта, поднести журнал к включенной веб-камере и... наслаждаться самым настоящим примером дополненной реальности. Сам журнал можно и не покупать - достаточно распечатать обложку на любом принтере. Можно ознакомиться и с другими похожими примерами. Демонстрация сама по себе не блещет красотой графики или изысканностью анимации, но является, тем не менее, очень показательной.

Для оффлайновых СМИ Augmented Reality может стать простым и дешёвым способом добавления интерактивности. Читателю не нужно совершать лишние телодвижения - достаточно просто поднести разворот журнала с каким-нибудь графиком к веб-камере и увидеть на экране его объёмную версию с подробными комментариями и прочими дополнениями. Для создания интерактивной обложки использовалась разработка Unifeye компании metaio, о мобильной версии которой год назад писал Кирилл Тихонов в бумажной КТ. Программных решений для создания подобных систем дополненной реальности не так много - кроме Unifeye я бы выделил только свободно распространяемый ARToolkit с его многочисленными портами и клонами. Забавно, что в связи с распространением AR всё чаще стали использовать язык VRML (Virtual Reality Modeling Language), который появился “слишком рано, чтобы стать популярным”. Он был разработан в 1994 году, какое-то время его в вебе использовали, но вскоре про него забыли на целых 10 лет. И вот теперь он, похоже, обретает вторую жизнь.

Второе очевидное применение для AR - это реклама. В этом сегменте почему-то наиболее активно ведут себя автопроизводители, хотя применять-то данную технологию можно практически везде. Ещё в прошлом году, например, появилась красивая реклама Mini Cooper. А чуть позже подтянулась BMW с демонстрацией своего Z4. Причём в этом случае можно не только полюбоваться 3D-моделью автомобиля, но даже поуправлять ею! Ещё одно любопытное решение буквально на днях представила компания Best Buy. Суть та же, что и у Popular Science - заходим на специальный сайт, подносим к камере бумажную версию рекламы какого-либо продукта и наблюдаем его 3D-модель. Могут ли от этого заметно увеличиться продажи? Пока неизвестно, но покупателя эта опция развлечёт, ведь она дает возможность буквально повертеть предполагаемый объект покупки в руках и оценить его внешний вид. Разработчики из компании Zugara пошли ещё дальше и создали сервис для подбора одежды в онлайн-магазине. Думаю, что прекрасный пол по заслугам оценит такое решение.

В обучении дополненная реальность также может пригодиться. Мне лично больше всего понравился проект ARSights от компании Inglobe Technologies. ARSights позволяет расширить возможности Google Earth за счёт добавления на карту ещё одного слоя с 3D-моделями множества архитектурных достопримечательностей. Правда, необходимо доустанавливать некоторые плагины и ПО со страницы проекта, но оно того стоит. Замечу, что модели зданий и объектов гораздо лучше проработаны, чем их аналоги от самой Google. Впрочем, у них хватает и других культурно-исторических проектов.

Вероятно, вы уже успели заметить, что во всех вышеперечисленных проектах необходимо использовать специальный маркер, который распечатывается на принтере. Ребята из Канады решили всерьёз заняться этой темой и создали целую систему маркеров - ARTag.net. Этими метками можно обвешаться с ног до головы и превратиться на эране в подобие средневекового рыцаря, например, или помахать световым мечом. Если не жалко времени, то очень рекомендую опробовать это на себе. Правда, веб-камера в данном случае уже не подойдёт - нужно что-то более серьёзное. Подобные системы уже вплотную приближаются к тем, что используются в современной киноиндустрии.

Тем не менее, без специальных маркеров можно обойтись. Создатели проекта Camspace.com открыто предлагают навсегда распрощаться с клавитурой, мышкой, джойстиком и взять... да первое, что попадётся под руку - хоть пластиковую бутылку от газировки или пачку сигарет. Camspace способен распознавать форму и цвет объектов, а затем запоминать их и реагировать на их перемещения перед веб-камерой. Сервис, правда, до конца не отлажен и иногда даёт сбои.

Напоследок расскажу о нескольких мобильных приложениях с использованием AR. Здесь выбор очень невелик, что неудивительно. Основная проблема коммуникаторов, смартфонов, интернет-планшетов etc в их относительно небольшой мощности, которой часто не хватает для отрисовки 3D-графики поверх видеопотока. Больше всего повезло владельцам современных смартфонов Nokia - им можно посоветовать игру AR Tower Defense. Для Android-устройств относительно недавно появился замечательный софт Wikitude, который задействует GPS и встроенный компас. Как только будет определено местоположение пользователя и направление его движения, так сразу же на экране поверх изображения с камеры выводятся информационные метки о зданиях, заведениях и достопримечательностях. Для любителей путешествовать это очень актуально. В скором времени данное приложение будет доступно и для владельцев iPhone. Нечто похожее предлагает голландский сервис Layar.eu. А для новой версии iPhone - 3GS - сейчас тестируется приложение TwittARound, которое выводит на экран аватарки и последние твиты ваших друзей, которые находятся неподалёку. Для Windows Mobile в качестве простенькой демонстрации можно посоветовать программку AR Zoo.

Возможно, в скором будущем ситуация с мобильными AR-приложениями в корне изменится. Большие надежды возлагаются на платформу NVIDIA Tegra, которая в теории способна значительно увеличить быстродействие обработки 3D-графики. По крайней мере, первые видеоролики с участием пока не вышедшего устройства на этой платформе выглядят довольно впечатляюще. Нельзя однозначно говорить, что дополненная реальность - это наше будущее. Но какое-то влияние на наш мир она всё же окажет. Осталось только дождаться её.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.