В ожидании волны
АрхивСофтерраВ конце мая Google представил публике новый, абсолютно ни на что не похожий проект - Google Wave. Презентация предсказуемо сопровождалась сообщением, что аккаунты в новом сервисе дадут не сразу и далеко не всем.
Впрочем, не стоит забывать: Jabber создавался не только для поддержки интернет-пейджинга, но и для произвольного двустороннего обмена данными. Со временем он может сменить HTTP, предоставив принципиально новые возможности по созданию веб-приложений. Или вообще образовать инфраструктуру для появления какого-нибудь Веб 3.0. Кто знает, во что завтра может вылиться сегодняшняя болтовня?
Щуров И. В., ПСС, т. 34, с. 4921
В конце мая Google представил публике новый, абсолютно ни на что не похожий проект - Google Wave ("КТ" #786). Полуторачасовая гипнотическая презентация предсказуемо сопровождалась сообщением, что аккаунты в новом сервисе дадут не сразу и далеко не всем. Естественно, редакция "Компьютерры" связалась с разработчиками Google Wave и попросила несколько аккаунтов, чтобы разобраться в происходящем и, возможно, написать на базе Google Wave собственную систему для редакционных обсуждений и подготовки номера в печать.
Пару слов о том, как номер делается сейчас. Девяносто девять процентов всех обсуждений происходит в режиме личного общения или по электронной почте и в ICQ. Оставшийся процент - это справочные документы в Google Docs. Там хранится план текущего номера, по которому любой редактор может отследить, в каком состоянии находятся его материалы, а также такие сверхсекретные документы, как план тем номера на ближайшие двадцать пять лет и шаблоны ответов авторам, чьи статьи нам не понравились. Эта схема без особых сбоев функционирует уже года три, однако у нее есть несколько очевидных недостатков. Первый из них заключается в том, что архивы обсуждений хранятся в разных местах (электронная почта, ICQ, gtalk и т.п.). Второй - чуть менее очевидный - в том, что у всех сотрудников и так довольно большой трафик электронной почты, и забытая на два-три дня статья может просто-напросто затеряться в почтовом ящике. Кроме того (это уже третий пункт), было бы очень удобно держать в одном месте и будущие публикации, и комментарии к ним.
Попыток сломать устоявшуюся практику было несколько. Одну из самых отчаянных предпринял Илья Щуров, попытавшийся перевести подготовку номера на рельсы "вики". Ничего хорошего из этого, конечно, не получилось. Помимо психологических причин неудачи (каждый из редакторов обоснованно мнит себя самым гениальным и меньше всего жаждет обсуждать свои материалы с кем-то ещё), были и технические. Несмотря на "заточенность" под совместное редактирование документов, "вики" оказалась слишком сложна и неудобна для дизайнеров: им на входе нужен документ в формате rtf, а вовсе не html-страничка2.
С Google Docs дело пошло веселей. Мы не стали терпимее к чужому мнению, однако обнаружили класс документов, которые гораздо удобнее составлять вместе. Нередко случается так, что брать интервью отправляется один человек, однако корпус вопросов, которые он собирается задать, составляется коллективно. То же относится к тематическим планам, которые у нас, конечно, есть - пусть и не такие долгосрочные, как я написал в позапрошлом абзаце. Иногда там же производится редактирование статей, но это, скорее, исключение: стандартная редакция - это, как правило, результат нескольких итераций, запрятанных в архивах электронной почты. Если речь идёт о редактировании статей, присланных сторонними авторами, то там, насколько я знаю, никаких исключений нет, и обсуждение всегда ведётся в почте.
Но лично я все-таки чувствовал какой-то дискомфорт. У меня сложные отношения с хаосом: на столе полнейший беспорядок, но если я решаю прибраться, то отдаюсь этому занятию целиком. Мне нужно, чтобы солдаты не только подметали плац, но ещё и строем ходили. Поэтому, воспользовавшись отпуском главного редактора, я обманом заманил оставшихся в Москве коллег в Wave и рассказал, какое прекрасное будущее ждёт всех нас.
Какое прекрасное будущее ждёт всех нас, или что такое Wave
Любое прекрасное будущее невозможно без ужасного прошлого и неприятного настоящего. В нашем случае и прошлое, и настоящее - это электронная почта. Мощный инструмент общения, который был разработан для других контекстов и масштабов. Первые электронные сообщения были отправлены сорок лет назад, а с тех пор в мире многое изменилось. Неудивительно, что за четыре десятка лет электронная почта скомпрометировала себя множеством способов. Сегодня это не только способ общения между людьми, которые интересны друг другу, но и один из главных каналов распространения спама, вирусов и мошеннических схем, а также источник чувства вины, которое охватывает любого честного человека при взгляде на "инбокс", заполненный непрочитанными письмами3. Ни Том Ван Влек (разработчик команды mail для системы CTSS в МТИ), ни Рэй Томлинсон (придумавший использовать @ в адресе и создавший систему электронной почты для ARPANET) и предположить не могли, что когда-нибудь среднестатистический пользователь будет получать сотни писем в день. То, что этих среднестатистических пользователей наберётся несколько миллиардов, тоже вряд ли приходило кому-то в голову.
По мере того как врожденные дефекты, присущие электронной почте, становились всё более очевидными, разработчики придумывали новые средства общения и паллиативы. Защищённая от спама (и, за компанию, от всех незнакомых писем) электронная почта, антиспам, инстант-мессенджеры, форумы, блоги, социальные сети4. Google даже попытался перезапустить электронную почту. Однако влияние Gmail на рынок почтовых веб-сервисов, по большому счёту, ограничилось отменой ограничений на дисковое пространство. Концепция Gmail, объявлявшая главным объектом электронной почты не отдельное письмо, а обсуждение (conversation), никем из крупных конкурентов скопирована не была5. Сам Gmail через пять лет после запуска занимает пять процентов рынка почтовых клиентов6. Что очень прилично для продукта, но маловато - для идеи, которая за ним стоит.
Google Wave во многом построен на идеях, которые положены в основу интерфейса Gmail, но эти идеи щедро приправлены вики-возможностями и прелестями общения в реальном времени. Как и в Gmail, главный объект в Google Wave - это обсуждение, в терминологии GW - вейв, волна. Но в отличие от обсуждения в Gmail, которое было всего лишь надстройкой над старой инфраструктурой, вейв - гораздо более мощная штука. Он тоже состоит из списка сообщений (блипов), но, пожалуй, на этом сходство и заканчивается, поскольку сообщения в вейв добавляются в реальном времени и по умолчанию могут быть отредактированы любым участником дискуссии. Поэтому, чтобы избежать хаоса, роль третьей координаты (кто, что, когда) дискуссии в вейве усилена - мы можем вернуться в любой момент жизни вейва и посмотреть, как выглядела вся дискуссия целиком. Подытоживая, отмечу три ключевых момента:
- Обсуждение может идти в реальном времени, причём конечный транспорт обеспечивается единственным провайдером7, поэтому никаких "а я твое письмо не получил" здесь быть (почти) не может. Очевидно, что эти свойства Google Wave получил по наследству от инстант-мессенджеров.
- Все сообщения (равно как и все состояния сообщений) сохраняются на сервере.
- Динамику дискуссии можно отследить, "вернувшись назад во времени".
Последний пункт, в частности, означает, что оживлённая дискуссия вполне может состояться в рамках одного-единственного заглавного сообщения. И у пользователей GW есть удобный способ просмотреть дискуссию в динамике.
Всё это делает Google Wave удобным средством для совместной работы, однако очевидно, что этого недостаточно, чтобы превратить Google Wave даже не в главное, а хотя бы в относительно распространённое средство общения. Но и это ещё не всё.
Возьми себе ещё немного плюшек
Дело в том, что Google Wave - не столько продукт, сколько идея. Код клиента и сервера компания Google обещает распространять как open source, поэтому любой желающий сможет поставить свой wave-сервер. Больше того, протокол, лежащий в основе Wave, тоже открыт, и никто не мешает самым упорным написать собственную имплементацию Wave. Правда, мне кажется, что максимум активности разработчиков придётся на улучшение уже написанного кода, в том числе и кода официального клиента.
Расширить функциональность официального клиента легче всего с помощью гаджетов и роботов. На пользовательском уровне разница между ними проста: гаджеты позволяют делать в Google Wave то, на что официальный клиент не рассчитан, а роботы выполняют сервисные функции, обычно в фоновом режиме. В отличие от гаджета, робот - полноправный участник обсуждения, разве что чуть умнее остальных. Как и другие участники, робот "может изменять содержание вейва, добавлять или удалять участников, а также создавать новые сообщения и вейвы".
Простой пример гаджета. В актуальном клиенте Google Wave в волну нельзя вручную вставлять iframe. Система корёжит html-код, и в результате он выглядит как простой текст, тогда как на месте этого текста должно было быть, например, видео с YouTube. Мы, правда, собирались вставлять не видео, а документы с Google Docs, чтобы обсуждать статьи, но поскольку технология встраивания документа с Google Docs ничем не отличается от встраивания видео, то результат был тот же. Обойти заложенные ограничения позволяет HTML Gadget Алекса Ткачмана.
Простой пример теоретически полезного робота - Complety (Доу Осинга), который автоматически заменяет "???" на подходящее по контексту выражение. Например, в предложении "??? is the capital of Russia" подходящей заменой будет Moscow. Разумеется, сам робот понятия не имеет, что такое Москва. Всю необходимую информацию он берет из поисковых результатов Google (благодаря этому в одном из комментариев можно узнать, что столицей Швеции является Дания).
Я, правда, только что попробовал проверить пример с Москвой и выяснил, что робот отключён. Для сегодняшнего Google Wave - это привычная ситуация. Суровые ограничения на выдачу аккаунтов (мне пришлось звонить Ларсу Расмуссену в Австралию, чтобы получить несколько аккаунтов для "КТ") вызваны, очевидно, тремя соображениями. Во-первых, мощностей, судя по всему, выделено маловато, Google Wave очень часто и очень сильно тормозит. Во-вторых, тот Google Wave, который вы видите на скриншотах, - это ранний прототип, код не дописан, и сторонним разработчикам иногда приходится придумывать неочевидные пути обхода только потому, что та или иная функция ещё не имплементирована. В-третьих, у пользователя доступ к Google Wave вызовет в лучшем случае раздражение - сервис то падает, то работает не так, как заявлено, то, как уже было сказано, тормозит.
Так и произошло. Из четверых сотрудников редакции, активно экспериментировавших с Google Wave, "Волна" понравилась только мне и Илье Щурову. Артем Захаров и Слава Бирюков даже отказались поделиться впечатлениями, признавшись, что "ничего хорошего пока написать не могут".
Конкуренты
Ближе всего к концепции Google Wave продукт швейцарской компании Colayer, которая объявила о "смерти email" ещё в начале двухтысячных. Сравнительная неизвестность Colayer вызвана скромными маркетинговыми бюджетами, "заточенностью" на бизнес-пользователей (продукт платный, и даже ради демо нужно связываться с представителями компании) и тем очевидным фактом, что email всё ещё живее всех живых. К Google Wave в Colayer относятся в высшей степени положительно и, кажется, даже используют шумиху вокруг нового продукта Google в продвижении собственных продуктов - мы, дескать, это сделали ещё десять лет назад, но никому не говорили. Мой опыт общения в Colayer ограничен перепиской с менеджером (в Colayer же, но с урезанным набором функций), и на вид это неплохая система совместной работы, однако в ней нет редактирования файлов (в этом я, впрочем, не уверен, потому что менеджер убеждал меня в обратном, но лично у меня все файлы обрабатывались как вложения - то есть файл мне предлагали скачать, поправить, а потом закачать новую версию обратно) и редактирования сообщений (что сводит на нет совместное создание документов - правда, над этой функциональностью в Colayer уже работают). Кроме того, система, судя по всему, нерасширяема - её разработкой занимается Colayer и делиться ни с кем не хочет.
Ещё одна система, напоминающая Wave, - это ShareFlow от компании Zenbe. Здесь реализована даже концепция вейва (в изложении Zenbe она называется flow) как потока сообщений. Функционально ShareFlow беднее Google Wave, к тому же он, как и Colayer, нерасширяем, однако, в отличие от Wave, вполне работоспособен и даже просит денег (бесплатная версия с ограничением на 5 flow пригодна только в ознакомительных целях).
Вообще говоря, систем совместной работы очень много, и даже хорошие среди них есть (например, семейство продуктов от 37signals) - и все они являются соперниками Google Wave, даже если концептуально ничем Wave не напоминают.
Другой очевидный конкурент Wave в связке с Google Docs - это корпоративные продукты Microsoft, особенно Exchange и Microsoft Office. Подходы к совместной работе в этих компаниях заметно отличаются, и сравнивать функциональность Exchange с Google Wave, наверное, бессмысленно, однако давление Google Docs на рынок не прошло бесследно - веб-версия нового Microsoft Office совершенно бесплатна. Сказать о ней ещё что-то довольно трудно, поскольку мы эту версию своими глазами не видели.
Собственно, и сами Google Docs - тоже конкурент Wave, поскольку многие вещи - например, подготовку совместных документов - вполне удобно делать и там, ни в какие волны не бросаясь. В этой же категории - новый сервис Adobe Acrobat.com, позволяющий совместно создавать PDF (русский язык пока не поддерживается). Компания Adobe, впрочем, Google Wave не боится, потому что, как сказал Эрик Ларсен, директор по продуктам Acrobat.com, "это сложная идея, а в приложении к совместной работе сложные идеи не работают". По его словам, бизнесмены ещё и в Wiki толком не разобрались.
И выпей чаю
Напомню суть задачи, которую мы пытались решить. Мы хотели преобразовать все внутриредакционные обсуждения и архив документов в единую систему. Очевидный подход: сопряжение Google Docs с Google Wave. Формально это сделать просто. С помощью HTML Gadget можно вставить в вейв любой документ. Однако у документов Google Docs своя история редакций, и, по-хорошему, она тоже должна быть привязана к жизни вейва так, чтобы в режиме playback мы видели бы не последнюю версию документа, а ту, которая обсуждалась в данный момент времени. Это уже нетривиальная проблема, с ней мы пока не справились.
Кроме того, мы хотели бы, чтоб наши потенциальные рекламодатели могли видеть план публикаций и, возможно, ещё какие-то редакционные документы и обсуждения, но не могли их редактировать. Над этим мы, если честно, толком еще не думали, но уже понятно, что текущая имплементация Google Wave этого не позволяет, поскольку участник или включен в волну (и может редактировать любое сообщение), или нет (и ничего не видит). В Google Wave есть возможность скрывать подволну (вейвлет) от некоторых участников, но это решение другой задачи, и хотя его можно ограниченно применить в нашем случае, понятно, что правильное решение - это грамотная система управления правами. Добавлю, что нашим дизайнерам редакционные обсуждения, вообще говоря, не слишком интересны, и с учетом их пожеланий идеальный вариант вейва выглядел бы как волна с одним-единственным сообщением (а значит, нужна возможность создавать вейвы по шаблону, в котором прописаны все участники с соответствующими областями видимости).
Для полного счастья нам нужно ещё несколько роботов, которые будут выполнять функции ответственного секретаря (прости, Ира). Первый робот должен собирать документы, запланированные в конкретный номер (стало быть, у шаблона вейва со статьей должен быть ещё один атрибут, в котором указывается номер журнала или диапазон номеров), забирать последние данные из вейва рекламного отдела (количество и размещение рекламных полос) и составлять на основе этих данных черновой план номера. Другой робот отслеживает состояние материалов, размещенных в Google Wave (для себя: значит, нужно ещё продумать дополнительные атрибуты состояния документов). О невычитанных материалах, которые планируются в текущий номер, он напоминает литредакции. О вычитанных - дизайнерам. Третий робот подбирает остатки за вторым и регулярно сообщает главному редактору о том, что литредактор и дизайнеры плевать хотели на эти напоминания8.
Заодно я планировал перевести на Google Wave редакционный блог. Это как раз нетрудно. Уже сегодня разработчики корпеют над привязкой Google Wave к Wordpress, однако GW и сам по себе способен работать в режиме блог-движка, нужно лишь наладить экспорт вейвов. Сделать это легко, но сейчас экспериментировать в этой области бессмысленно, так как публикацию смогут увидеть только владельцы аккаунтов Google Wave.
Что думают об этих планах литредактор и дизайнеры, узнать мне так и не удалось, поскольку моё "здесь будет город-сад" коллеги, за исключением Ильи Щурова, встретили без энтузиазма. Возможно, потому, что слегка похудевший журнал вообще не нуждается в такой автоматизации. Хотя я грешу на незавершенность Google Wave - в сегодняшнем гадком утёнке действительно трудно увидеть лебедя.
Но он там есть. И в этом нет ничего хорошего.
Проблема лебедя
I would love to see Wave succeed (and Chrome OS and Android), but I don't think any of them are really ready for the average user. They don’t even seem to be ready for the average developer9.
Из списка рассылки разработчиков Google Wave
Один из главных недостатков Google Wave - неинтуитивность происходящего. Инстант-мессенджеры и email худо-бедно копируют привычные поведенческие шаблоны, соответственно беседу двух человек и "офлайновую" переписку. Уже "вики" психологически гораздо сложнее в освоении, поскольку ни у бесконечного редактирования, ни у редактирования моего текста неизвестными мне людьми аналога в реальном мире нет. Google Wave, объединяя все эти концепции, идёт дальше, в нём к редактированию добавляется заметно ослабленная иерархия системы комментариев - по сути, ничто не мешает всем собеседникам говорить одновременно, а разбираться, кто и что сказал, уже потом. Несомненно, бывают ситуации, когда именно такой режим общения является самым эффективным ("мозговой штурм", например), но в обычной жизни люди так не разговаривают (ещё раз прости, Ира, но это правда). И когда в вейве одновременно находится пять человек - двое редактируют вложенный документ, двое отвечают на чужие комментарии, а один, собака грязный, редактирует мой комментарий, и вся эта активность отображается в реальном времени, - это явная перегрузка.
А теперь представим, что в вейве не пять человек, а двадцать пять. Или двести двадцать пять.
Учитывая нестабильность сегодняшнего клиента Google Wave и немногочисленность участников, оценивать масштабируемость и строить прогнозы на будущее - дело неблагодарное, но если что-то и может помешать Google Wave стать заметным средством коммуникации, так это его собственные достоинства и особенно - многопоточность. Не исключено, что он окажется удобен для относительно узкого класса задач, потеснив современные средства совместной работы, но не окажет заметного влияния на коммуникации вообще. Тем более что его главные конкуренты на этом поле - тот же Facebook - замкнуты и местами вообще делают вид, что Интернет на них начинается да ими же и заканчивается.
И хотя у датчан Ларса и Йена Расмуссенов прекрасный послужной список (одни Google Maps чего стоят), у самого Google проекты, связанные с людьми, получаются через раз: Orkut локально распространен в Южной Америке, а социальная 3D-сеть Lively умерла, считай, во младенчестве. Вообще, складывается впечатление, что Google не очень хорошо понимает в людях, что сила его экспертизы в другом и что социальные сервисы Google (а при желании можно и AdSense/AdWords объявить социальными сервисами - работа-то с людьми) успешны лишь тогда, когда компания может получить внятный пользовательский фидбек, а ещё лучше - статистику.
При этом шаг, который делают Ларс и Йен, вообще говоря, шире любых других инноваций Google за последние несколько лет. Даже Chrome OS, от которой шума гораздо больше, чем от Google Wave, - это, по сути, новая перепевка старой концепции тонкого клиента, восходящая ещё к тайм-шерингу на "больших машинах". Идею пытались было реанимировать десять лет назад (NC Ларри Эллисона), но тогда не получилось, а сегодня придумать и продать маломощный терминал гораздо проще.
Проблема Google Wave в том, что люди на словах любят лебедей. А на самом деле предпочитают уток по-пекински.
Парадоксально, но если бы Google Wave придумал кто-то более тупой - в хорошем смысле этого слова, - то шансов у новой технологии было бы больше. Многие из нас ценят "Улисса", даже не пытаясь его прочитать, но деньги в книжном отдадут скорее ***аеву.
С другой стороны, море - это такая штука, что если уж забеспокоилось, то нужно считать как минимум до трех.
Семь возможных приложений для Google Wave
1
Система комментариев для видеороликов, в которой шкала playback привязана к шкале тайминга ролика так, что, ставя ролик на паузу, вы видите комментарии, привязанные именно к этому моменту. На YouTube такая функциональность скорее всего не нужна, но она может пригодиться, например, для обсуждения видеомонтажа онлайн или при трансляции спортивного матча.
1.1 Караоке.
1.2 Система обучения пению с караоке.
1.3 Система обучения пению с обратной связью и караоке. Робот определяет, не сфальшивил ли ученик, и если да, то откатывает вейв на одно состояние назад.
1.4 Вообще говоря, чуть ли не 90 процентов университетских лекций можно загнать в вейв без всякого ущерба для содержания.
1.5 Совместить университетские лекции с караоке.
2
Международная служба поддержки, помогающая пользователю на его родном языке. Это возможно благодаря переводу в реальном времени. В Google Wave за это отвечает робот Rosy, "знающий" сорок языков. Разумеется, Rosy переводит так, как переводит Google Translate, не лучше и не хуже. Но если Google Translate будет прогрессировать с той же скоростью, с которой он улучшал качество перевода последние несколько лет, то годков через пять-шесть многие пользователи Интернета будут с удивлением вспоминать, что когда-то им приходилось использовать broken english (он же "технический английский" в российских резюме).
3
Одно из самых очевидных приложений - коммуникационный хаб. В Google Wave теоретически можно свалить всю почту, RSS, твиты и прочую информацию, без которой прекрасно обходились наши предки. В настоящее время в Google Wave не реализована даже поддержка электронной почты, но к выходу первой доступной пользователям версии её наверняка прикрутят, а твиты - дело наживное, соответствующие расширения обязательно появятся. Прощай, Gmail!
3.1 Прощай, Twitter!
3.2 Прощай, Facebook!
3.3 Прощайте, все!
4
Да что там почта. Уже сейчас разработчики колдуют над расширением, позволяющим не только звонить из Google Wave, но и хранить в вейве текстовую расшифровку разговоров. Скажем, пообещал сгоряча молодой человек жениться, а потом передумал. А у вас-то все ходы в буквальном смысле слова записаны.
5
Съёмка и подготовка видео (идея Джонатана Порицкого с CandlerBlog). Сегодня съёмка фильма представляет собой линейный процесс с множеством итераций. Режиссёр дал указания, оператор снял, монтажер смонтировал, продюсеры поругались, режиссер дал указания, оператор снял… Джонатан Порицкий полагает, что Google Wave является идеальным пайплайном, предоставляющим конкурентный доступ к ресурсам. Теперь не нужно ждать, пока, например, монтажёр домонтирует сюжет. Процесс монтажа продюсеры могут наблюдать в реальном времени, и если им не нравится, допустим, работа камеры, которую никаким монтажом не исправишь, они сразу могут сообщить об этом оператору и его маме.
6
Специализированный интерфейс для доступа к "классическим" викисайтам (таким, как "Википедия"), с помощью которого можно в реальном времени отслеживать все правки, не открывая самого сайта, отвечать на комментарии, откатывать злобных вандалов и т.д. В принципе, похожие функции можно реализовать уже сейчас без всякого вейва (и часть из них даже реализована - кроме, наверное, отслеживания правок по мере набора текста), но иметь универсальный способ доступа к многопользовательским сайтам такого рода было бы очень неплохо.
6.1 Да и вандализмом "заниматься" с помощью Google Wave наверняка гораздо удобнее!- В.Г.
7
Эта заметка написана в Google Wave в режиме совместного редактирования.
Владимир Гуриев при участии Ильи Щурова
1. Этот вейв угодил в легкую турбулентность и может взорваться. Если вы не хотите, чтобы этот вейв взорвался, откройте его заново. Последние изменения могут не сохраниться. [назад]
2. Даже жаль, что не срослось. В конце концов, так приятно написать товарищу "Твоя статья предлагается к удалению" или "Источник не указан 125 дней" или попросту забанить его. Такая жизнь могла бы закипеть. У Ильи, кстати, своя версия фиаско, но факт остается фактом: с "Вики" у нас ничего не получилось. [назад]
3. От тысяч непрочитанных писем в инбоксе страдает не только ваш покорный слуга (и как минимум ещё один редактор журнала), но и, например, такой известный человек, как Лоренс Лессиг, который даже придумал для нашего общего недуга красивый термин "email-банкротство". Это когда говоришь "да пропади оно всё пропадом" и удаляешь все письма в инбоксе, свято веруя, что уж теперь ты будешь в нем прибираться каждый день и у тебя никогда-никогда не накопится 20 тысяч непрочитанных сообщений. [назад]
4. В Facebook рассылается больше миллиарда сообщений в день (данные на середину июня 2009 года). Кроме того, согласно майскому отчету Nielsen, 2/3 пользователей Интернета скорее воспользуются для связи социальными сервисами, а не электронной почтой. [назад]
5. На самом деле, Microsoft уже начала внедрять её (с некоторыми доработками) в Outlook 2010, но он появится только в следующем году. В.Бир. [назад]
6. Данные Campaign Monitor. В лидерах - Microsoft Outlook (почти 40%), Yahoo! Mail (16,2%), Hotmail (15,3%). Актуальность: март 2009 года. [назад]
7. Сейчас транспорт сообщений обеспечивает только Google, но в будущем таких провайдеров будет множество. Тем не менее в границах одного вейва провайдер для конечного пользователя - один. Если в вейве участвуют пользователи разных провайдеров, то в этом случае каждый провайдер хранит у себя собственную копию вейва, синхронизируя её с копиями других провайдеров. Таким образом, даже если случится сбой, ваш провайдер рано или поздно загрузит корректную копию чужого вейвлета.
Вообще говоря, мы (вместе с подавляющим большинством разработчиков, если судить по обсуждениям в группах) сосредоточились на изучении клиента Google Wave, потому что он интересный и красивый. На самом деле суть того, что пытается сделать Google, вовсе не в клиенте, а в протоколах и общей архитектуре системы. Но это уже тема для отдельной статьи. [назад]
8. Я даже придумал, как он будет это делать. Согласно моему плану, робот должен звонить на мобильный телефон главного редактора и зачитывать ему избранные места из аудиокниг Сергея Лукьяненко. Или, на худой конец, "стучать" в служебный твиттер-аккаунт. У нас его, правда, нет, но по такому случаю можно было бы и завести. [назад]
9. "Я хочу, чтобы у Wave (а также Chrome OS и Android) всё получилось, но пока что, я думаю, они непригодны по-настоящему для среднестатистического пользователя. Да, собственно, и для среднего разработчика тоже" (вольный перевод с английского). [назад]
Из еженедельника "Компьютерра" № 27-28 (791-792)