Первым делом - самолеты
АрхивСофтерраПоговорим про программы и сервисы авиационного характера. Про авиасимуляторы, способы отслеживания перемещения воздушных судов в режиме реального времени, реестры самолётов и многое другое.
Сегодня пятница - последний рабочий день, а значит, не грех отвлечься от серьезных разговоров про информационные технологии и поговорить о чем-нибудь другом, например, о программах и сетевых сервисах на авиационную тематику. А почему бы и нет? Наверняка среди читателей "КТ-Онлайн" найдутся те, кого манит воздушная стихия, кто легок на подъём, кто безгранично влюблен в небо и, может быть, даже знаком с основами самолетовождения не понаслышке.
Начать обзор следует, конечно же, с краткого упоминания о двух наиболее популярных авиасимуляторах - Microsoft Flight Simulator и X-Plane. Оба они достаточно функциональны, характеризуются реалистичной физикой моделирования полета воздушных судов и отменной графикой, позволяют пользователю парить в виртуальном небе на различных типах самолетов и вертолетов в простых и сложных метеоусловиях. Отличительной чертой симуляторов является возможность редактирования моделей самолетов, ландшафта, аэропортов, текстур, звуков и прочих сценариев вплоть до управления воздушным движением и работой диспетчеров. Важен и тот факт, что обе программы используются некоторыми летными учебными заведениями в качестве тренажерных комплексов для обучения будущих летчиков первоначальным навыкам пилотирования. Имеет смысл также напомнить и о том, что для максимального погружения в процесс полета средствами Microsoft Flight Simulator или X-Plane не лишним будет приобрести набор авиационной периферии, включающий в себя штурвал и прочие элементы управления виртуальным воздушным судном. Такие устройства достаточно востребованы и имеются в продаже практически в каждом компьютерном магазине.
Если кто не на шутку увлечется авиационными симуляторами, задумает круто изменить свою жизнь и поставит перед собой цель со временем пересесть за штурвал настоящего лайнера, тому обязательно пригодится в хозяйстве созданная Алексеем Головиным программа Navigation, доступная как в стационарном, так и в мобильном вариантах. С её помощью не составит труда выполнить более сорока навигационных расчетов и вычислений: определить рубеж возврата на аэродром вылета, рассчитать курс и расстояние по географическим координатам, узнать параметры предпосадочного снижения и десантирования грузов, извлечь информацию об истинной скорости полета и передать её в другие расчеты, полный список которых весьма внушителен.
Не менее интересными являются онлайновые сервисы, имеющие отношение к авиационной тематике. Так, например, в конце апреля компания "Яндекс" в рамках своего экспериментального проекта "Яндекс.Нано" представила сервис "Самолётики", позволяющий в режиме реального времени отслеживать воздушные суда, находящиеся в пути. Информация о рейсах и расчет местоположения самолётов происходит на основе данных службы "Яндекс.Расписания". Щелкнув по значку вызвавшего интерес авиалайнера, пользователь сервиса может узнать подробную информацию о рейсе: номер, маршрут, расстояние, время до пункта назначения и траекторию полета.
Наблюдать за перемещением воздушных судов в любой точке планеты можно также средствами картографического приложения Google Earth и интернет-службы fboweb.com. О том, как ощутить себя в роли заправского авиадиспетчера, мы уже писали. Тем не менее, повторимся и скажем, что для этого потребуется всего лишь выбрать на странице сервиса fboweb.com интересующий аэропорт или авиакомпанию, нажать кнопку Track it! для загрузки файла формата KML и затем подключить его к Google Earth. Если всё сделать правильно, то в окне программы отобразятся сведения о перемещении самолетов выбранной авиакомпании, следующих в указанный аэропорт или, наоборот, вылетевших из него. Определить траекторию полета и узнать направление движения лайнера можно по тянущемуся за каждым самолетом шлейфу. Наконец, если в окне приложения щелкнуть по изображению самолета, то высветится окошко с информацией о рейсе, маршруте следования, скорости воздушного судна в узлах и высоте полетах в футах.
Кто часто летает на самолетах и привык уведомлять родственников и друзей о своем приземлении в аэропорту назначения, тому обязательно придется по душе сервис ArrivedOK. Разработанный компанией Eyeline Communications, он позволяет авиапассажирам настроить автоматическое уведомление заинтересованных лиц по SMS, электронной почте и при помощи блогов. От пользователя сервиса требуется только заранее указать пункт прибытия, задать список получателей и выключить, как того требуют правила, телефон перед взлетом. После посадки и включения мобильника, ArrivedOK отследит его появление в местной сотовой сети и мгновенно разошлёт сообщение о прибытии всем получателям. Такой вот полезный инструмент.
Кого волнует тёмное прошлое самолетов, принадлежащих отечественным и иностранным авиакомпаниям, тому наверняка пригодятся представленные на сайтах russianplanes.net и aviaforum.ru реестры, хранящие краткие описания воздушной техники, а именно: год выпуска того или иного лайнера, его бортовой номер, название авиакомпании, которой принадлежит судно, его текущий статус и прочие справочные сведения. В некоторых реестрах и базах данных1 можно отыскать также информацию о прежних владельцах интересующих вас самолетов, количестве часов налета, а также фотографии.
Что ещё? А ещё напоследок имеет смысл замолвить словечко об авиационных скринсейверах - приложениях, которые через определенное время простоя компьютера заменяют статическое изображение на мониторе динамическим. Владельцы ПК с мощной видеокартой могут присмотреться к скринсейверу Flight Simulator Screensaver, вырисовывающему на дисплее живую картинку полета боевых истребителей вблизи поверхности Земли и позволяющему управлять ими с помощью клавиатуры. Почитатели гражданской авиации, обладающие компьютерами со скромными техническими характеристиками, могут установить скринсейвер Holding Pattern и затем часами, сидя перед монитором, наслаждаться красотой пейзажей из иллюминатора различных воздушных судов. У кого найдутся лишние 17,5 долларов, тот может приобрести коммерческую версию приложения, демонстрирующего феерические виды Земли с пассажирского места в салоне первого класса. Наконец, можно не транжирить деньги почем зря, а взять да приобрести билет на самолет и воочию увидеть все красоты из иллюминатора воздушного судна. Счастливого полета!
Программное обеспечение, упомянутое в этом материале, протестировано на мобильном компьютере Packard Bell EasyNote TN65.
1. Большое количество ссылок на авиационные реестры можно найти в этой ветке форума сайта Radioscanner.ru. [вернуться]