Святая троица от VIA
АрхивПлатформаВслед за NVIDIA и Intel компания VIA объявила о создании компактной, но мощной и производительной платформы. Называется она VIA Trinity, так как в основе своей содержит три базовых компонента. Каких? Читайте далее...
Вслед за NVIDIA и Intel компания VIA объявила о создании компактной, но мощной и производительной платформы. Называется она VIA Trinity, так как в основе своей содержит три базовых компонента. Каких? Читайте далее...
Intro
О платформе было объявлено ещё в конце прошлого года – чуть позже после анонсирования NVIDIA Ion. Особого ажиотажа это впрочем не вызвало. Почему же? Наверное, только потому, что решения от VIA традиционно числятся в статусе догоняющих. К тому же продукт (точнее - его разновидность) от NVIDIA уже был ранее применён в продукции Apple и показал себя очень хорошо. Об анонсированном Intel наборе микросхем GN40 пока что вообще ничего конкретного неизвестно.
Общая тенденция среди крупных чипмейкеров очевидна – предложение своих решений в сегменте компактных и производительных платформ. Взрыв популярности нетбуков немало способствовал этому. Первый ASUS EEE PC был основан на базе традиционных решений, которые сразу показали свою неэффективность – низкая производительность и малое время автономной работы. Эти недостатки и призвана устранить VIA Trinity.
Основные компоненты платформы
Как правило, в x86-решениях применяется четырёхчиповая структура: южный и северный мосты, CPU и GPU. VIA Trinity подразумевает использование всего трёх компонентов: центрального процессора, медиапроцессора и дискретной графики. Отсюда родилось и название платформы – Trinity в переводе с английского означает троица. Что же даёт такая 3-компонентная схема? Во-первых, такое решение обеспечивает высокую энергоэффективность. Во-вторых, это выгодно сказывается на цене.
Роль CPU в данной платформе отведена процессорам VIA Nano и VIA C7. Их частоты лежат в диапазоне от 800 до 2000 МГц. Вроде бы неплохо. Интересно, что VIA заявляет о полной готовности этих CPU для работы с Windows Vista. И вот тут они, откровенно говоря, слегка привирают. Дело в том, что эти CPU носят метку Vista Capable! Думаю скандалы, связанные с этим обозначением, памятны всем. Часть из процессоров этих линеек, конечно, имеет сертификацию для Vista Home Basic, но не более того. Ещё в прошлом году мне удалось пообщаться с мини-ноутбуком от HP, внутри которого как раз работал VIA C7. В качестве ОС была установлена Windows Vista Business. Впечатления от работы были не очень позитивными – о комфортном взаимодействии с ноутбуком не было и речи. Правда построен он был не на базе Trinity, но на схожем сочетании компонентов.
Следующей ключевой частью платформы является IGP-чипсет VIA VX800. Он выполняет одновременно функции южного и северного моста, но при этом, по словам создателей, очень экономичен. Данный чип обеспечивает поддержку вышеупомянутых процессоров и работает с FSB частотой 800 или 400 МГц. Последняя частота совсем уж мала и должной производительности не даст, зато первая является, пожалуй, оптимальной для современных мобильных устройств. Поддерживается оперативная память DDR2-667 объёмом до 4 Гб (2 планки по 2 Гб). Больший объём вряд ли будет востребован, ну и частота будет в самый раз (она кстати даже больше, чем у решений на Intel Atom). Встроенный аудиокодек Vinyl HD Audio может управляться с 8-ю каналами, что вообще редкость для портативных устройств. VX800 также обеспечивает работу с IDE/SATA-300 жёсткими дисками и карточками SD/MMC/MS. В наличии есть и встроенная поддержка гигабитного Ethernet. Работа с беспроводными сетями 802.11 анонсирована, но, судя по всему, отвечать за это будет сторонний чипсет. В любом случае компания обещает обеспечить полную сетевую готовность будущих устройств. Среди прочих "вкусностей" укажем наличие 6 портов USB2.0, а также поддержку до 3-х портов PCI-E.
Любопытно, что внутри VX800 "запрятано" собственное графическое ядро. Но оно, увы, слишком слабо по современным меркам. Во-первых, оно поддерживает только DirectX 9. Во-вторых, оно забирает часть оперативной памяти под свои нужды. Среди полезных функций можно обозначить поддержку аппаратного декодирования видеофайлов MPEG-2, MPEG-4, VC1 и DiVX, а также способность обрабатывать входящий видеосигнал со стороннего источника. Последняя особенность вообще не встречается среди десктопных собратьев этого чипсета.
Третий компонент платформы Trinity – дискретное графическое решение на базе S3 Chrome Graphics 500 Series. Пятисотая серия представляет собой совершенно новый продукт от VIA в области графических ускорителей. Наконец-то по некоторым параметрам этот продукт может вполне состязаться с решениями NVIDIA или ATI. Не на равных конечно, но хоть в каком-то виде. Итак, чем же хорош S3 Chrome? Во-первых, он поддерживает современные технологии DirectX10.1 и OpenGL 3.0. Во-вторых, ускорители этой серии способны оперировать шейдерами версии 4.1. Это говорит о поддержке самых современных игр. Но только в теории! Какие результаты будут достигнуты на практике – сказать сложно. Подключается видеоадаптер по интерфейсу PCI-E 2.0, как и подавляющее большинство сегодняшних видеокарт. Ну а самое главное то, что с помощью движка ChromotionHD появилась возможность просматривать HD-видео с носителей Blu-ray. Аппаратно декодируются форматы H.264, VC-1 и MPEG-2. Интересна заявленная поддержка "железного" шифрования по алгоритму AES 128-bit (а ты зашифровал свой жёсткий диск?!) и возможность проводить сложные вычисления за счёт GPGPU (аналог именитой технологии CUDA от NVIDIA или чуть менее именитой ATI Stream). Видеовыходами могут служить два DVI-I, VGA, DisplayPort или HDMI (оба с поддержкой HDCP). Последняя парочка идеально подходит для передачи высококачественного видео.
К сожалению, некоторые претензии всё же есть. Стандартно используется память GDDR3, но оперировать с ней можно только посредством 64-битной шины. А это слишком мало по современным меркам – другие производители ставят такую шину памяти только на совсем уж low-end продукцию. Несколько странно выглядит возможность использования системной памяти вкупе с той, что уже напаяна на плате акселератора. Причём количество отбираемой памяти может динамически варьироваться самим пользователем. Возможно, для кого-то это очень удобно, но скорости работы с графикой такое решений никак не прибавляет. Похвалить создателей можно за очень гибкую систему управления питанием и производительностью. В общем и целом, создание такого графического решения – это очень большой шаг для самой VIA.
Будущее платформы
Насколько популярна будет VIA Trinity - неизвестно. Продуктов на её базе пока никто не представил и даже не анонсировал. Хотя то же самое творится и с NVIDIA Ion – на данный момент количество решений на её основе можно подсчитать на пальцах. Обе платформы схожи и обе нацелены на применение в нетбуках, неттопах, HTPC и т.п. Однако решение NVIDIA имеет более высокий потенциал, благодаря большому опыту компании в разработке графических решений. VIA же может ответить только более высокой энергоэффективностью. Впрочем, есть ещё один момент. Помните недавний спор NVIDIA и Intel по поводу совместного использования Atom и Ion? Пока что всё разрешилось благополучно, но не факт, что в будущем такое не повторится и Intel не примет другое решение. Ведь ему тоже надо будет продвигать свой набор чипсетов GN40. В этом свете решение VIA выглядит более привлекательным. Ну и напоследок, напомню, что во второй версии платформы Ion обещана поддержка процессоров от VIA. И вот это будет уже очень интересно!