Архивы: по дате | по разделам | по авторам

3DMark Vantage: эталонный измерительный инструмент геймера

АрхивВидео
автор : Константин Иванов   23.06.2008

Уже давно 3DMark является обязательным компонентом набора ПО пользователей, которых волнует игровая производительность компьютера. Продукцию компании Futuremark пора считать одним из эталонных измерительных инструментов, поскольку без нее не обходится ни один сравнительный тест видеокарт.  

Появление свежей версии 3DMark можно сравнить с началом эпидемии. Пользователи бросаются производить программный и аппаратный апгрейд своей системы, далее осуществляется разгон, после чего снова происходит докупка новейшего оборудования... Все делается для того, чтобы получить более производительную, чем у соседа, систему, чтобы не нашлось ни одного приложения, которое бы посмело тормозить на домашнем ПК.

Для того, чтобы ощутить преимущество (а именно так переводится "Vantage") своего компьютера, доказанное новым бенчмарком, придется установить Windows Vista, купить DirectX10-совместимый акселератор, разогнать его до предела, продать его и купить новый, помощнее, а также сменить двухъядерный процессор на четырехъядерный. Почему, мы скажем ниже.

Немного лирики

3DMark Vantage не ждали. Ждали 3DMark07, затем 3DMark08, но первая из них замедлила со своим появлением, а вторая вышла под новым именем, чтобы подчеркнуть свою "особость". 28 апреля всему миру стал доступен новый игровой эталон.

Радость встречи не омрачил даже тот факт, что "триальная" версия давала право только на 1 запуск. Вообще, данная версия получилась очень коммерциализированной. На официальном сайте программы пользователямм предлагают сделать покупки видеокарт и процессоров в различных интернет-магазинах. Впервые поддерживается физический ускоритель, наличие которого в системе дает дополнительные очки в CPU-тесте. Внутри теста дана неприкрытая реклама одной из компаний. Ну а когда вы опубликуете результаты своего ПК в интернете, то вам "не отходя от кассы" предложат купить очередную мечту геймера (собранный супер-компьютер), чтобы побить рекорды.

Разработчиков понять можно: создание 3DMark Vantage обошлась им в пять миллионов долларов (это при том, что предыдущие две версии тянули на 2 млн. каждая) и эти деньги нужно как можно быстрее "отбить". Но довольно лирики, пора переходить к делу.

Системные требования

 
минимальные
рекомендуемые
ОС
Windows Vista
Windows Vista (SP1)
Видеокарта
DirectX10-совместимые
Radeon HD 3870 X2, GeForce 9800 GX2
Процессор
Core 2 Duo E6600, AMD Athlon 64 X2 6000+
4-ядерные CPU
Разрешение монитора
1280x1024
1920x1200
ОЗУ
1 Гбайт
> 2 Гбайт
Занимаемый на жестком диске объем
600 Мбайт
1 Гбайт
Дополнительно
-
Ageia PhysX

Рекомендованные системные требования мы составили сами - исходя из параметров железа, которое будет если не с комфортом, то, по крайней мере, без тормозов на средних настройках и с разрешением 1280x1024 воспроизводить тесты бенчмарка. На сегодняшний день пока не существует железа, с помощью которого можно "гонять" 3DMark Vantage на максимальных настройках.

Лицензии

Для всех пользователей 3DMark Vantage поставляется единым дистрибутивом весом 449 Мбайт. Активация осуществляется при помощи ключей, открывающих те или иные возможности. Всего существует четыре типа лицензии.

"Trial" (бесплатно) - только один запуск и, естественно, возможность однократной публикации результатов тестирования в Интернете.

"Basic" ($6,95) - неограниченное число запусков бенчмарка, но только с одним уровнем графики ("Performance")

"Advanced" ($19,95) - неограниченное число запусков, выбор любого уровня графики, но использование результатов только в некоммерческих целях.

"Professional" ($495) - полная версия без каких-либо ограничений, расширенные настройки рендеринга, коммерческая лицензия и техподдержка.

Режимы тестирования

В отличие от прежних выпусков, Vantage позволяет задавать не один, а четыре режима качества: Entry (начальный), Performance (производительный), High (высокий) и Extreme (экстремальный). Отличия приведены в таблице

Параметры
Entry
Performance
High
Extreme
артикль для результатов
E
P
H
X
разрешение
1024x768
1280x1024
1680x1050
1920x1200
multisample count
1x
1x
2x
4x
фильтрация текстур
Трилинейная
Трилинейная
Анизотропная
Анизотропная
анизотропная фильтрация
noAF
noAF
8x
16x
качество фильтрации текстур
Entry
Performance
High
Extreme
качество шейдеров теней
Entry
Performance
High
Extreme
качество шейдеров POM
Entry
Performance
High
Extreme
качество объёмного рендеринга
Entry
Performance
High
Extreme
пост-процессинг
1:5
1:2
1:2
1:5
эффекты постобработки
-
Motion Blur, DOF
Motion Blur, DOF
Motion Blur, DOF

По умолчанию 3DMark Vantage настроен на семпл Performance и именно в этом режиме будут сравниваться "марки" в большинстве обзоров. Чтобы не путаться, Futuremark в таблице результатов ставит артикль перед итоговым баллом. К примеру, 5000 очков, набранных в режиме Extreme, будут указываться как "X5000".

Немного удивляет, что в качестве максимально возможного разрешения выбрали 1920х1200, а не 1920х1080, ведь последний является общепризнанным мировым стандартом "Full HD 1080", который предусматривает именно широкоформатное разрешение (прим.ред.: не следует путать разрешение телевизионного стандарта Full HD c разрешением компьютерного монитора). Разработчикам же ничего не помешало реализовать 1680x1050 в High-пресете.

Если вы обладаете лицензиями "Advanced" и "Professional", но не имеете монитора с разрешением выше 1280x1024 точек, то это не значит, что вы не можете поставить, скажем 2-х, 4-х-кратное сглаживание или High и Extreme настройки для шейдеров.

Вы можете это сделать, оставаясь на родном разрешении для монитора, но ваш пресет при этом будет уже называться Custom (выборочный).

Оптимизация

Естественно, для нового супербенчмаркера производители видеокарт выпустили соответствующие обновления. Если AMD ограничилась только "заплаткой" для драйвера, выпустив Catalyst 8.4 (3DMark Vantage Hotfix), то NVIDIA представила новый драйвер Forceware 175.12 для 32 и 64-битной версии Windows.

Получил свое обновление и графический ускоритель AGEIA PhysX.

В общем, все готово для того, чтобы приступать к тестам.

Игровые тесты

Тест 1: Jane Nash

Первый тест получился шпионским. Спец-агент женского пола Jane Nash проникает на охраняемый военный склад и удирает с него на мотоцикле, в ходе развития сюжета превращающийся в мини-истребитель.

Остановимся подробнее о наиболее интересных графических эффектах, используемых при создании сцены Jane Nash.

Hierarchical rendering water

Иерархический рендеринг используется для водного отражения и преломления света.

Caustics

Каустика - использование ярких источников света и прорисовка затухания света по мере удаления от источника. Движок теста моделирует каустику, испуская "фотоны" от источника освещения, преломляя фотоны через один или более объектов, и затем, рисуя блики на поверхностях, на которые свет падает.

Когда просматриваешь тест - возникает ощущение, что вокруг тебя вода, которая непрерывно движется, отражая преломленный и отраженный свет на окружающих объектах.

Cloth simulation

Cloth simulator - это эффект, поддерживающий основные свойства поведения ткани: движение воздействием гравитации силы ветра и т.п. или в зависимости от движения фигуры или объекта под тканью.

Одежда на главной героине подвержена деформации в зависимости от ее движений, в частности, колыханий ее бюста под одеждой. Как вы поняли - в дело вмешалась физика, не зря в видеокартах последних поколений для шейдеров закладывалась возможность просчета физики объектов.

Немного интриги. Красные костюмы солдат-охранников с характерными касками выдал разработчиков с потрохами. Такие "секьюрити" были в игре The Operative: No One Lives Forever (на фото справа):

Наверное излишним будет упоминать, что в упомянутом NOLF в героях - женщина-шпионка.

А вот ставший легендой катер-самолет, с логотипом одной известной компании:

Вот как комментирует эту ситуацию Оливер Балтач (Oliver Baltuch), президент компании Futuremark в одном из своих интервью: "Реклама в играх - явление обыденное, для примера могу привести сетевую стратегию Massive Assault, с разработчиками которой (Wargaming.net) подписал рекламный контракт агентство Double Fusion. Я полагаю, что такая реклама может помочь развиваться играм. Кроме того, Sapphire имеет отличный логотип, который хорошо смотрится в сцене".

Тест 2: New Calico

Второй тест отправляет нас по старой доброй традиции в космос. Огромный космический корабль (подозрительно похожий на летательный аппарат из игры Wing Commander: Prophecy), десятки истребителей, сотни ракет, тысячи астероидов - всё это в избытке представлено в тесте.

В сравнении с предыдущим испытанием диаметрально поменялся и жанр игрового теста, и антураж, однако надо отметить, что движок в обоих случаях используется одинаковый. Отметим наиболее характерные спецэффекты теста.

Variance Shadow Mapping (VSM) -техника, использующая фильтр размытия по Гауссу для обеспечения глубины восприятия и создания эффекта особо мягких теней. Это обеспечивает плавное (как в реальной жизни) изменение освещенности при переходе от полностью освещенного места к месту, находящемуся в тени.

Parallax Occlusion Mapping (POM) - усовершенствованная версия технологии параллаксмаппинга (Parallax Mapping). Дает очень детальное и натуралистичное отображение 3D-поверхностей при малых потерях производительности. Справедливости ради надо сказать, что данный спецэффект использовался в Crysis для прорисовки камней, галечника и подобных рельефных поверхностей. В New Calico POM отвечает за поверхность корабля-матки.

Во время теста вы можете видеть, как на разных расстояниях от объекта складывается разная детализация. Мы имеем дело с Local and global ray-tracing effects - локальной и глобальной трассировки лучей для определения высот и учета видимости текселей (точек текстур).

Volumetric fog - цветные (а не однотонные) облака тумана, выполненные в 3D. Плотность тумана неоднородна, благодаря чему образуются прореженные области, как будто образованные дуновением ветра. Наглядно эффект лучше всего проиллюстрирует скриншот:

CPU тесты

Тест 1: AI Test

Этим тестом проверяется способность центрального процессора вести логические расчеты. На экране мы можем видеть весьма популярный экстремальный вид спорта - авиа-слалом. Вот только если в реалии трассу с воздушными воротами проходит только один самолет, то в виртуальном мире 3DMark Vantage соревнуются десятки "пилотов". Задача процессора в том, чтобы распланировать трехмерный маршрут каждого летательного объекта так, чтобы он мог избежать столкновения. Оценка производительности ведется не кадрами в секунду, а количеством произведенных вычислений за секунду.

Тест поддерживает мультипоточность, что позволяет изучать эффективности работы 2-х и 4-х ядерных процессоров. Чтобы снизить влияние акселератора, уменьшено качество текстур, также сведены к минимуму рендеринг, пост-обработка и другие операции. Не обнаружите вы в CPU-тестах ни сложных шейдерных эффектов, ни продвинутых теней.

Тест 2: Physics

Кто должен считать физику в современных играх? Шейдеры видеокарт, которые с внедрением DirectX 10 получили возможность производить не только вершинные и пиксельные, но геометрические и физические операции? Процессоры, чья многоядерность де-факто стала обычным явлением? Или, может быть, самостоятельные карты - ускорители вроде AGEIA PhysX?

3DMark Vantage не дает ответа на этот вопрос. Ясно лишь одно, что для получения наилучших результатов хорошо бы использовать процессор с четырьмя ядрами и AGEIA PhysX впридачу. Настройки позволяют запускать бенчмаркер, включая или отключая AGEIA PhysX. Одна интересная интрига состоит в том, что Nvidia в своих новых ускорителях, выход которых намечен на 2008 год, собирается реализовать чип, который будет вести расчеты аналогичные тем, что ведет AGEIA PhysX.

Ну а сам тест в реальном времени подсчитывает последствия столкновения самолетов с различными препятствиями: разлет частей, деформация объектов, возникновение и рассеивание дыма, и т.п. Наверное не стоит повторять, что влияние видеокарты и в этом случае сведено к минимуму.

Дополнительные тесты

Шесть дополнительных синтетических тестов (которые разработчик назвал как Feature) мы очень подробно рассматривать, пожалуй, не станем. Как показывает практика - для большинства пользователей они представляют малый интерес. Дадим лишь краткое описание.

Test 1: Texture Fill

Скорость текстурной заливки, которая создается с помощью специальных алгоритмов и генератора случайных чисел.

Test 2: Color Fill

Скорость заполнения цветом

Test 3: Parallax Occlusion Mapping

Данную графическую обработку мы упоминали, описывая игровой тест New Calico. Перед нами создание поверхности со сложной геометрией, сложной системой затемнения, трассировкой лучей, применение карт глубин большого разрешения.

Test 4: GPU Cloth

А этот эффект мы рассматривали, когда наблюдали за Jane Nash из одноименного игрового теста. Демонстрация расчета физического взаимодействия с объектом с функцией - ткань. В качестве ткани, как вы видите, используются флаги компании Futuremark

Test 5: GPU Particles

Из всех дополнительных тестов - этот, по нашему мнению, самый красивый. Фигура человека формируется из сотен тысяч частиц-вершин. Наглядный инструмент чтобы оценить вычислительную мощность вершин шейдеров видеокарты.

Test 6: Perlin Noise

Последний тест показывает во всей красе технологию суммирования шума Перлина, названную по имени создателя - Кен Перлин. Тест основан на шести октавах трёхмерного симплекс-шума Перлина, использует комбинацию арифметических инструкций и запросов текстур.

Шум Перлина - специальная математическая технология, использующая случайные числа, которые генерируются при помощи пиксельного шейдера. Подобный тест, который, кстати, был еще в 3DMark06, как нельзя лучше подходит для создания облаков.

Подсчет результатов

Итоговое количество всеми любимых "попугаев" складывается из GPU Score (два игровых теста) и CPU Score (два теста для процессора). Производительность процессора влияет на итоговый результат незначительно. К примеру, GeForce 8800GT c Core 2 Duo 2 ГГц обгонит GeForce 9600GT c Core 2 Duo 3 ГГц.

Иерархия

Давайте посмотрим, как 3DMark Vantage расставляет видеоакселераторы, формируя свой рейтинг.

Тестовая система:

  • Материнская плата: ASUS P5K-SE (iP35)
  • Процессор: Core 2 Duo E8200 (2,66@3,2 ГГц)
  • Память: OCZ 4Gb DDR II OCZ2VU8004GK
  • ОС: Windows Vista Ultimate SP1 64-bit (SP2), nVidia ForceWare 175.16, Catalyst 8.4 (3DMark Vantage Hotfix)

3DMark Vantage, Overal Score (Preset Performance)

Видеокарты
Mark’s
GeForce 9800 GX2
8962
Radeon HD 3870 X2
7623
GeForce 9800 GTX
6322
GeForce 8800 GTS
6275
GeForce 8800 GT
4920
Radeon HD 3870
4530
GeForce 9600 GT
4226
Radeon HD 3850
3325
GeForce 8600GT
1870

Что тут скажешь? NVIDIA сохраняет лидерство над ATI. С другой стороны, преимущество, скажем, не так очевидно. Видно, что обе компании постарались оптимизировать драйвера.

Итоги

3DMark можно сравнить со зрелым супружеством. Время медовых взаимоотношений прошло, романтика притупилась и начались суровые будни. В общем, остались в прошлом демоверсия, раскрывающая игровые миры, исчез звук (может, корпорация Creative проявит интерес? Логотип ее компании тоже неплохо смотрится), появилась излишняя коммерциализованность. Если разработчики раньше стремились к тому, чтобы все в тестах смотрелось идеально, то сейчас основной упор - на спецэффектах, иначе почему мы вынуждены даже на экстремальных настройках наблюдать низкополигональные (по современным меркам) модели солдат?

Наверное, все же нет смысла ждать, когда к нам вернется старый добрый 3DMark, в котором можно было даже поиграть. Будем довольствоваться тем, что в Vantage можно сравнить производительность видеокарт и процессоров, чему будет посвящено еще немало статей.

P.S. Долгие загрузки уровней, вылеты из теста и прочие глюки, надеемся, будут исправлены разработчиком с выходом очередного fix'а. Также неплохо бы вернуть возможность сохранения результатов в Excel. Логотип Microsoft ведь тоже неплохо смотрится.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.