Куда идём мы все с HD...
АрхивВидеоЦифровые видеокамеры уже давно не вызывают того восторга, который был в момент перехода с аналога на цифру. Тем не менее, нынешний год обещает быть любопытным - нас ожидает период смены одного поколения цифровых камер на другое.
Цифровые видеокамеры уже давно не вызывают того восторга, который был в момент перехода с аналога на цифру. Тем не менее нынешний год обещает быть любопытным - нас ожидает период смены одного поколения цифровых камер на другое. Камеры, умеющие снимать видео высокого разрешения (High Definition, HD), окончательно вытеснят камеры стандартного разрешения (Standard Definition, SD).
При этом конструкция любой видеокамеры, строго говоря, не претерпела серьезных изменений. Камера по-прежнему состоит из тех же компонентов, что и тридцать лет назад, за исключением, пожалуй, носителя - сейчас видео записывается не только на классические кассеты с магнитной лентой.
В этой статье мы расскажем, с чего все начиналось и к чему пришло, как оценить видеокамеру хотя бы по паспортным характеристикам и что интересного предлагают нам производители сегодня.
История
Первые любительские цифровые видеокамеры появились в 1999 году, и были они уходящего сейчас формата miniDV. Формат записи на miniDV-кассеты назывался почти так же - DV, и именно благодаря ему состоялась революция в обработке отснятого видео. До появления DV-формата монтаж, озвучивание, наложение спецэффектов и т. п. требовали специальных плат видеозахвата аналогового сигнала и мощных компьютеров. Но еще больше отдаляло обычных людей от этого занятия то, что монтаж аналогового видео требовал глубокого знания предмета, а знание, как известно, купить нельзя - все надо постигать самому. Главное же достоинство DV-формата заключалось в его "жесткости" и невозможности что-либо менять в нем неопытными ручками. Второй существенный плюс miniDV-камер - легкость сбрасывания отснятого видео на компьютер. Для этого достаточно было иметь стандартный и недорогой контроллер IEEE-1394 (FireWire).
Но и это еще не все преимущества цифровых видеокамер. Поскольку на miniDV-кассету видео записывается сразу в цифровой форме, то сброс материала на компьютер, как и все (ну или почти все) последующие операции с ним происходят без потери качества. Впрочем, это правило распространяется на все цифровые видеокамеры, независимо от формата и вида носителя. Собственно, это и есть главное и определяющее отличие цифры от аналога.
Так что человеку, купившему miniDV-камеру, достаточно было приобрести только контроллер FireWire и все - далее он может сотворить все, что ему хочется и можется. Постепенно и разработчики программ для видеомонтажа выпустили ряд продуктов "для домохозяек", освоение которых не занимало много времени, а стоимость не превышала сотни долларов.
MiniDV-камеры перестали быть игрушками для обладателей толстых кошельков и превратились в рядовую вещь. Так, уже к 2002-2004 годам цены на недорогие miniDV-камеры упали до $300, и купить их смогли практически все желающие, что, в свою очередь, превратило видеосъемку в массовое хобби. После же выхода в свет компьютерных DVD-приводов появился дополнительный стимул к приобретению видеокамеры - теперь можно было быстро и без потери качества раздавать свое домашнее видео друзьям и родственникам.
Но совершенствование технологий производства теле- и видеоаппаратуры требовало нового вектора развития. Цены на технику, поддерживающую SD-разрешение, упали просто до неприличия - обычный DVD-плеер уже обходился не дороже ужина на двоих в демократичном ресторане! Так что увеличение разрешения ТВ-картинки стало давно ожидаемым выходом из этой тупиковой для развития промышленности и технологий ситуации.
А когда в 2005 году появились первые любительские камеры HD-разрешения, стало очевидно, что SD-камерам осталось доминировать на рынке не более года-двух. Сейчас они ушли в нишу бюджетных, недорогих камер, а разработка продвинутых SD-моделей, пишущих на miniDV-кассеты, прекращена всеми производителями. Однако собственно miniDV-кассеты и поныне активно применяются даже в новейших камерах стандарта HDV, ибо пока не существует иного носителя, позволяющего записать 12 гигабайт данных и стоящего не больше $3.
Паспортные характеристики
Как уже упоминалось, конструктивно видеокамеры не меняются и меняться не могут - законы физики человек изменить не в состоянии, поэтому свойства светового луча какими были, такими и остались. Свет, проходя через объектив, попадает на матрицу, с которой и считывается картинка. Так что качество съемки по-прежнему определяется двумя компонентами - оптикой и матрицей (матрицами). Все остальное, конечно, имеет значение, но кардинально влиять на качество съемки не может.
Оптическое увеличение
Коэффициент оптического увеличения (optical zoom, в быту просто зум) изображения объективом видеокамеры является одним из основных параметров. Он характеризует способность камеры приближать удаленные объекты. Оптическое увеличение на порядок более важный параметр по сравнению с цифровым увеличением (digital zoom) - объектив сначала увеличивает изображение, и лишь после этого оно записывается камерой. При цифровом зуме камера увеличивает уже имеющееся изображение путем экстраполяции, поэтому качество картинки оставляет, мягко говоря, желать лучшего.
Обычно размер оптического увеличения колеблется в диапазоне от 10 до 25 крат. Самые дешевые камеры имеют увеличение до 45 крат. Связано это с тем, что при большом увеличении трудно сохранить высокое качество изображения, поэтому дорогие видеокамеры с хорошей оптикой обычно имеют оптическое увеличение в пределах 10-12 крат. И только камеры явно не любительской стоимости могут похвастаться большим значением оптического зума и хорошей оптикой. Вывод - гнаться за большими значениями оптического зума смысла нет, десяти крат хватит вполне. Кроме того, снимать при большом увеличении без штатива - значит издеваться над будущим зрителем, ибо дрожать картинка будет непременно, каким бы качественным ни был стабилизатор в камере. Да, конечно, очень соблазнительно приблизить объект съемки, однако надо знать меру. Если же вы все-таки жить не можете без этого, то возьмите на себя тяжкую в прямом смысле слова ношу - штатив.
Цифровое увеличение
Цифровое увеличение (digital zoom) измеряется обычно трехзначными цифрами, но практической пользы от него нет никакой. Это обычная программная "лупа", которую, если очень хочется, можно применить потом в видеоредакторе. А вот съемку с цифровым зумом исправить при компьютерной обработке невозможно. Тем не менее производители даже для современных HD-видеокамер упорно приводят бравые значения цифрового зума.
Тип стабилизатора
Сам по себе стабилизатор необходим, без него тремор (дрожание рук) неизбежно отразится на результатах съемки - изображение будет подергиваться, причем мелко и противно. Только съемка со штатива позволяет не использовать стабилизатор в принципе, но кто из нас поедет в отпуск со штативом? Тип стабилизатора не имеет решающего значения, и разница в действии стабилизаторов различного типа далеко не очевидна, тем не менее желательно знать, чем они отличаются друг от друга. В видеокамерах применяются два типа стабилизаторов - оптический и электронный.
Электронный стабилизатор работает по очень простой схеме - за счет избыточного размера ПЗС-матрицы изображение при тряске все равно остается в пределах матрицы и нужный момент фиксируется. Достоинства электронного стабилизатора - невысокая цена и легкость изготовления. Недостатки - "залипание" картинки, избыточность матрицы, а также артефакты изображения, заметные и мешающие при компьютерном монтаже фильма. Избыточность матрицы - самый главный недостаток электронного стабилизатора, он приводит к уменьшению площади каждого пиксела матрицы и, как следствие, снижению чувствительности камеры.
Принцип действия оптического стабилизатора совершенно иной - с помощью подвижных элементов оптической системы камеры изображение удерживается строго на ПЗС-матрице.
Достоинства оптического стабилизатора - высокое качество стабилизации за счет большего количества отсчетов для анализа перемещения камеры, меньшее количество пикселов в матрице, отсутствие "залипания" изображения, бОльшие возможные значения экспозиции. Очень важным преимуществом оптического стабилизатора является более высокая чувствительность видеокамеры (при прочих равных условиях), по сравнению с камерой со стабилизатором электронным, вследствие чего качество съемки при плохом освещении заметно выше. Недостатки - дороговизна и большее энергопотребление. Так что в дешевой камере оптического стабилизатора вы не встретите.
Количество матриц
В наше время наличие трех ПЗС-матриц (3 CDD) в любительской видеокамере мало о чем не говорит. Однако еще три года назад при одном взгляде на этот параметр сразу становился ясен класс видеокамеры. Почему? Дело в том, что в обычных камерах для получения цветного изображения используется ПЗС-матрица со светофильтрами на каждом светочувствительном элементе, а цветное изображение получается методами эмпирическими, то есть анализом групп пикселов и выведением цветов на основании такого анализа. Вследствие этого и цветовое разрешение у камер с одной ПЗС-матрицей будет хуже, чем у моделей с тремя ПЗС. Правда, некоторые компании, например Canon, применяют специальные RGB-фильтры, эмулирующие три ПЗС на одной, что приводит к уменьшению различий в цветопередаче у камер с RGB-фильтром и тремя ПЗС-матрицами.
У камер с тремя ПЗС с помощью специальной призмы изображение разделяется на три основных цвета и каждый цвет передается на свою матрицу. Понятно, кстати, что в камерах с тремя ПЗС в большинстве случаев используется оптический стабилизатор.
В наши дни количество матриц не является определяющим параметром любительских камер еще и потому, что последние разработки КМОП (CMOS) сенсоров позволили достигнуть отменных характеристик и для одноматричных камер. Самый очевидный пример - HDV-камера Canon HV20, которая обладает прекрасным качеством съемки во многом благодаря новой КМОП-матрице.
Размер матрицы
А вот этот параметр нисколько не утратил значения и сейчас. Чувствительность и размер матрицы связаны напрямую - чем больше размер, тем больше площадь пиксела и тем выше чувствительность. Размер матрицы измеряется в долях дюйма, и чем меньше число в числителе дроби, обозначающей размер матрицы, тем матрица больше. Типичные величины у любительских камер - от 1/6 до 1/3 дюйма. Понятно, что, устанавливая матрицу поменьше, производитель экономит на одном из самых дорогих компонентов камеры. Применение маленьких матриц зачастую губит в остальном хорошо оснащенные камеры. Например, в 2007 году компания JVC выпустила модель Full HD JVC GZ-HD7 с хорошей оптикой и хорошими эргономическими параметрами, но матрицы по 1/5 дюйма сделали чувствительность камеры неприемлемой за те деньги, что она стоит. Поэтому, выбирая камеру с матрицей меньше 1/4 дюйма, учтите, что при съемке в условиях, отличных от нормального дневного света, придется смириться с заметными шумами на видео.
Эргономика
По эргономике, к счастью, подавляющее большинство современных камер очень похожи. Почему к счастью? Потому, что руки человека, которыми он управляет камерой, и его глаза, которыми он в камеру смотрит, не меняются, и десятилетиями отработанная эргономика вполне подходит. Неудобства начинаются там, где от классической эргономики отходят. Например, если вы любите снимать на улице и предпочитаете пользоваться ручными настройками, не покупайте камеры с сенсорным меню на экране дисплея. В солнечную погоду вы ничего на нем не увидите и ничего быстро настроить не сможете.
То же относится и к камерам без видоискателя. Проблемы с такими моделями известны - при ярком освещении ничего не видно и нет второй точки опоры в виде головы, отчего съемка с рук часто приводит к "гулянию" (не дрожанию, а именно гулянию!) картинки. Кроме того, без видоискателя неудобно снимать и людям в очках - придется постоянно иметь при себе вторую пару очков для чтения, ибо ЖК-экран не подстроишь под свое зрение (в отличие от видоискателя).
Кормежка
По части бортового питания все видеокамеры похожи. Надо помнить только об одном - какую бы модель вы ни купили, в комплекте будет самый слабый аккумулятор из линейки производимых для данной камеры, которого обычно хватает от силы на час съемки. Поэтому разумно приобрести хотя бы еще один, но большей емкости, чем комплектный. Однако не стоит поддаваться навязчивой рекламе, которая рекомендует купить аккумулятор на 6-10 часов непрерывной работы. Зачем столько? Вашему покорному слуге, например, за глаза хватает трехчасового запаса энергии для съемки фильма о двухнедельном походе по горам Памира! К тому же многочасовые аккумуляторы для многих моделей камер так велики, что не позволяют комфортно пользоваться видоискателем - конструкция человеческого лица не поспевает за прогрессом, отчего не всегда возможно дотянуться глазом до видоискателя.
Дополнительные возможности
Безусловно, реклама будет вас совращать еще многими якобы полезняшками - ночной съемкой, например, или Zoom-микрофоном. Увы, ночью вы ничего толком не снимете, а Zoom-микрофон уловит голос далеко стоящих людей только в полной тишине. Рекомендую не обращать на подобные особенности внимания. Будут - хорошо, не будут - ничего не потеряете, рассматривайте такие примочки как бонус и не более того.
Аксессуары
Купив видеокамеру, не забудьте купить ряд жизненно необходимых мелочей, которые продлят ей жизнь, оберегая от повреждений. Во-первых, это хорошая сумка. Как ни странно, сумки, предлагаемые производителями видеокамер, дороги и не очень удачны. Правильная сумка должна иметь толстые стенки, не бояться среднего дождя и предоставлять возможность изменять размер отсеков под конкретную камеру. Помните, что хорошая сумка не может стоить меньше 500 рублей.
Во-вторых, ультрафиолетовый фильтр. Надобность в нем именно как в фильтре ничтожна, зато в роли защитного стекла для объектива - крайне велика. Несмотря на то что многие камеры автоматически закрывают объектив при выключении, во время съемки дорогой объектив беззащитен. Правильный фильтр стоит всего несколько сотен рублей (дешевле сотни лучше не покупать), а сохранить способен многие тысячи.
В-третьих, купите самую маленькую, какую сможете найти, фотографическую (и только ее!) клизму. Она прекрасно подойдет для удаления пыли с объектива и видоискателя. Дуть же на оптику нельзя ни в коем случае, ибо, вспоминая великого сатирика, человек "выдохнуть норовит всякую гадость".
В-четвертых, если вы намерены снимать в экстремальных условиях, обязательно купите какой-нибудь аквабокс - например, от Ewa Marine. Он защитит камеру и от сильного дождя, и от высокой влажности, и при падении в воду…
Запись и носитель
Раньше, когда асфальт был тверже, а дома выше, формат записи видео у цифровых камер был один (DV), и носитель этого формата тоже был один (miniDV-кассета). Сейчас форматов множество, и даже интересующимся видеокамерами людям стало нелегко в них разобраться.
Сначала расскажем о форматах записи видео. Со стандартным разрешением все относительно просто. Само разрешение всегда 720х756 (здесь и далее все цифры будем приводить для формата PAL), формат записи может быть либо DV, либо MPEG-2. Отличить просто - все камеры стандартного разрешения (SD), сохраняющие видео на кассеты, используют формат DV, остальные - MPEG-2. C точки зрения качества формат DV, безусловно, предпочтительнее, поскольку в нем используется внутрикадровое сжатие, а в MPEG-2 - межкадровое. Разница особенно заметна на динамичных кадрах, и, кроме того, монтаж видео, отснятого в MPEG-2, требует относительно мощного компьютера и более высокой квалификации пользователя. Но для многих граждан, твердо уверенных в том, что кассета - даже не вчерашний, а позавчерашний день, качество видео, к сожалению, не аргумент.
Что касается формата HD, тут все немного запутанно, ибо развитие любительского и профессионального сегментов рынка HD шло разными, порой взаимоисключающими путями. Профессиональный рынок видеокамер пошел по пути наращивания емкости носителей и применения как можно меньшей степени сжатия изображения. Любительский же развивался строго наоборот.
Подробнее о носителях и HD-форматах вы сможете прочитать во врезках.
Пора, наконец, перейти к рассказу о самых интересных видеокамерах, представленных на рынке. Не буду упоминать о камерах стандартного разрешения, поскольку ничего интересного в SD-мире уже не будет. Если все же захотите купить SD-камеру, вам достаточно будет выбрать носитель - и покупайте любую модель под него в пределах своего бюджета, благо оный бюджет не превысит 20 тысяч рублей.
Носители видео
MiniDV-кассета. Да-да, удивляться тут нечему. Формат HDV прямо подразумевает запись видео на классические miniDV-кассеты. Много копий продолжает ломаться в Интернете на тему "кассеты - это нечто вроде мамонтов или динозавров?". Но если взглянуть на эту тему трезво, без бронебойных аргументов типа "лента по определению старье и прошлый век", то окажется, что кассета не так уж плоха. По сути, у нее лишь один недостаток - последовательный доступ к записанным данным. Иными словами, сбросить видео в компьютер вы сможете только в реальном времени. Кассета с часовым видео будет переписываться на компьютер тоже час. Во всем остальном сплошные достоинства - отличное соотношение цена/объем, высокая надежность и долговечность.
DVD (Blu-ray) диск. На мой взгляд, самый неудобный носитель. Поскольку в камерах используются только 8-сантиметровые диски, их емкость втрое меньше по сравнению с обычными 12-сантиметровыми. И если у DVD-камер стандартного разрешения есть (хотя бы формально) возможность сразу воспроизвести отснятый материал на DVD-плеере, то AVCHD-камеры, записывающие на диски, такой возможности практически лишены, поскольку плееры, умеющие проигрывать файлы в AVCHD-формате, встречаются редко. Кроме того, камеры на дисках дольше стартуют, и шанс неудачно финализировать диск, погубив результаты съемки, тоже имеет место быть.
Жесткий диск. Росту его популярности способствовало резкое удешевление дисков для ноутбуков (такие же диски применяются и в видеокамерах). К плюсам можно отнести емкость (до 7 часов HD-видео), высокую скорость сброса отснятого материала на компьютер. К минусам - невозможность смены (замены) диска, приличное энергопотребление и вероятность угробить диск и данные в случае толчка во время съемки.
Флэш-память. Пожалуй, самый модный сейчас носитель. Достоинств у флэш-памяти масса: низкое потребление, крошечные размеры и вес, полное отсутствие механики и тем самым - устойчивость к вибрациям. Недостаток только один - относительно высокая цена. 16-гигабайтная флэшка стоит сейчас около $100. Вроде бы немного, но это всего лишь час с небольшим видео. Для интересной поездки, в которой может потребоваться снять часов пять видео, покупка четырех карт обойдется в те же деньги, что и сама поездка. Конечно, возникнет резонный вопрос: но ведь карты можно купить один раз, а потом только сбрасывать на компьютер? Да, так можно и нужно делать, но далее появятся иные трудности (см. следующую врезку).
HD-видеокамеры
Рассказать даже о половине выпускаемых сегодня HD-видеокамер невозможно без выпуска специального номера журнала, поэтому упомяну только о самых интересных (по самым разным причинам, в том числе и негативным) моделях.
Canon HV20. Самая ожидаемая камера 2007 года формата HDV. После выхода в свет и десятков, а то и сотен тестирований стала безусловным хитом в ценовом диапазоне до $3000. В мире наживы и чистогана под звездно-полосатым флагом за нее просят максимум $700, в нашем же мире высоких помыслов просят заметно больше - от $1250. Тем не менее и за такие деньги камера не имеет себе равных. Основные достоинства HV20 - феноменальная для компактной любительской камеры четкость и детальность картинки, хорошие возможности ручной настройки, "киношный" режим честной прогрессивной съемки 25P. В начале нынешнего года Canon представила модель HV30, которая, по сути, отличается только цветом корпуса (черный вместо серебряного) и некоторыми мелкими техническими улучшениями. Правда, есть одно радикальное отличие - цена. У новой камеры она почему-то в полтора раза выше (за Атлантикой HV30 стоит чуть меньше $1000, и сколько будет стоить у нас, пока загадка). Но поскольку цены на видеокамеры в США и России обычно относятся как 1:1,5, следует ожидать у нас цену тысяч эдак в 36 рублей.
Кроме съемки видео, Canon HV20 умеет делать вполне приличные 3-мегапиксельные фотографии и показывать результат через HDMI или компонентный выход. Камера, что бывает крайне редко, практически лишена недостатков, разве что окуляр видоискателя не выдвигается. Правда, с точки зрения "особо продвинутых" граждан HV20 имеет недостаток, перед которыми меркнут все ее достоинства, - она записывает видео на кассету. Для таких "продвинутых" Canon выпустила модель HG10.
Canon HG10. Практически полный аналог HV20, но с двумя важными отличиями. Во-первых, HG10 записывает видео на жесткий диск, а во-вторых, записывает его в AVCHD-формате.
Canon HF10. Тоже почти полный аналог HV20. Отличие, как и в случае HG10, в носителе. Для Canon это первая HD-камера на флэш-памяти. В самой камере уже есть жестко установленные 16 гигабайт, и дополнительно можно установить одну SDHC-карту. На российском рынке появится не раньше лета, но для тех, кто мечтает совместить качество съемки HV20 и флэш-память как носитель, иного выхода, как подождать, нет.
JVC GZ-HD7. Камера была заявлена в начале 2007 года как убийца всех конкурентов. Причины на первый взгляд были вескими. Три матрицы, оптика Fujinon, хорошо известная профессионалам и в любительских камерах никогда не применявшаяся, и наконец - съемка в разрешении Full HD, то есть 1920х1080. Результаты съемки всем этим кажущимся великолепием сохраняются на жесткий диск в 60 Гбайт в формате MPEG-2. Но уже "на второй взгляд" любой грамотный видеолюбитель обнаружит, что матрицы имеют размер 1/5", а количество эффективных пикселов для съемки видео - всего 530 000 (эффективное разрешение матриц 976x548). Для получения разрешения 1920х1080 разработчики использовали технологию pixel shift (сдвиг пикселов), которая, несмотря на уверения применяющих ее компаний, реального заявленного разрешения не дает. Результаты первых тестов только подтвердили подозрения - камера даже близко не снимает на те $1500, которые за нее просят. Она может пригодиться, пожалуй, только тем, кому нужны "шашечки", а не ехать. Как ни странно, критический анализ пользователей по поводу GZ-HD7 не стал уроком для JVC, и в 2008 году компания объявила о выпуске новых моделей из этой серии - GZ-HD6 и GZ-HD5. Родовые признаки те же - маленькие матрицы и pixel shift, поэтому и результат съемки наверняка будет таким же. JVC GZ-HD7 является собой удачный пример хорошего маркетинга, благодаря которому камера прилично продается.
Panasonic HDC SD1GC. На первый взгляд эта видеокамера похожа на JVC GZ-HD7. Тот же обожаемый производителем pixel shift и низкое реальное разрешение матриц. Но есть существенные отличия, которые делают покупку этой камеры вполне разумной. Во-первых, три матрицы SD1 имеют на 30% больший размер, 1/4". Во-вторых, заметно меньшая цена, около 24 000 рублей. Отснятое видео сохраняется на карты памяти SD и SDHC в AVCHD-формате. Тесты дали вполне приличный результат. Конечно, четкость картинки у SD1 похуже, чем у камер с матрицами разрешения Full HD, но в остальном она не многим уступает даже сегодняшнему лидеру Canon HV20. Самое ценное, что за счет больших матриц SD1 достойно снимает в плохих условиях освещения (многие даже считают, что лучше, нежели Canon HV20).
Sony HDR-HC7E. Пожалуй, единственный сегодня реальный конкурент Canon HV20. Характеристики обеих камер практически идентичны. Формат, размер матрицы, количество пикселов на оной и т. д. почти совпадают. Соответственно, и качество съемки довольно близко к HV20. Canon, пожалуй, опережает Sony в четкости и чуть лучшим качеством съемки при плохой освещенности. Но в сумме Canon HV20 все-таки предпочтительнее, поскольку еще и дешевле (HC7 стоит от 29 000 рублей). Тем не менее для поклонника Sony, а таких немало, Sony HDR-HC7E будет лучшим выбором, если, конечно, нет идиосинкразии к кассетам. К достоинствам HC7 следует отнести и лучшую эргономику по сравнению с Canon.
Sony HDR-HC9. Обновленная версия HC7E, дополненная блендой к измененному корпусу модного нынче черного цвета. Цена почему-то заметно выше, чем у HC7, - от 38 000 рублей.
Форматы видео высокого разрешения
HDV (High Definition Video, видео высокого разрешения). Название сыграло с этим форматом злую шутку. Поскольку оно соответствует бытовому пониманию HD-видео, то этим термином стали называть чуть ли не все форматы любительского HD-видео. HDV поддерживает размеры кадра 1280х720, 1440х1080 и режимы 720/60p, 720/30p, 720/50p, 720/25p, 1080/60i и 1080/50i. Правда, 720-е форматы поддерживаются только дорогими и далеко не любительскими камерами JVC, поэтому вы не встретите в продаже модели с 720/60p, 720/30p 720/50p и 720/25p. Разрешение 1440х1080 преобразуется в 1920х1080 при выводе изображения на телевизор или монитор. Стандарт кодирования MPEG-2, скорость потока фиксированная (25 Mбит/с), носитель - лента. Формат HDV - стандартный, поэтому поддерживается всеми более-менее известными редакторами видео. Видео в HDV-формате может быть перенесено на Blu-ray-диск без существенного перекодирования, поскольку потребуется только изменить размер с 1440x1080 на 1920x1080.
MPEG-2. Строго говоря, это не формат, а один из видов кодирования. Но как быть с камерами, которые просто и без затей используют MPEG-2 для кодирования видео, но применяют MPEG-2, отличный от HDV? Поэтому будем считать такие форматы просто MPEG-2 форматами. Типичный пример - камеры с так называемым Full HD 1920x1080 и кодированием в MPEG-2. В HDV размер кадра, как известно, 1440х1080. Видеоредакторы поддерживают формат сам по себе, то есть вы сможете загрузить в редактор файл в MPEG-2 и использовать его для создания фильма, но не факт, что вы сможете вывести в том же формате результат своей работы. Видео в MPEG-2 не всегда может быть перенесено на Blu-ray или HD DVD без перекодирования, поскольку это зависит от конкретной реализации кодера в конкретной видеокамере.
AVCHD (Advanced Video Codec High Definition, продвинутый видеокодек высокого разрешения). Применительно к любительскому видео формат AVCHD стал результатом договоренности между компаниями Sony и Panasonic. Он представляет собой подмножество хорошо известного формата MPEG-4 AVC (H.264), или MPEG-4 Part 10. Только не стоит путать этот формат с его очень популярным в нашей стране младшим братом - MPEG-4 в вариантах DivX, XviD и т. п. Хотя они близки по происхождению, AVC (H.264) похож на DivX так же, как кошка на льва. С формальной точки зрения DivX, XviD и другие относятся к стандарту ISO 14496-2 (Advanced Simple Profile, ASP), а AVCHD - к ISO 14496-10 (Advanced Video Coding, AVC).
Не вдаваясь в технические подробности, констатируем, что кодирование HD-видео в H.264 обеспечивает высокое качество картинки (без видимых артефактов кодирования) при скорости потока, процентов на двадцать меньшей, чем требуется для достижения такого же качества в MPEG-2. Иными словами, H.264 сохраняет высокое качество оригинала при большей, чем в MPEG-2, степени сжатия. Собственно поток в AVCHD-формате состоит из видео, кодированного в H.264, и звука, который может быть либо несжатым восьмиканальным (7.1) LPCM, либо сжатым шестиканальным (5.1) AC-3, известным еще как Dolby Digital. В результате получается MPEG-4 Transport stream, называемый также HDMV. Максимальная скорость потока 24 Mбит/с, реально во всех выпускаемых сейчас камерах не более 15 Mбит/с. Как и в HDV, поддерживаются 720p и 1080i. Но в отличие от HDV, формат допускает 1080/24p и "честное" разрешение 1920х1080. Видео в AVCHD-формате может быть перенесено на Blu-ray без перекодирования.
Большинство современных видеоредакторов могут "съесть" этот формат, но не все и не всё могут в этом формате вывести. Например, даже Sony, ударно выпускающая видеокамеры AVCHD-формата, в своем же собственном видеоредакторе Sony Vegas Video 8 не сделала поддержку сохранения результата монтажа в AVCHD, что автоматически приведет к пересчету видео даже для дисков Blu-ray или HD DVD. Кроме того, Vegas Video 8 официально поддерживает только собственный формат Sony AVCHD, поэтому назвать AVCHD стандартным форматом нельзя. Конечно, хотя Sony и Panasonic применяют один и тот же формат, камеры Sony вводят в служебные поля файла видео нечто вроде идентификатора "свой-чужой". По этой причине обладатель камеры не от Sony не сможет работать с AVCHD-видео и Sony Vegas Video.
Огромная степень сжатия несет в себе еще один существенный недостаток - редактирование AVCHD-видео требует максимально мощного компьютера, да и на нем комфортной работы не получится, слишком велики затраты процессорного времени на кодирование/декодирование AVCHD. Конечно, через пару-тройку лет компьютеры смогут справиться и с AVCHD, но вполне возможно, что к тому времени отпадет необходимость в AVCHD для любительских камер, поскольку резко подешевеет место на жестком диске и/или флэш-картах. Сейчас же монтировать в AVCHD - сплошное мучение, и правильные редакторы видео, например Canopus Edius, сразу предлагают перегнать AVCHD-материал в другой формат, который позволит комфортно монтировать фильм.
Форматы, гуляющие сами по себе. Поскольку необходимость в привязке видеокамер к определенному виду носителя сейчас отсутствует, производители получили редкую возможность не обращать особого внимания на стандарты и форматы. В результате появились камеры, которые, в сущности, снимают HD, но формально не привязаны к стандартам.
По материалам “Компьютерры”