Intel: Dunnington, Tukwila, Larrabee и другие
АрхивПлатформа17 марта 2008 года состоялся брифинг, на котором представители Intel поделились самыми свежими планами компании по выпуску процессоров.
17 марта 2008 года директор корпорации Intel по технологиям Патрик Гелсингер на брифинге для журналистов поделился самыми свежими планами компании по выпуску многоядерных централных и гибридных процессоров.
Многое, о чём говорилось на этой встрече, будет подробнее представлено на очередной весенней сессии Форума Intel для разработчиков (IDF), которая пройдёт 2-3 апреля в китайском городе Шанхае. Пока же наблюдатели смогли познакомиться с основными направлениями развития Intel на ближайшее время.
Главными темами брифинга стали серверные процессоры - шестиядерный Xeon MP c кодовым названием Dunnington и новое поколение Itanium с кодовым названием Tukwila. Кроме того, речь шла о новой масштабируемой процессорной архитектуре Nehalem, а также о графическом ядре Larrabee, о котором сегодня нет практически никакой достоверной информации.
Стратегическая задача Intel - переход на единую совместимую и масштабируемую архитектуру, которая позволяла бы с лёгкостью создавать процессоры для самых различных устройств - от интернет-планшетов и смартфонов до высокопроизводительных рабочих станций и серверов.
Новая линейка серверных процессоров Itanium под кодовым названием Tukwila должна полностью заменить чипы текущего поколения c кодовым названием Montvale. Четыряхъядерный чип будет состоять из двух миллиардов транзисторов и будет оснащаться 30 Мб кэш-памяти, на которую и пойдёт большая часть этих транзисторов. В микросхему встроен контроллер оперативной памяти и применяется новая скоростная системная шина QuickPath. Процессор будет производиться по не самой тонкой на сегодняшний день 65-нм технологии (миниатюризация - не самое главное для серверных чипов), и при этом потреблять не более 130 Вт электроэнергии, что всего на 25% больше, чем нынешние Itanium.
Шестиядерный Xeon MP с кодовым названием Dunnington будет состоять из почти такого же количества транзисторов, что и Tukwila (1,9 милиарда), при этом в нём будет 16 Мб кэш-памяти третьего уровня, которая будет задействован, прежде всего, для обмена данными и взаимодействия между ядрами. Процессор будет выпускаться по 45-нм технологии и появится на рынке уже во второй половине текущего года.
По словам Гелсингера, переход на новую микроархитектуру Nehalem станет важной вехой в истории Intel. В корпорации рассчитывают, что новая архитектура позволит существенно повысить производительность при одновременном снижении энергопотребления.
Nehalem получит отработанный на Penryn 45-нм технологический процесс и совершенно новую внутреннюю архитектуру, представляющую собой дальнейшее развитие нынешней Core
Шина QuickPath (чрезвычайно напоминающая AMD HyperTransport - видимо из-за топологии “точка-точка”) упрощает создание многопроцессорных систем без потерь в скорости обмена данными с другими компонентами.
Процессоры Nehalem будут иметь от 2 до 8 ядер (731 миллион транзисторов). Благодаря усовершенствованной технологии многопоточности Simultaneous Multi-Threading (SMT), эти чипы смогут одновременно обрабатывать от 4 до 16 потоков инструкций. Новая система динамического распределения питания сможет независимо работать с каждым из ядер процессора.
Трёхуровневая система кэш-памяти будет включать себя кэш первого уровня объёмом 32 Кб на инструкции плюс 32 Кб на данные, кэш второго уровня по 256 Кб на ядро и общий кэш третьего уровня объёмом уже 8 Мб, который будет отвечать за взаимодействие между ядрами.
Патрик Гелсингер рассказал о новом расширении микроархитектуры x86 - дополнительном к SSE 256-битном наборе векторных инструкций AVX (Advanced Vector Extensions), которые позволят ускорить выполнение операций, где используется много расчётов с плавающей запятой. По всей видимости, такое расширение мультимедийных инструкций связано с новым графическим ядром, которое разрабатывается в Intel в рамках проекта Larrabee.
Идея заключается в том, чтобы реализовать векторный графический процессор на основе единой программируемой архитектуры, способной рассчитывать изображения на основе физических моделей. По словам вице-президента Intel Стива Смита, Larrabee - это не просто графический процессор, а многоядерная микросхема, способная осуществлять расчёты с любыми потоковыми данными.
В основу чипа Larrabee положены несколько ядер на базе усовершенствованной архитектуры x86, которые будут заниматься не только чисто графическими расчётами, но и обработкой видео и звука высокого разрешения. Процессоры будут поддерживать программные интерфейсы DirectX и OpenGL.
Первые версии Larrabee, по некоторым данным, будут состоять из 16-24 ядер и работать на тактовой частоте более 2 ГГц. Теоретически архитектура чипа позволяет использовать в нём до нескольких тысяч ядер. Планируется, что образцы Larrabee будут готовы в четвёртом квартале текущего года, а поставки начнутся не ранее 2009 года.