Беовульф и все-все-все
АрхивВидеоВ этом фильме нас интересуют два факта: в нём играет 3D-модель Анжелины Джоли с хвостом и копытами, а изображение рендерилось в расчёте на просмотр в стереоформате.
Беовульф - это герой англосаксонского эпоса, а сказание о нём считается самой длинной поэмой, написанной на древнеанглийском языке. Вы уже наверняка догадались, к чему я веду - недавно на экраны кинотеатров вышла одноимённая лента. Естественно, самое главное заключа ется вовсе не в эпосе, а в том, что в фильме играет 3D-модель Анжелины Джоли с хвостом и копытами, а также в том, что изображение рендерилось в расчёте на просмотр в стереоформате.
Вы, наверное, помните кризис 90-х годов, когда в кинотеатры вообще никто не ходил, люди сидели дома перед телевизором и скармливали видеомагнитофону кассеты, взятые в прокате. Думаете, так было только у нас? Нет, и в США в конце 80-х годов интерес народа к кинотеатрам сильно угас. Почему? Да потому, что с того момента, когда фильмы стали снимать в цвете, в технологии их демонстрации ничего нового не появилось. Большой экран. Ну и что? При желании можно купить широкоэкранный телевизор, а попкорн сделать в микроволновке. Первый фильм, "Прибытие поезда", произвел на зрителей неизгладимое впечатление. Многие в ужасе убегали из зала, ожидая, что приближающийся паровоз сойдёт с экрана и задавит их. Но кого в 80-е годы можно было удивить цветным паровозом?
Спасло положение введение в кинотеатрах технологии объёмного звучания Dolby Surround. Но всё приедается, и воротилы киноиндустрии 2000-х вновь зашевелились. "Как бы ещё вытрясти денежки из кошельков потребителей?" - задумались они. А, как известно, всё новое - это хорошо забытое старое. Именно так и начался новый бум стереокино.
Интерес к трёхмерным кинокартинам просыпался у человечества не раз. Мечта увидеть объёмное изображение на плоском экране жила в массовом сознании ещё со времен братьев Люмьер. Началось всё в 1890 году с регистрации патента британского изобретателя Уильяма Фрисе-Грине. Правда, чтобы смотреть его стереокино, приходилось пользоваться стереоскопом, так что о массовых показах даже и речь не шла.
Первый стереофильм вышел на экраны кинотеатров лишь в 1922 году. Назывался он "Сила любви". В нём использовался другой подход к получению стереоскопического изображения, применяемый и по сей день. Два проектора демонстрировали два изображения разного цвета, снятые с двух точек, на один экран. Зрителям выдавались очки с синим и красным стёклами, глядя через которые они видели "трёхмерную" картинку.
Кстати, в тот же год Лоуренс Хаммонд, изобретатель органа, названного его именем, предложил альтернативный способ просмотра стереофильмов. На экране демонстрировалось изображение то для правого, то для левого глаза, а перед зрителем стояло приспособление с двумя окулярами и шторками, синхронизированное с проекторами. Кадр с одной перспективы показывался справа, кадр с другой - слева, а шторки попеременно закрывали неактивную часть экрана, создавая иллюзию объёма. Впрочем, интерес к стереоскопическому кино в начале 20-х годов прошлого века быстро утих.
С новой силой бум объёмного кино вспыхнул тридцать лет спустя. В 1952 году вышел первый цветной стереоскопический фильм "Бвана-дьявол" (режиссер Арк Оболер). Показывался он с применением технологии Polaroid, которая предусматривала проецирование двух поляризованных изображений на один отражающий посеребрённый экран.
Потом трёхмерные фильмы посыпались как из рога изобилия. "День в деревне" Джо Бессера (представленный как в формате Polaroid, так и в анаглифическом: разноцветные стереоочки), "Человек во тьме", "Восковой дом"… Не гнушались 3D и в Disney. Но после того как очередная волна интереса к стереоскопическому кино спала, оказалось, что оно имеет множество недостатков, главный из которых в том, что технология Polaroid жутко портит глаза, а малейшая рассинхронизация обоих изображений приводит к потере эффекта глубины.
В 90-е годы наступило относительное затишье - тогда 3D в кино использовалось в основном в аттракционах студий Universal и Disney. Интересно, что ролики для Universal снимал Джеймс Кэмерон. В 1993 году он сделал стереоскопический фильм "Терминатор-2: Битва во времени" специально для аттракциона парка студии. В ролике снимался Арнольд Шварценеггер, и его дублёру приходилось делать трюки в два раза медленнее, поскольку оборудование для съёмок настоящего 3D было таким громоздким, что не могло следовать за актером по рельсам быстрее. Впрочем, тогда Кэмерон ещё не знал, что вскоре ему придётся заняться стереокино всерьёз.
В наше время очень мало стереофильмов снимается целиком по технологии. Предпочитая не тратить деньги и время на съёмки настоящего 3D, киношники чаще всего просто конвертировали обычную картинку в стереоскопическую при помощи нехитрых компьютерных алгоритмов. Недавно даже Лукас заявил, что собирается выпустить таким образом трёхмерную версию "Звездных войн".
Между тем, настоящие стереоскопические фильмы всё-таки снимались. В основном их созданием занимался именно Джеймс Кэмерон - вспомните тех же "Детей-шпионов 3D". Снимали их с помощью Reality Camera System, сделанной по последним HDTV-спецификациям.
Особняком стоят трёхмерные мультфильмы вроде "Полярного экспресса" - тут не было особой нужды орудовать камерой, потому что основную работу за оператора проделывал компьютер. Беовульф, кстати, из той же компании. Правда, трудно сказать, мультфильм ли это вообще - персонажи выглядят очень и очень живо. Между прочим, движения персонажей снимались с живых актеров по старой доброй технологии Motion Capture, которые были обклеены сотнями небольших датчиков с головы до ног. Каким образом актеры удерживались от смеха при виде друг друга в таком облачении, история умалчивает.
Напоследок отметим, что фильм давно идёт в наших кинотеатрах, и в блогах слышны восторженные голоса барышень, которым понравился отважный воин. И они хотят почитать само сказание! Как же, наверняка оно ещё интереснее картины. Но я вам одно скажу: кто "Беовульфа" читал, тот в кино не ходит. Не говоря о тех, кто осилил произведение на староанглийском. Им вообще стоит памятник поставить.
По материалам "Компьютерры"