Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Компакт-диску исполнилось 25 лет

АрхивНакопители
автор : Олег Нечай   20.08.2007

17 августа 2007 года самому распространённому сегодня звуковому носителю исполнилось четверть века. За это время в мире было продано более 200 миллиардов CD.

17 августа 2007 года исполнилось четверть века самому распространённому сегодня звуковому носителю - компакт-диску. Ровно 25 лет назад, 17 августа 1982 года, на фабрике компании Philips в немецком городе Лангенхагене недалеко от Ганновера был выпущен первый серийный CD - им стал альбом "The Visitors" шведского квартета ABBA.

По данным Philips, за 25 лет в мире было продано более 200 миллиардов CD. Сейчас уже выросло поколение людей, которые просто не могут себе представить, что когда-то CD не существовало: некоторые даже компакт-кассеты воспринимают как что-то из юности родителей, а катушки и грампластинки вообще считают антиквариатом. Однако если магнитная плёнка и "винил" практически полностью сдали позиции компакт-диску, то он сам не торопится уступать своё место не только каким-то другим физическим носителям, но даже просто иным форматам записи.

Звуковые форматы высокого разрешения Super Audio CD и DVD-Audio, появившиеся на рубеже веков и обеспечивающие намного более высокое качество звучания, чем аудио-CD, в том числе и в многоканальном варианте, так и остались аудиофильской игрушкой. Для обычного потребителя избыточно даже качество CD - подавляющему большинству вполне хватает качества сжатых аудиофайлов MP3 с битрейтом порядка 192 кбит/с, воспроизводимых на стодолларовом флэш-плеере через пятидолларовые наушники, а ведь даже для раскрытия потенциала обычного компакт-диска требуется куда более дорогой комплект звуковоспроизводящего оборудования. Что уж говорить о SACD или DVD-Audio!

История CD начинается в 1979 году, когда компании Philips и Sony объединили усилия по разработке нового массового цифрового формата звукозаписи, который бы обеспечивал более высокое качество звучания и был бы свободен от недостатков, свойственных существующим аналоговым формата - в частности, от деградации качества при многократном воспроизведении и перезаписи. Результат совместной работы европейских и японских инженеров оказался настолько удачным, что в течение двадцати лет - вплоть до 2002 года - приносил Philips и Sony огромную прибыль в виде лицензионных отчислений за его использование.

Фактически, создание CD послужило одной из движущих сил музыкальной индустрии, которая в кратчайшие сроки перешла с аналоговой на цифровую технологию. Можно много спорить, хорошо это, или плохо, но планка качества звучания массовых бытовых устройств была поднята на немыслимый ранее уровень: куда более простой по механике и схемотехнике необслуживаемый CD-плеер обеспечивает значительно более высокое качество звука, чем дорогой кассетный магнитофон, требующий постоянной регулировки, настройки и чистки.

Ругаемая многими сегодня заметная на слух дискретность цифровых записей, которая может выражаться в "мертвенности" и "искусственности" звучания, отходила на задний план, заслоняемая более широким частотным и динамическим диапазоном, абсолютным отсутствием шумов физического носителя и деградации качества звучания от большого количества прослушиваний. А возможность воспроизведения сильно поцарапанных дисков без явных дефектов звучания вообще поражала меломанов семидесятых, привыкших к тому, что даже малейшая пылинка на пластинке может привести к неприятным щелчкам.

К революционным свойствам аудио-CD можно отнести и мгновенный прямой доступ к различным трекам на пластинке, который сегодня настолько привычен, что даже сложно представить, как без него можно было обходиться. Конечно, на рубеже семидесятых и восьмидесятых уже существовали системы поиска и перехода к нужным дорожкам для магнитофонов и проигрывателей грампластинок, однако на поиск и переход требовалось время, а особенности записи могли приводить к сбоям и ошибкам. Вдобавок, эти системы устанавливались далеко не в самых дешёвых устройствах, и были доступны не каждому.

Наконец, появление CD позволило звукозаписывающим компаниям сделать то, что впоследствии стало их излюбленным трюком - продать потребителю ту же самую музыку, но на новом носителе.

В конце семидесятых никто даже не мог предположить, что "лазерные грампластинки" через какие-то десять лет будут широко использоваться также в качестве носителей для видеофильмов, игр для видеоприставок и компьютерных программ. Без CD не было бы и современных DVD, и перспективных Blu-ray и HD DVD, ведь по принципу работы это всё те же самые компакт-диски из поликарбоната с регистрирующим и отражающим слоем, пусть и выполненные на ином технологическом уровне. Без CD не было бы и iPod, ведь цифровая аудиотехника оставалась бы уделом богатых профессиональных студий звукозаписи, а тысячу альбомов любимых исполнителей на магнитной плёнке в кармане не унесёшь.

Как это часто бывает, компакт-диск сам себе вырастил соперника: портативные плееры на базе жёстких дисков и флэш-памяти составляют сегодня серьёзную конкуренцию CD: несмотря на то, что, по данным IFPI, продажи компакт-дисков до сих пор составляют около 70% всех продаж музыки, всё больше людей предпочитают приобретать музыкальные файлы через интернет. Если человек привык слушать музыку через портативный проигрыватель, ему просто не нужен посредник в лице CD, который придётся "перед употреблением" обрабатывать на компьютере и тратить на это своё время.

Тем не менее, именно CD остаётся основным физическим носителем для продажи музыкальных альбомов в традиционном смысле - в упаковке, с художественно оформленной обложкой или в конвертом или хотя бы со списком записанных композиций. Файл MP3 не поставишь на полочку как "фирменный" CD, а для меломана нет ничего приятнее обладания "настоящей" пластинкой, которую можно взять в руки, полистать буклет и насладиться оформлением. Неслучайно же никуда не исчезли книги, хотя их содержимое - обычный текст - поддаётся цифровому тиражированию и распространению, наверное, легче любого другого, и уж точно гораздо легче, чем музыка. Даже пропагандируемый в своё время полный переход на "безбумажные технологии" оказался не более чем рекламным мифом, не имеющим ничего общего с реальной жизнью.

Конечно, через какое-то время CD уступит своё место какому-то новому физическому носителю, но нет сомнения в том, что это место пустовать не будет - человеку всегда будет требоваться что-то большее, чем "виртуальные" файлы из нулей и единиц. Возможно, такими носителями станут миниатюрные флэш-карты в больших коробках с красивыми обложками, возможно, что-то принципиально иное. Но вряд ли стоит сомневаться в том, что в ближайшие пару-тройку десятилетий компакт-диск забыт не будет.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.