Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Три поколения цифровых DVD-видеокамер

АрхивВидео
автор : Иван Деменьшин   27.03.2007

Мы рассмотрим развитие DVD-камер на трёх примерах: камере первого поколения, одной из первых DVD-совместимых моделей, более поздней камере, уже умеющей работать с двуслойными дисками, и камере, поддерживающей стандарт HD.

Большая часть любительских цифровых видеокамер в наши дни работает с кассетами формата Mini DV, однако широкое распространение приводов для оптических дисков и рост ёмкости последних заставили производителей обратить внимание на такой формат, как восьмисантиметровые DVD, вмещающие гораздо больше информации, чем обычный компакт-диск, не говоря уже о CD уменьшенного диаметра.

Первые камеры, работающие с этим носителем, появились уже больше года назад, и за это время данный носитель приобрёл немалую популярность. Основной же минус этого носителя - сравнительно небольшой объём отдельного диска, не позволяющий уместить на диске более 30 минут видео в приемлемом качестве для обычных DVD и не более 60 минут для двуслойных DVD.

Преимущества DVD перед кассетой очевидны: диск позволяет с большим комфортом просматривать отснятый материал прямо на дисплее камеры, он компактнее, и, что самое главное, DVD можно просмотреть в обычном проигрывателе или на компьютере. В этом отношении DVD-камеры можно назвать первым окончательным аналогом цифровых фотокамер, позволяющих, в отличие от пленки или кассеты, мгновенно просматривать снятые кадры или видео. Диск можно послать по почте, а файлы с него гораздо проще перенести на компьютер, чтобы переслать их по сети.

Другие альтернативы кассетам также существуют, и, в первую очередь, это камеры со встроенным жёстким диском. Однако сравнивать достоинства и недостатки жёстких дисков и DVD не слишком корректно, хотя для видеозаписи сменные носители более привычны.

За год с лишним существования на массовом рынке DVD-камеры как класс несколько изменились. Основных нововведений можно назвать два: появление камер, поддерживающих двуслойные DVD, и, позднее, камер формата HD. Таким образом, домашнее видео постепенно приходит к единому носителю и формату как для самодельного, так и для "покупного" видеоконтента: всё, что для этого требуется - появление на рынке камер, совместимых с дисками HD DVD и BluRay - после того, как эти форматы распространятся повсеместно и вытеснят обычные DVD.

Мы рассмотрим развитие DVD-камер на трёх примерах: камере первого поколения, одной из первых DVD-совместимых моделей, выпущенных Canon, более поздней камере, уже умеющей работать с двуслойными дисками, и камере, поддерживающей стандарт HD - представителе второго поколения DVD-камер.

Наиболее "престарелый" представитель класса DVD-камер, участвующий в нашем обзоре - Canon DC20 - одна из первых моделей с оптическим приводом, представленных этой компанией. Это недорогая и относительно простая камера, представляющая собой фактически аналог современных ей камер с кассетным приводом.

Основное достоинство этого устройства, сразу бросающееся в глаза - компактность. Присутствие оптического привода автоматически обязывает конструкторов к громоздким решениям, круглая форма крышки задает минимальный размер корпуса камеры. Тем не менее, DC20 прекрасно лежит в руке, а привод не кажется чужеродным элементом, прикреплённым к камере по ошибке.

Благодаря компактности корпуса большая часть клавиш для оперативного управления камерой доступна пальцам правой руки. Под указательный палец "ложатся" клавиша спуска для фоторежима и коромысло зума, под большой палец - рычаг переключения режимов и клавиша записи. Аккумулятор спрятан внутри корпуса, а не пристёгивается снаружи под видоискателем, как это часто бывает с питанием камеры, что благотворно сказалось на внешнем виде камеры - вся задняя панель выполнена в скруглённой форме, повторяющей форму привода для дисков. Аккумулятор же для экономии полезного места спрятан под дисплеем.

Все навигационные клавиши, джойстик, клавиши работы с изображением и меню расположены на одной стороне камеры, работа с изображением и управление меню осуществляются двумя группами клавиш, часть из них сгруппирована вокруг дисплея, часть - вокруг джойстика. Отдельного упоминания заслуживает система защиты объектива: вместо съёмной крышки, которую легко потерять, в DC20 предусмотрена встроенная шторка, управляемая рычагом слева от дисплея.

Дисплей выполнен по традиционной конструкции: он откидывается от корпуса и поворачивается вокруг горизонтальной оси. Диагональ экрана - 2,5 дюйма, что позволяет комфортно просматривать отснятые ролики, равно как и компоновать кадр при съёмке. Дисплей достаточно яркий, чтобы быть отлично видимым даже при ярком прямом свете, и имеет отличные углы обзора.

Камера может быть использована и для фотосъёмки, причём, в отличие от многих аналогичных моделей, в ней для обработки видео и фото используются различные алгоритмы. Благодаря этому фотографии представляют собой не просто стоп-кадры из видеролика, но полноценные снимки с разрешением 1632 х 1224 точек. Это обстоятельство делает DC20 особо привлекательной моделью для многих любителей - сочетание неплохого качества фото- и видеокамеры в одном устройстве неплохо экономит место в багаже, особенно учитывая небольшие габариты камеры, прекрасно помещающейся в карман куртки.

Съёмочные качества DC20 полностью удовлетворят любителя, не пытающегося перевести всё свое цифровое видео в стандарт HD. Несмотря на компактность, камера оснащена неплохим объективом, честно отрабатывающим без аберраций практически весь диапазон фокусных расстояний. Кратность оптического зума не слишком велика - 10х при цифровом 200х, однако десятикратный диапазон прекрасно соответствует возможностям матрицы: заметные шумы появляются только в максимальном приближении. В камере использована новая на момент выпуска матрица разрешением 2,2 мегапикселя, дающая вполне качественную и чёткую картинку с правдоподобным отображением цветов.

Уверенности в себе начинающим пользователям придаст система подавления вибраций EIS. DC20 снабжена системой подсветки, включающей в себя как лампу для видеосъемки, так и фотовспышку.

Простота работы с камерой дополняется широким выбором предустановленных сценариев съёмки, предназначенных для работы в различных ситуациях (портрет, спорт, ночь, снег, пляж, закат, прожектор, фейерверк). Помимо DVD, камера использует в качестве носителя и карты памяти формата miniSD. Карты могут использоваться как для фотоснимков, так и для видео, также память карты можно использовать в качестве промежуточного буфера перед записью отобранных снимков на диск.

Возможности камеры и достаточно большой дисплей позволяют автономно обрабатывать видеоролики, монтировать готовые клипы с помощью набора предустановленных переходов. Обработка готового материала также представлена набором эффектов для видео и фотоматериалов.

В целом, DC20 можно назвать крайне удачным представителем бюджетного класса DVD-камер. Компактность в сочетании с удобством съёмки, небольшим временем включения, быстрым и точным автофокусом - уже неплохой набор достоинств, к которому можно приложить также удобство работы со сменными носителями распространённого формата и достойный уровень качества фотоснимков, избавляющий от необходимости носить с собой и фотоаппарат и видеокамеру.

Ощутимым недостатком можно назвать разве что небольшую ёмкость носителя - на стандартный диск умещается 21 минута видео в максимально возможном качестве, либо 30 минут в стандартном качестве. Впрочем, некоторый запас перезаписываемых дисков решает эту проблему, благо места они занимают совсем немного.

Второй образец DVD-камер, оказавшийся в нашем распоряжении, выпущен позже Canon DC-20, и обладает более современным приводом, работающим с двуслойными дисками.

Если DC-20 можно назвать камерой в некотором роде экспериментальной, одной из первых на рынке, то Samsung VP-DC565WBi представляет собой образец устройства, рассчитанного уже не на требовательного любителя, уже опробовавшего камеры формата miniDV, и требующего от новинки чего-нибудь эдакого, но на откровенно не разбирающегося в вопросе новичка.

DC565, несмотря на массивную внешность, довольно легковесна. Модификация, попавшая к нам на тестирование, выполнена в чёрном пластиковом корпусе, что вполне может понравиться определенному кругу пользователей.

Камера неплохо лежит в руке, хотя те части корпуса, что выполнены из глянцевого пластика, очень быстро покрываются следами от пальцев. Дисплей DC565 благодаря не самым малым размерам корпуса удалось сделать большим - диагонали в 2,7 дюйма более чем достаточно для съёмки и просмотра готового материала. Экран яркий, а антибликовое покрытие достаточно эффективно, чтобы фокусироваться по дисплею даже в солнечную погоду.

Правда, видоискатель вряд ли будет когда-либо и кем-либо использоваться: изображение в нем тусклое и неотчётливое, а снимать с его помощью мешает прикреплённый прямо под окуляром и сильно выдающийся назад аккумулятор. Обычно эта проблема решается окуляром видоискателя, повернутым немного вверх, но на DC565 он ориентирован строго горизонтально.

Управление камерой минималистично: под пальцами правой руки размещены клавиши зума, записи, и включения питания, по совместительству выполняющая роль переключателя режимов съёмки/просмотра. Большая часть остальных клавиш спрятана под откидным дисплеем, снаружи расположены только джойстик, а также кнопки вызова быстрого меню и включения стабилизатора изображения. С помощью клавиш, расположенных под дисплеем, можно вызывать полную версию меню, управлять просмотром видео, и переключать тип используемого носителя. Такая группировка клавиш положительно сказалась на внешнем виде камеры: большая часть органов управления спрятана, и устройство выглядит очень монолитно.

Несмотря на кажущуюся несерьёзность, у DC565 есть ряд неоспоримых преимуществ. Использованная в камере оптика немецкого производителя Schneider Kreuznarch зуммирует изображение до 26х. Камера способна снимать в формате 16:9, а в качестве носителя могут быть использованы карты памяти четырёх форматов и DVD, в том числе и двуслойные, что удобно при проведении длительных съёмок. На двуёслойный диск умещается около часа видео в среднем качестве и около 40 минут - в максимальном разрешении.

Работа с камерой предельно проста. Все настройки, которые можно изменить, меняются через меню, оперативного их изменения не предусмотрено. Камера определённо рассчитана на начинающего пользователя, работающего с автоматическим режимом: автофокусировки, автоматического выбора баланса белого и автоматической же экспозиции вполне достаточно для того чтобы свести роль оператора к включению/выключению записи в нужный момент. При желании, конечно можно попробовать работать с ручной настройкой резкости, однако, механизм управления ею не слишком удобен, а всё остальное контролируется автоматикой.

Качество отснятого материала по сравнению с результатами прошлого участника тестирования практически аналогичное, изображение резкое и чёткое, а при нормальном освещении к работе автофокуса претензий нет: система успевает среагировать даже при быстром зумировании или смене ракурса. Использовать DC565 в качестве фотокамеры - дело неблагодарное: если видео, снятое на матрицу разрешением 0,8 мегапикселей, может смотреться вполне пристойно, то стоп-кадры меньше всего напоминают качественные фотографии.

DC565 может стать как разочарованием для требовательного любителя, так и удобным рабочим аппаратом для человека, использующего камеру в основном для домашних съёмок: сменный носитель большой ёмкости, читаемый любым DVD-приводом, качественная автоматика, простота управления и невысокая цена - вполне достойный набор качеств для любительской камеры.

Распространение видео высокого разрешения постепенно приводит к смене пользовательского парка видеоустройств. В первую очередь, изменения затронули технику, предназначенную для просмотра высококачественного контента - проигрыватели и дисплеи, и теперь очередь дошла до портативных камер, с помощью которых можно самостоятельно создавать видеоконтент высокого разрешения.

К этому новому семейству относится Sony Handycam HDR-UX1 - камера, умеющая использовать формат высокого разрешения AVCHD. Это достоинство, впрочем, порождает серь`зный недостаток - корректно прочитать диск, записанный камерой, может далеко не каждый проигрыватель. Идеально этот аппарат подойдёт тем, кто твёрдо намерен стать владельцем PlayStation 3, или уже является счастливым обладателем проигрывателя формата BluRay. В остальных случаях насладиться высококачественным видео получится лишь с помощью компьютера, либо подключив камеру напрямую к телевизору.

С другой стороны, камера продаётся с комплектом программного обеспечения, позволяющего проигрывать ролики на компьютере, а также конвертировать их в более традиционные форматы, правда, с потерей качества. Впрочем, даже если проигрывать отснятые диски негде, да и дисплея, снабжённого интерфейсом HDMI, в хозяйстве пока не случилось, то ничто не мешает отсматривать видео на компьютере или в конвертированном виде, а после смены домашнего дисплея все ролики можно будет пересмотреть заново в новом качестве.

UX1, хоть и является любительской камерой, в сравнении с остальными участниками обзора смотрится куда солиднее и профессиональней. Огромный объектив Vario Sonnar T с настроечным кольцом занимает практически всю площадь переднего торца камеры. Сам корпус имеет форму практически правильного "кирпича" с нашлёпкой DVD-привода на правой стороне.

На самом приводе расположены оперативные клавиши: включение камеры, зум, запись и кнопка спуска затвора для фотосъемки. Всё остальное управление осуществляется ставшим уже традиционным для камер производства Sony способом - посредством сенсорного дисплея и минимального количества клавиш, расположенных на рамке вокруг последнего и под ним. Под откидной панелью экрана размещена клавиша переключения режимов работы дисплея, и рычаг, который отрывает шторку разместившегося ниже отсека с видеоразъёмами - компонентным, AV, и HDMI. На рамку дисплея помещены всего четыре клавиши, три из которых дублируют оперативное управление - запись, управление зумом и кнопка возврата на верхний уровень меню.

Главным же органом управления является сам дисплей, и, если не учитывать фактор энергопотребления камеры, справляется он с этой целью прекрасно. Габариты экрана - 3,5 дюйма по диагонали более чем достаточны для размещения необходимого количества виртуальных клавиш не слишком мелкого размера, так что нажимать их можно пальцами, не боясь промахнуться и попасть по соседней клавише.

Качество дисплея, определённо, лучшее из всех трёх протестированных образцов. Точность цветопередачи и чёткость картинки, не зависящая от яркости освещения, прекрасно дополняют нескромный размер экрана - оператор видит настоящий HD в миниатюре.

Вес камеры вполне соответствует размерам - аппарат довольно увесист, долго держать его на весу в стационарном положении - неплохое физическое упражнение, хоть конструкторы и сделали корпус очень удобным для руки и ухватистым. Хотя ёмкости одного диска вряд ли хватит надолго: при максимальном качестве записи на болванку умещается всего 15 минут видео - высокое разрешение требует немалых затрат дискового пространства.

Гибкости настроек UX1 достаточно для любой любительской съёмки, меню разделено на две части, которые вызываются нажатием двух разных пиктограмм на экране. Нажатием одной из них вызывается список оперативных настроек, таких как режимы фокусировки, экспозиции, баланс белого, качество записи, эффекты и прочее. Особого внимания заслуживает система точечной фокусировки, управляемая сенсорным экраном: камера фокусируется по точке, указываемой пальцем на экране, прямо во время съёмки, что очень удобно для создания статичных планов.

Вторая часть меню содержит пункты для работы с дисками и картой памяти, управления отснятым контентом, переключения между фото- и видеорежимами, настройки печати напрямую с камеры.

Что особо приятно, основные настройки, такие как ручная фокусировка и экспозиция, могут управляться кольцом объектива, к повороту коего привязывается одна из настроек. Запись звука ведётся на уровне не худшем, чем запись изображения: камера создает к клипу звуковой ряд в формате 5.1, что, несомненно, порадует обладателей домашних кинотеатров, ведь в любительском, особенно семейном видео, точное воссоздание ситуации - фактически основная задача.

В целом UX1 - камера несколько "на вырост": формат HD ещё не слишком распространён, и при всём удобстве съёмки, просмотреть запись в полном качестве удастся только на пока ещё редких новых дисплеях, не говоря уже о проблеме совместимости дисков, записанных в AVCHD с обычными проигрывателями. Для обладателей же плееров формата BluRay или PS3 эта камера станет прекрасным продолжением видеосистемы высокого разрешения.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.