Обычные игры власти
АрхивПлатформаГромкий "шпионский" скандал, сотрясающий корпорацию Hewlett-Packard, прокуратуру штата Калифорния и целый ряд федеральных агентств США, ведающих бизнесом, более всего примечателен тем, что в нем нет абсолютно ничего выдающегося.
Громкий "шпионский" скандал, сотрясающий корпорацию Hewlett-Packard, прокуратуру штата Калифорния и целый ряд федеральных агентств США, ведающих бизнесом, более всего примечателен тем, что в нем нет абсолютно ничего выдающегося. В сущности, рядовое расследование утечек корпоративной информации стало "шоком и потрясением" общенационального масштаба лишь по той причине, что превратил его в гранд-скандал - из сугубо личных соображений - человек с большими деньгами, известным именем и хорошими связями в центральной прессе.
В кратком изложении суть истории такова. Еще в те времена, когда Hewlett-Packard возглавляла приснопамятная Карлтон Фиорина, в деловую прессу частенько просачивались сведения о том, о чем думает и что обсуждает в тесном кругу высшее руководство компании. Рассерженная Фиорина пыталась положить этому конец и даже затевала нечто вроде расследования, однако вскоре пути HP и энергичной бизнес-леди разошлись. Утечки же информации с самого верха как были, так и остались. Поэтому новый председатель совета директоров Патриция Данн (Patricia Dunn) решила, что дальше так продолжаться не может, а значит, действовать надо без колебаний.
После совещаний с главным юрисконсультом HP было решено поручить расследование утечек профессионалам из внешней фирмы безопасности, а те, в свою очередь, наняли специалистов по "претекстингу". Pretexting - очень модный ныне термин в областях детективных расследований и онлайнового/телефонного мошенничества. В интересующей нас истории суть его в том, чтобы обманным путем, выдав себя за владельца абонентского номера, получить от телефонной компании распечатку записей обо всех звонках по этому номеру за определенный период - с кем была связь, в какое время, сколько длился разговор. Поскольку услуга платная, телефонные компании предоставляют ее охотно и с минимумом формальностей при установлении подлинности абонента. Иначе говоря, детективам не составит труда получить распечатки телефонных контактов подозреваемого человека.
Поскольку было отдано распоряжение проверить всех без исключения членов совета директоров HP (включая и саму Патрицию Данн), перекрестный анализ телефонных контактов дирекции и нескольких журналистов известных изданий позволил быстро выявить источник утечки. Им оказался 66-летний Джордж Киуорт (George Keyworth), директор HP с самым большим стажем, в свое время бывший научным советником президента Рейгана. Когда Данн выложила на очередном совете директоров добытые следствием документы с компроматом на Киуорта, тот, говорят, был искренне поражен тайным расследованием и спросил: "Но почему же вы не спросили прямо? Я бы и так все рассказал".
Хотя сам Киуорт расценил тайное расследование как возмутительное и совершенно излишнее (категорически отказавшись добровольно сложить свои полномочия), куда большее недовольство эта история вызвала у Тома Перкинса (Tom Perkins), близкого приятеля Киуорта и весьма влиятельного члена совета директоров HP. Миллиардер Перкинс является совладельцем крупной венчурной компании Kleiner Perkins Caufield & Byers, закладывавшей финансовый фундамент множества фирм IT-индустрии, включая Amazon, Google, Netscape и Genentech. В свое время, когда вопрос о выявлении источника утечек информации только начинал обсуждаться, Перкинс в приватных разговорах с Данн высказывался за самые решительные меры вплоть до проверки всех на детекторе лжи. Но когда информатор был вычислен, Перкинса крайне оскорбило, как именно разоблачение было сделано - не тихой закулисной разборкой в узком кругу "посвященных", а открытой "поркой" на общем совете директоров.
Поскольку разногласия между Данн и Перкинсом относительно методов управления компанией к этому времени были уже очевидны, Перкинс счел историю со шпионажем удобным поводом для смещения Патриции Данн с поста председателя [В итоге, нынешних постов лишились и Киуорт и Данн. Патриция покинет председательское кресло в январе]. Для начала он демонстративно покинул совет директоров HP "в знак протеста против неэтичного поведения Данн", а затем начал личную вендетту, наняв адвокатов и рассылая письма в правительственные инстанции с требованием разобраться в законности творимых в HP разборок. Ну а когда вся эта машина закрутилась, к обсуждению происшедшего была подключена пресса.
Пресса же, как известно, сделает сенсацию из чего угодно, даже из рядового служебного разбирательства с утечками корпоративной информации, хотя подобные расследования и профилактические проверки регулярно ведутся в любой мало-мальски крупной компании. Причем, в отличие от истории с HP, используемые методы зачастую оказываются куда менее "чистыми" с юридической точки зрения - включая тотальный контроль за электронной почтой сотрудников и прослушивание телефонных разговоров.
Как свидетельствуют сотрудники фирм безопасности, история контроля корпораций за своими сотрудниками насчитывает десятки лет. И здесь не существует какого-либо порога, ограничивающего допустимость слежки тем или иным рангом руководителя. Как выразился один из экспертов, это "обычные игры власти" - когда сбор информации заказывает любой, кто считает, что имеет на это право. Самые же большие права имеет государство, желающее накопить как можно больше информации обо всех. По этой причине юридические нормы, регулирующие сбор информации, на протяжении многих лет продолжают оставаться размытыми, благодаря чему пышно цветет бизнес так называемых брокеров данных- фирм, собирающих и продающих всю доступную информацию о людях, компаниях и организациях.
Поэтому раздутый ныне скандал вокруг HP показывает лишь одно - чего может добиться человек, располагающий большими деньгами и связями.
По материалам еженедельника "Компьютерра"