Три кита HD DVD
АрхивНакопителиВойна форматов DVD нового поколения обостряется: к продвигающей HD DVD компании Toshiba присоединились Intel и Microsoft.
Эпопея с битвой двух конкурирующих стандартов DVD следующего поколения приобрела неожиданный оборот, который в будущем может решить исход этого сражения. В конце сентября гранды компьютерной индустрии Intel и Microsoft объявили о своей поддержке формата HD DVD, продвигаемого на рынке группой компаний во главе с японской Toshiba. Напомним, среди основных преимуществ этого формата - максимально приближенная к обычным DVD технология, позволяющая выпускать диски нового поколения на оборудовании для современных DVD с минимальными доработками. Альтернативный формат Blu-ray, разработанный группой фирм во главе с концерном Sony и поддерживаемый такими крупными компьютерными компаниями, как Dell и Hewlett-Packard, использует диски иной конструкции, более дорогие в производстве, но и более вместительные, чем HD DVD.
По словам менеджера программы Microsoft по конвергенции мультимедийных развлечений Ричарда Догерти, среди причин, почему его компания решила поддержать формат HD DVD, есть такие доводы, как возможность копирования фильмов с HD DVD на жесткий диск, что позволяет пересылать видео в пределах домашней сети, а также возможность выпуска гибридных дисков, на которых, помимо видео высокой четкости, есть и записи в традиционном формате DVD, что позволит воспроизводить новинки на обычных DVD-проигрывателях.
Догерти также заявил, что HD DVD обеспечивает большую емкость для хранения данных, что на сегодняшний день, мягко говоря, далеко от истины. Однослойный диск Blu-ray имеет объем в 25 Гбайт, а двуслойный - в 50 Гбайт, в то время как на однослойный HD DVD в настоящее время можно записать до 15 Гбайт, а на двуслойный - до 30 Гбайт. Впрочем, может быть, в Microsoft располагают какой-то дополнительной информацией, недоступной общественности? Что касается возможности копирования защищенного контента на жестких диск, то в формате Blu-ray предусмотрена та же самая технология Advanced Access Content System (AACS), но, в соответствии со стандартом, она является опциональной.
Мы уже подробно рассказывали о попытках двух конкурирующих альянсов выработать единый стандарт DVD следующего поколения, однако эти попытки успехом пока не увенчались: разработчики вложили слишком много средств в создание своих технологий, чтобы отказываться от них в тот момент, когда все уже готово к началу коммерческого производства. Многие наблюдатели склоняются к мнению, что все-таки явного лидера не будет, два формата будут сосуществовать так же, как DVD-RW и DVD+RW, или, скорее, как SACD и DVD-Audio. Проблема лишь в том, что чисто технологически совместить в одном устройстве HD DVD и Blu-ray гораздо сложнее, чем в упомянутых случаях.
В лагерь сторонников Blu-ray, помимо Sony, Dell и HP, входят и такие крупные компьютерные компании, как Apple, Electronic Arts и Sun Microsystems, производители бытовой электроники Matsushita Industrial, Philips, Samsung, Sharp, кинокомпании Twentieth Century Fox, Vivendi Universal и Walt Disney.
К сторонникам HD DVD относятся японские концерны NEC и Sanyo, а также кинокомпании New Line Cinema Paramount Home Entertainment, Universal Studios Home Entertainment и Warner Home Video. Впрочем, в середине октября Paramount Home Entertainment объявила о намерении выпускать фильмы на дисках обеих форматов, став первой кинокомпанией, заявившей об одновременной поддержке и HD DVD, и Blu-ray. Чуть позже примеру Paramount последовала и Warner Brothers. Кстати, многие обращают внимание, что кинокомпании, верные Blu-ray, пока не торопятся с заявлениями об одновременном выпуске фильмов и на дисках HD DVD.
Аналитики задаются вопросом: насколько повлияет на расстановку сил в этих лагерях поддержка формата HD DVD такими крупными игроками, как Intel и Microsoft.
Компания Hewlett-Packard пока не намерена подстраиваться под законодателей мод, и остается верна формату Blu-Ray. Однако решение Intel и Microsoft заставило представителей HP выступить с обращением к альянсу, возглавляемому Sony, в котором содержится требование обеспечить в этом формате две технологии, важные как для производителей персональных компьютеров, так и для простых пользователей. Во-первых, это так называемая технология обязательного контролирования копирования, позволяющая владельцем дисков с видео высокого разрешения копировать их содержимое на жесткий диск и распространять по домашним сетям, но не допускающего перезаписи на диск или выкладывания в интернет. Собственно говоря, эта функция предусмотрена в стандарте, но, в отличие от HD DVD, в Blu-ray она является опциональной. Во-вторых, это поддержка интерактивной технологии iHD, которая будет реализована в новой операционной системе Microsoft под кодовом названием Vista.
Как заявил главный менеджер по персональным системам хранения данных HP Морин Вебер, его компания все еще поддерживает Blu-ray, но если эти технологии, чрезвычайно важные для HP, не будут реализованы в этом формате, то его фирма "будет вынуждена делать выбор". В Hewlett-Packard подчеркивают, что это требование вызвано заботой о потребителях, которых нельзя вынуждать выбирать между конкурирующими форматами, и заявляют, что в войне форматов не будет победителей, а будут лишь проигравшие.
Вебер убежден, что, с точки зрения конечного пользователя, Blu-ray - более прогрессивный формат: он обеспечивает гораздо большую емкость носителя, более высокую, чем в HD-DVD скорость передачи данных, а приводы для работы с такими дисками прекрасно размещаются в тонких ноутбуках.
Тем временем, Toshiba объявила о переносе официальной даты коммерческой презентации технологии HD DVD: если первоначально планировалось, что проигрыватели и диски поступят в продажу еще в текущем году, то в конце сентября появилось сообщение, что это событие переносится на начало будущего года. Напомним, что Sony рассчитывает развернуть массовые продажи оборудования и дисков Blu-ray весной 2006 года, так что временной разрыв между появлением на рынке двух конкурирующих технологий серьезно сократился.
По словам представителей Toshiba, перенос начала продаж HD DVD вызван не производственными трудностями, а маркетинговыми соображениями. Скорее всего, в компании не намерены допустить ситуации 1997 года, когда из-за слишком узкого ассортимента фильмов только что появившиеся DVD-проигрыватели продавались чрезвычайно плохо.
Многие наблюдатели считают, что решающее слово в пользу того или иного формата не только за голливудскими киностудиями, но и за производителями компьютерной техники, поэтому решение Intel и Microsoft способно серьезно повлиять на расстановку сил. Однако насколько сильным окажется это влияние, судить не берется никто.