Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Почему Apple отменила тест-драйв Mac Mini?

АрхивПлатформа
автор : Олег Нечай   05.09.2005

Компания Apple объявила о проведении акции "тест-драйва" компьютера Mac Mini и на следующий же день прекратила её. В чем причины такого странного решения?

Очередной деловой сезон у одной из крупнейших IT-компаний мира начался с довольно неоднозначных событий: Apple объявила и на следующий же день отказалась от акции "тест-драйва" компьютера Mac Mini.

31 августа 2005 года на веб-сайте Apple Computer появилась информация о том, что клиенты интернет-магазина компании с этого дня и до 31 октября наделены уникальной возможностью в течение 30 дней пользоваться компактным компьютером Mac Mini, а если эта машинка им не понравится, то вернуть устройство в магазин и получить обратно всю сумму, заплаченную за него. Кроме того, гарантировался возврат денег и за купленные одновременно с Mac Mini клавиатуру и мышь Apple. Единственное, на что должны были раскошелиться участники акции - это на оплату почтовых расходов по возврату Mac Mini.

Акция не слишком корректно была названа "тест-драйвом", поскольку обычно под этим понимается пробная бесплатная поездка на автомобиле без каких-либо обязательств о его покупке и без каких-либо денежных взносов. Предложение Apple, по своей сути, представляло собой временное расширение условий стандартной гарантии, в соответствии с которой покупатель вправе вернуть не подошедшее устройство в течение 14 дней с момента приобретения, при этом полное возмещение уплаченных средств осуществляется лишь в случае обнаружения брака, либо если вообще не вскрывалась фабричная упаковка.

На своем сайте представители Apple гордо заявляли: "мы настолько уверены в том, что вам понравится новый Mac Mini, что предлагаем его вам на 30-дневный тест-драйв безо всяких обязательств. Если вы решите, что он вам не нужен, мы заберем его обратно".

Наблюдатели оценили объявление о проведении акции как готовность Apple к началу нового бизнес-сезона, когда продажи традиционно оживляются. Одновременно с этой акцией "яблочная" фирма запустила по американскому телевидению массированную рекламную кампанию. Напомним, что в конце июля текущего года Apple обновила линейку бюджетных компьютеров Mac Mini, которые, в отличие от всех других моделей этого производителя, не комплектуются ни монитором, ни клавиатурой, ни мышью. Появившиеся в январе Mac Mini вызывали больше всего вопросов из-за слишком скромной конфигурации: младшие модели чрезвычайно медленно работали с Mac OS X, поэтому летнее обновление этого семейства было направлено, прежде всего, на повышение производительности.

С июля все модели Mac Mini оснащаются оперативной памятью удвоенного до 512 Мбайт объема. При этом розничная цена младшей модели с процессором PowerPC G4 1,25 ГГц в США осталась прежней - 499 долларов. Модель с процессором 1,42 ГГц, беспроводными контроллерами AirPort Extreme (Wi-Fi) и Bluetooth продается за 599 долларов, а модификация, дополненная универсальным DVD-рекордером SuperDrive - за 699 долларов. Для сравнения, самый дешевый "полноценный Apple eMac со встроенным монитором, клавиатурой и мышью стоит в США 799 долларов. Акция "тест-драйв", очевидно, была призвана поднять популярность этих компьютеров, которая заметно снизилась из-за отрицательных отзывов об их низкой мощности. К тому же, Apple не теряет надежду переманить в свой лагерь поклонников платформы PC, на которых, как говорилось в начале года, и ориентирован в значительной степени Mac Mini.

В самой компании Apple никак не прокомментировали эту акцию, впрочем, как и сведения о падении продаж Mac Mini. С другой стороны, выход дешевого "макинтоша" чуть ли не вдвое увеличил долю Apple на рынке персональных компьютеров, которая, по некоторым оценкам, превысила в середине 2005 года два процента. Хотя конфигурации обновленных Mac Mini вполне сравнимы с бюджетными PC-совместимыми машинами, они все равно остаются заметно дороже. К очевидным плюсам устройства от Apple можно отнести миниатюрность и традиционно стильный дизайн, однако далеко не все хотят приобретать за такую сумму просто красивую игрушку, а не полноценный компьютер.

Прекращена была акция так же внезапно, как и объявлена - буквально на следующий день с сайта компании пропала всякая информация о "тест-драйве". Журналистам в Apple подтвердили, что акция отменена, но отказались как-либо объяснить причины отказа от ее проведения. Тем не менее, в Apple подчеркнули, что они выполнят все свои обязательства перед теми клиентами, которые успели подписаться на "тест-драйв" в течение действия акции.

В чем реальные причины столь скоропостижного конца "тест-драйва" Mac Mini, можно лишь догадываться. Одни наблюдатели предполагают, что секрет провала акции - отсутствие публичной поддержки главы Apple Стива Джобса, который сам не прорекламировал "тест-драйв" в свойственном ему эксцентричном духе, хотя, безусловно, должен был его утвердить. Некоторые аналитики считают одной из причин отказа от продолжения акции - некорректное название "тест-драйв", который обычно предполагает бесплатную пробную "поездку" перед покупкой, а не возврат денег за товар, который не подошел.

Однако наиболее вероятной причиной отказа от дальнейшего проведения акции, которая должная была продлиться два месяца, по нашему мнению, является получение огромного количества заказов, с выполнением которых Apple с трудом способна справиться. Скорее всего, именно поэтому был так оперативно прекращен прием заказов, когда в компании осознали, что лимит техники, отпущенный на проведение акции до конца октября, исчерпан уже в первые часы проведения акции. В пользу этого мнения говорит и тот факт, что от возвращенных Mac Mini компании придется как-то избавляться, а их можно будет продать уже как бывшие в употреблении или восстановленные (refurbished) компьютеры. Появление на рынке сколько-нибудь крупной партии "восстановленных" после одномесячного использования Mac Mini, которые фактически еще считаются новинкой Apple, может заметно "просадить" цены и серьезно повредить продажам новых машин.

Вполне возможно, что с оживлением продаж после появления обновленных Mac Mini исчезла сама необходимость в подобных крупномасштабных акциях, а льготные условия возврата могли лишь нанести ущерб обычным розничным продажам. Представляется, что аналитики, рассуждающие подобным образом, недалеки от раскрытия действительных причин прекращения "тест-драйва".

Продукция Apple никогда не отличалась дешевизной. Нетривиальный дизайн и откровенно завышенные цены всегда помогали формированию имиджа элитарности "макинтошей". Опыт с Mac Mini - попытка перенести успех на рынке массовых плееров, достигнутый при помощи большого семейства iPod, iPod Mini и iPod Shuffle, на привычный компьютерный рынок. Некоторые аналитики полагают, что Mac Mini удалось бы добиться куда более впечатляющих результатов, если бы не объявление Apple об отказе от процессоров PowerPC и переходе на процессоры Intel. Фанаты "макинтошей" даже нынешние G5 уже рассматривают как последние "настоящие" Мac, что же касается поклонников платформы PC, то для них устаревшие G4, которыми оснащаются Mac Mini - это тупиковое направление развития. В частных разговорах я неоднократно слышал мнение, что если уж пробовать переходить на Macintosh, то лучше дождаться появления в продаже новейших моделей на интеловских процессорах, а не выбрасывать деньги на нерасширяемые конфигурации типа Mac Mini.

Более того, Mac Mini даже в обновленном виде представляет собой дорогую, но весьма слабенькую машину, собранную из морально устаревших комплектующих. Судите сами: оперативную память DDR333 ставят сегодня лишь в самые дешевые офисные ПК, видеокарта ATI Radeon 9200 c 32 Мбайтами памяти вызывает смех даже у людей, не считающих себя большими поклонниками компьютерных игр, жесткие диски объемом в 40 или 80 Гбайт и с интерфейсом Ultra ATA можно встретить лишь в компьютерах, купленных два-три года назад. Универсальный DVD-рекордер SuperDrive, удорожающий компьютер сразу на 100 долларов - и вовсе потрясающее решение: аналогичный внутренний привод для ПК можно купить вдвое дешевле. Если настоящий фанат Apple еще рискнет пойти на такие затраты ради любимой марки, то человек, привыкший к платформе ПК, которого вроде бы и планировалось переманить на Macintosh посредством Mac Mini, лишь скептически пожмет плечами. Аналогичный PC-совместимый компьютер можно собрать чуть ли за вдвое меньшие деньги.

В активе Apple, тем не менее, остается операционная система Mac OS X (v10.4 Tiger), а также пакет мультимедийных программ Life '05. Конечно, для людей, знакомых с Macintosh не понаслышке, эти программы - серьезный аргумент в пользу приобретения именно Mac Mini, однако для человека, много лет проработавшего в среде Windows, переход на непривычный Macintosh будет весьма болезненным. Оставим неблагодарное занятие сравнивать Mac OS с Windows (и у той, и у другой операционной системы есть свои достоинства и недостатки), но вряд ли можно привлечь пользователей ПК незнакомой операционной системой, установленной на "железо" прошлого поколения. Повторимся, цена Mac Mini мала только по меркам Macintosh - для PC-совместимого компьютера её никак нельзя считать революционно низкой. Поэтому, на наш взгляд, столь велика вероятность того, что на акцию Apple по фактически бесплатному месячному "тест-драйву" Mac Mini откликнулось огромное количество покупателей. Большинство подписавшихся на акцию, скорее всего, относятся к категории людей, не понимающих, почему они должны отказываться от платформы PC, и решивших воспользоваться удачной возможностью оценить, насколько объективны рассказы поклонников Apple.

Трудно себе представить, что рассуждения и выводы, изложенные в этой статье, не приходили в голову руководству и маркетологам Apple. Полагаю, что в этой компании объективно оценивают сложившуюся на рынке ситуацию, и поэтому не стали продолжать маркетинговую акцию, которая вряд ли способна заметно расширить их долю, но зато может отрицательно сказаться на продажах. Было бы неправильно однозначно считать однодневный "тест-драйв" маркетинговой ошибкой, ведь эта акция, в любом случае, подогрела интерес к Mac Mini. Объективно сейчас Apple больше заинтересована в скорейшем запуске в производство новых компьютеров на процессорах Intel, а для этого требуется не столько разработка "железа", которая практически завершена, сколько портирование как можно большего числа программных продуктов под новую платформу. Именно эти задачи приоритетны для Apple, поэтому незначительные колебания спроса на выпускающиеся сегодня персональные системы большого значения уже не имеют.


Материал отражает личную точку зрения автора.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.