Albatron FX 5200 U: поможет продержаться
АрхивВидеоПоследние из могикан были крепкими мужиками. Подобно им, видеокарты на чипе GeForce FX 5200 достойно встречают собственный закат - и помогут вам извести не одну тысячу врагов.
Выбирая для прошлого материала видеокарту Albatron на чипе GeForce пятого поколения, мы ориентировались на верхний сегмент этой линейки. Но обнаружив, что Albatron FX 5700 LEP способна справиться с новейшими играми, мы решили протестировать и решение на базе GeForce FX 5200. И оказалось, что бюджетнейшая видеокарта Albatron FX 5200 U тоже годится для трёхмерных развлечений, как и её старшая сестра. Причём позволяет играть в сегодняшние боевики на позавчерашней технике.
Знакомство
Комплектация Albatron FX 5200 U крайне аскетична, хотя коробка изготовлена с большим запасом. В ней, кроме видеокарты, находятся переходник S-Video - Composite, руководство пользователя и диск с "немодными" уже драйверами Detonator.
Основные характеристики Albatron FX 5200 U:
- Частота процессора - 325 МГц
- Частота видеопамяти - 500 МГц
- Память - Hynix DDR 128 Мб, шина 128 бит
- Интерфейс - AGP 8x/4x
- Maкс. разрешение - 2048 x 1536 при 75 Гц
- Поддерживаемые API - DirectX 9.0 и OpenGL 1.4
Обращают на себя внимание частоты. Ядро графического процессора и память сильно разогнаны, отсюда и суффикс U. Кстати, встречаются экземпляры и с памятью, работающей на частоте 650 МГц. Напомню, что у Albatron FX 5700 LEP на ядре 225 МГц и 400 МГц на памяти. Так что же, разогнанная бюджетная карта может оказаться быстрее старшей модели? Но не надо забывать, что сейчас мы имеем всего два пиксельных конвейера с двумя текстурными блоками на каждом. В случае же с Albatron FX 5700 LEP мы располагали четырьмя пиксельными конвейерами.
Есть и другие отличия от Albatron FX 5200 U от FX 5700 LEP - первая не поддерживает режим AGP Fast Writes, но имеет вдвое более широкую шину памяти (128 против 64 бит). Узнаем, поможет ли ей это в конкурентной борьбе со старшей сестрицей.
Напомним тестовую конфигурацию:
- Процессор - AMD Athlon 900 МГц, FSB 100 МГц
- Материнская плата - ABIT KT-7, чипсет VIA KT133, AGP 4x
- ОЗУ - 512 Мб SDRAM PC-133 (два модуля, Hynix и Samsung)
- Жёсткий диск - 20 Мб Seagate 320014A, UDMA/66
Конфигурация не изменилась со времени тестирования Albatron FX 5700 LEP. Чего не скажешь о климате внутри системного блока.
Применённый в Albatron FX 5200 U графический процессор NV34 выполнен по техпроцессу 0,15 мкм, в отличие от остальных 0,13-микронных ГП семейства NV3х. Этот факт (а также лето и высокие для своего класса частоты ядра и памяти) не замедлил сказаться на температурном режиме в системном блоке. После пары часов работы (веб-серфинг, набор текста, полчаса в Doom 3 и полчаса в Heroes II) программа MotherBoard Monitor зафиксировала температуру в 78 градусов на процессоре и 42 градуса в корпусе. Пришлось демонтировать обе стенки корпуса и вытащить 5- и 3-дюймовые заглушки на передней панели. Это снизило температуру процессора до 64 градусов. А вот карта Albatron FX 5700 LEP (напомню, её частоты занижены) не вызывала разогрева процессора выше 66°С в закрытом корпусе.
Кроме перечисленного выше оборудования в системном блоке находятся звуковая и сетевая карты и оптический привод (в тестах неиспользуемый). Их вклад в температурную картину невелик. Что ж, придётся учесть буйный нрав Albatron FX 5200 U и посоветовать её владельцам следить за погодой в корпусе. Тем, кто не хочет являть миру внутренности системного блока, порекомендую установить пару корпусных вентиляторов.
К слову, на обеих картах установлена идентичная система охлаждения - крашеный под медь алюминиевый радиатор с небольшим вентилятором, память же рассеивателей тепла лишена. Впрочем, поискав изображения Albatron FX 5200 U в интернете, вы найдёте массу фото, где на ГП смонтирован большой радиатор с кулером, а память, установленная на двух сторонах платы, с обеих же сторон и охлаждается. Но это уже инициатива тайваньской компании, направленная на другие, не российские рынки - референс-карта от nVidia охладителей на чипах памяти не предусматривает.
Кстати, ни Albatron FX 5200 U, ни FX 5700 LEP не требовали дополнительного питания. Мощности 250-ваттного блока питания хватало для обеспечения энергопотребностей обеих карт.
Демо-тестирование
Для тестирования в играх использовались Doom 3 (встроенное demo001), Far Cry (демо, записанное на карте Pier, можно скачать отсюда) и Half-Life 2 (демо можно скачать здесь). На компьютере были установлены драйверы nVidia Forceware 71.90 (WHQL-версия).
Все демо-записи прогонялись два раза в разрешениях 800 х 600 и 1024 х 768 пикселей. Half-Life 2 запускалась с билинейной фильтрацией, сглаживание было выключено. Doom 3 тестировался так: основные настройки видео - Low, дополнительные выключены. Far Cry запускался с минимальными настройками. Для сравнения приводятся результаты карты Albatron FX 5700 LEP:
Игра\fps |
Albatron FX 5200 U |
Albatron FX 5700 LEP | ||
800 x 600 |
1024 x 768 |
800 x 600 |
1024 x 768 | |
Half-Life 2 |
27,48 |
30,36 |
30,64 |
27,95 |
Doom 3 |
27,5 |
22,6 |
26,5 |
20,9 |
Far Cry |
33,80 |
34,28 |
34,38 |
35,12 |
В таблице выделены цифры, котрые могут вызвать некоторое удивление. Рост fps на большем разрешении можно объяснить, если вспомнить двухлетней давности скандалы с тестовым пакетом 3DMark. При том, что странности возникают в режиме 1024 х 768 пикселей, можно предположить, что игры оптимизированы под это, самое ходовое разрешение.
Общая же картина практически идентична - разницу в 3-4 fps можно проигнорировать. Получается, за 50 долларов (Albatron FX 5200 U) мы получаем то же самое, что и за 80 (Albatron FX 5700 LEP)? К тому же, и качество картинки в игровых тестах на одинаковых настройках обе видеокарты продемонстрировали аналогичное. Впрочем, играбельность у обеих карт вполне сносная - если не приглядываться к текстурам, а больше обращать внимания на сюжет.
Реальный геймплей
Doom 3 снова проявляет свой тяжёлый характер, обусловленный сложностью моделей и архитектуры, а также световыми эффектами. Марсианские заводы и лаборатории корпорации UAC набиты работающим и богато иллюминированным оборудованием. Причём, похоже, что упрощение моделей в настройках не касается механизмов - их детализация остаётся высокой, тогда как монстры превращаются в конгломераты полигонов. Получается, что ресурсы графического процессора в основном тратятся на обсчёт декораций. И когда появляется враг, чипу FX 5200 приходится туго. Поэтому играть придётся на низком уровне сложности, где меньше противников и гибнут они быстрее. Это даже плюс, ведь активные действия в Doom 3 - совсем не главное, гораздо страшнее бродить в одиночестве и темноте. Настроение создаётся от напряжённого ожидания и гениальной озвучки. Так, что сэкономив деньги с помощью Albatron FX 5200 U, купите на эти 30 долларов многоканальные наушники.
Half-Life 2 в исполнении Albatron FX 5200 U не потеряла очарования. Но тут, конечно, подход к дизайну игры совсем другой. Много открытого пространства, щедро разлита вода, бывают моменты, когда на экране тесно от насекомых. При этом играть заметно комфортнее, хотя объёктов для обработки очень много и большая их часть интерактивна. Видимо, играет роль тот факт, что освещение на уровнях всегда ровное. Это не Doom 3, где из каждой дыры бьёт огонь или пар.
Единственная локация, где можно увидеть три источника живого пламени в одном месте - лагерь повстанцев на уровне "Песчаные ловушки". Но здесь мы среди друзей - у одного костра двое молча смотрят на огонь, у второго беседует пара инопланетян, у третьего дежурный следит за приборами. То есть, ничто не мешает графическому процессору просчитывать отблески на камнях. Причём одновременно все три костра не видны, первый и третий разделены скальным выступом. Вот как грамотный дизайн уровней может снизить нагрузку на ГП - и не в ущерб зрелищности!
Far Cry также славится большими просторами, а уж с водой тут и вовсе проблем нет. К тому же, острова покрыты буйной растительностью, изготовленной в соответствии с канонами дендрологии. Но это не помешает владельцу Albatron FX 5200 U наказать последователей доктора Моро - и попутно порадоваться тропическим красотам. Упомянутые большие пространства так и провоцируют воспользоваться снайперской винтовкой или базукой с оптическим прицелом. Это и будет наилучшей тактикой прохождения Far Cry на чипе FX 5200 (да и 5700 LEP тоже). А если дальнобойное оружие неприменимо (в помещениях или зарослях), декорации сами приходят вам на помощь. Здесь просчитывать необъятные дали не нужно и мощность ГП направляется на ускорение боевых действий.
Итоги
Итак, возникает вопрос: насколько целесообразно приобретение видеокарты на базе чипа FX 5200 или FX 5700? Определённый резон есть, но в случае с рассмотренными изделиями производства Albatron возникает дилемма, обусловленная тем, что сравниваются "худшая из лучших" и "лучшая из худших". В выборе из этих двух может сыграть роль ценовой фактор, так как Albatron FX 5200 U дешевле на тысячу рублей. Минусы этого решения - заметный нагрев системного блока и невозможность разгона.
Albatron FX 5700 LEP выглядит более предпочтительно - всё-таки ГП более совершенный - хотя показывает сходные результаты. Видеокарта оставляет простор для оверклокинга - но это связано с дополнительными расходами на охлаждение. Да и 64-разрядная шина памяти не позволит значительно повысить производительность. Стоит ли переплачивать 30 долларов за устройство, которое вскоре всё равно придётся менять?
Думается, что разумнее будет выбрать Albatron FX 5200 U. Но переходить на это решение стоит, лишь если ваша текущая карта хуже Radeon 8500 или GeForce 3 Ti. Менять эти прославленные видеоадаптеры на плату сравнимой производительности не нужно. Все видеокарты попроще сегодня, безусловно, подлежат замене. Albatron FX 5200 U (и, конечно, 5700 LEP) помогут вам дождаться настоящего апгрейда, без особых тормозов поигрывая в мультиплеер Half-Life 2 и Counter-Strike: Source. Для неспешного кемперства их мощности хватит вполне.