Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Видеокарта Gigabyte Radeon X800 XL: мощная, тихая, но горячая

АрхивВидео
автор : Олег Нечай   19.07.2005

На базе этого графического контроллера с пассивным охлаждением от Zalman можно собрать высокопроизводительный, но малошумный игровой компьютер. Карточка должна понравиться и моддерам - непростительно скрывать такую красоту за глухими стенками стандартного корпуса.

Семейство графических контроллеров Radeon X800 - уже не самое новое в линейке канадской компании ATI Technologies, тем не менее, по своей производительности карты этой серии не слишком значительно уступают флагманам из серии X850. По сути, топовые версии X800 XT и XT PE отличаются от своих собратьев из 850-й серии лишь частотами процессора и оперативной памяти. Между тем, цены на модели 800-й серии становятся все более привлекательными для многочисленных поклонников компьютерных игр.

Сегодня почетное звание оптимальной покупки, на наш взгляд, можно присвоить видеокартам на базе процессора X800 XL: он снабжен теми же 16 пиксельными и 6 вершинными конвейерами, что и старшие модели, той же видеопамятью GDDR3 объемом 256 Мбайт, а его производительность находится на весьма высоком уровне. Цена таких видеокарт находится в пределах 310-350 долларов США, в то время цены на X800 XT и X850 XT начинаются с 450 долларов, а топовая X850 PE может стоить далеко за 500 безусловных единиц.

В этом обзоре мы расскажем как раз о видеокарте Radeon X800 XL (GV-RX80L256V), выпущенной известной компанией Gigabyte Technology. Однако эта карта, помимо того, что носит марку известного бренда, имеет и еще одно заметное отличие от себе подобных. Дело в том, что она полностью лишена активного охлаждения - на карте нет надоедливого шумного кулера, а его место занимает массивная пассивная система охлаждения от Zalman. Южнокорейский специалист по компьютерным системам охлаждения, компания Zalman, уже не впервые замечена в сотрудничестве с Gigabyte, а результат неизменно привлекает внимание потребителей и специалистов.

К необычной системе охлаждения мы еще вернемся, но давайте обо всем по порядку.

Упаковка, комплектация

Карта продается в огромной коробке, габариты которой вы можете оценить по фотографии:

В такую коробку можно было бы с легкостью упаковать штук десять подобных видеокарт, но в данном случае пафосная упаковка призвана радовать счастливого покупателя и вызывать завистливые взгляды прохожих. Других рациональных объяснений таких габаритов найти сложно.

Комплектация карты типична для дорогих моделей: помимо стандартного набора из инструкции по установке и диска с драйверами в коробку вложен переходник DVI-D-Sub, комбинированный кабель-переходник S-Video/композитный видеовход/выход, DVD-проигрыватель PowerDVD, программный пакет для редактирования видео CyberLink PowerDirector 3 ME и компьютерные игры Thief: Deadly Shadows и Joint Operations: Typhoon Rising.

На коробке гордо значится: "программное обеспечение на сумму до $190", что в России, по понятным причинам, воспринимается с улыбкой. В общем-то, довольно странный ход: человеку, покупающему видеокарту за 340 долларов, вряд ли будет приятно сознавать, что на самом деле эта карта стоит 150 долларов, а все остальные деньги он платит за софт "в нагрузку". Впрочем, оставим эти размышления маркетологам, тем более что покупатели по достоинству оценят комплектацию.

Технические характеристики, конструкция

  • Графический процессор Radeon X800 XL (R430), тактовая частота 400 МГц (398,25 МГц), 16 пиксельных и 6 вершинных конвейеров
  • Видеопамять GDDR3 2 нс объемом 256 Мбайт, частота - 500 МГц (492,75 ц), эффективная - 1000 МГц (985,5 МГц), 256-битная шина
  • Видеовыход и видеовход S-Video, композитный вход, компонентный выход HDTV, цифровой видеоинтерфейс DVI, аналоговый видеоинтерфейс VGA (разъем D-Sub)
  • Интерфейс PCI Express x16
  • Полная поддержка DirectX 9.0, включая пиксельные шейдеры версии 2.0b
  • Утилита для "разгона" V-Tuner 2

Плата выполнена в соответствии с эталонной конструкцией ATI, за исключением отсутствующего разъема для подключения кулера и текстолита фирменного синего "гигабайтовского" цвета. Система пассивного охлаждения от Zalman представляет собой два массивных радиатора золотистого цвета, почти полностью закрывающие большую часть карточки с обеих сторон. Радиаторы соединены друг с другом тепловыми трубками, которые обеспечивают эффективный отвод тепла от графического процессора, к которому радиатор присоединен через медную пластину.

Собственно говоря, вся система охлаждает лишь графическое ядро, поскольку радиаторы никак не соприкасаются с чипами памяти. Стоит воздать должное инженерам-разработчикам карты, поскольку в силу своей конструкции радиаторы никак не соприкасаются с дорожками карты и не могут вызвать замыкание. Благодаря пассивной системе охлаждения карта работает абсолютно бесшумно.

Тестирование

Для тестирования использовался компьютер в следующей конфигурации: процессор Pentium 4 640 (тактовая частота 3,2 ГГц, кэш-память второго уровня объемом 2 Мбайта, 64-разрядные расширения, Hyper-Threading), материнская плата Gigabyte GA-8I945P Pro (чипсет Intel 945P Express), 1 Мбайт двухканальной оперативной памяти Kingmax DDR II 533 PC4300 (2 модуля по 512 Мбайт), винчестер Seagate Barracuda на 80 Гбайт и блок питания Thermaltake W0064 PurePower мощностью 460 Вт.

  • 3DMark 05 - настройки по умолчанию, разрешение 1024 х 768 точек
  • Общий результат - 5007 баллов
  • GT1 - Return To Proxycon - 22,4 кадра в секунду
  • GT2 - Firefly Forest - 14,8 кадра в секунду
  • GT3 - Canyon Flight - 24,3 кадра в секунду
  • Заполнение одиночными текстурами - 3026,2 миллиарда текстелей в секунду
  • Заполнение множественными текстурами - 6340,5 миллиарда текстелей в секунду
  • Пиксельные шейдеры - 119,7 кадра в секунду
  • Вершинные шейдеры (простые) - 53,5 миллиарда вершин в секунду
  • Вершинные шейдеры (сложные) - 37,1 миллиарда вершин в секунду
  • 8 треугольников - 6,5 миллиарда треугольников в секунду
  • 32 треугольника - 25,3 миллиарда треугольников в секунду
  • 128 треугольников - 98,8 миллиарда треугольников в секунду
  • 512 треугольников - 131,1 миллиарда треугольников в секунду
  • 2048 треугольников - 131,7 миллиарда треугольников в секунду
  • 32768 треугольников - 131,9 миллиарда треугольников в секунду
  • 3DMark 05 - полноэкранное сглаживание 6х, анизотропная фильтрация 16х, 1024 х 768 точек, общий результат - 3800 баллов
  • 3DMark 05 - настройки по умолчанию, 1280 х 1024 точек, общий результат - 4124 балла
  • 3DMark 05 - полноэкранное сглаживание 6х, анизотропная фильтрация 16х, 1280 х 1024 точек, общий результат - 2980 баллов
  • 3DMark 03 - настройки по умолчанию, 1024 х 768 точек, общий результат - 10749 баллов
  • 3DMark 03 - полноэкранное сглаживание 4х, анизотропная фильтрация 4х, 1024 х 768 точек, общий результат - 6849 баллов
  • 3DMark 03 - настройки по умолчанию, 1280 х 1024 точек, общий результат - 8724 балла
  • 3DMark 03 - полноэкранное сглаживание 4х, анизотропная фильтрация 4х, 1280 х 1024 точек, общий результат - 5107 баллов
  • 3DMark 2001 - настройки по умолчанию, 1024 х 768 точек, общий результат - 20327 баллов
  • PCMark 04 - общий результат - 5033 баллов
  • PCMark 04 - результат графического контроллера - 6072 баллов
  • PCMark 04 - обработка изображений - 15,2 мегапикселя в секунду
  • PCMark 04 - видеопамять 16 линий - 3166,8 кадра в секунду
  • PCMark 04 - видеопамять 32 линии - 2870,9 кадра в секунду
  • PCMark 04 - видеопамять 64 линии - 2565,4 кадра в секунду
  • PCMark 04 - 3D заполнение единичными текстурами - 2525,9 миллиарда текстелей в секунду
  • PCMark 04 - 3D заполнение множественными текстурами - 4104,6 миллиарда текстеле1 в секунду
  • PCMark 04 - 3D полигоны с единичным освещением - 60,2 миллиарда треугольников
  • PCMark 04 - 3D полигоны со множественным освещением - 21,3 миллиарда треугольников
  • Doom 3 - максимальные настройки, разрешение 1024 х 768 точек, встроенное demo 1 - 79,5 кадра в секунду
  • Doom 3 - максимальные настройки, разрешение 1280 х 1024 точек, встроенное demo 1 - 61,7 кадра в секунду
  • FarCry - максимальное качество, демо Pier, разрешение 1024 x 768 точек - 71,1 кадра в секунду
  • FarCry - максимальное качество, демо Pier, разрешение 1280 х 1024 точек - 48,4 кадра в секунду
  • Half-Life 2 - разрешение 1024 х 768 точек - 72,4 кадра в секунду
  • Half-Life 2 - разрешение 1280 х 1024 точек - 65,2 кадра в секунду

Выводы

Синтетические и игровые тексты продемонстрировали высокий потенциал видеокарты Gigabyte GV-RX80L256V: при работе в более мощных системах карта способна показать еще более выдающиеся результаты. Однако даже тестовая система, которую можно считать средним по производительности современным компьютером, позволяет выставлять в подавляющем большинстве компьютерных игр максимальные настройки.

Единственная проблема, с которой может столкнуться новоявленный владелец этой видеокарты - сильный нагрев. Температура графического ядра под нагрузкой может превышать 80 градусов Цельсия, а без нагрузки - 45-50 градусов. Однако чтобы добиться даже таких показателей, в системном блоке должна быть организована грамотная система вентиляции. Как показало тестирование, вполне достаточно двух корпусных кулеров, один из которых, передний, работает на вдув, а другой, задний, - на выдув. При этом на пути потока не должны находиться различные препятствия, к примеру, мотки широких шлейфов. Если не обеспечить системный блок вентиляцией, то карта будет перегреваться, что приведет не только к сбоям, но и к сокращению срока ее службы.

Упомянутые выше тихоходные корпусные кулеры диаметром 80 или 120 сантиметров таких производителей, как Zalman или GlacialTech, развивают от 1700 до 3000 оборотов в минуту, при этом уровень создаваемого шума сравнительно невысок. Однако, приобретая подобную видеокарту, не стоит рассчитывать на сборку полностью бесшумного компьютера, поскольку тепловыделение графического ядра просто не позволяет обойтись исключительно пассивным охлаждением. Если карты на X300 могут охлаждаться небольшим радиатором, то высокопроизводительные игровые модели, к сожалению, требуют большего.

Наконец, не стоит забывать о том, что мощные видеокарты требуют и мощного блока питания. Для тестового стенда мы выбрали качественный блок питания Thermaltake с заведомо избыточной мощностью в 460 Вт, а для стабильной работы будет вполне достаточно блока питания мощностью в 350 Вт, при единственном условии, что это будут "честные" ватты, а не "подпольно-китайские". К примеру, если у вас имеется дешевый корпус с блоком питания, купленный долларов за 45-50, то с подобной видеокартой система может просто не запуститься. Поэтому для сборки игровой системы с мощной графической подсистемой следует выбирать заведомо качественные сетевые блоки питания. Помимо обеспечения должной мощности, хороший блок обеспечит защиту от шумов и колебаний напряжения, а это гарантирует работоспособность и долговечность дорогостоящих комплектующих.

Краткое резюме: Gigabyte Radeon X800 XL (GV-RX80L256V) - высококачественная и мощная видеокарта, при помощи которой можно построить производительную и малошумную игровую систему в хорошо охлаждаемом системном блоке. Карта должна понравиться и моддерам - непростительно скрывать такую красоту за глухими стенками стандартного корпуса.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.