Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Microsoft против Sony: новый дележ "консольного пирога"

АрхивПлатформа
автор : Денис Марков   13.07.2005

Предыдущее сражение осталось за Sony: PlayStation 2 серьезно обогнала по популярности Xbox. Закон "первого блина" не пощадил Microsoft. Чем же теперь закончится новая битва?

О новых игровых приставках от Microsoft и Sony написано уже столько статей, что возвращение к этой теме может показаться странным. Технические данные известны и обсуждаются чуть ли не на каждом "железном" форуме, примерные даты появления новинок на прилавках магазинов - тоже не секрет.

Самые нетерпеливые успели даже поделить рынок, мол, PlayStation 3 чуть ли не в вдвое производительнее Xbox 360: ясно, как божий день, что лидерство в конечном итоге останется за Sony!

Однако не только техническими характеристиками будет определяться популярность приставок. Важнейший фактор - цены на сами устройства и программное обеспечение (игры) к ним. И, принимая этот фактор во внимание, осторожные аналитики не спешат отдавать Sony пальму первенства. Попробуем разобраться, что к чему, и прикинуть будущее развитие событий на рынке игровых приставок.

Nintendo из обзора сразу вычеркнем: недавнему лидеру отрасли сейчас приходится идти на массу всяких ухищрений и буквально из кожи вон лезть, чтобы вернуть утраченные позиции хотя бы на японском рынке - куда уж там на мировом! Сеть Wi-Fi для пользователей приставки, масса маркетинговых задумок - это все, конечно, хорошо, но российского потребителя касается мало. Поговорим лучше об уже начавшейся войне между Sony PlayStation 3 и Microsoft Xbox 360.

Предыдущее сражение осталось за Sony: PlayStation 2 серьезно обогнала по популярности Xbox. Причинами краха "чудо-ящика" называли, в частности, техническое несовершенство, слабые поддержку и продвижение со стороны самой Microsoft. Принцип "первый блин комом" сработал великолепно. Оно и понятно: вряд ли первая разработка компании смогла бы сразу захватить большую долю рынка.

Чем же закончится сражение нынешнее?

Уже сейчас аналитики называют примерные цены на приставки: PS3 обойдется потребителю где-то в $400, Xbox 360 - примерно в $300. Обе цены, похоже, ниже себестоимости. По крайней мере, известно, что производство каждого экземпляра PS3 обойдется Sony примерно в $500.

Зачем производители приставок занижают цену, думаю, объяснять не надо. Все потери с лихвой окупаются за счет игр и аксессуаров, которые владельцы приставок затем приобретут. Ясно ведь, что без игр сам девайс никто не купит. У обеих компаний есть существенный запас прочности, благодаря которому они готовы понести любые временные убытки. Так, ожидается, что в ближайшее время Sony потеряет до $1 млрд.

Цена приставки от Microsoft ниже примерно на четверть. И многие аналитики считают, что, несмотря на худшие технические характеристики, именно ценовой фактор окажет решающее влияние на выбор потребителей. Тут есть такой тонкий момент: изначально устаревшую приставку выпускать никто не станет. И, начиная продавать девайсы именно с такими, а не иными, техническими характеристиками, обе компании уже имеют определенные планы по выпуску игр. Учитывая то, что платформы PS3 и Xbox 360 абсолютно разные (то есть игры для одной приставки не будут работать на другой), никакой конкуренции по производительности, в принципе, быть не может. Нельзя сказать, что одна приставка лучше или хуже другой - все будет определяться играми.

Так, например, спрос на первый вариант Xbox в свое время существенно подрос за счет эксклюзивного выпуска Halo - хитового 3D-шутера. Ну, а купить PlayStation 2 многих игроков заставил эксклюзивный выпуск GTA: San Andreas, вышедшей в приставочной версии аж на год раньше, чем в версии для PC.

Тот факт, что PlayStation 3 производительнее, означает лишь то, что в перспективе (через пару лет) для этой приставки все еще будут производиться игры, технологически "соответствующие времени". Это отнюдь не говорит о том, что сейчас, купив PS3, вы будете наслаждаться "верхом хайтека", а купив Xbox 360 - графически неказистыми, устаревшими игрушками.

Желание потребителей вкладывать деньги "в перспективу", сами знаете, отнюдь не всеобъемлюще. Перейдем к очевидным примерам: редко кто покупает домашний компьютер с самыми производительными на данный момент комплектующими. Руководствуются обычно "правилом тысячи": хороший компьютер всегда стоит около $1000. Аналогично и с мобильными телефонами: большинство предпочитают подождать пару-тройку месяцев, пока цена на приглянувшийся аппарат существенно не упадет, и лишь затем его приобрести.

То же самое вполне применимо к приставкам. Что будет через несколько лет, неизвестно, а деньги придется тратить сейчас. Ну, а потратить вот так сразу $400 сможет далеко не каждый. Мы даже не говорим о России - здесь приставки вряд ли заявят о себе. По крайней мере, до тех пор пока пираты не взломают все защиты и не научатся издавать "левые" игры. Да и то, к слову, при такой цене неясно, будет ли кто-то этим всерьез заниматься. Вполне возможно, что судьбы PS3 и Xbox 360 в России повторят судьбы каких-нибудь Gamecube и Dreamcast.

Особенно важно учесть, что игровые приставки - весьма специфический товар в маркетинговом плане. Существенную долю геймеров составляют дети и подростки - те, кто купить саму приставку и затем диски могут лишь на родительские деньги. Пожелают ли родители тратить $400 на развлечение любимого чада - большой вопрос. Особенно, если рядом есть не менее широко разрекламированное развлечение на $100 дешевле.

Что совершенно точно играет на руку Sony - так это тот факт, что первая версия Xbox фактически провалилась. Ну, а Sony PlayStation первой и второй версий до сих пор продолжают оставаться самыми популярными консолями.

Откровенную свинью Microsoft может подложить конкуренту, еще сильнее сбив цену. Простой, чисто арифметический пример. Предположим, реальная себестоимость приставки Sony составляет $500, а приставки Microsoft - $300. Обе компании снижают цены на $100. В итоге, PS3 продается за $400, а Xbox 360 - за $200. Для конечного потребителя разница существенная - изделие Sony стоит вдвое дороже. Ну, а компании потеряли с каждого проданного экземпляра те же $100. Учитывая, что игры и аксессуары будут стоить примерно одинаково (стандартная цена игры в любом формате для любой платформы всегда составляла порядка $50), получается, что ни одна из компаний в менее выгодных условиях не оказывается - полученная с каждого покупателя выгода в перспективе будет равной. Немного еще скажется то, что, вероятно, приставки Sony будут покупать более состоятельные семьи, и, соответственно, на игры они тоже будут тратить больше, но вряд ли этот фактор станет действительно значимым.

"Так что же в итоге произойдет?" - спросит нетерпеливый читатель, ознакомившись с приведенными выше раскладами. Подведем примерный итог и попробуем спрогнозировать дальнейшее положение дел.

В конечном итоге все будет определяться тем набором игр, которые в качестве эксклюзива предложат обе фирмы покупателям своих девайсов. Причем важнее здесь те игры, которые выйдут в самое ближайшее время - ведь именно на первые месяцы после появления в продаже придется основной спрос как на PS3, так и на Xbox 360. У Sony также есть определенное преимущество, связанное с хорошо раскрученным брендом PlayStation. Вместе с тем, нельзя называть технологическое превосходство PS3 решающим фактором, так как оно практически полностью сгладится ценовым превосходством Xbox 360. Цены приставок достигли того уровня, когда они действительно стали многое решать: в связи с узкой утилитарностью товара для конкретных нужд - игр! Для просмотра DVD-фильмов, работы в интернете и прочих забав приставки специально до сих пор не покупают, несмотря на все усилия маркетологов. Сверхсовременные консоли перешли в категорию своеобразных "предметов роскоши", без которых вполне можно обойтись.

Рискну предположить, что обе приставки найдут своих поклонников, более того, Microsoft удастся немного потеснить Sony на рынке консолей. Но успех этот будет весьма относительным и чрезвычайно шатким: у Sony останется пальма первенства, и компания не потеряет возможности, будучи лидером рынка, проявлять определенную гибкость, а также прибегать к чисто "лидерским" агрессивным методам борьбы. Вместе с тем, у Microsoft неизбежно должны появиться определенные контршансы. И на самом деле по-настоящему ожесточенная "консольная война" ждет нас лет через пять-семь.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.