В ожидании ответа ATI: графический процессор R520
АрхивВидеоПо предварительным данным, новый чип ATI будет снабжен 24 или даже 32 пиксельными конвейерами, а по производительности он сможет превзойти даже две карты nVidia GeForce 7800 GTX, работающие в "связке" SLI.
На рынке графических ускорителей продолжаются бои с переменным успехом. На сей раз пальма первенства перешла к nVidia: представленный в конце июня процессор GeForce 7800 GTX (кодовое название G70) с 24 пиксельными конвейерами на сегодняшний день является самым мощным видеоускорителем для настольных персональных компьютеров.
Несложно догадаться, что ATI Technologies не намерена долго терпеть такое положение, и все наблюдатели с нетерпением ожидают адекватного ответа канадской компании на вызов из Калифорнии. Первоначально ходили упорные слухи о том, что ATI планирует представить свой новый графический процессор, получивший кодовое название R520, на тайваньской выставке Computex в конце мая-начале июня, однако nVidia удалось опередить конкурента. Сейчас в качестве даты официальной презентации R520 называют 26 июня, однако поставки видекарт на базе нового чипа начнутся не раньше середины августа или начала сентября текущего года.
По предварительной информации, в новое "пятисотое" семейство войдут сразу несколько карт. Топовая версия на базе R520, скорее всего, получит название Radeon X950XT и заменит нынешнего лидера линейки видеокарт ATI - X850XT. Этот графический процессор появится первым и станет прямым конкурентом GeForce 7800 GTX. Затем, вероятно, в конце текущего или в начале будущего года, ATI выпустит чип с кодовым названием R530, который будет именоваться X900 и сменит линейку карт на процессорах серии X800. И, наконец, видеочип RV515 должен будет прийти на смену графическим контроллерам среднего класса X700. Кстати, уже есть предварительная информация о том, что в ATI разрабатывают смену еще не представленному R520: кодовое название его преемника - R580.
Аналитики сходятся во мнении, что ATI помешала представить новый видеочип в конце весны смена технологического процесса. Дело в том, что нынешнее поколение графических процессоров Radeon выпускается по 0,11-микронной технологии, а новые видеочипы рассчитаны на 0,09-микронный техпроцесс. Новейшая технология позволит уменьшить размеры ядра и его тепловыделение, однако, судя по всему, этот технологический процесс еще далек от совершенства и процент выхода качественных чипов не позволяет объявить о начале серийного производства.
Кстати, в свое время те же сложности испытывала и nVidia с GeForce FX, когда осуществлялся переход с 0,15-микронной на 0,13-микронную технологию. Характерно, что тайваньская фирма Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC), на заводах которой производятся графические процессоры Radeon, большую часть прибыли получает от выпуска микросхем по старым технологиям. По заявлению руководства TSMC, во втором квартале на 0,09-микронные чипы пришлось не более 4% продаж компании, а к четвертому кварталу они составят всего порядка 10%.
Какими же техническими характеристиками сможет похвастать графический ускоритель R520? Разумеется, пока нет официальной информации, нам остается довольствоваться предварительными и неподтвержденными данными, однако общую картину составить по ним все-таки возможно. Итак, новый чип будет рассчитан на интерфейс PCI Express x16, ориентировочная тактовая частота ядра составит 600-700 МГц, количество транзисторов - более 300 миллионов. Число пиксельных конвейеров, по всей видимости, будет не менее 24-х, а, по некоторым оценкам, оно достигает 32-х, что вполне реально при использовании 0,09-микронной технологии. Пока невозможно сказать, решится ли ATI задействовать все 32 конвейера, или ограничится 24, оставив еще восемь для следующей модели с кодовым названием R580. Некоторые эксперты считают, что ATI больше не повторит маркетинговой ошибки с X800: по некоторым сведениям этот чип был изначально оснащен 12, а не 16 пиксельными конвейерами только потому, что канадские маркетологи не ожидали от nVidia, что та выпустит GeForce 6800 Ultra/GT с 16 конвейерами.
По предварительным данным, R520 будет снабжен 32 текстурными блоками и 96 блоками ALU (вычислений с целочисленными переменными), и сможет выполнять 192 операций с шейдерами за один цикл. При тактовой частоте ядра 700 МГц скорость операций с шейдерами составит 134,4 миллиарда в секунду. Видеокарты на базе нового процессора будут снабжаться 512 Мбайтами оперативной памяти GDDR3 с 256-разрядной шиной. Эффективная частота памяти достигнет 1,8 ГГц, а пропускная способность - 57,6 Гбайта в секунду.
Новинка будет поддерживать HDR (High Dynamic Rangе - расширенный динамический диапазон) и пиксельные шейдеры версии 3.0 - технологии, уже реализованные в GeForce 7800 GTX. Кстати, как говорится в сопроводительной записке к патчу 1.32 для популярной игры Far Cry, в нем "исправлены проблемы с шейдерами версии 3.0 для нового аппаратного обеспечения ATI". Кроме того, R520 сможет аппаратно декодировать видео высокого разрешения, в частности, перспективный кодек H.264. В результате нагрузка на центральный процессор снизится со 100 до 30 процентов.
Производительность нового лидера линейки графических процессоров ATI обещает быть впечатляющей. По предварительным оценкам, в тесте 3DMark 05 карты на основе R520 смогут набирать более 10000 баллов, что превышает результат даже двух карт GeForce 7800 GTX, работающих в режиме SLI с разрешением 1600 х 1200 точек. В среднем, производительность одной видеокарты на R520 будет втрое превышать производительность карты Radeon X800XT и более чем вдвое - одной карты Radeon X850XT.
К сожалению, из-за технологических проблем ATI не удалось опередить nVidia и представить R520 в конце мая, как планировалось изначально. Аналитики отмечают, что за полгода ожидания ответа из Канады nVidia имеет все шансы серьезно поднять объемы продаж своих графических процессоров класса hi-end. Зато ATI вполне может обойти калифорнийского конкурента в сегменте видеокарт среднего класса, ведь nVidia пока даже не заявляла о том, когда она намерена выпустить упрощенные версии G70, в то время как ATI рассчитывает представить несколько обновленных графических процессоров в конце текущего или начале будущего года.