Graphics Media Accelerator 950 - новое встроенное видео от Intel
АрхивВидеоGMA 950 - заметный шаг вперед по сравнению с интегрированной графикой предыдущего поколения. Однако, несмотря на полноценную поддержку DirectX 9 и анизотропной фильтрации, производительности в 3D недостаточно для современных компьютерных игр.
История графических процессоров, встраиваемых в наборы системной логики корпорации Intel, начинается с процессоров Extreme Graphics, интегрированных в чипсеты 810, 815G. 830M/MG, и, затем, в 845G. Это было скромное графическое ядро, поддерживающее давно ушедший в историю программный интерфейс DirectX 7. На смену ему пришло второе поколение интегрированной графики Extreme Graphics 2, которое используется в еще выпускающихся наборах микросхем 865G/GV, 855GM/GME и 852GM/GME. Наконец, в середине прошедшего года появился чипсет 915G, в котором использовался графический ускоритель уже третьего поколения. Это ядро получило название Graphics Media Accelerator 900 (GMA 900). Смена названия должно было свидетельствовать, помимо прочего, о том, что это не просто графическое ядро, а видеоускоритель, иными словами, о более высокой производительности. К сожалению, заметного прироста производительности в трехмерных приложениях GMA 900 продемонстрировать так и не смог.
Тем временем, в новом поколении чипсетов появились и обновленное видеоядро, о котором у нас и пойдет речь. В наборах системной логики Intel 945 G Express, помимо прочих новаций, реализован доработанный интегрированный графический контроллер Graphics Media Accelerator 950 (GMA 950). Как утверждают в Intel, GMA 950 обладает вдвое более высокой производительностью в трехмерной графике по сравнению со встроенным видео предыдущего поколения GMA 900, которое использовалось в чипсете 915 G. Рассмотрим характеристики и особенности нового графического контроллера и сравним его потенциальные способности с дискретными ускорителями начального уровня.
Характеристики
По заявленным техническим характеристикам GMA 950 не слишком заметно опережает GMA 900. Судите сами: тактовая частота 256-разрядного графического ядра с четырьмя пиксельными конвейерами выросла с 333 до 400 МГц, скорость заполнения - с 1,3 до 1,6 миллиона пикселей/текселей в секунду (при использовании системной памяти DDR2 667, пропускная способность памяти - с 8,5 до 10,6 Гбайта в секунду. Сохранилась аппаратная поддержка OpenGL 1.4 и Direct X 9, включая пиксельные шейдеры версии 2.0, и добавилась программная поддержка вершинных шейдеров версии 3.0. Программная поддержка вершинных шейдеров означает, что нагрузка по их расчету будет ложиться на центральный процессор, поэтому производительность во многом зависит именно от его мощности.
Графическое ядро поддерживает практически все современные режимы обработки текстур - от различных режимов смешивания до сжатия S3TC и анизотропной фильтрации. Впрочем, практическая реализация всех этих режимов в значительной степени зависит не только от производительности ядра, но и от пропускной способности памяти, а поскольку в качестве кадрового буфера в данном случае выступает системная память, чрезвычайно важно правильно распределить нагрузку на память между центральным процессором и графическим процессором. При помощи фирменной технологии динамического распределения памяти Dynamic Video Memory Technology (DVMT) под нужды GMA 950 может выделяться до 224 Мбайт системной памяти - столько же, сколько для ядра GMA 900.
Помимо ускорения трехмерного видео, ядро GMA 950, как и его предшественник, обеспечивает аппаратное ускорение воспроизведение видео в "дивидишном" формате MPEG-2. Кроме того, графический ускоритель GMA 950 способен работать с дополнительной картой вывода цифрового видеосигнала Advanced Digital Display 2+ (ADD2+). Напомним, что для ядра GMA 900 была заявлена поддержка карты расширения ADD2, которая использовала интерфейс PCI Express и обеспечивала вывод изображения на ТВ-выход и через цифровой видеоинтерфейс DVI, что позволяло расширить число подключаемых дисплеев.
Карта ADD2+ представляет собой доработанную версию ADD2, поддерживающую подключение двух ТВ-тюнеров и предоставляющую полный набор видеовходов и видеовыходов. В случае подключения двух ТВ-тюнеров ПК можно превратить в многофункциональный телевизор с функцией "картинка в картинке", либо в цифровой видеомагнитофон с возможностью одновременной записи и просмотра видеопрограмм. Кроме того, возможно использование встроенного видео для захвата изображения с внешних аналоговых устройств.
Эта карта также позволяет подключать два дисплея для работы во многомониторном режиме, либо способна выводить изображение на дисплей с очень высоким разрешением. Предусмотрен вывод сигнала на видеотехнику через порт S-Video, на телевизоры высокой четкости в форматах 720p и 1080i и на широкоформатные дисплеи с соотношением сторон 16:9 и 16:10.
Производителем заявлена поддержка операционных систем Microsoft Windows XP, Windows XP 64-bit, Media Center Edition, Windows 2000 и Linux. Обратите внимание на то, что Intel, в отличие от многих производителей дискретных графических решений, отказалась от официальной поддержки устаревших операционных систем Windows 98 и Me, хотя, скорее всего, GMA 950 будет работать в компьютерах под их управлением. Очевидна ставка на семейство NT, хотя многие поклонники компьютерных игр до сих пор используют более "легкую" для современного "железа" Windows 98, которая обеспечивает, например, большее число кадров в секунду в той же Doom 3, по сравнению с Windows XP.
К традиционным плюсам встроенного видео - отсутствию необходимости в активном охлаждении, бесшумности, компактности и возможности использования в сверхкомпактных компьютерах - новая интегрированная графика GMA 950 добавляет полноценную поддержку современных мониторов и телевизоров высокой четкоcти (HDTV), в том числе, широкоформатных, а также улучшенный движок ускорения трехмерного видео.
Производительность
Что же можно сказать о производительности решений на базе Graphics Media Accelerator 950? Прежде всего, как и следовало ожидать, они уступают по мощности даже бюджетным дискретным графическим ускорителям, но, тем не менее, в отличие от встроенной графики предыдущих поколений, при низких разрешениях они позволяют запускать современные компьютерные игры с приемлемыми показателями кадров в секунду. В среднем, в тесте 3DMark 05 ядро GMA 950 (разрешение 1024 х 768 точек, настройки по умолчанию) получает порядка 500-700 баллов - в зависимости от мощности центрального процессора это значение может увеличиваться или уменьшаться. Тест 3DMark 2001SE присуждает GMA 950 от 5500 до 7500 баллов, опять же, в зависимости от процессора.
Для сравнения, дискретные ускорители класса ATI Radeon X300 c технологией HyperMemory, которая позволяет использовать системную память, получают в тесте 3DMark 05 чуть меньше 1000 баллов, а видеокарты семейства nVidia GeForce 9200 с аналогичной технологией TurboCache - до 1350 баллов. Для теста 3DMark 05 разница в 300 баллов - это чрезвычайно заметная разница в производительности. Топовые же видеоускорители ушли далеко вперед: например, ATI Radeon X850 XT c легкостью набирает в 3DMark 05 более 6000 очков, а новейшая nVidia GeForce 7800 GTX - порядка 8000 очков. Если же взглянуть на результат, полученный "связкой" из двух карт GeForce 7800 GTX, работающих в режиме SLI, то можно увидеть, на что способны современные видеоускорители: эта система получает в тесте 3DMark 05 более 12 тысяч очков!
Что касается производительности в трехмерных играх, то от разрешения 1024 х 768 придется отказаться: вряд ли можно считать "играбельной" систему, выдающую не более 10 кадров в секунду в таких играх, как Half-Life 2 или Doom 3. Ситуация заметно исправляется в "смешном" для современных компьютеров разрешении 640 х 480 точек: в Unreal Tournament можно получить вполне пристойные 30 кадров в секунду, а в Flight Sim 2004 - более 50 кадров в секунду. Разумеется, речь идет о требовательных к производительности графики современных играх. Более старые игры, а также "игрушки" таких жанров, как квесты или стратегии, весьма неплохо "идут" на GMA 950, но, опять же, при невысоком разрешении и средних настройках качества.
Выводы
Очевидно, что основная сфера применения встроенного в наборы системной логики видео - это офисные компьютеры, для которых важна поддержка лишь двухмерной графики. Возникает закономерный вопрос: а для чего тогда инженеры Intel уделили столько внимания повышению производительности интегрированного ускорителя в трехмерной графике? Единственный напрашивающийся ответ - для поддержки нового трехмерного интерфейса операционной системы Windows следующего поколения, известной под кодовым названием Longhorn. Скорее всего, ядро GMA 950 проектировалось именно с расчетом на работу с этой операционной системой, а не для запуска компьютерных игр. Тогда сразу все встает на свои места: корпоративные заказчики получают в свое распоряжение недорогую офисную платформу, изначально способную поддерживать операционную систему Longhorn.
Эта догадка косвенно подтверждается и в описании набора системной логики Intel 945 G, который входит в программу Intel Stable Image Platform. Эта программа описывает стандартизированную аппаратную конфигурацию, которую IT-отделы компаний могут использовать на предприятии в течение определенного периода времени, как правило, 12 месяцев. Использование стандартной стабильной платформы позволяет упростить IT-инфраструктуру предприятия и сократить совокупную стоимость владения, что чрезвычайно важно для корпоративных заказчиков.
По производительности GMA 950, конечно, заметно уступает современным дискретным видеоускорителям даже начального уровня, однако отраден сам факт, что новинка позволяет запускать трехмерные компьютерные игры, пусть и с очень скромным по сегодняшним временам разрешением. Если же вы действительно хотите получать удовольствие от компьютерных игр, ограничиться встроенным видео у вас не выйдет, придется покупать полноценную видеокарту, хотя бы начального уровня, тем более что цены на такие карточки последнего поколения благодаря новейшим технологиям использования системной памяти опустились ниже 50 долларов. Впрочем, если вам нужен современный компьютер только для работы с офисными программами и просмотра DVD, то вы вполне можете отказаться от покупки дискретной графики - здесь GMA 950 с легкостью заменит любую видеокарту.