PowerColor X800 XL - "хай-энд" для экономных
АрхивВидеоЭтот ускоритель мало уступает графическому процессору X800 XT и обеспечивает убедительный баланс между ценой и производительностью: примерно за 340 долларов вы получаете карту, запаса мощности которой хватит не на один год.
Графические ускорители высшего класса на основе процессоров канадской компании ATI Technologies - вещь доступная далеко не каждому. Цены на высокопроизводительные карты Radeon X800 XT и X850 XT начинаются примерно с 450 долларов США и заканчиваются далеко за отметкой 700 долларов. Такие карты - своего рода "визитная карточка" производителя, а для владельца - "статусная" покупка. 16 пиксельных и 6 вершинных конвейеров, модная видеопамять GDDR3 объемом 256-512 Мбайт с 256-битной шиной, полная поддержка программного интерфейса DirectX 9, включая пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0 - арсенал, способный удовлетворить даже самых придирчивых поклонников компьютерных игр.
А что вы сказали бы, если бы увидели в продаже видеокарту со всеми вышеперечисленными характеристиками, но стоящую менее 350 долларов? Вот и в ATI поняли, что такая карта пользовалась бы гораздо большим спросом, чем семисотдолларовые "монстры". Ответом на требования рынка стал графический процессор Radeon X800 XL. Этот ускоритель построен на базе того же самого ядра R430 (0,11-микронная технология, 160 миллионов транзисторов), что и его старшие братья, и отличается от них лишь несколько сниженными частотами процессора и видеопамяти. Во всем остальном это полный функциональный аналог Radeon X800 XT и X850 XT. По производительности он немногим им уступает, а желающие могут поэкспериментировать с "разгоном" и сэкономить не менее сотни "зеленых".
Удивляетесь, почему удалось так существенно снизить цену на карты, построенные на базе одного и того же ядра, что и топовые модели? Ответ кроется, видимо, именно в сниженных частотах, за счет которых заметно увеличивается выход годной продукции в общем объеме производства. Поскольку сразу несколько видеокарт 800-й и 850-й серий выпускаются на базе одинаковых кристаллов, чипы, стабильно работающие на самых высоких частотах, маркируются топовыми индексами, а менее "скоростные" микросхемы идут как менее дорогие модели. Разумеется, при этом никто не оценивает стабильность работы каждого отдельного чипа, но лишь целых пластин, поэтому некоторые экземпляры легко "разгоняются" до штатных частот, к примеру, X850 XT.
В нашу тестовую лабораторию попал не самый типичный экземпляр видеокарт на Radeon X800 XL - PowerColor X800 XL AGP. Дело в том, что изначально графический процессор R430 предназначался для шины PCI Express x16, но поскольку рынок таких карт пока не слишком велик (они обычно приобретаются только вместе с новыми компьютерами, поддерживающими этот интерфейс), в ATI стали выпускать модификации целого ряда карт для шины AGP. При этом в качестве моста PCI-E-AGP применяется фирменная микросхема Rialto, внешне напоминающая уменьшенную копию процессора Athlon тех времен, когда ядро не было защищено металлическим теплорассеивателем.
Аналогичное решение есть и у nVidia, но у моста от ATI есть большое преимущество: несмотря на то, что он греется довольно ощутимо, его конструкция позволяет обойтись даже без пассивного охлаждения. Кроме того, чип Rialto размещается на обратной стороне карты. На видеокартах nVidia микросхема-мост устанавливается поблизости от графического процессора и охлаждается радиатором и общим для всей карты вентилятором. К сожалению, видимо, из-за использования моста-переходника, карта стала требовать дополнительного питания, в то время как "оригинальные" X800 XL для PCI-E обходятся питанием, подающимся по шине через слот.
Заявленные технические характеристики PowerColor X800 XL AGP:
- Графический процессор ATI Radeon X800 XL, тактовая частота - 400 МГц
- Видеопамять GDDR3 Samsung 2,0 нс объемом 256 Мбайт, шина 256 бит
- Частота работы видеопамяти - 490 МГц (эффективная - 980 МГц)
- Интерфейс: AGP 4x/8x
- Выходы: аналоговый D-Sub, цифровой DVI, ТВ-выход S-Video; через дополнительный кабель: выход на телеприемники высокой четкости HDTV и видеовход
Сразу должен заметить, что реальные частоты несколько отличаются от заявленных: по информации утилиты RivaTuner, графическое ядро в действительности работает на чуть меньшей частоте (398,25 МГц), а видеопамять, напротив, на чуть большей (492,75 МГц или 985,5 МГц эффективной частоты). Собственно говоря, такие расхождения типичны даже для эталонной конструкции Radeon X800 XL, причем, примерно в тех же размерах и в те же стороны. Так что карта от PowerColor по характеристикам полностью повторяет эталонную конструкцию.
Что касается самой платы, то она имеет заметно большую длину, чем карты X800 XL для PCI-E. По всей видимости, причиной тому послужила необходимость установки моста Rialto и разъема для подключения дополнительного питания. Так или иначе, на некоторых материнских платах длинная карта может упереться в радиатор чипсета или в модули оперативной памяти. Если вы планируете покупку такой видеокарты, не поленитесь и загляните в системный блок, не будет ли препятствий к ее установке. Система охлаждения состоит из алюминиевого радиатора с медным основанием и кулера, лопасти которого стоят практически вертикально. В особой шумности система охлаждения не замечена - шелест кулера почти сливается с шумом блока питания. Никаких свистов и гулов - все на высоком уровне.
Комплектация карты - разумно-достаточная: в коробке обнаружены, помимо самой платы, переходник DVI/VGA, кабель S-Video - компонентный видеовыход (HDTV), кабель VIVO (S-Video - S-Video/композитные видеовход и видеовыход), инструкция по установке, диск с драйверами, диск с программами CyberLink DVD и компьютерная игра Hitman Contracts на двух CD. К слову сказать, комплектация карт разных ценовых категорий у PowerColor практически не отличается: те же кабели, те же диски. Разумеется, если у карты отсутствует функция захвата видео или выхода на HDTV, то соответствующих кабелей в комплекте не будет. К сожалению, в отличие от других карт этого производителя, в нашем случае в коробку почему-то не стали вкладывать кабель для подключения дополнительного питания, а далеко не в каждом системнике найдется не занятый кабель от сетевого блока питания, способный дотянуться до видеокарты.
Для оценки производительности PowerColor X800 XL AGP мы использовали синтетические тесты 3DMark 2001SE, 3DMark 03. 3DMark 05, PCMark 04 и Aquamark 3, а также игровые тесты Doom 3, Far Cry 1.31 и Quake III: Arena.
Микросхема-мост Realto
В тестового стенда использовался компьютер, построенный на основе материнской платы Gigabyte GA-8IEX (серия P4 Titan 533) на чипсете Intel 845E, и оснащенный процессором Intel Pentium 4 c тактовой частотой 2,40 ГГц, ядро Northwood (512 кбайт кэш-памяти второго уровня, шина 533 МГц), оперативной памятью Kingston ValueRAM DDR266 объемом 512 Мбайт, звуковой картой SB Audigy 2 ZS, ТВ-тюнером Pinnacle PCTV Pro, жестким диском Seagate Barracuda ST380021A объемом 80 Гбайт, CD-рекордером Plextor PleXwriter 48/24/48A и приводом DVD-ROM ASUS E616. На машину устанавливались англоязычная операционная система Windows XP Professional с пакетом обновлений Service Pack 2 и драйвер Catalyst 5.6 (только драйвер видеоускорителя, без "центра управления" и WDM-драйвера).
- 3DMark 2001SE, общий результат при настройках по умолчанию (1024 х 768 точек, 32 бит) - 12368 баллов
- 3DMark 2001SE, общий результат при разрешении 1024 х 768 точек, 32 бит, полноэкранное сглаживание 4х - 11416 баллов
- 3DMark 2001SE, общий результат при настройках по умолчанию (1280 х 1024 точек, 32 бит) - 11017 баллов
- 3DMark 2001SE, общий результат при разрешении 1280 х 1024 точек, 32 бит, полноэкранное сглаживание 4х - 10681 балл
- 3DMark 03, общий результат при настройках по умолчанию, разрешение 1024 х 768 пикселей - 9084 балла
- 3DMark 03, GT1 - Wings of Fury - 171,1 кадра в секунду
- 3DMark 03, GT2 - Battle of Proxycon - 74,6 кадра в секунду
- 3DMark 03, GT3 - Troll's Lair - 58,8 кадра в секунду
- 3DMark 03, GT4 - Mother Nature - 59,6 кадра в секунду
- 3DMark 03, заполнение текстурами (одиночными) - 2593,7 MTeкселя в секунду
- 3DMark 03, заполнение текстурами (множественными) - 5738,3 MTeкселя в секунду
- 3DMark 03, вершинные шейдеры - 27,3 кадра в секунду
- 3DMark 03, пиксельные шейдеры 2.0 - 124,7 кадра в секунду
- 3DMark 03, Ragtroll - 41,1 кадра в секунду
- 3DMark 03, общий результат c анизотропной фильтрацией 4х и полноэкранным сглаживанием 4х, разрешение 1024 х 768 пикселей - 5930 баллов
- 3DMark 03, общий результат при настройках по умолчанию, разрешение 1280 x 1024 - 7435 баллов
- 3DMark 03, общий результат c анизотропной фильтрацией 4x и полноэкранным сглаживанием 4x, разрешение 1280 х 1024 пикселей - 4721 балл
- 3DMark 05, общий результат при настройках по умолчанию, разрешение 1024 х 768 точек - 4169 баллов
- 3DMark 05, общий результат c анизотропной фильтрацией 16 и полноэкранным сглаживанием 6х, разрешение 1024 х 768 пикселей - 3470 баллов
- 3DMark 05, общий результат при настройках по умолчанию, разрешение 1280 х 1024 точек - 3670 баллов
- 3DMark 05, общий результат c анизотропной фильтрацией 16x и полноэкранным сглаживанием 6х, разрешение 1280 х 1024 пикселей - 2805 баллов
- Aquamark 3, настройки по умолчанию, разрешение 1024 х 768 точек, без полноэкранного сглаживания, анизотропная фильтрация 4х, максимальная детализация: игровых баллов - 39,487; графический процессор - 6,995; центральный процессор - 3,400; 34,49 кадра в секунду
- PCMark 04, общий результат - 3073 балла
- PCMark 04, результат центрального процессора - 3051 балл
- PCMark 04, результат оперативной памяти - 2587 баллов
- PCMark 04, результат графической подсистемы - 5664 балла
- PCMark 04, результат жесткого диска - 2791 балл
- PCMark 04, физические расчеты и 3D - 124,6 кадра в секунду
- PCMark 04, видеопамять 64 потока - 1683 кадра в секунду
- PCMark 04, видеопамять 32 потока - 2275,7 кадра в секунду
- PCMark 04, видеопамять 16 потоков - 2729 кадров в секунду
- PCMark 04, сжатие видео в формате WMW - 36,1 кадра в секунду
- PCMark 04, сжатие видео в формате DivX - 36,8 кадра в секунду
- PCMark 04, заполнение текстурами (одиночными) - 2523,4 МТекселя в секунду
- PCMark 04, заполнение текстурами (множественными) - 4094,5 Мтекселя в секунду
- DOOM III, максимальные настройки, разрешение 1024 x 768 точек - 51,8 кадра в секунду
- DOOM III, максимальные настройки, разрешение 1280 х 1024 точек - 45,9 кадра в секунду
- FarCry, максимальное качество, разрешение 1024 x 768 точек - 70 кадров в секунду
- FarCry, максимальное качество, разрешение 1280 х 1024 точек - 46 кадров в секунду
- Quake III: Arena, максимальное качество, разрешение 1024 х 768 точек - 4,2 секунды: 297 кадров в секунду
- Quake III: Arena, максимальное качество, разрешение 1280 х 1024 точек - 4,3 секунды: 295,9 кадра в секунду
О чем свидетельствуют полученные в ходе тестирования результаты? Прежде всего, о том, что по производительности X800 XL мало уступает ближайшему родственнику, графическому процессору X800 XT. Владелец PowerColor X800 XL AGP вполне может себе позволить устанавливать максимальные настройки практически в любых современных компьютерных играх. Второй немаловажный вывод - для такой карты нужен мощный ПК. Близкие результаты в различных разрешениях говорят о том, что тестовая машина просто не дает карточке раскрыть свой потенциал - все упирается в относительно слабый центральный процессор, оперативную память и другие компоненты системы. Для Radeon X800 XL больше подходят "интеловские" три гигагерца и выше или "атлоновские" 3000+ и выше. Сбалансированная конфигурация позволит получить еще более впечатляющие результаты.
В любом случае, видеокарта PowerColor X800 XL AGP обеспечивает очень убедительный баланс между ценой и производительностью: примерно за 340 долларов вы получаете практически топовую карту, запаса производительности которой хватит не на один год. Если вы стремитесь к максимально возможной мощности в компьютерных играх и знаете цену деньгам, то PowerColor X800 XL - это очень хороший выбор.
Видеокарта предоставлена компанией ОЛДИ.