Компьютер на колёсах
АрхивПлатформаЭнтузиасты встраивания компьютеров в самые разные устройства давно уже добрались и до автомобилей. А самые настойчивые - и до мотоциклов...
Услышав фразу "мобильный компьютер", все мы представляем, как правило, одно и то же: ноутбук, наладонник или, на худой конец, супернавороченный сотовый телефон: по сути он тоже относится к пёстрому семейству устройств, у которых вместо сердца - многомегагерцевый "пламенный мотор". Если разобраться, то сегодня практически не осталось мобильных (другими словами - способных перемещаться в пространстве самостоятельно или с нашей помощью) приспособлений, в функционировании которых не принимал бы участие компьютер. От наручных часов и до межпланетных кораблей - проникновение цифровой техники не знает предела. Не минула чаша сия и автомобиль, делящий почётное звание "лучшего друга человека" с представителями собачьего братства.
Компьютеры уже давно и прочно вошли в список наиболее важных автомобильных компонентов. Но для людей, всерьёз увлечённых цифровыми технологиями XXI века, подобные микропроцессорные устройства, отвечающие за работоспособность автомобильного "железа", выглядят почти оскорблением: что же это за компьютер, в котором нельзя покопаться с целью достижения наилучших показателей?! А как же все эти материнские платы, шины, северно-южные мосты и слоты, видео- и звуковые карты, волшебные джамперы и многожильные шлейфы-кабеля, бесчисленные комбинации компоновки которых дают простор для творческой инженерной мысли? Нет, настоящий компьютер - это тот, который можно собрать своими руками. Встраиваем его в любое подвернувшееся под руку транспортное средство и получаем настоящий мобильный компьютер. Точнее, автомобильный, с лёгкой руки англоязычных хакеров получивший название карпьютер (carputer).
Выбор автомобиля в качестве "носителя" компьютерного электронного разума не случаен. Тому благоприятствует и наличие укромных мест в салоне для размещения комплектующих, и отсутствие проблем с источниками "дармовой" генераторной энергии, да и просто тот факт, что автомобиль практически стал нашим вторым домом (а для кого-то первым и единственным - есть и такие современные "Диогены"). И в полном соответствии с законами домашнего благоустройства, автомобильные компьютеры чаще всего выполняют развлекательные функции, как и их домашние коллеги. Прослушивание музыки, просмотр фильмов, беспроводной доступ в интернет, а также GPS-навигация и компьютерные игры - вот только небольшой список задач, возложенных на карпьютеры. Вообще, самодельщики не затрудняют себя подбором какого-то специфического программного обеспечения для своих детищ - чаще всего используется стандартная десктопная операционная система, что гарантирует выполнение практически любых приложений без отрыва, так сказать, от баранки.
Для тех, кому идея самостоятельной компьютеризации авто пришлась по душе, в интернете такими же умельцами размещаются подробные описания всего процесса изготовления. Если у вас есть опыт сборки настольных компьютеров, то с автомобильным вариантом справитесь без труда. Для начала берёте небольшую по габаритам материнскую плату и устанавливаете в подходящий корпус.
Далее размещаете на ней всё необходимое "навесное" оборудование. Но тут есть одна хитрость: в связи с ограниченными габаритами будущей персоналки, нужно очень взвешенно подбирать комплектующие. Чаще всего в ход идут аналоги, используемые в ноутбуках и прочих мини-компьютерах. Где-то придётся подпилить, что-то подрезать - но в результате вполне реально уместить в небольшую коробку всё необходимое.
В качестве монитора можно использовать любую из многочисленных промышленных моделей TFT-панелей с сенсорным экраном и диагональю на ваш вкус/кошелёк. Да, и самое важное: перед тем, как всё это добро наглухо вмонтировать в салон автомобиля, не забудьте протестировать свой уникум на работоспособность.
Вариант карпьютера, представленный на размещённых выше снимках, явился плодом труда некоего Клинта, обожающего на равных как свой джип, так и персональный компьютер. На своей странице, посвящённой описанию автомобильной персоналки, автор подробно перечислил все составляющие, указав даже стоимость комплектующих.
Его соотечественник по имени Бен проявил ещё большую смекалку, установив экс-десктоп в собственный мотоцикл Kawasaki Z1000.
Надо сказать, что это двухколёсное чудо японской инженерной мысли не отличается крупными габаритами, поэтому задача по размещению компьютерных комплектующих в немногочисленных пустотах корпуса стального коня выглядит совсем не тривиальной (кто сталкивался с ремонтом импортных транспортных средств, тот знает, насколько плотно размещаются все детали, дабы ни одного кубического сантиметра не пропало даром). Бену пришлось пожертвовать некоторыми несущественными (на его взгляд) агрегатами, чтобы достичь поставленной цели.
Кроме того, для установки материнской платы Shuttle SV24 формата Flex-ATX пришлось даже слегка подрезать пластиковые внутренности "корпуса". После сборки комплектация карпьютера (или уже мотопьютера?) выглядела следующим образом: процессор P3 Coppermine 1 ГГц, 256 МБ оперативной памяти, блок питания PW-200, жёсткий диск ёмкостью 40 ГБ, а управлять всем этим богатством поручено одной из самых надёжных операционных систем - FreeBSD 5.2.1. Спрашивается, зачем Бену понадобилось тратить столько сил и времени? Не собирается же он в процессе движения раскладывать пасьянс или просматривать любимые видеоклипы? Нет, но "истина где-то рядом": установив на шлем видеокамеру, Бэн получил возможность снимать в цифровом формате окружающие красоты во время своих поездок. Благодаря небольшим изменениям в коде операционной системы (кто там спрашивал, зачем пользователю открытые исходники?) и нескольким стандартным свободным программам, умелец получил возможность производить съёмку и архивировать отснятый материал на диск в формате JPEG в режиме реального времени.
Как гласит народная мудрость, "будет спрос - будет и предложение". Вчерашние умельцы сегодня знают, что за своё умение делать из обычных вещей уникальные раритеты можно получать и неплохие деньги. Если можем собрать карпьютер себе, то почему бы не сделать то же самое для любого, кто пожелает? За разумное вознаграждение, естественно. Именно такой "сервис" организовали два друга - Вадим и Максим из солнечной Молдавии. Компоновка и комплектующие будущего автомобильного носителя цифрового разума подбираются индивидуально для каждого клиента (и для каждого автомобиля), поэтому фантазия умельцев не знает покоя. Системный блок и клавиатура могут поселиться, например, в "бардачке".
В боковой стенке панели приборов можно разместить USB-разъёмы для подключения внешних устройств, а стандартный DVD-привод легко займёт место пепельницы - и удобно, и здоровье целей будет.
В качестве программного обеспечения используется знакомая до боли Windows XP (возможно, даже лицензионная). Отсюда привычные программы, понятный интерфейс и русская локализация, радостно встречающие хозяина с ЖК-панели, встроенной в приборную доску.
Что говорите? С заднего сиденья ничего не разглядеть? Нет проблем - вешаем под потолком салона монитор посолидней.
Вообще, подобные услуги могут оказаться весьма прибыльными для людей с золотыми руками и светлыми головами - возможность укомплектовать карпьютер самыми различными как по цене, так и по функциональности компонентами как нельзя лучше подходит к частному бизнесу, основанному на штучной сборке с учётом пожеланий каждого клиента.
Но более крупные компании тоже не хотят терять свой куш - в продаже всё чаще появляются и серийные модели карпьютеров (ничего не поделаешь - модное течение). Например, компания VeaLink предложила сразу целую линейку автомобильных компьютеров по цене от $300 и выше.
Другой пример - компания Xenarc Technologies, предлагающая широкий спектр ЖК-мониторов и миниатюрных системных блоков на любой вкус и кошелёк. Разнообразие моделей и расцветок позволит подобрать вариант, наиболее подходящий к салону автомобиля.
Конечно, фабричное изготовление обладает рядом безусловных плюсов, но основной минус - отсутствие гибкости в комплектации самого системника. Для такого случая (как альтернатива - и готовый купить, и чтоб всё по-своему было) можно воспользоваться, например, услугами онлайнового сервиса MP3Car.com, принимающего на своих страницах заказы на сборку индивидуально скомпонованных карпьютеров. Вам достаточно выбрать в соответствующих списках те компоненты, которые вам хотелось бы видеть в своём будущем передвижном десктопе, и через некоторое время вы получите готовый вариант. За отдельную небольшую плату ($60) вам произведут установку, подключение и отладку компьютера "под ключ".
Каковы же перспективы новомодного направления? Исходя из реалий сегодняшнего дня, можно сделать вывод, что самодельщикам-кустарям рынком выделено не очень много времени на то, чтобы успеть что-то заработать или организовать небольшое предприятие, способное в дальнейшем обеспечить стабильным доходом. Автостроительные гиганты неповоротливы, но если есть возможность привлечь покупателя новой опцией при выборе стального "коня", то эта опция обязательно появится и в серийном исполнении. Всё будет сделано в лучшем виде и проработано до мелочей, а мечтателям с беспокойной фантазией придётся искать другие применения своим талантам. Но пока есть возможность - дерзайте, ведь нет ничего лучше, чем свободный полёт мысли и поиск уникальных конструкторских решений. Сейчас так трудно придумать и сделать то, что ещё никто никогда не делал и уникальность компьютера, как явления нашей жизни, каждый день открывает новые перспективы.
А на прощание один символичный штрих: как гласит история, первая персоналка была собрана именно в гараже. Кто ещё сомневается в том, что мир развивается по спирали?