Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Xbox 360 - игровая приставка нового поколения

АрхивПлатформа
автор : Олег Нечай   18.05.2005

Новая консоль от Microsoft стала первой представительницей игровых приставок нового поколения. Ошеломляюще мощный даже для настольного ПК процессор, передовая графика, беспроводные джойстики, доступ в интернет... Осталось только дождаться достойных игр!

Очередная выставка Electronic Entertainment Expo (E3), проходящая в Лос-Анжелесе, привнесла оживление в ряды поклонников игровых приставок. Не секрет, что, по сравнению с компьютерной промышленностью, "консольная" индустрия гораздо более консервативна: в среднем, смена поколений игровых приставок происходит раз в пять лет. Однако нынешняя выставка Е3 показала, что некоторые крупные участники этого рынка не намерены дожидаться окончания "пятилетки" и, более того, решаются изменить сложившиеся правила игры. Речь идет о корпорации Microsoft, которая за неделю до начала Е3 анонсировала свою новую консоль Xbox 360.

Это был именно анонс, а не презентация готового изделия, поскольку демонстрировались лишь макеты игровой приставки, а начало продаж Xbox 360 ожидается лишь к концу года - к рождественским праздникам. Тем не менее, все было обставлено весьма пышно. Заранее записанное действо было продемонстрировано на музыкальном канале MTV в США, что свидетельствует о том, как в Microsoft представляют целевую аудиторию своей приставки. Лишним доказательством ориентированности Xbox на тинейджеров служит то, что презентацию вел Элайджа Вуд, главный хоббит из голливудского "Властелина колец", а озвучивала ее популярная у лиц пубертатного возраста музыкальная группа The Killers.

Представители Microsoft не только познакомили зрителей с концепцией своей новинки, но и продемонстрировали графический интерфейс приставки и, что самое главное, трейлеры для некоторых игр, которые призваны подогреть интерес к реинкарнации Xbox. Среди продемонстрированных игр - трехмерный шутер Dead or Alive 4, тактический боевик Ghost Recon 3, виртуальный баскетбол NBA 2006, гоночный симулятор Need for Speed: Most Wanted, давно ожидаемый Quake 4 и военный шутер Call of Duty 2, который, по утверждению Питера Мура из Microsoft, выйдет только в версии для Xbox 360.

Что же представляет собой игровая приставка Microsoft Xbox 360? Прежде всего - об "одежке". Внешность Xbox изменилась радикально: вместо мрачной черной коробки перед нами предстает небольшой белый ящичек с огромной кнопкой включения. По информации Microsoft, приставка может работать как в горизонтальном, так и в вертикальном положении (привет от Sony PlayStation 2), а лицевые панели сделаны сменными, так что владелец новинки сможет изменить внешний вид Xbox 360 по своему вкусу. По размерам новая консоль несколько меньше приставки предыдущего поколения.


Xbox первого поколения

Кнопка включения не случайно сделана такой большой: встроенные зеленые светодиоды будут служить индикаторами, наглядно демонстрирующими системные сообщения и режим работы приставки. Если положить консоль на бок, то под лотком для дисков, отделанным металлизированной полоской с надписью XBOX 360, расположены, слева направо: инфракрасный порт для пульта дистанционного управления, два слота для карт памяти, а также кнопка сброса беспроводного соединения. За кнопкой питания, в крайней правой части, размещены два порта USB 2.0, скрытые декоративной дверцей. Еще один порт USB 2.0 можно найти на задней панели приставки.

Как вы, наверное, уже заметили, на приставке нет специальных портов для подключения джойстиков, и это не случайно: консоль будет комплектоваться беспроводными манипуляторами. Впрочем, по всей вероятности, при желании можно будет приобрести и проводной джойстик, подключаемый по USB, хотя вряд ли у кого-то возникнет такое странное желание. Устройство способно одновременно работать с четырьмя беспроводными джойстиками.

По внешнему виду новые стандартные джойстики больше всего напоминают проводные джойстики под названием Controller S для первой Xbox, хотя размещение некоторых органов управления у них различное. В частности, черная и белая кнопки на Controller S превратились на новом джойстике в две белые кнопки. К задней части манипулятора крепится съемный блок с батареями питания. Отдельно будет продаваться док-станция, позволяющая включать джойстик в сеть в тех случаях, когда сядут батарейки.

Слева (или сверху) крепится съемный жесткий диск, на который можно записывать самую различную мультимедийную информацию. Пока точно не известно, будет ли входить винчестер в стандартную комплектацию или нет, хотя представители разработчика везде демонстрируют макет приставки, укомплектованный жестким диском.

Теперь - о самом впечатляющем в Xbox 360 - о ее "начинке". Система построена на основе специально разработанного для нее процессора IBM семейства PowerPC, состоящего из трех (!) ядер, каждое из которых работает на частоте 3,2 ГГц. Более того, в ядрах реализована схема многопоточности, аналогичная Hyper-Threading, использующейся в процессорах Intel Pentium 4. Каждое ядро способно одновременно обрабатывать два потока данных, таким образом, процессор в целом может обрабатывать шесть потоков. Такая архитектура предоставляет программистам самые широкие возможности, поскольку можно одновременно направлять на исполнение сразу большое число команд, а также писать новые сложные алгоритмы. Объем кэш-памяти второго уровня составляет 1 Мбайт. Процессор состоит примерно из 165 миллионов транзисторов, а математическая производительность чипа оценивается разработчиком в девять миллиардов операций с плавающей запятой в секунду.

Кстати, демонстрация игр в ходе презентации Xbox 360 осуществлялась вовсе не на этой приставке, которая, как вы помните, существует пока только в виде макета. В качестве демонстрационных машин использовались компьютеры Apple G5. Почему именно они? Просто в "яблочные" машины еще с 1994 года устанавливаются ближайшие "родственники" процессора Xbox 360 - процессоры IBM семейства PowerPC. Представитель Microsoft подтвердил, что его компания приобрела несколько таких компьютеров именно из-за особенностей их аппаратной части в качестве временных инструментов разработчиков. Впрочем, по словам того же представителя Microsoft, в дальнейшем планируется заменить их на более мощные специализированные машины.

За обработку графики в Xbox 360 отвечает специально разработанный видеоускоритель канадской компании ATI Technologies. По некоторым данным, графическое ядро относится к новейшей серии процессоров ATI с индексом R5xx. В текущем году канадская фирма намерена представить процессоры R52x с аналогичной архитектурой, получившей название Unified-Shader - "объединенные шейдеры".  Графический процессор работает на тактовой частоте 500 МГц, имеет встроенный кадровый буфер объемом 10 Мбайт,  и 48 параллельных шейдерных конвейеров. Общий объем доступной памяти видеопамяти GDDR3 составляет 512 Мбайт. Особенность архитектуры Unified-Shader заключается в том, что в отличие от видеокарт для персональных компьютеров, где разделено выполнение вершинных и пиксельных шейдеров по отдельным блокам, в этом процессоре все конвейерные блоки могут выполнять любые типы шейдеров. К примеру, в игре с небольшим количеством игроков можно получить картинку с простой геометрией и множеством эффектов, а в онлайновой игре с большим числом персонажей - изображение со сложной геометрией и минимальным количеством эффектов.

Графический процессор обеспечивает рендеринг 500 полигонов (а именно, треугольников) в секунду и заполнение экрана со скоростью 16 гигасэмплов в секунду. Пропускная способность системной шины, соединяющей центральный и графический процессоры, составляет 21,6 гигабайта в секунду. Общая производительность системы достигает одного терафлопса (триллиона операций с плавающей запятой в секунду).

Упомянутые выше 512 Мбайт памяти используются не только графическим ядром. Поскольку в приставке реализовано совместное использование памяти, те же 512 Мбайт применяются и для хранения кода игры, и для анимации, и в качестве буфера для звукового контроллера. Кадровый буфер объемом 10 Мбайт, который встроен непосредственно в графический процессор, позволяет сохранить высокую скорость обработки графики вне зависимости от того, сколько общей памяти выделяется для других задач.

Помимо центрального и графического процессоров в Xbox 360 имеются так называемый "южный мост", обеспечивающий сетевые возможности и прочие функции ввода/вывода, включая поддержку джойстиков, а также ТВ-кодек для подключения приставки к телевизору.

Разработчики особо подчеркивают, что Xbox 360 выводит изображение в высоком разрешении, и все игры, предназначенные для новой приставки будут работать в этом разрешении. Поддерживаются широкоэкранные форматы 16:9 и форматы высокого разрешения 720p и 1080i. Вместе с тем, приставку можно будет подключить и к обычному телевизору - в устройстве предусмотрена возможность настройки разрешения в зависимости от того, на какой аппарат подается сигнал. Кстати, Microsoft договорилась с Samsung о том, что приставки Xbox 360 будут размещаться в розничных магазинах рядом с телевизорами высокого разрешения этого южнокорейского концерна.

Звуковая подсистема Xbox 360 не отстает по производительности от видеосистемы: в приставке имеются 320 независимых каналов декомпрессии сжатого звукового контента. Внутренняя обработка аудио производится с 32-битной точностью, а вывод звука осуществляется с частотой дискретизации до 48 кГц с 16-битной разрядностью.

Еще одна интересная особенность Xbox 360 заключается в том, что в консоли используется комбинированная система охлаждения: горячий воздух от процессора отсасывается вентиляторами и пропускается через тоннель сложной конфигурации, напоминающий миниатюрный теплообменник. Прочие микросхемы охлаждаются традиционными кулерами.

В качестве накопителей в приставке используются 12-скоростной привод DVD-ROM, поддерживающий чтение как штампованных DVD и CD, так и записываемых носителей различных типов, в том числе, двуслойных DVD, съемный жесткий диск объемом 20 Гбайт и карт-ридер, рассчитанный на карты памяти объемом от 64 Мбайт. В отличие от Sony, которая намерена устанавливать в своей приставке PlayStation третьего поколения привод для чтения дисков Blu-Ray, Microsoft не стала экспериментировать и остановилась на обычном DVD-ROM. Ставка на широко распространенный формат разумна, поскольку пока трудно сказать, насколько быстро Sony удастся продвинуть на рынке пока экзотический Blu-Ray, даже несмотря на высокую емкость таких дисков и другие их достоинства.

Консоль может выступать в роли не только игрового устройства, но и бытового мультимедийного центра. Xbox 360 может воспроизводить видеофильмы с DVD (разумеется, с прогрессивной разверткой), диски со звуковыми файлами MP3 и WMA, а также с графическими файлами JPEG. Более того, она поддерживает воспроизведение музыки и видео с подключенных к ней портативных плееров, цифровых видеокамер и персональных компьютеров под управлением Windows XP. Музыка с любых упомянутых выше устройств может сохраняться на съемном жестком диске, при этом для любой игры можно подобрать свой плейлист из понравившихся композиций. К услугам меломанов - полноэкранные интерактивные трехмерные визуализации. Особые отношения у Xbox 360 с мультимедийными ПК на основе Windows XP Media Center Edition - этим гибридам компьютеров и развлекательных центров гарантируется полная поддержка и даже расширение их функциональности.

Как и первая Xbox, новинка имеет встроенный сетевой интерфейс, благодаря которому она может подключаться к интернету. Планируется создать расширенный сетевой сервис Xbox Live, при помощи которого владельцы консоли смогут сохранять свои игровые профили, скачивать демо-версии новых игр, обновления и новые уровни для уже выпущенных игр, общаться с другими игроками и даже смотреть фильмы или слушать музыку. Предусмотрена возможность подключения видеокамеры, которая, более чем наверняка, будет продаваться отдельно.

В спецификациях также говорится о том, что Xbox 360 "подготовлена к подключению по Wi-Fi стандартов 802.11b/g", но что это означает, предположить сложно. Скорее всего, в приставке предусмотрен слот для установки беспроводного адаптера и проложена антенна, но сказать со всей определенностью, что имели в виду в Microsoft, пока невозможно.

По заявлению представителей Microsoft, уже к концу года в продажу поступят от 25 до 40 игр для новой приставки, а в разработке в настоящее время находятся порядка 160 игр. Среди игр, которые планируется выпустить в формате для Xbox 360, - уже упомянутые Dead or Alive 4, Ghost Recon 3, NBA 2006, Need for Speed: Most Wanted, Quake 4, Call of Duty 2, а также Elder Scrolls IV: Oblivion, The Godfather, Kameo: Elements of Power, Tiger Woods PGA Tour и Final Fantasy XI. Гарантируется обратная совместимость с играми для Xbox первого поколения.  Однако "движущей силой" приставки на рынке призвана стать оригинальная игра Perfect Dark Zero, разрабатываемая специально для Xbox 360.

Подведем краткие итоги: аппаратная мощь Xbox 360, безусловно, впечатляет; эта консоль стоит на голову выше присутствующих на рынке приставок прошлого поколения. Дело лишь за достойным набором игр, которые смогут предложить партнеры Microsoft. Если ко времени появления Xbox 360 на прилавках магазинов в продажу не поступят игры, способные привлечь внимание потребителей, то ход на опережение, сделанный Microsoft, обернется ничем, а в лидерах продаж останется PlayStation 2.

К сожалению, главная проблема - в играх, и проблема эта чрезвычайно сложная. По оценкам экспертов, с появлением каждого нового поколения игровых приставок, стоимость разработки одной игры вырастает на 50 процентов, при этом с технической точки зрения игры становятся все сложнее и сложнее. Прошло то время, когда энтузиасты-одиночки или группа единомышленников могла с минимумом вложений написать интересную игру, которая может стать популярной. Игровой бизнес все больше напоминает Голливуд с его многомиллионными инвестициями. Другое сходство с "фабрикой грез" заключается в том, что из десятков и сотен игр, в которые были вложены деньги, прибыль приносят единицы, за счет чего и держится вся индустрия.

Обратите внимание на то, что сегодня практически не появляются игры, которые не вписываются в строгие классификационные рамки: аркада, шутер, стратегия, спорт, и ролевая игра. Подавляющая часть проектов, которые сегодня на слуху - это сиквелы и клоны старых удачных игр. Все дело в "голливудском" подходе: никто не желает рисковать, вкладывая деньги в какой-то необычный и оригинальный проект, про который нельзя сказать, что он заведомо не провальный. А ведь именно оригинальные игры способны двигать индустрию дальше, только они могут развивать жанр консольных игр. Очень хотелось бы надеяться на то, что партнеры Microsoft смогут найти такую игру, которая бы выделялась на фоне пресловутых римейков и привлекла бы потребителей.

Если Microsoft упустит время, то конкуренты не заставят себя ждать. Уже известно, что весной 2006 году Sony выпустит игровую приставку PlayStation 3, а в течение будущего года Nintendo представит приставку Revolution. Было бы недальновидным ожидать, что эти консоли будут серьезно отставать по производительности от Xbox 360. Уже сегодня известны некоторые технические характеристики приставок Sony и Nintendo. PlayStation 3 будет построена на знаменитом суперпроцессоре Cell с тактовой частотой 3,2 ГГц - совместной разработке Sony, Toshiba и IBM. В качестве графического ускорителя будет использоваться чип nVidia RSX (тактовая частота 550 МГц) на основе архитектуры GeForce 7 следующего поколения, а в качестве накопителей - привод Blu-Ray с поддержкой дисков высокой плотности, а также 2,5-дюймовый жесткий диск. Основой сверхкомпактной (размером в три коробки от DVD) приставки Revolution станет процессор IBM с кодовым названием Broadway, а за графику здесь будет отвечать чип ATI Technologies с кодовым названием Hollywood; подробности, к сожалению, пока не разглашаются.

Одно можно сказать наверняка: Xbox 360 - большой шаг вперед по сравнению с приставками предыдущего поколения. Такого количества инноваций в отдельно взятой консоли мы давно не наблюдали, а поддержка множества маститых издателей компьютерных игр дорогого стоит. Впрочем, подождем, когда новинка появится в продаже - судьбу этой приставки, как вы понимается, решать жестокому и не всегда справедливому рынку.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.