Линейка AGP-видеокарт Albatron GeForce 6
АрхивВидеоОбзору подверглись четыре платы заслуженно популярной марки. Тест показал, что при правильном выборе видеоадаптера шина AGP вам ещё послужит...
Сегодня в обзоре - четыре видеокарты Albatron на чипах GeForce шестого поколения. Для рассмотрения были выбраны платы, построенные с использованием, казалось бы, устаревающего графического порта AGP. Попробуем объяснить наш выбор.
Как бы ни пытались "отдельно взятые компании" рекламировать PCI-Express, потребители почему-то не спешат менять материнские платы и устраивать глобальное "перетряхивание" внутренностей своих ПК. Да и среди новых компьютеров (если рассматривать именно сегмент мощных игровых), системы со слотом AGP преобладают. Почему так? Достаточно посмотреть любые тематические тесты, чтобы убедиться - скоростного преимущества новый порт по сравнению со старым не обеспечивает, поскольку и производительности AGP 8x за глаза хватает даже самым современным ускорителям.
Напротив, у дорогих видеокарт прослеживается тенденция к полной автономности. Эта весна отмечена появлением плат с 512 мегабайтами видеопамяти на борту! Такие монстры способны закачать в себя всю информацию, которая требуется для отображения игровой обстановки, так что "отвлекаться" на обращение во внешнюю память им практически не приходится. Впрочем, и характерные для среднебюджетных карт 128-256 Мб на практике также позволяют карте обращаться во внешнюю память лишь при загрузке нового игрового уровня.
Есть, разумеется, у PCI-Express и уникальные опции. В первую очередь, возможность объединить две видеокарты в режиме SLI. Хотя и в этом случае применимость ограничивается довольно узким сегментом очень дорогих систем. Ведь объединять две недорогие карты почти всегда менее предпочтительно, нежели ставить единственную, но принадлежащую к уровню high-end. Следовательно, замахнувшись на SLI, надо брать две "топовых" карты! Добавьте сюда цену материнской платы на чипсете nForce4 SLI, и вряд ли у кого останутся сомнения, что SLI - это очень хорошо... но не для всех. Впрочем, и платы на nForce4 "без SLI" с единственным портом PCI-Express 16x стоят, в среднем, дороже плат на nForce3... Стоит ли переплачивать (а уж, тем более, менять имеющуюся материнскую плату с AGP на новую, с PCI-E, ради апгрейда видеокарты)? Разумеется, каждый решает эти вопросы сам, а мы просто тестируем линейку современных карт на чипах GeForce 6ххх, рассчитанных на установку в AGP-порт...
Как мы тестировали
Видеокарты устанавливались в тестовый стенд, любезно предоставленный компанией OLDI и состоящий из следующих компонентов: процессор Athlon 64 3200+ Socket 754, материнская плата ASUS K8V SE Deluxe на чипсете K8T800, 1 Гбайт памяти DDR400 PC3200 от Kingston, винчестер Western Digital WD2000 SATA объемом 200 Гбайт и звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy 2 ZS. Операционная система - Windows XP Service Pack 2, видеодрайвер Detonator 71.89.
Набор тестов включал в себя тест 3DMark 05 версии 1.2, игры Tomb Raider: Angel of Darkness (демо paris5_4), DOOM III 1.1 (demo001), Far Cry 1.3 (демо, записанное на карте Pier, можно скачать отсюда), и Half-Life 2 (демо можно скачать с этого адреса). Уровень качества в графических настройках указан в таблице результатов для каждой игры в отдельности, тесты с включенной анизотропной фильтрацией и полноэкранным сглаживанием (FSAA) запускались только для старших карт в линейке, для младших они теряют смысл, поскольку уровень кадров в секунду падает ниже допустимого.
Albatron AGP6200
- Графический процессор - GeForce 6200 (400 МГц)
- Видеопамять - 5-нс DDR (300 МГц)
- Количество конвейеров (пиксельных/вершинных) - 4/3
- Объем памяти - 128 Мб
- Шина памяти - 128 бит
- Интерфейсы - DVI, D-Sub, S-Video Out
Компания Albatron стала известна на российском рынке видеокарт, пожалуй, с тех времен, когда ее инженеры однажды не поскупились и выпустили продукт, состоявший из процессора GeForce4 Ti4200 на полноразмерной печатной плате в сочетании с серьезной памятью. Разгон такого гибрида удавался на славу, да и цена радовала. Но все это уже история, сейчас линейка состоит, что вполне естественно, из видеокарт на последних графических чипах.
Младшая модель из попавших на тестирование собрана на процессоре GeForce 6200. Как уже не раз отмечалось, все процессоры из серии GeForce 6xxx поддерживают одинаковый набор процедур, совместимый с DirectX 9, и дополнительно работают с последней версией пиксельных шейдеров 3.0 (поддержка которых пока еще слабо распространена в играх). А отличие состоит лишь в разном количестве исполнительных блоков (конвейеров) и, соответственно, разной производительности. Так, у GeForce 6200 пиксельных конвейеров вчетверо меньше, чем у старшей 6800-ой модели.
Тем не менее, как показывают тесты, играть такая видеокарта позволяет в любые современные игры, но при условии, что разрешение будет не выше 800 x 600 точек, а дополнительные "роскошества" вроде анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания будут отключены. Как вариант, иногда можно понизить уровень графических настроек - снизить качество картинки, отключив "необязательные" опции, влияющие на детализацию игровой обстановки, и играть со скоростью 40-50 кадров в секунду при разрешении 1024 x 768. Предпочтительный для вас режим проще всего самому определить "на глаз". Но в большинстве случаев, особенно если вы во время игры используете видеовыход для подключения телевизора или проектора, изображение будет лучше смотреться на меньшем разрешении, но с максимальной детализацией.
Что касается качества исполнения самой карты, то претензий к шуму кулера быть не может, он достаточно тихий. А единственным (хоть и совершенно умозрительным недостатком) всех AGP-карт, использующих процессор со встроенной поддержкой PCI-Express и мостом-переходником для адаптации к AGP, можно назвать высокий нагрев собственно микросхемы моста. На фотографии она скрывается под радиатором внизу от основного кулера. С другой стороны, как-либо повлиять на температурный режим в системном блоке столь маленький чип никак не может. Каких-либо нареканий от дружественных сервис-центров на ненадежность и возвраты видеокарт по вине мостов к нам не поступало, хотя адаптированные таким образом карты продаются уже не менее полугода.
Разгон графического чипа не очень впечатлил - в максимуме 370 МГц, а вот память смогла значительно обогнать частоту, на которую рассчитаны пятинаносекундные модули. Здесь мы добились результата в 550 МГц. Тесты проводились со штатным охлаждением.
Albatron AGP6600
- Графический процессор - GeForce 6600 (300 МГц)
- Видеопамять - 4-нс DDR (500 МГц)
- Количество конвейеров (пиксельных/вершинных) - 8/3
- Объем памяти - 128 Мб
- Шина памяти - 128 бит
- Интерфейсы - DVI, D-Sub, S-Video Out
Внешне карта практически идентична предыдущей, лишь вместо модулей памяти от Hynix применены чипы Samsung с временем задержки в 4 нс, которые работают на своей штатной частоте - 500 МГц. Превосходство карты в тестах обеспечивается удвоенным, по сравнению с 6200-ой, количеством пиксельных конвейеров.
Карта позволяет уверенно чувствовать себя в современных играх на разрешении 1024 x 768. В некоторых случаях (например, в Half-Life 2) можно воспользоваться и невысокими уровнями анизотропной фильтрации, и полноэкранным сглаживанием. Хотя не исключено, что в ряде игр, особенно ожидаемых в ближайшем будущем, придется снижать разрешение, поскольку никакого запаса мощности карта не демонстрирует. С другой стороны, в своем ценовом диапазоне по состоянию на конец весны 2005 года она объективно является наиболее привлекательным выбором.
Разгон процессора, как и в предыдущем случае, обнаружился, но не рекордный (до 380 МГц), а память взяла и того меньше относительно своей штатной частоты - 570 МГц.
Albatron GeForce 6800LE
- Графический процессор - GeForce 6800LE (300 МГц)
- Видеопамять - 2,8-нс DDR (700 МГц)
- Количество конвейеров (пиксельных/вершинных) - 8/4
- Объем памяти - 128 Мб
- Шина памяти - 256 бит
- Интерфейсы - DVI, D-Sub, S-Video Out
Видеокарты на чипах 6800LE могут пригодиться, в первую очередь, если вы рассчитываете сполна натешиться разгоном, включающим в себя не только традиционный подъем частот, но и разблокировку конвейеров. Причины такой специфики очевидны - в штатном формате карта стоит неоправданно дорого для своей производительности (так, карты на формально младшем и уж точно более дешевом 6600GT лидируют с существенным отрывом). Но нужно учесть, что еще восемь пиксельных конвейеров в процессоре 6800LE могут быть включены в работу вдобавок к восьми уже имеющимся без каких-либо аппаратных ухищрений, а только с помощью общедоступных средств, например, программой RivaTuner. Причем вероятность того, что исправными окажутся хотя бы двенадцать конвейеров, очень высока, а в таком случае карта, безусловно, останется вне конкуренции для любой из семейства 6600. Инструкции в картинках распространены в интернете повсеместно. В частности, рекомендуем этот ресурс.
Осталось добавить, что доставшийся нам экземпляр проходил все тесты при запущенных в работу 16 конвейерах и на частоте 6800GT, но, в то же время, память едва взяла барьер в 810 МГц, от которого пришлось еще немного "откатиться", поскольку при длительном тестировании на текстурах появлялся мусор. Разумеется, надо добавить, что любой разгон совершается исключительно на свой страх и риск, и успешность его зависит от вашего везения (и, возможно, личной способности договориться с продавцами перебрать несколько одинаковых карт и выбрать наиболее разгоняемую).
На карте отсутствует мост AGP - PCI-E, поскольку в старших моделях GPU поддержка графической шины обоих типов интегрирована (выпускаются два варианта графических чипов). Охлаждением занимается оригинальный алюминиевый радиатор с напылением "под медь" и достаточно тихим вентилятором. К системе охлаждения у нас есть лишь одно замечание - тепло от чипов памяти отводится через тот же радиатор, что и у графического процессора. Но поскольку микросхемы памяти отстоят от поверхности платы на меньшее расстояние, для стыковки используются толстые термопрокладки, больше напоминающие своим видом изоляторы.
Вообще, охлаждение чипов в BGA-упаковке с помощью традиционных радиаторов - не лучший вариант (конструкция таких микросхем позволяет отводить основное тепло в саму печатную плату и теоретически наилучший эффект можно получить установкой радиаторов с обратной стороны, хоть это и сложнее технически). А в данном случае мы имеем объяснение тому факту, почему в разгоне память перегревалась быстрее, нежели этого можно ожидать. С другой стороны, любой серьезный разгон (особенно если вы планируете пользоваться разогнанной картой постоянно) просто обязан сопровождаться усилением системы охлаждения. Подобрать среди изделий от Thermaltake или Zalman адекватную замену штатному кулеру - вполне осуществимая задача.
Albatron GeForce 6800GT
- Графический процессор - GeForce 6800GT (350 МГц)
- Видеопамять - 2,2-нс GDDR3 (1000 МГц)
- Количество конвейеров (пиксельных/вершинных) - 16/6
- Объем памяти - 256 Мб
- Шина памяти - 256 бит
- Интерфейсы - DVI, D-Sub, S-Video Out
Старшая карта имеет наиболее серьезную систему охлаждения, включающую в себя элементы с тепловыми трубками. Кстати, радиаторы для процессора и чипов памяти сделаны раздельными, между ними есть воздушный зазор. Решение оправданное, если учесть, что температура, до которой может разогреваться 16-конвейерный чип от nVidia, превосходит возможности даже такой "горячей штучки", как память GDDR3. Следствие высокого тепловыделения - относительно скромный разгонный потенциал (хотя чип разогнался до частоты 6800 Ultra - 400 МГц), а на памяти удалось "накрутить" 100 МГц. Тем не менее, никакого блока питания на 500 Вт для разгона нам не потребовалось, современные карты на 6800GT даже в комплекте с ультимативной начинкой (проверено на Athlon 64 4000+) вполне довольствуются фирменным блоком питания на 350 Вт. Не верьте слухам!
Что можно сказать по итогам тестов производительности? Карта позволяет играть с выкрученными на максимум графическими настройками, включенной анизотропией и FSAA, а при более скромных настройках даёт побаловаться высокими разрешениями. Виден и запас мощности на будущее, так что пару лет вы точно сможете с такой картой ни в чем себя не ограничивать (по крайней мере, все графические яства, заготовленные игровыми дизайнерами, будут вам доступны). На младших разрешениях (а частично и в режиме 1024 x 768), такая карта перестает быть "узким местом", а общий результат уже определяется возможностями центрального процессора.
Сравнительная таблица результатов тестирования:
Тест/модель | Albatron AGP6200 | Albatron AGP6600 | Albatron GeForce 6800LE | Albatron GeForce 6800GT |
---|---|---|---|---|
3DMark 05, Marks | 1350 | 1986 | 2674 | 4846 |
Game Test 1 - Return To Proxycon, fps | 5,7 | 8,4 | 11,4 | 21,4 |
Game Test 2 - Firefly Forest, fps | 4,1 | 5,9 | 7,3 | 13,6 |
Game Test 3 - Canyon Flight, fps | 6,8 | 10,1 | 14,6 | 25,0 |
Fill Rate - Single-Texturing, MTexels/s | 692,4 | 1018,4 | 2387,4 | 3175,3 |
Fill Rate - Multi-Texturing, MTexels/s | 1205,8 | 2385,5 | 2384,8 | 5548,8 |
3DMark 05 Pixel Shader, fps | 29,3 | 52,8 | 65,1 | 137,2 |
3DMark 05 Vertex Shader, Simple, MVertices/s | 12,0 | 22,0 | 31,5 | 44,5 |
3DMark 05 Vertex Shader, Complex, MVertices/s | 8,5 | 14,4 | 22,1 | 34,0 |
Half-Life 2, Maximum, 800x600, fps | 61 | 92 | 96 | 100 |
Half-Life 2, Maximum, 1024x768, fps | 40 | 70 | 80 | 99 |
Half-Life 2, Maximum, 1024x768, FSAA 4x + Aniso 4x, fps | - | 45 | 65 | 96 |
Half-Life 2, Maximum, 1024x768, FSAA 8x + Aniso 16x, fps | - | - | 36 | 69 |
DOOM III, High, 800x600, fps | 49 | 70 | 89 | 104 |
DOOM III, High, 1024x768, fps | 34 | 50 | 70 | 97 |
DOOM III, High, 1024x768, FSAA 4x + Aniso 4x, fps | - | 24 | 52 | 75 |
DOOM III, High, 1024x768, FSAA 8x + Aniso 16x, fps | - | - | 28 | 43 |
FarCry, Maximum, 800x600, fps | 50 | 72 | 81 | 81 |
FarCry, Maximum, 1024x768, fps | 35 | 54 | 73 | 81 |
FarCry, Maximum, 1024x768, 4xFSAA+4xAniso, fps | - | 27 | 46 | 77 |
FarCry, Maximum, 1024x768, 8xFSAA+16xAniso, fps | - | - | 24 | 44 |
Tomb Raider: Angel of Darkness, High, 800x600, fps | 30 | 47 | 59 | 96 |
Tomb Raider: Angel of Darkness, High, 1024x768, fps | 20 | 33 | 41 | 73 |
Цены
Сведения о ценах предоставлены компанией OLDI и даются по состоянию на 12 мая 2005 года. Узнать актуальные цены на видеокарты Albatron можно по этой ссылке.
Albatron AGP6200 - 3328,28 руб. ($118,60)
Albatron AGP6600 - 3881,12 руб. ($138,30)
Albatron GeForce 6800LE - 7150,47 руб. ($254,80)
Albatron GeForce 6800GT - 11354,31 руб. ($404,60)
По вопросам приобретения обращайтесь в компанию OLDI.