Матрицы: плоды эволюции
АрхивВидеоЦены на жидкокристаллические мониторы стали более чем приемлемыми даже для стесненных в средствах пользователей. Однако у дешевизны есть и оборотная сторона. Читайте, как выбрать мониторне в ущерб кошельку и качеству.
Сейчас, в начале 2005 года, практически ни у кого не возникает сомнений в победе жидкокристаллической технологии - и над традиционной ЭЛТ, и над маргинальными плазменными, электролюминесцентными или OLED-панелями. Минувший год ознаменовался уравниванием объема продаж ЖК- и ЭЛТ-мониторов: пересечена или вот-вот будет пересечена формальная точка невозвращения...
Будучи в фаворе мэйнстрима, ЖК-технологии кипят и клокочут на печках, топимых несметными капиталами ТНК, выплескивают новые и новые достижения по всем ключевым для плоских панелей позициям. Конкурирующие способы отображения информации под жестким давлением ЖК маргинализуются и выдавливаются в специфические ниши, выбраться из которых в ближайшие годы (а для ЭЛТ - навсегда) им невмочь.
К огромному сожалению, направление вектора развития рынка "потребительского хайтека" задается не столько развитием технологий, сколько ухищрениями "маркетоидов", чья главная цель - обеспечить компаниям наибольшие прибыли, оставив при этом потребителей в счастливом неведении относительно купленного продукта. С одной стороны, все выглядит замечательно: недоступные ранее (по цене) товары стремительно дешевеют, потребительские характеристики улучшаются - в общем, коммунизм в отдельно взятой стране, да и только. Но, увы - при более пристальном рассмотрении оказывается, что все далеко не так радужно, как может показаться после чтения рекламных буклетов и хвалебных статей.
Возьмем, к примеру, цифровые камеры. Казалось бы, давно известно, что одной из главных качественных характеристик является размер матрицы - чем он больше (при одинаковом количестве регистрирующих элементов), тем меньше т.н. "шумов" и прочих гадостей (в том числе связанных и с увеличением "кроп-фактора"). Однако в действительности все происходит ровно наоборот: с целью максимально удешевить конечный продукт, площадь матрицы уменьшают, пытаясь при этом втиснуть на нее 6, 7, 8 мегапикселей, прекрасно зная, что большинство потребителей покупают именно "мегапиксели" (мегагерцы, мегабайты - нужное подчеркнуть), не утруждая себя изучением остальных параметров, зачастую намного более важных.
Примерно то же самое происходит в данный момент на рынке ЖК-мониторов. В сознание среднестатистического потребителя прочно внедрили мысль, что главный критерий отбора "крутого" современного монитора - паспортное время отклика: чем оно меньше, тем лучше. При этом прочие параметры, такие как: контрастность, углы обзора, цветопередача, эргономика и т. п., как правило, либо вообще не принимаются во внимание, либо отодвигаются на задний план. Нет ничего удивительного в том, что мониторам на дешевых и "быстрых" матрицах TN+film (подробнее о них можно прочитать в материале "Эволюция матриц") удалось в рекордно короткие сроки фактически полностью подмять под себя рыночный сектор 17-дюймовых моделей, более того, сейчас данная технология активно прорывается и в епархию "девятнашек" (в частности, и к большому сожалению, на TN+film почти полностью перешла даже Sony). В результате мы получили ситуацию, при которой приобрести ЖК-монитор с диагональю 17 дюймлв, кроме как на матрице TN+film стало в буквальном смысле слова невозможно. А потребитель, в массе своей доволен - ведь "для фильмов и динамичных игр" самое важное - время реакции (16, 12, даже 8 мс!), плюс уровень цен опустился ниже плинтуса (некоторые 17-дюймовые модели уже предлагаются по цене ниже $300) - ура, товарищи! А то, что если сесть ровно, то нижняя часть картинки уже будет казаться темнее верхней, на градиентной заливке невооруженным взглядом видны полосы, или по DVI подключить монитор не получится - переживем. Главное - "шагаем в ногу с прогрессом", вот в чем нехитрое "юзерское" счастье.
На самом деле, основная трудность заключается в том, что подобрать "универсальный" ЖК-монитор очень трудно, ибо получается, что каждый тип матрицы "заточен" под конкретные сферы применения. Так, если дешевые TN+film действительно как нельзя лучше подходят для игр и кино, то для серьезной, вдумчивой обработки изображений они, мягко говоря, не годятся - в первую очередь, мешает 18-битное представление цвета, во-вторых - весьма посредственные значения углов обзора. Для работы с цветом оптимальным выбором считаются матрицы S-IPS, которые, к тому же, в большинстве случаев сопоставимы с TN+film по производительности, немного уступая MVA/PVA по контрастности. Казалось бы, чего еще желать, но, как уже было сказано, матрицы этого типа дороги, а это не соотносится с планами "маркетоидов". Неплохая цветопередача, отличные углы обзора и высокая контрастность - отличительные свойства матриц MVA/PVA, но "скорость" матриц этого типа оставляет желать лучшего - в играх и динамичных киносценах может быть заметен некоторый "смаз" изображения. Впрочем, последний критерий сугубо субъективен; мне известно достаточно много пользователей, которые абсолютно довольны своими xVA и не замечают никаких "смазов" или иных артефактов картинки.
Отсюда вывод: если ваше общение с ПК ограничивается офисными приложениями, браузером и почтовым клиентом, а также играми и "киношками", можете вполне ограничиться моделями на базе TN+film, благо их выбор сейчас чрезвычайно велик. Если же к монитору предъявляются намного более высокие требования - увы, придется констатировать, что покупка 17-дюймовой модели вам заказана (редкое исключение - мониторы дорогой линейки ColorEdge фирмы Eizo, а также некоторые модели от NEC), и выбор должен заключаться в 19" или 20" с матрицами MVA/PVA или S-IPS, что, как вы понимаете, будет отнюдь недешевой покупкой (от $500 и выше).
Доводка и шлифовка
В последнее время появилось немало маркетинговых обозначений для ЖК-дисплеев, в основном в ноутбуках: CASV, TruBrite, ClearView, Crystal View, XBrite и прочее. Никаких особо новых технологий за этими названиями не скрывается, кроме глянцевого внешнего поляризатора (визуально повышает контраст) и иногда увеличенной мощности подсветки. Как правило, если в дополнение такому названию нигде не указан тип матрицы, а сама она недорога, то это, скорее всего, TN+Film. Следует отчетливо понимать, что все эти названия являются больше торговыми марками, мормышками, нежели указаниями на конкретные значительные технологии. За каждой из них, конечно, стоит нечто - но, увы, не принципиальное, не революционное и не уникальное.
Впрочем, конечно же, полезные примочки способны добавить матрице качества и покупательской любви. Например, технология Toshiba CASV (Clear Advanced Super View) означает, что экран не матовый, как обычно, а глянцевый и имеет антибликовое покрытие. С CASV изображение кажется более контрастным, увеличиваются углы обзора, поверхность экрана напоминает ЭЛТ, а работа в условиях хорошей освещенности (например, рядом с окном или даже на улице в тени) с таким экраном становится гораздо удобнее.
Аналогичные улучшения продвигает компания Sony под своей маркой XBrite, такие панели появились даже в стационарных мониторах этой фирмы весной прошлого года. В начале этого уже объявлена технология X-black, и здесь заявлено, что это не просто глянец (на который многие обозреватели жалуются, потому что в таких дисплеях, когда они не показывают яркую сплошную картинку, отражается все подряд), а более совершенное покрытие.
Особняком стоит используемое IBM обозначение FlexView - дисплеи такого типа устанавливаются в топовые конфигурации ноутбуков T42 и R51, и это не что иное, как S-IPS-матрица (с матовой поверхностью).
Не секрет, что некоторые производители применяют в одной и той же модели дисплея не только разные варианты исполнения матриц, но и матрицы разного типа, причем указываемые технические параметры монитора остаются неизменными. Поэтому совет покупателям будет банален: своими глазами смотреть надо.
Отличить TN-матрицу от других типов не составляет труда. Посмотрите на экран сбоку, видите - белые поля приобретают грязно-желтый оттенок? Попробуйте взглянуть еще и снизу - изображение темнеет, для больших углов превращаясь в "негатив". Негатив на самых светлых участках заметен и при взгляде сверху.
IPS-матрицу тоже распознать легко - правда, нужно обеспечить хотя бы на части экрана черное поле (DOS-окно или момент загрузки ОС). Здесь технологию выдает явный фиолетовый оттенок при взгляде сбоку.
Опознать MVA- или PVA-матрицу по внешним признакам проблематичнее: единственные и не всегда заметные особенности - поля серой градиентной шкалы с уровнями 2–10%, кажущиеся при строго перпендикулярном взгляде на экран серебристыми, и общая медлительность. Но здесь работает метод исключения: если это не одна из двух явно "засвечивающихся" технологий, то это MVA или PVA.
Впрочем, не все определяется матрицей. Мне известны мониторы, выпускавшиеся в разных модификациях на одной и той же матрице, но с разной "обвеской" (название модели при этом не менялось), визуальная оценка качества которых имела разброс от "хорошо" до "неприемлемо".
Один из важных моментов - система регулировки яркости. Здесь применяются разные методы: регулировка собственно уровнем поляризации пикселов или яркостью подсветки. Последнее не дает нужного диапазона регулировки, и зачастую используется комбинированный метод: вниз от положения по умолчанию темнеют пикселы, а вверх - растет яркость лампы. При регулировании подсветкой "гамма" (кривая зависимости яркости от уровня сигнала) не меняет формы (в идеале - прямая линия), а при регулировании уровнем поляризации - обычно меняет (что видно по сливающимся градациям начального и конечного участков серой шкалы).
В некоторых сетевых форумах можно найти рекомендации по проверке наличия у мониторов мерцания (так называемый карандашный метод): если перед светлым экраном вдоль его плоскости быстро помахать предметом типа карандаша, можно приблизительно оценить и частоту, и интенсивность мерцания. Когда вместо равномерного сектора видны несколько отдельных "проекций" карандаша на фоне экрана - мерцание имеет место; чем отчетливее проекции, тем оно интенсивнее, а по количеству проекций можно судить о частоте.
Для активноматричных ЖК-дисплеев мерцание, впрочем, обусловлено иными причинами, нежели для ЭЛТ. Каждая отдельная точка активной матрицы сама по себе не мерцает - она "помнит" заданный уровень яркости и поддерживает его до следующего такта обновления. Не слишком часто встречающееся мерцание ЖК-дисплеев вызвано лампой подсветки - вернее, схемой регулировки яркости, основанной на модуляции высоковольтного напряжения. Эффект мерцания в любом случае выражен для LCD значительно слабее, чем для ЭЛТ, поскольку инерционность люминофора лампы в разы выше, чем у люминофора ЭЛТ, и проявляется в основном на средних и малых значениях яркости экрана, если таковая регулируется подсветкой. Но, в отличие от ЭЛТ, никакими настройками в ОС изменить частоту мерцания LCD (если оно есть) не удастся.
Чисто практический совет для тех, кто все еще опасается битых пикселов: если выбранную модель монитора удастся найти на витрине (она там работает, но еще не успела покрыться полугодовым слоем пыли) - с витрины и возьмите. Дело в том, что основной процент неисправных тонкопленочных транзисторов проявляет себя в течение первых нескольких десятков часов работы, в дальнейшем вероятность появления "боя" резко падает.
Не ленитесь установить в OC inf-файл от ЖК-монитора, в нем определяются оптимальные значения разрешений и частот, при использовании которых будут наиболее корректно работать все предусмотренные изготовителем функции. Разумеется, кроме этих разрешений и частот монитор не откажется переварить весь спектр, определяемый стандартом VESA, и ничто не мешает выбрать в ОС "Стандартный дисплей @75 Гц". Но если, к примеру, на частоте 60 Гц монитор корректно отрабатывает виртуальный рабочий стол, вдвое больший физического разрешения матрицы, то вовсе не факт, что он будет это делать корректно на частоте 75 Гц.
Не следует забывать, наконец, что заявленные показатели времени отклика и максимальной яркости приведены (измерены), как правило, для случая максимальной контрастности матрицы (или монитора в целом). Однако в реальности у подавляющего большинства мониторов, если выкрутить контрастность на максимум (по умолчанию обычно используется уровень 50 из 100), сильно страдает гамма, или, иными словами, точность передачи градаций серого. То же самое зачастую происходит и при подключении всевозможных динамических улучшателей картинки (MagicBright, ErgoBrite etc). При выборе конкретного экземпляра не ленитесь настраивать регулировками яркости и контрастности минимальный уровень черного при точной передаче серой шкалы (лучше всего использовать настроечные шаблоны DisplayMate, где можно вывести шкалу из 256 уровней серого) и только затем оценивать отдачу монитора в приложениях и субъективную яркость.
Денис Степанцов, Сергей Леонов
По материалам журнала "Компьютерра"