Итоги-2004: дисплеи
АрхивВидеоПроизводители мониторов в ушедшем году оказались особенно щедры на анонсы новинок. Причём, в отличие от других разработчиков ИТ-железа, здесь гораздо выше процент новаций фундаментальных. Что же наиболее порадовало глаз?
Главные новости рынка мониторов в 2004 году касались, разумеется, ЖК-панелей. Впервые жидкокристаллические экраны побили ЭЛТ-мониторы по объёмам выпуска. Последствия этого обещают быть приятными для потребителей, ведь массовость означает снижение цен. На рынке появляются новые игроки. Так, в борьбу за место на столах пользователей включилась компания Asustek Computer с 17-дюймовыми ЖК-дисплеями Aristo. В 2005 году мы увидим и 19-дюймовые модели, а всего компания намеревается продать около 600 тыс. ЖК-мониторов.
Такой параметр, как время отклика пикселей, миновал "психологически важную отметку" в 10 мс. Первой была модель ProLite E435S от компании Iiyama, затем BenQ пополнила свой ассортимент дисплеями с временем отклика в 8 мс. Это 19-дюймовые FP937s+ и FP91E, причём последняя демонстрирует контрастность на уровне 1000:1. На сегодня это рекорд отрасли – хотя это справедливо только для изделий массового рынка.
В среде же профессиональных мониторов пальму первенства удерживает ЖК-дисплей Zeetzen5, обеспечивающий фантастическую контрастность – 40000:1. Детище канадской компании Sunnybrook Technologies представляет собой сэндвич из двух панелей – обычной 18,1-дюймовой ЖК-матрицы (1280 x 1024 пикселей) и панели подсветки, составленной из сверхъярких белых светодиодов. Диоды подсветки управляются индивидуально и могут совсем выключаться – в отличие от обычной лампы подсветки, которая работает постоянно. Это позволяет дисплею Zeetzen5 отображать настоящий чёрный цвет – в 10 раз темнее, чем у существующих ЖК-дисплеев. Во включенном состоянии светодиоды могут светиться с яркостью до 200 тыс. кд/м2. Всё это позволяет почти в 300 раз поднять динамическую контрастность и даже достичь значения 60000:1, что означает расширение цветового охвата и лучшей различимости деталей в тенях и ярком свете. Неудивительно, что разработка Sunnybrook Technologies вошла в десятку лучших продуктов выставки SIGGRAPH 2004.
Дебютом года в лагере OLED-дисплеев стала презентация в октябре 20,1-дюймовой панели производства LG.Philips. Преимущество новинки в том, что используемый в ней полимер способен светиться самостоятельно, не требуя подсветки. К тому же производители отмечают такие сильные стороны новой технологии, как потенциально лучшее качество изображения, нежели у традиционных ЖК-экранов и плазменных панелей. С другой стороны, компания eMagin показала OLED-экран "самого большого в мире разрешения". В панели размером с коробок спичек уместилось 11,52 млн. пикселей (1600x2400), отображается 16 млн. цветовых оттенков. Этот продукт пока предназначен исключительно для военных симуляторов. В совершенствование OLED на сегодняшний день включились десятки компаний из первого эшелона, и не приходится сомневаться, что в скором времени мы увидим органические индикаторы не только в мобильных телефонах.
Разработчики не только создают новые методы отображения информации, но совершенствуют технологии производства существующих дисплеев. Например, инженеры из бристольского отделения HP Labs разработали методику, благодаря которой ЖК-панели получаются с помощью "полиграфических" методов. Вместо дорогостоящих фотолитографии и осаждения в вакууме Hewlett-Packard предлагает "печатать" схемотехнику дисплея на прозрачном пластике. Опытный образец представляет собой пассивную матрицу размером 3х4 см (128х96 пикселей) и может отображать 125 оттенков цветов.
Технология производства находится пока в зачаточном состоянии, но выглядит многообещающе. Внедрение новой методики позволит в пять раз удешевить производство ЖК-панелей, а в качестве бонуса – разрешение до 200 ppi. Выход годной "печатной" продукции может быть гораздо больше, чем жидкокристаллической, к тому же площади матриц от HP Labs имеют меньше ограничений. В сочетании с низким энергопотреблением бистабильных элементов, составляющих пассивную матрицу, можно ожидать появления экономичных экранов с большой диагональю.
Означает ли это смерть кинескопов? Хотя общая рыночная доля "трубочных" мониторов сокращается, некрологи писать ещё рано. По ряду параметров (контрастности, уровню чёрного) кинескопам конкурентов нет. К тому же ведутся работы по борьбе с главным минусом ЭЛТ-продукции – габаритами. Samsung и LG.Philips стремятся уменьшить размеры ЭЛТ-мониторов путём укорачивания кинескопов. Этот барьер пока труднопреодолим, но опытным производителям (в данном случае, Samsung с её телевизорами Vixlim) уже удалось уменьшить глубину 32-дюймового телевизора до 38 сантиметров. В выигрыше не только потребители (получающие плоский телевизор втрое дешевле чем с ЖК-экраном того же размера), но и дистрибьюторы – в контейнер умещается больше единиц товара. Чуть позже LG.Philips отрапортовала об уменьшении глубины 32-дюймового телевизора до 35 см (серия Cybertube+ SuperSlim)
Есть и другой способ уменьшения толщины экранов на основе люминофора. Вместо одного общего комлекта пушек, расположенного в "горле" кинескопа, предлагается у каждой точки люминофора разместить миниатюрные эмиттеры электронов. Заодно отпадают проблемы с фокусировкой и геометрическими искажениями картинки. Технология называется SED (Surface-conduction Electron-emitter Display) и провозвестниками её стали компании Philips и Canon. Последняя совместно с Toshiba стала учредителем SED Inc., предприятия, что намеревается в августе 2005 г. выпустить три тысячи 50-дюймовых SED-панелей и к 2007 г. довести выпуск до 75 тыс. панелей в месяц. К этому времени Toshiba намеревается вообще свернуть выпуск плазменных панелей, сконцентрировавшись на технологии SED.
Надо отметить, что при производстве SED-экранов также используются "печатные" планарные технологии, лучше поддающиеся конвейеризации, нежели те, что используются при выпуске кинескопов. Энергопотребление же готовой продукции в три раза меньше, чем у плазменных панелей той же диагонали. Кстати, производство SED-панели легко масштабировать и диагональ в 40 дюймов для них не предел.
Интересную технологию предлагает и компания iFire Technology, уже привлёкшая на свою сторону таких производителей, как Sanyo Electric Company, и Dai Nippon Printing. Изделия, называемые "толстопленочные диэлектрические электролюминесцентные панели" уже дебютировали в мае 2004 года и продемонстрировали неплохие характеристики. При диагонали в 34 дюйма угол обзора равен 170 градусам, максимальная яркость изображения ~500 кд/м2, а коэффициент контрастности составляет 500:1. Технология TDEL (thick-film dielectric electroluminescent) позволит легко создавать большие панели при ценах на 30-50% чем у конкурентов с другими технологиями. И не только большие – экономическая оправданность сохраняется при диагоналях как пять, так и пятьдесят дюймов. В техпроцессе участвуют как фотолитография, так и печатные процессы, как у HP Labs. Детали технологии не раскрываются, но, видимо, они весьма убедительны для инвесторов. Так, в октябре 2004 года началось строительство завода в Торонто (Канада), что займётся выпуском 30-дюймовых TDEL-панелей.
Итоги года в дисплейной области выглядят в некоторой мере фантастично. Столько прорывов на всех направлениях увидишь не каждый год. И всё же в технологиях отображения информации есть свои аутсайдеры – нынче это технология LCOS, от которой отказались Intel и Philips. Что ж, будем надеяться, что это единственный vapourware-продукт в ряду блестящих находок, продемонстрированных нам в 2004 году.