Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кино по проводам: технология Video On Demand

АрхивВидео
автор : Анатолий Сайбель   14.12.2004

Сегодня уже становится очевидным, что такие привычные мобильные носители информации, как CD и DVD, через некоторое время исчезнут с лица земли. Большая часть информации будет храниться на серверах в интернете, а пользователи будут скачивать для просмотра фильмы, игры и прочий мультимедиа-контент. Об этом недавно во всеуслышание заявил и Билл Гейтс.

Действительно, для конечного пользователя этот вопрос упирается всего лишь в удобство использования и цену. Гораздо проще нажать пару кнопок на пульте ДУ, нежели ехать в пункт видеопроката или ждать курьера из онлайн-магазина с заказанными дисками. Если это еще и дешевле, то выбор сделать несложно.

Система доставки цифрового контента по широкополосным сетям связи конечному потребителю получило название Video On Demand (видео по запросу). Под этим двусмысленным наименованием понимается услуга, заключающаяся в том, что пользователь выбирает видеоматериалы из предлагаемой библиотеки, а затем в удобное для себя время их загружает и просматривает. Чаще всего VOD предлагается в виде опции в общем пакете мультимедийных услуг, куда также могут входить несколько телевизионных каналов по выбору абонента и другой контент (музыка, игры, караоке и т.д.).

С чем кушать
Для того чтобы воспользоваться прелестями VOD, пользователю достаточно приобрести так называемый nPVR (сетевой персональный видеомагнитофон), в роли которого легко может выступить, к примеру, «умный компьютер» на базе платформы Intel Grant­sdale. Более простые решения представляют собой приставку к телевизору, оснащенную беспроводным Wi-Fi или проводным Ethernet-адаптером, жестким диском небольшого объема и простым интерфейсом, при помощи которого пользователь выбирает из библиотеки медиа-файлов нужный.

Наиболее востребованные, новые и популярные видеофайлы содержатся на сервере VOD, к которому наш nPVR подключен при помощи широкополосного соединения. Используя меню nPVR, достаточно выбрать любой фильм из базы и начать его загрузку в память устройства с сервера либо просматривать фильм в режиме трансляции, не сохраняя его в памяти.

Параллельно на сервере работает биллинговая система, принцип работы которой похож на аналогичную у сотовых операторов. Просмотрели фильм — со счета автоматически снялась энная сумма. Пополнить счет можно, купив специальную расчетную карту либо при помощи кредитной карты. Все предельно удобно, прозрачно и ясно.

Как у них
По мнению ряда аналитиков, к 2005-му году в Соединенных Штатах количество подписчиков VOD-сервисов должно увеличиться почти в 40 раз и превысить 39 миллионов абонентов, с которых планируется «настричь купонов» на 650 миллионов долларов. Как правило, услуга VOD по умолчанию входит в общий комплект услуг, предоставляемых провайдером, и пользователь не платит за нее отдельной платы (оплачиваются только просмотренные фильмы). Такой мультимедийный пакет, частью которого является VOD, обходится пользователям ежемесячно от 19 (например, в Softbank Broadmedia в Японии) до 35 долларов (например, Qwest в США).

Стоимость фильмов меняется в зависимости от жанра и даты выхода. К примеру, классическую ленту семидесятых годов можно поглядеть за 2-4 доллара, а свежий голливудский блокбастер стоит все восемь. В базе провайдера VOD редко содержится несколько тысяч (от двух до шести) фильмов, все чаще список ограничивается несколькими сотнями наименований. Ни одна из компаний пока не может предоставить доступ к глобальным коллекциям видео — для этого потребовалось бы организовать межсетевое взаимодействие множества операторов и глобальные каналы передачи видеоданных. Однако данное направление рассматривается как одно из перспективных в развитии услуг VOD.

И как у нас
Революцию в области мультимедийных услуг в столице в ближайшие несколько лет собирается провести корпорация «Система» (www.sistema.ru), известная многим по проекту «Точка.ру» (подключение к интернету через ADSL-модемы по тарифному плану «Стрим»). Как сообщили в пресс-службе компании, в настоящее время приоритетной целью является расширение абонентской базы, но в будущем акцент будет делаться на предоставление различных мультимедийных услуг: широкополосное телевизионное вещание, видеоигры, музыкальный и видеоконтент «по запросу».

При этом на первом этапе развития услуги VOD будет предоставляться не «видео по запросу» в классическом его виде, а так называемое Near-VOD. От «обычного» оно отличается тем, что трансляция фильмов производится с центрального сервера по заранее составленной программе вещания и ведется эта трансляция для группы абонентов. Пользователи могут влиять на содержание сетки вещания, но в каждый отдельный момент времени могут смотреть лишь один фильм. Классическое же VOD предлагает полную свободу выбора каждого из абонентов. Начало коммерческой эксплуатации вещательного центра запланировано на I квартал 2005 года.

Перспективы
Рынок мультимедиа-услуг в России начнет бурно развиваться уже в ближайшее время, и перспективы на нем открываются неплохие. Немалую роль в этом сыграют и мультимедийные системы, построенные по идеологии «цифрового дома». Использование таких систем подразумевает подключение к интернету по широкополосному каналу и активную работу с цифровым медиа-контентом. При разумной цене последнего желающих платить и нажимать на кнопки найдется достаточно. 

- По материалам "Компьютерры+"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.