Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Видеокарты ATI Radeon X700

АрхивВидео
автор : Александр Карабуто   12.10.2004

Соперничество ATI и Nvidia едва ли не более остро, чем "сладкой процессорной парочки" - Intel и AMD. Едва Nvidia явила свету удачные решения на базе GeForce 6600, как канадский конкурент анонсировал свою линейку видеокарт - ATI Radeon X700.

Соперничество ATI Technologies и Nvidia Corporation едва ли не более остро, чем "сладкой процессорной парочки" - Intel и AMD. Едва Nvidia явила свету удачные решения для среднего сегмента рынка на базе GeForce 6600 с шиной PCI Express, как канадский конкурент анонсировал свою линейку видеокарт для мэйнстрима - ATI Radeon X700 (кодовое имя чипа - RV410).

Они, как и GeForce 6600, предназначены для шины PCI Express x16, системные чипсеты для которой реально есть пока лишь у Intel (другие компании все еще доводят свои продукты), а об X700 для AGP 8х пока речи не идет, хотя мэйнстрим-сегмент сейчас сидит именно на AGP. Впрочем, сотрудники ATI не исключают (хотя явно и не подтверждают), что впоследствии может появиться X700 и для шины AGP.1 Правда, тогда потребуется использовать дополнительный мост-транслятор интерфейсов PCIE-AGP - отдельную микросхему, как в PCIE-картах Nvidia первого поколения, - а не одночиповое решение, как в Radeon X600 и X800, выпущенных отдельными кристаллами для обеих графических шин. Кстати, если у Nvidia такой HIS-мост есть, то у ATI - увы. Возможно, это и мешает фирме сказать более определенно о появлении AGP-варианта X700.

Между тем ATI X700 является новым шагом не только в сравнении с прямым мэйнстрим-предшественником, Radeon X600, но даже по отношению к Radeon 9800 Pro, бывшим еще не так давно топовым семейством видеоускорителей ATI. Более того, X700 не содержит каких-то существенных архитектурных отличий и от нынешнего лидера ATI - Radeon X800 (RV420), выпускаемого по предшествующей 0,13-микронной технологии. Фактически X700 стал первым2 мощным чипом ATI, изготавливающимся по новому 110-нанометровому техпроцессу TSMC, в котором используются медные межсоединения и диэлектрик с низкой проницаемостью. Кристалл, вмещающий 120 млн. транзисторов (примерно как интеловское ядро Prescott), упакован в FC-BGA ("голый" чип). Помимо собственно 3D, в него включены мощный видеопроцессор (использующий разнообразные эффекты сглаживания и улучшающий плоскую картинку), два RAMDAC на 400 МГц каждый и два интерфейса DVI (о поддержке двух независимых мониторов можно и не говорить).

Итак, семейство X700, в которое входят три варианта - Radeon X700 XT, Radeon X700 Pro и Radeon X7003, объединяет восемь пиксельных конвейеров (по одному текстурному блоку на каждом), шесть вершинных процессоров, поддерживает GDDR3-память емкостью от 128 до 256 Мбайт при 128-битном доступе (для младших вариантов возможна поддержка и более дешевой DDR-памяти). Поскольку основой для X700 послужила архитектура X800, от последней новинку отличает лишь уменьшенное число пиксельных конвейеров и вдвое более узкая шина памяти (см. таблицу). Да и пиксельные конвейеры идентичны таковым у X800.4 От непосредственного конкурента GeForce 6600 (NV43) новинку ATI выгодно отличает не только более скромное количество транзисторов (и тепловыделение), но и вдвое большее количество вершинных процессоров!


Базовые характеристики графических ядер ATI и Nvidia
(кликните мышью для просмотра увеличенного изображения).

Впрочем, в среднем по первым тестам независимых лабораторий старший ATI Radeon X700 XT немного выигрывает у старшей же Nvidia GeForce 6600 GT. Исключением являются лишь игры FarCry, Halo и "убойный" Doom 3, где победа GeForce вполне ожидаема, и предварительные скромные результаты в демо Half-Life 2. Правда, серьезные проблемы в красивейшей FarCry ATI планирует исправить в будущих версиях драйверов. Другим сюрпризом стала победа X700 XT над самыми быстрыми картами прошлого поколения - ATI Radeon 9800 XT и Nvidia GeForce FX 5950 Ultra! В целом дебют X700 можно назвать успешным. Если, конечно, Nvidia не разгонит свою GeForce 6600 GT до заоблачных частот.

Другим сюрпризом от ATI стали драйверы Catalyst A.I. со встроенной функцией "искусственного интеллекта". Новая "фича", которая будет присутствовать во всех последующих драйверах, начиная с Catalyst 4.10, должна повысить игровую производительность видеокарт на чипах ATI, включая многие предыдущего поколения, путем использования оптимизации картинки в уже известных играх. Утверждается, что эта функция ("A.I.") позволяет драйверу анализировать приложения и текстуры для повышения производительности и стабильности без потерь в качестве.

Как Catalyst A.I. оптимизирует некоторые игры:

  • Doom 3. Catalyst A.I. заменяет шейдеры освещения, базирующиеся на таблицах, математически эквивалентными шейдерами (с меньшим количеством текстурных операций и оптимизацией трилинейной фильтрации). Это существенно (до 25%) повышает скорость выполнения программы.
  • Half-Life 2 Engine (сейчас доступен в бета-версии Counter Strike). Драйвер разрешает улучшенное кэширование текстур, что позволяет увеличивать производительность при анизотропной фильтрации в высоких разрешениях.
  • Unreal Tournament 2003 и UT2004. Драйвер ATI версии 4.10 модифицирован так, чтобы тип анизотропной фильтрации (билинейная, трилинейная или их комбинация) всегда определялся приложением. Ранее в драйвере Catalyst, если пользователь разрешал "качественную" анизотропную фильтрацию, трилинейная фильтрация применялась только на текстурах первого плана, тогда как остальные текстуры фильтровались билинейно. Для этих игр на продуктах серии Radeon X драйвер производит дополнительный текстурный анализ, чтобы обеспечить рост скорости без видимых глазом упрощений картинки. К сожалению, предыдущие Radeon 9800/9700/9500 будут использовать анизотропную фильтрацию в прежнем варианте.
  • Splinter Cell, Race Driver, Prince of Persia, and Crazy Taxi 3. Эти приложения работают с антиалиасингом (сглаживанием) некорректно. Новый драйвер способен обнаруживать эти игры и выключать антиалиасинг, устраняя искажения картинки.

Как она работает? Catalyst A.I. анализирует индивидуальные текстуры при их загрузке (запуске игры или смене видеорежима), чтобы определить наилучший и наиболее быстрый путь их отображения.5 Драйвер допускает две настройки (Standard и Advanced), контролирующие алгоритмы анализа и фильтрации текстур. Выбранный по умолчанию стандартный алгоритм быстр и эффективен, однако более сложный режим Advanced поможет достичь большей производительности. ATI рекомендует попробовать обе настройки для каждой игры, чтобы выбрать лучшую. Пока определяются (по имени файла) Doom 3, UT2003, UT2004, the Half-Life 2 engine, Splinter Cell, Race Driver, Prince of Persia и Crazy Taxi 3 (некоторые подходы пояснены во врезке). Будущие версии Catalyst будут содержать больше оптимизаций для специфических игр - в частности, "злополучной" для ATI FarCry. Если пользователь решит запретить "A.I." (а такое предусмотрено в настройках драйвера), все формы оптимизаций (как универсальные, так и специфичные для приложений) будут отключены, и драйвер перестанет определять приложения. Впрочем, ATI не рекомендует эту настройку, поскольку в большинстве случаев она приведет к падению производительности без изменения в качестве графики.

Предвидя возможные возражения (мы помним бесчисленные войны и подлоги с "оптимизациями" - путем ухудшения качества картинки - видеодрайверов под популярные тесты и бенчмарки, которыми втихую грешили многие) ATI заверяет, что никогда не будет вводить в Catalyst A.I. оптимизации для синтетических тестов, например, 3Dmark03 и Aquamark3. Драйвер рассчитан только на реальные игры. Впрочем, это не исключает, что игры, использующиеся многими в качестве бенчмарков, как раз и будут чувствовать "оптимизцию", демонстрируя вполне реальный прирост производительности. Так что новой волны "баталий" против "подкрутки" драйверов под бенчмарки нам, видимо, не избежать. Некоторые уже жалуются, что испытание новых ускорителей превращается во все более запутанный и неоднозначный процесс с субъективным результатом. Ведь если тестировать "по честному", то все оптимизации надо отключать. Но с другой стороны, в реальности люди будут играть в игры чаще именно с оптимизациями, поэтому "чистый" результат тут будет неприменим, и на практике "взаимоотношения" различных ускорителей могут оказаться совсем другими - в зависимости от того, какую конкретно оптимизацию выбрал тот или иной пользователь для той или иной игры...

- По материалам еженедельника "Компьютерра"


1. Впрочем, учитывая, что X700 имеет сравнимую производительность с предыдущим топовым AGP-видеоускорителем ATI 9800 XT, возможно, это и не имеет большого смысла. [вернуться]

2. Бюджетную и весьма слабую по производительности Radeon X300, уже миллион чипов которой выпущен по 0,11-микронному техпроцессу, мы здесь в расчет не берем. [вернуться]

3. Рекомендованная цена на две первые - 199 долларов (у средней будет больше памяти - 256 Мбайт против 128 Мбайт у остальных), тогда как младшая обойдется в 149 долларов. Впрочем, снижения цены на X600 до сотни долларов вследствие этого, к сожалению, не произойдет. [вернуться]

4. В частности, есть возможность вычислять и записывать восемь полных пикселов за такт, поддержка пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0 и расширенные возможности пиксельных шейдеров на базе версии 2.0b (правда, NV43 уже щеголяет куда более перспективными шейдерами версии 3.0). [вернуться]

5. Подход похож на тот, что примерно год назад появился в драйверах Nvidia серии ForceWare, рассчитанных прежде всего на видеокарты GeForce FX: анализируя вид текстур, можно понизить максимальную степень анизотропии (например, с "умолчальных" 8x до 2x) там, где это не скажется на восприятии картинки. Разумеется, графический процессор при этом сможет выдавать больше кадров в секунду. Таким образом, ATI фактически последовала за Nvidia - правда, с некоторым опозданием. [вернуться]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.