Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Чипсет Intel 915G и плата Intel D915GUX: будущий корпоративный и мультимедийный стандарт?

АрхивПлатформа
автор : Алекс Карабуто   06.08.2004

Сочетание интегрированной графики нового поколения, великолепного звука и множества новейших технологий способно сделать продукты на базе i915G новым индустриальным стандартом как для корпоративных, так и для домашних ПК.

После практического знакомства со старшим представителем новой когорты чипсетов Intel для Pentium 4 и памяти DDR2 - чипсетом i925X (см. обзоры на www.terralab.ru/system/34270 и ../system/35011), стоит прежде всего обратить взгляд на еще один очень интересный продукт этой серии - чипсет Intel 915G. Достаточно сказать, что сочетание интегрированной графики нового поколения, великолепного звука и множества новейших технологий, примененных в последнем поколении настольных чипсетов Intel, способно сделать продукты на базе чипсета i915G новым словом и новым индустриальным стандартом как для корпоративных, так и для домашних ПК.

Чипсет Intel 915G.

Поскольку все новые технологии и базовые характеристики чипсетов этого поколения мы уже весьма подробно описали (см. обзор на www.terralab.ru/system/32920), то здесь я лишь кратко перечислю те преимущества, которые, собственно, и способны сделать i915G новым стандартом широкого класса настольных ПК на ближайший год-два.

Блок-схема чипсета Intel 915G.

Во-первых, это поддержка новой для индустрии шины PCI Express (подробности см. на www.terralab.ru/system/34069 и ../system/34235). Особо подчеркну, что эта шина может оказаться весьма выгодной для нового поколения плат ввода и вывода высококачественного видеосигнала, включая контроллеры HDTV, а также идеальна для подключения гигабитных сетевых контроллеров (будущего корпоративного стандарта).

Во-вторых, это пока непревзойденная по качеству (для интегрированных решений) аудиоподсистема Intel High Definition Audio с возможностями вывода восьмиканального (7.1) звука (для современнейших мультимедийных систем), почти профессиональным качеством звука (до 24 бит/192 кГц) и способностью обрабатывать одновременно несколько независимых аудиопотоков (что может быть полезно не только для домашнего центра развлечений, но и в корпоративных применениях).

В-третьих, это дисковый контроллер нового поколения с четырьмя портами Serial ATA и возможностью создания массивов RAID уровней 0 и 1 (и знаменитого Matrix RAID) и горячим автоматическим восстановлением сбойного диска. Эти фактически профессиональные возможности, пока не очень популярные (в силу их дороговизны) в сегменте домашних и корпоративных ПК, с приходом моста ICH6R становятся доступны практически везде и служат основой создания новых стандартов построения дисковых систем домашних и корпоративных ПК.

В-четвертых, это поддержка нового стандарта памяти DDR2. Впрочем, как раз от этого пока мало толка - ждем выхода процессоров с шиной 1066 МГц.

В-пятых, южный мост с индексом «W» содержит МАС (цифровую часть контроллера) для беспроводной связи. Впрочем, пока что от этого тоже толку нет - PCI-платы, необходимые для реализации этой возможности, появятся не раньше конца этого года.

Наконец, одним из главных преимуществ 915G является новое интегрированное графическое ядро Intel Graphics Media Accelerator 900, значительно усовершенствованное по сравнению с предшественниками и позволяющее, в частности, выводить независимые изображения на два дисплея одновременно, а также обладающее высокой производительностью в 3D-задачах.

Каждая из перечисленных особенностей, по-настоящему, требует написания отдельной статьи, чтобы рассмотреть ее возможности подробнее. Поэтому мы начнем с наиболее очевидного - с анализа системной производительности.

И поможет нам в этом «пилотная» плата Intel D915GUX. Читать дальше >>>

Плата Intel D915GUX

Плата Intel D915GUX на чипсете i915G - это образец минималистически-полновесного решения как для мощного корпоративного ПК, так и для домашнего мультимедийного центра.

Плата Intel D915GUX на чипсете i915G.

Она имеет формат микро-ATX (полноразмерная по ширине) и имеет на борту практически всё, что требуется при первой необходимости. То есть позволяет создать полноценный и достаточно мощный современный ПК, но и не перегружена при этом излишествами, то есть относительно дешева.

Четырехслойная, с классической зеленой защитной маской, она имеет четыре слота для памяти DDR2 разных цветов, чтобы помочь пользователю в установке модулей для двухканального режима работы памяти. Чипсеты серии i915 поддерживают до 4 Гбайт небуферизованной памяти без ECC.

Плата располагает хорошим трехфазным стабилизатором напряжения процессора с поддержкой всех текущих (и некоторых будущих) Prescott.

Более того, мощные импульсные стабилизаторы питают как память, так и шину PCI Express.

Основной разъем питания ATX - 24-контактный, но к нему можно подключать прежний стандартный разъем питания от блока ATX 2.01, поскольку фиксатор разъема расширен (продлён), чтобы при таком подключении старый разъем надежно фиксировался. А отдельный 12-вольтовый разъем питания сдублирован «винчестерным» разъемом для подведения дополнительной мощности.

Северный мост прикрыт массивным радиатором без вентилятора (его вполне хватает), а вот южный мост ICH6RW на данном сэмпле оказался без радиатора, хотя чаще радиатор на нем все же ставят.

Плата содержит два слота прежней шины PCI и по одному - новой PCI Express x16 и x1.

Еще одна шина PCI Express x1 опционально задействована для подключения гигабитного сетевого контроллера Marvel Yukon 88E8050, хотя в некоторых случаях вместо нее на плату ставят и обычный 10/100-мегабитный PLC-контроллер Intel 82562EZ (на фото).

Плата «обходится» восемью чипсетными портами USB 2.0 (4 из них выведены на заднюю панель разъемов платы, остальные - на пин-коннекторы). Разведен (но не распаян на этом сэмпле) трехпортовый контроллер FireWire на чипе от Agere (третий порт - на задней панели платы), что явно не лишнее для мультимедиа-центра.

Восьмиканальный звук обеспечивается современным кодеком ALC860.

На заднюю панель платы выведены только три самых необходимых аналоговых разъема, а остальные требуют планки.

Коннектор S/PDIF на плате разведен, но не распаян.

В графический слот PCI Express x16 можно устанавливать плату расширения ADD2 с выходом на второй (цифровой) монитор (подробнее о ней - в отдельной статье).

На плате - три коннектора для подключения вентиляторов (для процессора - четырехпроводной). Для системного вентилятора можно установить функцию автоматического регулирования оборотов в BIOS Setup.

Вообще, BIOS Setup этой платы не слишком богат настройками. Есть только самое необходимое. На радость продвинутым пользователям есть регулировка таймингов и базовых частот памяти, причем вплоть до DDR2-667.

Разумеется, можно сконфигурировать дисковый контроллер и графические адаптеры.

Мониторинг контролирует три температуры, скорость трех вентиляторов и несколько напряжений.

К большому сожалению, невозможно изменить напряжения питания памяти и процессора (особенно обидно за память - возникают сложности при работе с пониженными относительно штатных таймингами).

Для испытаний использовалась плата с чипсетом ревизии B1 и BIOS, показанным на скриншоте ниже.

В работе платы на штатных частотах и таймингах по SPD (4-4-4-12) особых проблем с внешним видеоускорителем не наблюдалось (внутренний VGA закономерно отъедает часть системной памяти).

Однако попытки использовать уменьшенные тайминги работы памяти на этой плате оказались не очень удачными (и это связано отчасти с невозможностью подъема напряжения на памяти на этой плате): если наши модули Micron DDR2-533 (MT16HTF6464AG-53EB2 PC2-4300U), по 512 Мбайт каждый, на многих других платах смогли хорошо работать по 3-3-3-7 (при SPD 4-4-4-12, см. скриншот выше), то на этой плате из них удалось выжать лишь 4-3-3-7.

Поэтому мы оттестировали эту плату в двух отмеченных выше режимах настройки таймингов памяти. Читать дальше >>>

Тесты быстродействия

Испытания быстродействия в сравнении с предшественниками и платой Intel D925XCV на чипсете i925X проводились под MS Windows XP Professional SP1. Конфигурации тестовых систем представлены в таблице 1.

Таблица 1. Конфигурации тестовых систем

Чипсет

i915G

i925X

i865PE
(qPAT)

i875P

i865PE

Материнская плата

Intel
D915GUX

Intel
D925XCV

ASUS
P4P800-E

ABIT
IC7-G

ABIT
IS7-G

Процессор

Intel Pentium 4 EE 3.40

Сокет процессора

LGA775

LGA775

Socket 478

Тип памяти

DDR2-533

DDR2-533

DDR400

Тайминги памяти

4-3-3-7 и 4-4-4-12

3-3-3-7

2-2-2-5

Видеокарта

ATI Radeon X600XT

ATI Radeon 9600XT (ASUS)

Видеодрайвер

Catalyst 4.6 WHQL

Тактовая частота процессора на плате, МГц

3400,1

3400

3398,5

3408,7

3408,7

Тактовая частота работы памяти, МГц (по CPU-Z)

200,0

200,0

199,9

200,5

200,5

Платы ABIT представляют в данном случае «классическую» производительности чипсетов Intel 875P и 865PE соответственно (режим Game Accelerator отключен), тогда как ASUS P4P800-E - так называемый нештатный режим квази-PAT для чипсета 865PE, позволяющий ускорить его до уровня, даже более быстрого, чем 875P с PAT.

Видеоускорители ATI Radeon X600XT (референс ATI) и ATI Radeon 9600XT (плата от ASUSTeK) - это по сути одно и то же графическое ядро (и память у них - по 128 Мбайт), отличающееся тольо интерфейсом - PCI Express x16 и AGP 8x соответственно. Среди других компонентов тестовых систем - винчестер Samsung SP1614N (буфер 8 Мбайт и 80-гигабайтные пластины).

Результаты тестов представлены в таблице 2 и в особых комментариях не нуждаются.

Таблица 2. Результаты тестов быстродействия плат в различных приложениях

Чипсет

i925X

i915G

i865PE
(qPAT)

i875P

i865PE

Мат. плата

Intel
D925XCV

Intel
D915GUX

ASUS
P4P800-E

ABIT
IC7-G

ABIT
IS7-G

Тип сист. памяти и тайминги ее работы в тестах

DDR2-533
3-3-3-7

DDR2-533
4-3-3-7

DDR2-533
4-4-4-12
(по SPD)

DDR400
2-2-2-5

Тактовая частота процессора на плате, МГц

3400

3400,1

3398,5

3408,7

Тактовая частота работы памяти, МГц (по CPU-Z)

200

200

200

199,9

200,5

200,5

AIDA32, Memory Read Speed, Мбайт/с

4633

4313

4286

5396

4948

4351

AIDA32, Memory Write Speed, Мбайт/с

2253

2011

1963

2322

1817

1760

Sanrda 2004, Memory Bandwidth, Мбайт/с

4880

4730

4695

5020

4930

4678

ScienceMark 2.0, Memory Bandwidth, Мбайт/с

4225

4113

4050

4522

4211

4149

ScienceMark 2.0, Memory Latency, циклов CPU

248

276

279

213

275

319

CPU-Z 1.23, Memory Latency, циклов CPU

259

285

287

214

250

303

ScienceMark 2.0, Primordia (Ar), с

27,21

27,1

26,42

27,15

26,41

26,96

CPUmark 99, index

243

242

242

242

243

243

MetaBench 0.98, total score

3636

3646

3588

3689

3621

3636

PCMakr04, total score

5270

5334

5269

5385

5326

5347

MPEG2 to MPEG4 encoding (DivX 5.11), c

154

155

155

151

152

155

Архивиров. WinRAR 3.30, с

147,6

153

159

136,7

143,8

152

WinRAR 3.30 Benchmark, Кбайт/с

410

384

364

490

450

406

Windows Media Encoder 9, время кодиров., c

587

587

591

584

584

589

ACDSee 5.0, кодирование JPG. c

147

148

148

147

148

148

Кодирование MP3, Lame 3.96, VBR, c

278

278

278

278

277

278

3Dmark03 (b340), Graphic score

4156

4154

4145

4202

4193

4185

3Dmark03 (b340), CPU score

841

833

825

840

828

820

3Dmark2001SE, score

15161

15154

15081

15438

15338

15161

Unreal Tournament 2003 Demo, dm-anubis, fps

125,9

124,5

123,49

129,18

127

124,63

Unreal Tournament 2003 Demo, dm-asbestos, fps

107,6

105,86

104,85

110,86

108,64

105,68

Vulpine GLMark 1.1p, 1024x768x32 bit, fps

111,9

109,5

109,3

112,7

111,1

110,7

Wolfenstein ET (demo battery), 1024x768x32 bit, fps

79,4

80,6

79,6

82,2

80,8

79,6

Wolfenstein ET (demo radar), 1024x768x32 bit, fps

84,5

84,3

83,9

84,8

84,1

83,9

Wolfenstein ET (demo railgun), 1024x768x32 bit, fps

98,2

100,4

99,2

101,9

100,6

99,4

Quake III Arena, demo Quaver, 1024x768x32 bit, fps

318,2

317

316,9

319

317,5

316,6

Comanche 4 Benchmark, 1024x768x32 bit, fps

72,55

72,56

71,95

73,5

73,03

72,63

Serious Sam SE Demo, 1024x768x32 bit, fps

66,6

66,3

66

68,8

67,9

67,7

X2 The Threat Demo, fps

86,208

86,166

86,152

87,162

87,128

87,162

Gun Metal, Benchmark 2, 1024x768x32 bit, fps

19,02

19,02

17,99

20,27

20,27

20,26

RealStorm Benchmark 2004, 640x480, index

2490

2400

2444

2496

2477

2438

Aquamark 3, 1024x768x32 bit, Triscore

32,219

32,188

32,169

32,455

32,439

32,426

CineBench 2003, Shading (OGL Hardware), CB-GFX

3457

3416

3354

3712

3613

3546

CineBench 2003, Shading (OGL Software), CB-GFX

1706

1694

1696

1709

1700

1690

CineBench 2003, Shading (CINEMA 4D), CB-GFX

372

369

368

372

370

368

CineBench 2003, Rendering, CB-CPU

408

407

407

410

410

409

SPEC viewperf v7.1, drv-09, index

39,37

38,89

38,41

39,87

38,41

38,4

SPEC viewperf v7.1, dx-08, index

82,23

81,69

81,59

81,97

81,35

80,73

SPEC viewperf v7.1, light-06, index

16,52

16,42

16,33

16,86

16,68

16,46

SPEC viewperf v7.1, proe-02, index

16,67

16,46

16,19

17,08

16,35

16,5

Сред. быстрод. 2D-расчетах, %

98,58

97,68

96,87

101,25

100

98,26

Сред. быстрод. в 3D-играх, %

99,05

98,61

97,89

100,91

100

99,19

Сред. быстрод. в проф. 3D-задачах, %

100,06

99,23

98,54

101,73

100

99,44

Усредн. произв., %

99,23

98,51

97,76

101,29

100

98,96

Отметим лишь, что пропускная способность памяти DDR2-533 для чипсета 915G (при работе с системной шиной 800 МГц) оказалась крайне низка - примерно как у чипсета 865PE (в штатном режиме, без квази-PAT) с DDR400. Зато латентность у новинки немного лучше, чем у 865PE - примерно на уровне чипсета 875P.

Вместе с тем, если усреднить результаты тестов по категориям «Среднее быстродействие в 2D-расчетах», «Среднее быстродействие в 3D-играх» и «Среднее быстродействие в проф. 3D-задачах» (см. также диаграммы), то оказывается, что по всем категориям тестов производительности обе конфигурации платы на чипсете 915G (с внешним графическим ускорителем; ситуацию со встроенной графикой мы подробно рассмотрим в отдельной публикации) даже с «суперпамятью» безоговорочно проигрывают всем прежним двухканальным чипсетам Intel с памятью DDR400!

и в целом эта плата - аутсайдер. Утешает одно - ее средний проигрыш аналогичной плате на дорогом чипсете Intel 925X составляет менее одного процента (правда, с дорогой памятью DDR2-533), то есть, по правде говоря, топовый 925X не демонстрирует пока тех скоростей, за которые можно было бы переплачивать (остается его единственное преимущество - поддержка ECC).

В качестве утешения можно заметить, что по этим же результатам среднее быстродействие прежних чипсетов - «чистых» 875P и 865PE - также отличается друг от друга примерно на 1%. И этот же процент можно «нагнать», если использовать для DDR2-533 более резвые тайминги (или в будущем - поставить DDR2-667, что в данном случае фактически эквивалентно).

Таким образом, дебют чипсета Intel 915G вызывает у меня смешанные чувства: его «системное» быстродействие с внешней графикой даже с дорогой памятью DDR2-533 не выдерживает никакой критики по сравнению с предшественниками (пока оставим в стороне быстродействие дисковой подсистемы, сети и встроенной графики, которые могут быть заметно выше). Но с другой - проигрыш более дорогому чипсету 925X крайне мал, комплекс новых и прогрессивных технологий - тот же самый, если не шире (включая встроенную графику). И именно за эти технологии, как я подчеркнул в начале статьи, рынок и может взять 915G в качестве платформы для будущего индустриального эталона ПК самых разнообразных применений.

Предлагаем обсудить этот материал в нашем форуме

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.