Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Интегрированная графика. Часть 1. Экспресс-взгляд на основные чипсеты для Pentium 4

АрхивПлатформа
автор : Макс Курмаз   28.04.2004

Начинаем серию обзоров материнских плат на чипсетах с интегрированным графическим ускорителем. Для начала — экспресс-взгляд на текущих фигурантов.

Одним из основных направлений развития компьютерной техники всегда было создание класса недорогих (бюджетных) вычислительных систем, способных комфортно выполнять лишь ограниченный круг необходимых на данном рабочем месте задач и имеющих ограниченные возможности в широком плане. Особенно актуальна проблема высокой стоимости для такого класса компьютеров, как офисные ПК и терминалы. Эти компьютеры предназначены для выполнения базовых деловых задач: обработки текстовой документации и различной бизнес-графики (таблицы, диаграммы), печати документов, работы с Интернет и электронной почтой, в крайнем случае — для работы с базами данных в качестве клиента. Для офисных компьютеров наиболее важное качество — баланс цены и функциональности. Избыточная функциональность приведет к нерациональной трате средств, а недостаточная — выльется в необходимость приобретения дополнительного оборудования. Именно поэтому в офисных ПК с некоторых пор чаще применяются интегрированные платформы — материнские платы, не требующие установки графической, сетевой, звуковой и других карт расширения.

К настоящему моменту рынок плат со встроенным графическим контроллером стал поистине огромным — едва ли не больше половины всех продаваемых в мире ПК. Вместе с тем, у многих пользователей и даже, что греха таить, системных администраторов и лиц, ответственных за закупки вычислительной техники в организациях, до сих пор бытует негативное отношение к системам с интегрированной графикой. И совершенно напрасно! Современные и недавнего прошлого материнские платы на чипсетах со встроенным графическим ядром вполне способны обеспечить надлежащий уровень функциональности при выполнении подавляющего большинства офисных задач, а самые современные интегрированные чипсеты вроде Intel 865G и ATI IGP9100 удовлетворят даже большинство запросов домашнего пользователя — редактирование видео, просмотр DVD и даже не самые сложные 3D-игры на этих системах идут вполне комфортно. То есть интегрированная графика уже прочно обосновалась в корпоративном секторе и неуклонно продвигается в сегмент недорогих домашних ПК. Действительно, система с интегрированной графикой обойдется вам, как правило, на несколько десятков долларов дешевле, чем примерно аналогичная по быстродействию система с самой дешевой AGP-видеокартой (вроде NVIDIA GeForce2 MX400 или ATI Radeon 9200SE). А скоро, с ростом производительности и сложности встроенных графических ядер, для дискретных видеокарт останутся лишь не очень массовые рынки высокопроизводительных игровых ПК и графических рабочих станций…

Мы уже не раз знакомили вас с теми или иными интегрированными графическими решениями, см., например, статьи:

1. ASUS P4S533-MX и другие платы X-серии: дешевый ASUS и SDRAM PC133 для Pentium 4 а почему бы и нет?
2. Тест материнских плат на чипсете i845G
3. Плата Jetway 845GDA на чипсете Intel 845G
4. Чипсет Intel 845G: интегрированный графический ускоритель
5. Чипсет VIA KM266. Обзор платы Gigabyte 7VKML
6. Обзор интегрированной системной платы DFI NS35 и чипсета SiS650
7. nForce 420/220: графика

Но теперь настало время на систематической основе рассмотреть вопросы, связанные с интегрированной графикой, и данной статьей мы открываем серию обзоров по этой теме. В первой статье будет сделан экспресс-обзор существующих на сегодня интегрированных чипсетов для материнских плат, поддерживающих самый популярный в корпоративном секторе процессор — Intel Pentium 4/Celeron.


Из истории встроенной графики

Идея интегрирования графических контроллеров в материнские платы возникла давно. Непосредственная ее реализация, то есть размещение всей начинки видеокарты на материнской плате, сперва нашла свое применение в серверных системах. Однако для недорогих ПК этот способ не совсем пригоден, так как дополнительный чип (и память к нему) на плате существенно увеличивает ее стоимость. Более практичное решение — интеграция графического контроллера в ядро системного чипсета. При этом отпадает необходимость использования отдельных чипов памяти для видеокарты, так как графическое ядро можно подключить к контроллеру системной памяти. Интегрированное решение получается работоспособным и недорогим, хотя и не столь производительным, как дискретное — из-за совместного использования контроллера памяти.

Первые попытки создания интегрированных чипсетов были предприняты еще в 1998 году. Это было начало эры 3D-графики, многие производители чипсетов занимались собственными разработками в этой области. На графическом рынке появились новые компании — NVIDIA и 3dfx, которые начинали теснить лидеров. Однако разработчики чипсетов не желали кооперироваться с разработчиками графики. Они встраивали в чипсеты графику собственной разработки, которая не отличалась выдающимися характеристиками и преимущественно уступала разработкам фирм, специализирующихся на видеокартах. Известно только одно исключение — чипсет Aladdin TNT2 — совместная разработка NVIDIA и ALi. Однако по ряду причин он не получил широкого распространения.

Один из первых интегрированных чипсетов в 1998 году разработала тайваньская компания SiS. Речь идет о SiS620, чипсете для процессоров Pentium II/III, оснащенном встроенной графикой SiS6326. Это было сугубо бюджетное решение для самых дешевых ПК. Существенного влияния на развитие рынка чипсетов он не оказал. В 2000 году свои интегрированные решения для платформы Intel Pentium II/III представили все производители чипсетов. Чипсет SiS630 содержал новое графическое ядро SiS300, серьезно устаревшее даже для того времени. Первый интегрированный чипсет Intel, i810, содержал немного адаптированное графическое ядро от первого и единственного 3D-ускорителя компании - i740. Интегрированный чипсет компании VIA назывался ProMedia PM601; его графическое ядро Blade3D было лицензировано у стремительно теряющей позиции на рынке графики компании Trident Microsystems. Интегрированный чипсет от ALi появился только через год, когда рынок уже был поделен.

Самым популярным среди первой волны интегрированных чипсетов стал i810. Его графическое ядро по функциональности, производительности в 3D и качеству изображения превосходило встроенную графику конкурентов. Многие офисные компьютеры того времени собирались на i810. Единственным его недостатком было отсутствие возможности установки отдельной видеокарты вместо встроенной. Однако этот недостаток был устранен с выходом чипсета i815 (см. www.terralab.ru/system/5362). К тому времени компания VIA приобрела графическое подразделение обанкротившейся фирмы S3 и стала встраивать в свои чипсеты 3D-ядро Savage4 (см. www.terralab.ru/system/17888). Читать дальше >>>

Взглянем на нынешнюю ситуацию на рынке интегрированных чипсетов для процессоров Intel Pentium 4/Celeron. Базовые характеристики нынешних интегрированных чипсетов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Характеристики чипсетов с интегированным графическим ядром

Производитель

Intel

Чипсет

845GL

845G

845GE

845GV

865G

865GV

Шина процессора, МГц

400

533

533

533

800

800

Поддержка памяти

DDR200

DDR266

DDR333

DDR400

Два канала памяти

+

+

Слот AGP

4x

4x

8x

Встроенная графика

IEG1

IEG1

IEG1

IEG1

IEG2

IEG2

Частота ядра, МГц

200

200

266

266

320/333

Блоки текстурирования

2x2

2x2

2x2

2x2

2x2

2x2

RAMDAC, МГц

350

350

350

350

350

350

Южный мост

ICH4

ICH4

ICH4

ICH4

ICH5

ICH5

Порты USB 2.0

6

6

6

6

8

8

Serial ATA

+

+

Производитель

VIA

SIS

ATI

Чипсет

P4M266

P4M266A

PM800

PM880

650

651

661FX

9100 IGP

Шина процессора, МГц

400

533

800

800

400
(533 неоф.)

533

800

800

Поддержка памяти

DDR266

DDR400

DDR266

DDR333

DDR400

Два канала памяти

+

+

Слот AGP

4x

4x

8x

8x

4x

4x

8x

8x

Встроенная графика

ProSavage8

UniChrome Pro

SIS315

SIS315E

Radeon 9100

Частота ядра, МГц

?

?

200

200

133

166

200

?

Блоки текстурирования

1x2

1x2

2x2

2x2

2x2

2x2

2x2

4x1

RAMDAC, МГц

250

250

350

350

?

?

333

300

Южный мост

VT8233

VT8235

VT8237

961

962

963L/964L

IXP150/250

Порты USB 2.0

6

8

8

6

6

8

Serial ATA

+

+

+


Intel

Сегодня корпорация Intel предлагает самую широкую линейку интегрированных решений для всех категорий пользователей, в том числе и для тех, кому нужна достаточно высокая производительность. Для недорогих компьютеров Intel предлагает чипсеты семейства i845 (Brookdale, см., например, www.terralab.ru/system/17860). В него входят четыре чипсета: i845G и i845GE, поддерживающие процессоры Pentium 4 с системной шиной 533 МГц и шину AGP 4Х для внешней графики, i845GV без поддержки AGP и i845GL - самый бюджетный чипсет, предназначенный исключительно для систем на базе процессоров Celeron с системной шиной 400 МГц. Все упомянутые чипсеты оснащены встроенной графикой Intel Extreme Graphics (первого поколения).

Графическое ядро Intel подверглось самой серьезной доработке, и в результате оно обзавелось поддержкой большинства современных технологий в области 2D, 3D и обработки видео. 3D-ядро построено по формуле 2х2 (два конвейера рендеринга с двумя блоками текстурирования), способно накладывать до четырех текстурных элементов (текселей) за один проход, поддерживает трилинейную и анизотропную фильтрации (подробнее см. www.terralab.ru/system/17920). Но ему не хватает возможностей аппаратного преобразования координат, отсечения невидимых поверхностей и расчета освещения (T&L), а ведь многие современные игры требуют этого в обязательном порядке. Работу с вершинными и пиксельными шейдерами Extreme Graphics тоже не поддерживает. Все это ограничивает функциональность данного ядра уровнем возможностей DirectX 7 (программный интерфейс разработки конца прошлого века), тогда как для современных игр уже требуется как минимум поддержка DirectX 8.1.

Частота графического ядра Intel достаточно высока по сравнению с другими решениями: в чипсетах i845G/GL она достигает 200 МГц, в i845GE/GV - 266 МГц. Частота встроенного RAMDAC составляет 350 МГц, имеются два цифровых канала для подключения ТВ-кодеков и трансмиттеров для цифрового интерфейса DVI (хотя специальные карты с реализацией такого интерфейса для 845G вы вряд ли сможете найти в магазинах). Самый интересный момент связан с технологиями, предназначенными для устранения узкого места встроенной графики - подключения к системному контроллеру памяти. Графика Extreme Graphics реализует технологию зонального рендеринга (Zone Rendering), обрабатывающую 3D-сцену по частям, что позволяет более эффективно использовать встроенные кэши и реже обращаться к системной памяти. Технология интеллектуального управления памятью (Intelligent Memory Management) позволяет свести к минимуму влияние встроенной графики на работу с памятью остальной системы. Технология динамической видеопамяти (Dynamic Video Memory) способна «на ходу» отдавать под нужды встроенной графики столько системной памяти, сколько ей необходимо, не блокируя часть памяти на все время работы системы. В BIOS Setup пользователь задает только размер минимального блока, отводимого под видеопамять, так как от этого будет зависеть доступный набор разрешений экрана.

Более современные чипсеты Intel 865G и 865GV, вышедшие менее года назад (см. www.terralab.ru/system/25235), предназначены для компьютеров среднего и верхнего ценовых диапазонов. Они поддерживают все современные процессоры и периферийные устройства, имеют двухканальный контроллер системной памяти, оснащаются обновленной встроенной графикой Extreme Graphics 2. Функциональные возможности этого ядра почти не изменились по сравнению с Extreme Graphics 1, основной упор был сделан на совершенствование технологий экономии пропускной способности памяти. Благодаря этим нововведениям встроенная графика еще в меньшей степени влияет на работу остальных подсистем ПК, обеспечивая при этом большее быстродействие в 3D. Также была увеличена тактовая частота графического ядра - 333 МГц при использовании памяти DDR333 и 320 МГц при использовании памяти DDR400. Впрочем, производительность графики Intel по-прежнему остается на уровне внешних видеокарт старых поколений.

К достоинствам графики Intel можно отнести программную часть, то есть драйверы. Они предоставляют широкий набор настроек, включая встроенные возможности по вращению изображения, что актуально для ЖК-мониторов и полной настройки геометрии экрана, что важно уже для недорогих ЭЛТ-мониторов.


SiS

Эта тайваньская компания достаточно успешно выступает на рынке интегрированных решений для платформы Intel. На сегодняшний день SiS предлагает три поколения чипсетов: SiS650, самый первый интегрированный чипсет для Pentium 4 (см. www.terralab.ru/system/17778), следующий за ним SiS651 (см. www.terralab.ru/system/23788), по возможностям аналогичный Intel 845GE, и, наконец, SiS661FX - современный чипсет, близкий по возможностям к i865G за исключением отсутствия двух каналов памяти (см. таблицу 1). Во всех трех чипсетах используется встроенное графическое ядро Real256 (оно же Mirage). SiS предоставляет очень скудную информацию по возможностям 3D-ядра. Известно, что его тактовая частота составляет 166 или 200 МГц (для чипсета 661FX), формула 2х2 (два конвейера и четыре текстурных модуля), не поддерживаются шейдеры, отключен блок T&L, нет поддержки анизотропной фильтрации и сжатых текстур. В качестве фрейм-буфера используется жестко заданный блок памяти объемом 32 или 64 Мбайт. Частота встроенного RAMDAC составляет 333 МГц, в наличии есть два цифровых канала для кодеков и трансмиттеров. Интегрированные чипсеты SiS имеют меньше возможностей, но при этом их цена значительно ниже, чем у чипсетов Intel. Благодаря этому позиции SiS в бюджетной нише устойчивы.


VIA

Долгое время эта тайваньская компания не имела лицензии на производство чипсетов для платформы Pentium 4, поэтому работы над этим направлением были практически свернуты. Два интегрированных чипсета, P4M266 и P4M266A, по функциональности уступают даже i845G. Встроенная графика ProSavage8 (или ProSavageDDR) базируется на старом 128-битном ядре Savage4/2000, с одним конвейером рендеринга, но поддержкой всех видов фильтрации и сжатия текстур, блоком ускорения обработки видео, цифровым каналом для подключения кодеков (см. также www.terralab.ru/system/17888). Встроенный RAMDAC имеет низкую частоту - всего лишь 300 МГц. В общем, это дешевое и медленное решение.

Совсем недавно VIA Technologies анонсировала два новых решения для Pentium 4 - чипсеты PM800 и PM880 (последний отличается только двумя каналами памяти; во всем, кроме графического ядра, эти чипсеты идентичны PT800 и PT880 соответственно). Они не уступают последним чипсетам Intel и SiS, содержат обновленное графическое ядро UniChrome Pro - с двумя конвейерами рендеринга, частотой 200 МГц и новым блоком аппаратной поддержки видео. Материнские платы на новых чипсетах VIA вот-вот должны поступить в широкую продажу.


ATI

Этот разработчик графических чипов давно ведет подготовку к выходу на рынок материнских плат. Но только в 2004 году его первый чипсет, Radeon 9100 IGP, начал появляться в составе конечных продуктов известных производителей, хотя впервые он был анонсирован еще в марте 2003 во время CeBIT. С формальной точки зрения этот чипсет, известный также под кодовым названием RS300, является вполне современным: поддерживает все современные процессоры Pentium 4, имеет двухканальный контроллер памяти, комплектуется южным мостом с поддержкой USB 2.0 и ATA/133 (но не Serial ATA). Встроенное графическое ядро базируется на чипе RV250 (Radeon 9200) и по своим возможностям опережает все остальные решения: четыре конвейера рендеринга, поддержка шейдеров версии 1.4, анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания, два CRT-контроллера, встроенный ТВ-кодек. Только частота встроенного RAMDAC (300 МГц) недостаточно высока для хорошего качества в высоких экранных разрешениях. К сожалению, чипсет ATI все еще слишком «сырой» - низкая производительность и надежность не позволяют ему привлекать внимание корпоративных пользователей, хотя решения от ATI очень популярны в высокопроизводительных ноутбуках.


NVIDIA

На рынке интегрированных чипсетов для платформы AMD эта компания является бесспорным лидером со своими чипсетами nForce 420 и nForce3 (см. www.terralab.ru/system/15357 и www.terralab.ru/system/21270), но для платформы Intel она чипсеты пока не выпускает. Хотя определенные наработки у NVIDIA уже есть. Так, консоль Microsoft Xbox (использующая Pentium III) базируется на интегрированном чипсете NVIDIA, но в настольных системах с процессорами Intel такой чипсет не применяется. Возможно, через некоторое время NVIDIA получит лицензию на шину процессора Pentium 4 и тогда сможет участвовать в конкурентной борьбе за рынок офисных и игровых систем начального уровня. Читать дальше >>>

Тестирование

В сравнительном экспресс-тестировании интегрированных платформ участвовало шесть чипсетов для Pentium 4, представленный следующими материнскими платами:

1) Intel D845GBV на чипсете Intel 845G;
2) Gigabyte 8GE667 на чипсете Intel 845GE;
3) Gigabyte 8IG1000MK на чипсете Intel 865G;
4) ASUS P4S533-MX на чипсете SiS651;
5) ASUS P4S800-MX на чипсете SiS661FX;
6) Epox P4MKl на чипсете VIA P4M266A.

Все они - совершенно стандартные офисные решения, отличающиеся только некоторыми деталями компоновки, характерными для продукции данного производителя. Две из этих плат мы уже описывали подробно (см. линки в списке). Все платы дают доступ к настройкам контроллера памяти и процессора, но в целях чистоты эксперимента тайминги памяти во всех случаях были выставлены в автоматическом режиме (согласно SPD модулей памяти, детали см. ниже).

Intel D845GBV на чипсете Intel 845G.

Gigabyte 8GE667 на чипсете Intel 845GE.

Gigabyte 8IG1000MK на чипсете Intel 865G.

Epox P4MKl на чипсете VIA P4M266A.

В состав тестовой конфигурации входили следующие компоненты:

· процессор Pentium 4 с частотой 2,80 ГГц с шиной 533 МГц или 2,80С ГГц с частотой шины 800 МГц и поддержкой Hyper-Threading, в зависимости от поддержки системами того или иного процессора;
· два модуля памяти DDR400 компании A-Data емкостью 256 Мб;
· внешняя графика в общем случае не использовалась;
· жесткий диск Seagate Barracuda ATA IV.

Оборудование для тестирования было любезно предоставлено компаниями «Контакт Плюс» и «Никс».

Конечно, для офисных ПК не типично применение процессоров Pentium 4 среднего на данный момент ценового диапазона (от 160 долларов), к каковым относится модель с частотой 2,80 ГГц. Скорее, в них будет установлен младший Pentium 4 или Celeron. Но мощный процессор позволяет четче проследить различия между платформами, поэтому он и был выбран для тестирования. Кроме того, мы смотрим немного вперед, а к концу этого года Pentium 4 2.80 переместится в стан «младших моделей».

Детали по программной конфигурации каждой из тестовых платформ (тайминги памяти приведены в таком порядке - tCL-tRP-tRCD-tRAS):

1) i845G: тайминги 2.5-2-2-6, FSB 533 МГц, RAM 133 МГц (DDR266), частота 3D - 200 МГц, драйвер IDE IAA 2.3, драйвер встроенной графики 13.1.

2) i845GE: тайминги 2.5-3-3-7, FSB 533 МГц, RAM 166 МГц (DDR333), частота 3D - 266 МГц, драйвер IDE IAA 2.3, драйвер встроенной графики 13.1.

3) i865G: тайминги 2.5-3-3-7, FSB 533 МГц, RAM 166 МГц (DDR333), одноканальный режим памяти, частота 3D - 333 МГц, драйвер встроенной графики 14.1.

4) i865G: тайминги 2.5-3-3-7, FSB 800 МГц, RAM 200 МГц (DDR400), двухканальный режим памяти, частота 3D - 320 МГц, драйвер встроенной графики 14.1.

5) SiS651: тайминги 2.5-3-3-7, FSB 533 МГц, RAM 166 МГц (DDR333), частота 3D - 166 МГц, драйвер AGP 1.17, драйвер IDE 2.04a, драйвер встроенной графики 3.56.

6) SiS661FX: тайминги 2.5-3-3-7, FSB 800 МГц, RAM 200 МГц (DDR400), частота 3D - 200 МГц, драйвер AGP 1.17, драйвер IDE 2.04a, драйвер встроенной графики 3.56.

7) P4M266A: тайминги 2.5-3-3-7, FSB 533 МГц, RAM 133 МГц (DDR266), частота 3D неизвестна, драйвер чипсета VIA Hyperion 4.51, драйвер графики версии 13.94.12.

Отметим, что все чипсеты, кроме VIA P4M266A и SiS651 старых ревизий (и самой ранней ревизии i845G), поддерживают технологию Hyper-Threading (HT). Однако для FSB 533 МГц у Intel есть лишь одна модель Pentium 4 с HT - это 3.06 ГГц. Все остальные процессоры с HT ориентированы на использование системной шины 800 МГц. В силу этого лишь две системы в наших тестах (на Intel 865G и SiS661FX) реально использовали возможности HT. Читать дальше >>>

Результаты тестов

Результаты тестов памяти и общей производительности систем (без 3D) представлены в таблице 2 и на диаграммах ниже.

Синтетические тесты памяти

Использовались следующие тестовые пакеты: Sandra 2004 SP1, AIDA32 3.90, ScienceMark2. Данные всех трех тестов не противоречат друг другу и рисуют схожую картину. Так, платформа VIA P4M266A является явным аутсайдером из-за неэффективной работы контроллера памяти: низкая пропускная способность, высокие задержки при доступе. Чипсет i845GE благодаря поддержке памяти DDR333 очевидно быстрее i845G. Практически на том же уровне работают чипсеты SiS651 и i865G (в одноканальном режиме). Однако у чипсета SiS заметно более высокая латентность памяти.

Хорошую производительность показал SiS661FX: была продемонстрирована пропускная способность на 10-15% выше, чем у чипсетов, не поддерживающих DDR400 и процессоры с шиной 800 МГц. Впрочем, латентность контроллера памяти у этого чипсета остается недостаточно низкой, а i865G, поставленный в те же условия (одноканальный режим работы с памятью, процессор с шиной 800 МГц), показывает гораздо большую скорость. Если же i865G работает в двухканальном режиме, по обеспечиваемой пропускной способности памяти он вдвое превосходит одноканальные чипсеты, а по латентности - почти в полтора раза. Стоит заметить, что тайминги памяти во всех случаях, кроме одного (DDR266 для i845G), были одинаковы - 2.5-3-3-7.

Синтетические процессорные тесты

В качестве таковых использовались: старый тест на целочисленную арифметику CPUMark99 и тест ScienceMark2, имитирующий типичные научные расчеты.

Расстановка сил не изменилась: i865G лидирует с большим отрывом, чипсет VIA - в аутсайдерах, SiS651 отстает, правда, на единицы процентов от аналогичного по функциональности чипсета Intel - i845GE.

Офисные приложения

Впрочем, синтетика не дает реальной картины. Гораздо больший интерес представляют тесты на основе реальных офисных приложений. Тесты Business Winstone 2002 и SYSmark2002 Office измеряют время выполнения типичных операций в программах из комплекта Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint, Outlook, Access), а также в архиваторах (WinZIP), антивирусах (McAfee ViruScan) и некоторых других задачах. Тесты Multimedia Content Creation Winstone 2003 и SYSmark2002 Content Creation отображают работу с программами подготовки Web-документов (Photoshop, Premiere, Flash, Dreamweaver, Media Encoder и т.д.).

В Business Winstone 2002 все платформы, кроме VIA P4M266A, показали практически одинаковые результаты. Этот тест оказался чувствительным к производительности дисковой подсистемы. Невысокий результат i865G в одноканальном режиме объясняется отсутствием оптимизированного драйвера IDE для этого чипсета (известный Intel Application Accelerator, как известно, здесь работает только с массивами SerialATA RAID, см. www.terralab.ru/system/25235) - и наличием хорошего кэширующего IDE-драйвера у SiS.

В тесте SYSmark2002 Office самый высокий результат показала система на базе i865G - на 10% выше, чем у остальных платформ. Впрочем, в одноканальном режиме со «старым» процессором (FSB 533) она работает так же, как системы на базе i845GE и SiS661FX. Системы на базе i845G и SiS651 оказались эквивалентными по скорости.

В остальных тестах (кодирование видео, архивироание) ситуация точно такая же - лидерство i865G в двухканальном режиме, приличное отставание P4M266A, равенство i845G и SiS651, а также i845GE и SiS661FX.

 

Встроенная графика

Все системы вполне комфортно работали с двумерной графикой, полностью оправдывая свое офисное и корпоративное предназначение. По большому счету, большинство из этих чипсетов и не нацелены на сколько-нибудь приемлемое быстродействие в трехмерных играх, но ради полноты картины мы все же протестировали их в ряде относительно нересурсоемких (по современным меркам) игр.

Для тестирования встроенной графики в 3D были выбраны пять тестов: две достаточно старых игры под OpenGL - Quake3 Arena и Return To Castle Wolfenstein, одна чуть более свежая игра - Serious Sam SE, современная игра под DirectX - Unreal Tournament 2003 - и один синтетический, но приближенный к реальности тест под OpenGL - GLMark. Использовались два наиболее типичных для данного случая разрешения - 800х600 и 1024х768, глубина цвета в обоих случаях составила 32 бита.

Результаты тестов в 3D представлены в таблице 3 и на диаграммах ниже.

Графика чипсета VIA P4M266A показала крайне низкие результаты даже в старых играх. Она непригодна практически ни для каких графических задач, кроме вывода двумерной картинки. Графика чипсетов SiS оказалась способной поспорить с Intel Extreme Graphics 1 и Extreme Graphics 2 в современных играх, насыщенных геометрией и большими текстурами, но в старых играх она проигрывает из-за неэффективной работы с памятью. В целом она примерно соответствует Extreme Graphics 1. Отличные результаты показала графика Extreme Graphics 2 в старых играх - не в пример Extreme Graphics 1 она способна обеспечить «играбельную» скорость даже в Serious Sam в разрешении 1024х768, превосходя предшественника как минимум в полтора раза.

Интерес представляет также сравнение производительности встроенных графических контроллеров с видеокартами низшего ценового диапазона. Для этого были выбраны GeForce2 MX400 и Radeon 9200SE. Первая является одной из самых дешевых среди присутствующих на рынке. Частота ядра составляет 200 МГц, используется память SDRAM с частотой 166 МГц и шириной шины памяти 128 бит, RAMDAC 350 МГц, встроенные кодеки отсутствуют. Видеокарту такого класса были принято считать эквивалентной встроенной графике Intel Extreme Graphics чипсетов i845GE/GV (кроме того, на этом же ядре построен графический движок интегрированного чипсета Nvidia nForce). Radeon 9200SE - это самая дешевая из современных видеокарт. Частота ядра составляет 200 МГц, памяти DDR SDRAM - 200 (400) МГц, ширина шины памяти - 64 бита, имеются встроенные ТВ-кодек и трансмиттер для ЖК-мониторов, RAMDAC - 400 МГц. Интересно, что графика Intel Extreme Graphics 2 превосходит данные видеокарты по частоте контроллера в полтора раза и не уступает по ширине и пропускной способности канала подключения к памяти, хотя при этом используется системная память, а не отдельная графическая.

Тестирование выполнялось при тех же условиях. Результат получился интересным: Intel Extreme Graphics 2 вдвое превосходит GeForce2 MX400 в старых играх и не уступает этой видеокарте в современных. Но с Radeon 9200SE интегрированный чипсет тягаться уже не может даже в старых играх - в Quake3 видеокарта Radeon 9200SE на четверть быстрее, чем графика чипсета i865G.

Интересное наблюдение дали тесты встроенной графики i865G в различных режимах работы с памятью. Известно, что большинство 3D-ускорителей испытывает недостаток пропускной способности памяти. Увеличение тактовой частоты или расширение канала памяти приводит к пропорциональному росту производительности. Однако в случае с Extreme Graphics 2 этого не происходит. Включение второго канала памяти (увеличение пропускной способности памяти вдвое) привело к добавлению от 12 до 23% скорости в старых играх и порядка 3-4% - в современных. Это свидетельствует о том, что «узким местом» у этой графики является даже не столько канал памяти, сколько производительность собственно 3D-ядра.

Выводы

1) Платформа VIA P4M266A обладает низкой производительностью во всех задачах, включая офисные; ее имеет смысл использовать для построения только самых дешевых ПК.

2) Самая производительная встроенная графика - у чипсетов Intel 865G/GV. В 3D-играх она легко обходит видеокарты старого поколения и вполне пригодна для большинства игр, выпущенных год-два назад.

3) Чипсеты SiS, несмотря на относительно высокую латентность памяти почти не уступают аналогичным чипсетам Intel в большинстве задач, в том числе в сугубо офисных. То же самое можно сказать об их встроенной графике, если не учитывать Extreme Graphics 2. Их рекомендуется использовать в недорогих ПК, так как платы на чипсетах SiS зачастую дешевле плат на чипсетах Intel. А поддержка современной DDR400 и FSB 800 в SiS661FX делает его удобным для дешевых систем на современных процессорах с Hyper-Threading.

4) Двухканальный чипсет Intel i865G в паре с процессором Pentium 4 с шиной 800 МГц способен заметно ускорить выполнение всех задач. Впрочем, в офисных задачах различия мало заметны. К тому же при использовании процессора с шиной 533 МГц и памяти DDR333 чипсет i865G по производительности фактически не отличается от i845GE. Исключение составляют 3D-игры, в которых графика Intel второго поколения работает заметно быстрее. Поэтому i865G целесообразно использовать в ПК среднего уровня производительности, включая недорогие домашние ПК, а для офисных машин можно вполне ограничиться предыдущими чипсетами Intel.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.