Итоги CeBIT 2004: 3D-дисплеи и периферия
АрхивВидео3D-технологии, «мегакартридж», лазерная клавиатура и многое другое на прошедшей выставке CeBIT 2004.
Если стереозвук вошел в нашу жизнь давно и прочно, то стереоизображение делает лишь первые шаги. Наигравшись со стереоскопией на базе двухмерных дисплеев в комплекте с очками (красно-синими или покадрово переключаемыми), индустрия переходит к реальным 3D-дисплеям, то есть таким, стереокартинка на которых явственно видна без всяких очков. Первый раз подобную технологию я встретил на той же самой CeBIT пять или шесть лет назад на стенде Philips; тогда она меня совсем не впечатлила: дисплей на базе ЭЛТ-монитора с низким разрешением и высокой зависимостью от позиции зрителя перед экраном позволял сносно видеть в стереоскопии разве что специально подготовленные изображения. Нынешние же устройства отображают в трех измерениях и видео, и игры, и трехмерные модели весьма прилично. Принцип их работы прост — как у открыток с меняющейся или объемной картинкой. Один из вариантов — система вертикальных цилиндрических линз, установленная перед TFT- или плазменной матрицей, — позволяет разделить картинки для левого и правого глаза. Но принцип принципом, а дальше начинаются технические тонкости, реализованные разными разработчиками по-разному.
Фото 1. |
Одна из проблем — вышеупомянутая зависимость качества стереокартинки от положения пользователя перед экраном. В простейшем случае решение перекладывается на человека, позволяя ему сидеть лишь на определенном расстоянии и строго напротив, — если отойти в сторону, от стереокартинки остаются только разводы и воспоминания (фото 1). Для устранения проблемы та же Philips разместила за линзой не два вертикальных ряда пикселов, а целых девять, в результате чего трехмерность сохраняется при горизонтальном перемещении зрителя в некоторых пределах. Правда, такое решение требует особого способа формирования стереокартинки — не двух проекций, а больше, которые в мониторе Philips получаются из одной-единственной проекции на основе анализа скорости движения различных участков изображения. Таким образом, на вход монитора можно подавать практически любой видеосигнал, главное — чтобы в нем присутствовала динамика. Подчеркну, что это решение «аппаратное» — компьютер в формировании трехмерности не участвует. Результат неплох — демонстрировавшийся видеофильм и игра типа Quake выглядели действительно объемно. На вопрос, что будет со статичными сценами, представитель компании развел руками — не рассчитано.
Фото 2. |
Еще один подход к обеспечению пространственной свободы зрителя — установка на дисплей телекамер, вкупе со специальным софтом, следящих за положением глаз зрителя и обеспечивающих просмотр почти с любой точки и любого расстояния (компания A.C.T. Kern, фото 2). Здесь количество пикселов за линзой тоже больше двух, но они отображают не разные проекции, а переключаются между двумя заранее подготовленными — в зависимости от направления взгляда зрителя, отслеживаемого телекамерами с высокой скоростью (120 раз в секунду). При очень хорошем качестве трехмерной картинки в этой системе возникает довольно много сложностей со слежением за глазами: их местоположение должно быть предварительно локализовано вручную и занесено в базу данных, а на основе общих шаблонов мои, к примеру, глаза отслеживались довольно плохо, и изображение на дисплее постоянно «плавало». Кроме того, это опять же «система для одного зрителя».
Фото 3. |
Интересные решения немного другого типа представили компании Sanyo и Sharp (последняя — в своем ноутбуке с трехмерным дисплеем PC-RD3D, фото 3). У Sharp нет никакой системы линз, но между TFT-матрицей и рассеивателем фоновой подсветки экрана установлена маска, закрывающая подсветку для определенных вертикальных рядов пикселов (в версии Sharp это называется parallax barrier). Подсветка «правых» пикселов TFT-матрицы затенена для левого глаза и наоборот; в результате получается два разных изображения с вдвое меньшим горизонтальным разрешением, нежели физическое разрешение матрицы.
Технология Sharp в режиме 3D. |
Технология Sharp в режиме 2D. |
Технология A.C.T. Kern и Philips |
Технология Sanyo в режиме 3D. |
У Sanyo, наоборот, parallax barrier расположен перед TFT-матрицей. В обоих случаях «параллаксный барьер» сделан с помощью дополнительной ЖК-матрицы, то есть он отключаемый, и в двухмерном режиме все пикселы видны обоим глазам, а дисплей превращается в обычный. Проблема формирования двух проекций трехмерного изображения в данном случае полностью переложена на софт.
3D-дисплей Sanyo с близкого расстояния. |
В отношении формирования проекций любопытный выход нашла компания X3D Technologies. Технология основана на использовании информации о третьем измерении, присутствующей в данных инерфейса OpenGL. Компания разработала плагин, названный X3D Enhancer, позволяющий на основе этой информации управлять работой графического процессора видеокарт от Nvidia, обеспечивая формирование на DVI-выходе двух проекций трехмерного изображения (на аналоговом выходе при этом остается обычная картинка). Таким образом, для любого приложения, использующего интерфейс OpenGL, трехмерная картинка формируется автоматически. Правда, нужен еще и соответствующий стереодисплей, коих X3D Technologies предлагает целую линейку — от 17-дюймовых TFT до 50-дюймовых плазменных панелей. Читать дальше >>>
Систему защиты экрана ноутбука от посторонних глаз показала в действии компания Toshiba. С увеличением углов обзора матриц эта проблема действительно появилась — взгляд на экран «через плечо» под углом, к примеру, 45 градусов вполне позволяет читать текст на нем. На представленном же дисплее сторонний наблюдатель увидит лишь сетку из светлых и темных пятен. На качестве изображения, просматриваемого под прямым углом, эта особенность не сказывается. Впрочем, я предпочел бы иметь возможность отключения такой системы.
Систему защиты экрана ноутбука от посторонних глаз |
«Мегакартридж» от компании Union Technology. |
Оригинальные картриджи к струйным принтерам дороги не только в наших краях. Например, гонконгская компания Union Technology не ограничивается производством совместимых картриджей (у нас они известны под торговой маркой «Print-Rite»), но и придумывает кое-что новенькое в этой области. Если взять пустой картридж, подвести к нему гибкие трубки, соединенные с внешними емкостями для чернил, а сами емкости поставить рядом с принтером, то этого хватит для печати… нет, разработчики не приводят конкретных цифр, а просто называют свою систему «continuous ink supply», то есть бесконечной — ведь чернила можно доливать по мере необходимости. Кроме «бесконечности», получается аналог шести раздельных чернильниц. Емкость одной заправки моделей для принтеров Epson — 200 мл для черных чернил, 140 мл — для желтых и по 90 мл для остальных цветов. Как чипу, встроенному в «мегакартридж», удается обманывать принтер, выяснить, увы, не удалось. Устройство уже производится для принтеров Epson почти всей линейки Stylus Photo, Stylus C70/80/82, а в скором времени компания обещает поддержать и линейку Stylus Pro.
Фото 4. |
Фото 5. |
Проблемы автономного электропитания электронной техники можно решать по-разному. Кто-то разрабатывает топливные элементы, работающие на спирту, кто-то изготавливает портативные (складывающиеся или сворачивающиеся) солнечные батареи (фото 5), но оригинальнее всех подошли к вопросу китайцы. Вы видели фонарик-жучок? Нажал ручку — светит несколько секунд. Так и здесь: если нажимать ручку не реже раза в четыре секунды, то можно не только заряжать аккумуляторы, но и работать. Если, конечно, справитесь с клавиатурой и мышью одной рукой. Для подзарядки мобильников эта штука (фото 4) тоже подходит, причем время разговора после физкульт-разминки примерно вчетверо превышает время упражнений.
Фото 6. |
Фото 7. |
Для того чтобы переписать MP3-музыку на свой плейер с плейера приятеля или скинуть фотографии с фотокамеры на флэш-диск, вам не нужен компьютер. Небольшая коробочка под названием Sync Box с двумя интерфейсами USB (фото 6), выпускаемая тайваньской компанией Hamlet, выступит в роли хоста, разберется в файловой системе и передаст файлы с одного устройства на другое после нажатия единственной кнопки. Питается коробчонка от трех пальчиковых батареек, но разработчики уточнили, что она в состоянии обеспечить питанием даже устройства типа USB-винчестеров. К сожалению, поддерживается только USB 1.1. Если же кроме обмена файлами между MP3-плейерами вам больше ничего не нужно, существуют более простые варианты (фото 7), но это всего лишь пассивный соединитель. Читать дальше >>>
Институт Фраунгофера представил очередную разработку — кодер звука с очень малой задержкой кодирования-декодирования, нацеленный на рынок real-time-применений. По сравнению с MP3, AAC и даже MPEG4 Low Delay, обеспечивающих задержку от 20 мс (для LD AAC при частоте дискретизации 48 кГц) до нескольких сотен миллисекунд, новая технология, получившая название ULD (Ultra Low Delay), позволяет получить задержку 6 мс при частотах квантования от 32 до 48 кГц. При этом степень сжатия сравнима с AAC, и время задержки не зависит от степени сжатия. Основной принцип состоит в том, что сжатый сигнал получается не преобразованием исходного, а его предсказанием. Кодировка выполняется в три стадии: исходный сигнал проходит через «психоакустический» фильтр, затем подается на вход предсказателя, и разностный сигнал кодируется с увеличением энтропии. Технология может быть реализована с использованием существующих цифровых сигнальных процессоров (в том числе и для мобильных устройств), и ее появления можно ждать уже в ближайший месяц.
Тот же институт Фраунгофера предложил модификацию для технологии кодирования MP3, поддерживающую 5+1 канал. Модификация предполагает полную обратную совместимость, то есть современные плейеры будут воспроизводить новые записи в стереорежиме, а оснащенные декодером объемного звучания — в формате 5.1. В отношении объема кодированного сигнала 5.1 против стереосигнала при том же битрейте разработчики отделались невнятным словом «comparable». Программное решение должно быть доступно уже во втором квартале.
Фото 8. |
Чудо чудное, диво дивное — деревянный компьютер! (фото 8) Нет, он, конечно, не весь деревянный — электроника в нем самая обычная, кремниевая. А вот корпусные детали системного блока, клавиатуры, монитора и мыши — из натурального дерева. Производит его шведская компания Swedx. Впрочем, перевернув ту же мышь, обнаруживаешь снизу не фанеру, а полупрозрачную пластмассу.
Фото 9. |
Если к простой фотографии в рамке мы давно привыкли, то электронная — что-то новенькое. На самом деле, в рамке от китайской компании Wisart (фото 9), конечно же, не сама фотография, а ЖК-панель (от 15 до 19 дюймов), не самый мощный процессор, слоты под все распространенные флэш-карты (и Microdrive) и софт, реализующий показ слайд-шоу. Кроме картинок JPEG, «рамка» умеет воспроизводить MPEG-видео со звуком и даже отдельно MP3- и WMA-файлы. Все это богатство следует повесить на стену, и останется только замаскировать провод питания.
Фото 10. |
О тех, кто часто меняет номер мобильного телефона или оператора связи, позаботились специалисты из Тайваня. Теперь вам не придется переписывать телефонную книгу и настройки вручную или разбираться, как их синхронизировать через компьютер. Копировщик SIM-карт перенесет пользовательскую информацию непосредственно со старой карты на новую (фото 10) или сохранит резервную копию.
Лазерная клавиатура. |
Постучите по дереву. Или по любой другой ровной поверхности, потому что теперь на ней можно набирать текст. Достаточно поставить на стол небольшое устройство, как свободное пространство перед ним превратится в… клавиатуру. Клавиши и символы рисуются лазерным лучом, а ловкость рук отслеживает видеокамера. При этом безошибочно отрабатываются двойные, тройные и более комбинации; мало того, если просто водить по столу пальцем, то он (стол) начинает выполнять роль тачпада. Устройства производятся двумя компаниями: американской IBIZ Technologies и корейской EigerKey (кто у кого срисовал идею, не ясно — каждый валит на конкурента), но корейский вариант работал получше. Кроме проводного интерфейса RS-232 обе модели имеют еще Bluetooth — идеальное решение для использования с КПК (Pocket PC и Palm OS программно поддерживаются). Питание — батарейное, хватает на несколько часов работы. Цена не кусается — меньше 100 долларов. Одна проблема — русских букв нет ни там, ни тут. В ответ на предложение сделать переключение языка с автоматической подменой символов на лазерной картинке разработчики из Кореи обещали подумать.