Архивы: по дате | по разделам | по авторам

1024 метра cилы: видеокарты GeForce FX 5950 Ultra и 5700 Ultra в исполнении Gigabyte

АрхивВидео
автор : Марат Зиннатов   13.02.2004

На рынке видеоускорителей новая мода — производство продуктов на базе чипов и ATI, и NVIDIA. На этот раз отметился Gigabyte.

Знаете ли вы, что с прошлого года ASUS начал производить видеокарты на чипах ATI (см. www.terralab.ru/video/30231 и www.terralab.ru/video/31547)? Не удивлюсь, если последует положительный ответ, так как событие было широко освещено в прессе. Но не только понятное желание ASUS и ATI привлечь побольше внимания к сему факту способствовало ажиотажу. Журналистам было интересно посмотреть на зарождающийся скандал. Хорошо известно, что раньше NVIDIA всегда выдвигала жесткие безальтернативные ультиматумы своим партнерам, пожелавшим иметь дело с ее прямым конкурентом. Такой демонстративный ход одного из самых давних и близких компаньонов должен был вызвать подобающую ответную реакцию.

Однако вопреки ожиданиям никакого официального ответа не последовало (что творилось «за кулисами» нам, увы, не ведомо). Стало понятно — что не позволено быку, сойдет с рук Юпитеру. К тому же, NVIDIA сейчас не в том положении, чтобы серьезно ссорится со столь крупным производителем как ASUSTeK (интересно, а кто и в каком положении позволил бы это себе?!). А поскольку тайваньский вендор не собирается сворачивать производство «Форсов», то стоит говорить не о проигрыше NVIDIA, а о дополнительном преимуществе ATI. Впрочем, вспоминая о проблемах канадцев с обеспечением партнеров запрашиваемым количеством VPU, вопрос о заметном выигрыше лучше оставить открытым.

Ну да ладно. Речь об этом я завел не только для того, чтобы напомнить ситуацию. Хотелось обратить ваше внимание, на менее известную арию из той же оперы. С недавних пор к ASUS присоединился Gigabyte, пройдя однако свой путь к производству видеокарт на базе чипов обоих конкурентов с другой стороны. Как видим, NVIDIA не только не отталкивает от себя проштрафившихся партнеров (крупных партнеров?), но и с радостью возобновляет сотрудничество с некогда отвергнутыми.

В не столь отдаленном прошлом Gigabyte уже делал карты на чипах NVIDIA. И делал это очень качественно. Я сам лет пять назад приобрел Riva TNT2-A производства этой компании. Великолепная карта, до сих пор живущая и бойко переваривающая полигоны третьего WarCraft в машинке моего друга. Стандартные частоты TNT2 Ultra, а также возможность солидного «штатного» разгона с помощью… джампера. А программными средствами можно было добиться еще большего, хотя стабильность производитель уже не гарантировал. Но кого и когда это останавливало? В общем, как вы понимаете, впечатления остались самые приятные.

А потом Gigabyte стал активно приглядываться к ATI, и вскоре последовал разрыв отношений с NVIDIA. Последующие годы были не самыми яркими для видеоподразделения компании. Судя по слухам, была возможность перехода к чистому аутсторингу и концентрации усилий на рынке материнских плат. Но последние события показывают, что сектор видеоускорителей снова находится под пристальным вниманием. Ассортимент GeForce’ов от Gigabyte впечатляет! Можно найти FX 5200, 5600XT, 5700/Ultra, 5900XT и 5950 Ultra. Есть даже MX 440-8X и 4000! Из всего этого многообразия для тестирования мы выбрали две карты на чипах NVIDIA NV36 и NV38 (см. www.terralab.ru/video/31231).

Единственный Ultra-вариант на GeForce FX 5700 Ultra от Gigabyte.

Gigabyte GV-N57U128D полностью повторяет референс-дизайн NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra. В качестве системы охлаждения GPU и чипов памяти на лицевой стороне выступает более эффектный (но не более эффективный), чем на инженерном образце золотистый радиатор с одним средних размеров вентилятором. Память с другой стороны стынет под надзором простенькой металлической пластины.

В целом исполнение карты качественное, но вот крепление системы охлаждения вызвало недоумение. В погоне за простотой (и дешевизной) инженеры решили пожертвовать надежностью. Безусловно, подпружиненные пластиковые распорки не дают системе отвалиться, и даже обеспечивают относительно плотный контакт радиаторов и чипов. Но уже при небольшом силовом воздействии на определенные области возникает перекос, и контакт нарушается. Конечно, ситуация напоминает старый анекдот:
— Доктор, когда я делаю вот так, — при этом пациент изгибается так, что профессиональный гимнаст позеленел бы от зависти, — у меня болит спина!
— А вы не делайте так!

И все же лучше, когда «делать вот так» просто нельзя. Что и называется, защитой от дурака.

Рассказывать о Gigabyte GV-N595U256V в общем-то нечего — абсолютная копия эталонного образца NVIDIA GeForce FX 5950 Ultra (как тут не вспомнить о слухах про аутсторинг?). Разве что наклейку с логотипом Gigabyte на вентиляторе считать существенным отличием. Однако есть один интересный и достойный упоминания факт. Эта видеокарта стала первой из появившихся в наших интернет-магазинах картой на NV38.

Gigabyte GV-N595U256V — копия эталонного образца NVIDIA GeForce FX 5950 Ultra.

Производительность видеокарт мы проверяли на материнской плате ASUS P4G8X Deluxe с процессором Pentium 4 2,53 ГГц, 2х256 Мбайт памяти (TwinMOS) и жестком диске Seagate Barracuda IV ATA (ST380021A). Операционная система Windows XP Professional с установленным SP1, а также драйверы NVIDIA ForceWare 53.03 и ATI Catalyst 3.10 старались обеспечить максимум скорости при минимуме глюков. Все тесты проводились при 32-битной глубине цвета. При включении анизотропной фильтрации использовался максимально доступный режим (8xQ для чипов NVIDIA и 16xQ для чипов ATI).

Результаты в характерных тестах пакета 3DMark 2001 SE b330

Gigabyte
GV-N57U128D
(GeForce FX 5700 Ultra )

Radeon
9600 XT
(ASUS A9600XT)

Gigabyte
GV-N595U256V
(GeForce FX 5950 Ultra)

Radeon
9800 XT
(Sapphire Atlantis 9800XT)

Fill Rate (Single-Texturing),
MTexels/s

1254,2

1048,7

1743,8

2169,3

Fill Rate (Multi-Texturing),
MTexels/s

1593,4

1965,0

3442,9

3191,0

High Polygon Count (1 Light), Mtriangles/s

79,5

55,9

103,8

87,8

High Polygon Count (8 Light), Mtriangles/s

28,0

12,6

29,1

20,2

Vertex Shader, FPS

135,1

168,3

174,4

178,8

Pixel Shader, FPS

141,0

194,5

197,4

203,8

Advanced Pixel Shader, FPS

79,8

137,5

147,8

265,1

Point Sprites, MSprites/s

31,0

17,0

42,5

47,0

Уже неоднократно упомянутое тестирование инженерных образцов GeForce FX 5700 Ultra и 5950 Ultra проводилось на предыдущей версии драйвера — ForceWare 52.16. Единственным заметным отличием в 53.03 стало повышение производительности в новом билде горемычного 3DMark03. С результатами в версии 2001 SE этого бенчмарка никаких заметных изменений не произошло, так что «Форсы» значительно выигрывают в чистой геометрии, проигрывая в шейдерных тестах. Обратите внимание, что даже 5700 Ultra быстрее в тестах с большим количеством полигонов и восемью источниками света, чем Radeon 9800 XT!

Результаты теста Aquamark 3

Gigabyte
GV-N57U128D
(GeForce FX 5700 Ultra)

Radeon
9600 XT
(ASUS A9600XT)

Gigabyte
GV-N595U256V
(GeForce FX 5950 Ultra)

Radeon
9800 XT
(Sapphire Atlantis 9800XT)

1024x768

33,92

32,38

45,52

41,92

1280x1024

26,57

25,46

40,58

37,02

1600x1200

20,89

19,42

35,04

31,37

4-кратное полноэкранное сглаживание

1024x768

23,65

27,68

37,34

39,11

1280x1024

16,98

20,75

30,26

33,21

1600x1200

12,97

13,00

24,35

27,17

Анизотропная фильтрация

1024x768

22,93

29,05

34,67

38,19

1280x1024

16,77

21,77

26,64

31,51

1600x1200

12,74

16,34

20,98

24,38

Анизотропная фильтрация + 4-кратное полноэкранное сглаживание

1024x768

18,51

23,91

29,37

34,47

1280x1024

13,23

17,63

21,78

26,53

1600x1200

10,03

11,28

16,92

20,69

Ситуация в Aquamark 3 неоднозначна. В стандартном режиме (Very High Details, анизотропная фильтрация и полноэкранное сглаживание отключены) «Форсы» достаточно стабильно выигрывают во всех разрешениях, однако активация любой из утяжеляющих функций сразу выводит в лидеры чипы ATI. Вспомним, до выхода пятидесятой серии драйверов разогнанный GeForce FX 5900 Ultra, работая на частотах даже немного превышающих штатные для 5950 Ultra, не мог обогнать Radeon 9800 XT ни в одном из режимов. Что ж, передаем привет мастерам шлифовки (можете читать заточки) драйверов, грустно вздыхаем и смотрим дальше.

Результаты в Serious Sam: The Second Encounter

Gigabyte
GV-N57U128D
(GeForce FX 5700 Ultra)

Radeon
9600 XT
(ASUS A9600XT)

Gigabyte
GV-N595U256V
(GeForce FX 5950 Ultra)

Radeon
9800 XT
(Sapphire Atlantis 9800XT)

1280x1024

84,8

78,6

94,2

90,8

1600x1200

57,9

61,6

88,3

87,8

4-кратное полноэкранное сглаживание

1280x1024

60,9

64,5

88,5

86,7

1600x1200

43,2

33,2

78,3

76,1

Анизотропная фильтрация

1280x1024

70,9

61,9

87,6

83,3

1600x1200

52,8

41,5

74,2

70,6

Анизотропная фильтрация + 4-кратное полноэкранное сглаживание

1280x1024

51,2

47,4

80,2

73,5

1600x1200

36,2

25,0

63,0

56,0

В «Серьезном Сэме» GV-N57U128D, не считая единственного проигрыша при полноэкранном сглаживании в разрешении 1600x1200, постоянно обходит Radeon 9600XT. Однако, преимущество практически всегда незначительное. GV-N595U256V удалось заметно оторваться от Radeon 9800 XT только в самом тяжелом режиме.

Результаты в Unreal Tournament 2003

Gigabyte
GV-N57U128D
(GeForce FX 5700 Ultra)

Radeon
9600 XT
(ASUS A9600XT)

Gigabyte
GV-N595U256V
(GeForce FX 5950 Ultra)

Radeon
9800 XT
(Sapphire Atlantis 9800XT)

1280x1024

91,7

78,9

147,4

140,2

1600x1200

63,6

50,0

114,4

102,5

Анизотропная фильтрация

1280x1024

65,7

53,6

103,2

104,0

1600x1200

46,4

36,0

74,4

72,6

4х полноэкранное сглаживание

1280x1024

58,3

52,1

120,7

109,6

1600x1200

41,0

22,0

86,0

74,8

Анизотропная фильтрация + 4х полноэкранное сглаживание

1280x1024

47,2

39,7

85,3

83,2

1600x1200

33,6

19,0

60,9

57,3

В «Unreal Tournament 2003» ситуация практически та же. Старшие карты идут очень близко, только иногда GeForce FX 5950 Ultra немного вырывается вперед. Radeon 9600 XT сохраняет видимость борьбы в разрешении 1280x1024, но в 1600x1200 отставание становится катастрофическим. Особенно это заметно при полноэкранном сглаживании.

На момент написания статьи средние цены на данные карты Gigabyte составляли порядка 200 долларов за GV-N57U128D и 500 долларов за GV-N595U256V. Что ж, точные копии референс-дизайна продаются по цене, точно совпадающей с рекомендованной NVIDIA.

Если вам приглянулась младшая карта, не стоит затягивать с ее приобретением. Очевидно, сложность производства заметно повысила ее себестоимость. Так что ощутимого падения цен на GeForce FX 5700/Ultra скорее всего не будет. Вероятно, он быстро уйдет со сцены, как только на прилавках появится его сменщик.

Ну а старшая… Покупая ее, вы оплачиваете не столько производство карты, и даже не ее разработку. Вы платите за поддержание своего имиджа. На ум сразу приходят шикарные заведения, отпугивающие нежелательных посетителей высокими ценами. Можно по-разному относиться к этому явлению, но если hi-end видеокарты разлетаются мгновенно, значит, маркетологи не зря едят свой хлеб.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.