Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Плюсы и минусы DVD

АрхивНакопители
автор : Сергей Муштук   27.05.2003

Сравнение цен на приводы и диски форматов DVD-R/W и DVD+R/W; Обзор представленных на российском рынке носителей DVD-R, DVD-RW, DVD+R, DVD+RW.

Новые технологии уже не просто «быстро входят в нашу жизнь», они стремительно сменяют друг друга, и новые поколения техники уже не вытесняют старые, а мирно сосуществуют рядом с ними, предоставляя нам широчайшие возможности для выбора. Не успело большинство пользователей обзавестись CD-RW, как пришло время подумать о покупке пишущего DVD-привода, а на горизонте уже маячит Blu-ray.


DVD-RW vs. DVD+RW

Как известно, на рынке записываемых DVD присутствуют три конкурирующих формата: DVD-R/W и DVD+R/W и DVD-RAM. Последний сочетает в себе полную несовместимость с чем-либо и высокую надежность хранения данных, что делает его хорошим нишевым решением для резервного копирования и в то же время закрывает дорогу на массовый рынок. Поэтому данный формат в отличие от двух других особого интереса не представляет.

А вот DVD-RW и DVD+RW интерес представляют, причем не только академический. Споры о том, какой формат лучше, ведутся уже долго, и конца им не видно, что говорит только об одном: у обоих форматов нет явных плюсов и минусов (если не считать названия). Оба формата предоставляют пользователю примерно одинаковые возможности, надежность и скорость записи по приблизительно одинаковой цене. Абстрагируясь от бескомпромиссных заявлений и откровенной рекламы, можно сказать, что DVD-R чуть лучше совместим с бытовыми плейерами, что скоро будет неактуально, так как парк старых плейеров, имеющих проблемы с чтением качественных записываемых DVD, неуклонно сокращается; DVD+R чуть удобнее для записи данных благодаря технологиям Mount Rainier и Random Access, — тоже не великое преимущество. Если еще недавно на DVD-RW нельзя было стирать финализацию диска, что приводило к необходимости перезаписывать диск каждый раз заново без возможности добавить информацию в конец диска, то теперь, с появлением технологии Quick Grow в приводах Pioneer DVR-A05 и DVR-105 эта проблема решена. Так же в этих приводах присуствует технология Multi-Border, являющаяся аналогом мультисессий на CD-R/W, которая, помимо повышения удобства записи дисков, еще и избавляет их от проблемы невозможности записи на диск менее гигабайта информации. Так что теперь формат DVD-R/W вплотную приблизился к DVD+R/W по технологическим возможностям, что позволит ему еще долго не отдавать более молодому конкуренту пальму первенства.

В итоге получается, что определяющим фактором при выборе формата записи является цена, причем и устройств записи, и самих болванок, а также рыночные перспективы формата. Разумеется, большее влияние на распространение технологии оказывает цена приводов, а не дисков (за исключением развивающихся стран, где доля контрафактной продукции велика, а уровень жизни населения низок, что приводит к использованию подобной техники не домашними и корпоративными пользователями, а банальными пиратами, для которых себестоимость копии гораздо важнее стоимости оборудования).

Итак, давайте сравним цены (в долларах) на приводы и диски обоих форматов (см. таблицу; для носителей приведены оптовые цены производителей).

DVD-R / W

DVD+R / W

RW-привод 2x (2.4x)

180

175

RW-привод 4x

240

190

    

Болванка однократной записи 1x

0,8

1,4

Болванка однократной записи 2x (2.4x)

1,1

1,4

Болванка однократной записи 4x

1,2

1,6

Болванка многократной записи

0,8

1,5

Как видим, преимущество пока на стороне DVD-R/W, однако не стоит забывать, что у дешевых носителей этого формата имеются проблемы с качеством, если же сравнивать схожие по качеству носители обоих форматов, то преимущество DVD-RW уже не выглядит столь существенным. К тому же превосходство DVD-RW выражается только в ценах на болванки, но не на приводы. Так что главным тормозом в данный момент является не цена дисков а пассивная политика DVD+RW Alliance по продвижению своего формата на рынок.


Чего ждет DVD+RW Alliance?

В чем причина такого поведения альянса? Если вспомнить что в нем много сильных компаний (чего стоят HP, Dell, Mitsubishi, Philips... а теперь и примкнувшая к ним «великая и ужасная» Microsoft), то создается странное впечатление. Те же Apple и Toshiba устанавливают DVD-RW-приводы в Маки и ноутбуки стандартной комплектации, а HP и Dell при своих огромных возможностях почему-то до недавнего времени не комплектовали свои компьютеры DVD+RW-приводами даже опционально. Та же Mitsubishi, входящая в альянс, спокойно продолжает изготавливать носители DVD-R/W, даже не ставя никаких акцентов на производстве DVD+R/W (почти 80% дисков DVD+R производит Ritek, еще около 10% — Ricoh). С приводами ситуация похожа: самые дешевые в данный момент DVD+RW-рекордеры выпускает NEC, не имеющая никакого отношения к DVD+RW-альянсу. Практически все предыдущие модели пишущих приводов были сделаны на транспорте Ricoh, ни одна другая компания не удосужилась создать что-то свое. История с отсутствием поддержки формата DVD+R старыми моделями пишущих приводов наглядно показала как несерьезное отношение альянса к данному рынку, так и пренебрежение к конкурирующему формату.

В итоге, несмотря на огромный потенциал, DVD+RW Alliance пока проигрывает по количеству проданных болванок и приводов альянсу RWPPI. И, по прогнозам, в текущем году ситуация не изменится.

Да, конечно, на популярность стандарта сильно повлияла легкость перевода производственных мощностей с выпуска CD-R на DVD-R, чем не преминули воспользоваться не только крупнейшие тайваньские производители дисков Ritek и CMC и средние, такие как Princo и Gigastorage, но и множество мелких и мало кому известных заводов, расположенных как на Тайване, так и в Китае, однако DVD+RW-альянсу грех жаловаться на нехватку средств для налаживания производства дисков.

В общем, тенденция к увеличению рыночной доли DVD+RW имеет место быть, однако в ближайший год перелома ждать не стоит. А уже через год-два DVD±RW полностью вытеснят CD-RW, а сами будут потеснены новым поколением оптических дисков Blu-ray в качестве средства хранения информации и набирающими популярность флэш-картами в качестве удобного средства для ее переноса. Так что незыблемого формата, каким был, например, 3,5-дюймовый флоппи-диск, прослуживший верой и правдой два десятка лет, больше не будет; срок жизни новых форматов будет сокращаться, а число поколений устройств, одновременно присутствующих на рынке, — увеличиваться.


О вреде конкуренции

То, что два (если не сказать три) несовместимых стандарта записи DVD сильно затормозили развитие отрасли, не только мое мнение, но и большинства независимых аналитиков. Мнение субъективное, так как построить достаточно точную ситуационную модель при условии наличия единого формата не представляется возможным.

Аналитики, в частности, считают, что стандарт записываемых дисков, будучи объектом инфраструктуры, должен быть одним и должен подразумевать только внутреннюю конкуренцию производителей оборудования и дисков и внешнюю конкуренцию со стороны отличных по сути форматов хранения данных. Наличие нескольких конкурирующих стандартов внутри одного сектора рынка недопустимо. Если бы существовало два несовместимых формата для CD-RW, мы бы сейчас наверняка спорили, какой из них лучше, а многие не решались бы купить ни один, при этом себестоимость приводов и болванок, а также норма прибыли были бы выше в связи с меньшим объемом каждого сектора. Единый стандарт для каких-либо устройств — это база инфраструктуры, такая же как железные дороги... Представьте, что в России существовало бы два типа железных дорог с разной шириной колеи. Привела бы такая конкуренция к положительным результатам?

Но что было бы, не будь войны форматов? Во-первых, при едином стандарте покупателю оставалось бы выбрать только модель драйва и не забивать себе голову вопросами, какому формату отдать предпочтение и в чем их отличия. Я не раз видел людей, которые брали резак одного типа, а болванки другого. Встречал даже менеджеров крупных компаний, которые сами не знали, что продают и что существует два формата. Во-вторых, общий рынок устройств записи DVD к нынешнему моменту был бы шире, так как производители продвигали бы на рынок единый стандарт и средств на разработку R&D уходило бы меньше, чем сейчас, что позволило бы снизить цены. А конкуренция была бы ничуть не ниже (между отдельными производителями резаков и отдельными производителями болванок). В-третьих, цены, скорее всего, снизились бы, так как единый стандарт сразу станет популярным для мэйнстрим-сектора домашних и офисных компьютеров и начнет вытеснять CD-RW на рынок low-end. При этом объемы производства как приводов, так и болванок возрастут многократно, и прибыль вполне можно будет получать при гораздо более низкой марже, чем сейчас (болванки и для «+», и для «-» обходятся конечному потребителю в три-семь раз дороже себестоимости, тогда как для CD-R розничная цена всего вдвое выше себестоимости).


Мультиформатные приводы — панацея или компромисс?

Как мы уже выяснили, оба конкурирующих стандарта отличаются друг от друга мало и не предоставляют пользователю особых преимуществ. Если исходить из этих соображений, то получается, что мультиформатные приводы не нужны — это просто компромисс, вызванный неопределенностью ситуации. Выпуск подобных устройств оправдан только в том случае, если их стоимость не будет превышать стоимость писалки одного формата. Но даже если мультиформатные приводы заполонят рынок, производителям дисков не слишком удобно выпускать носители обоих форматов, легче перевести все линии на изготовление болванок одного формата (ведь суммарная емкость рынка не увеличивается от существования нескольких форматов записи).

Однако в реальности все получается не совсем так: после того, как вышел первый мультиформатный привод Sony DRU-500A (на фото внизу с внешним аналогом DRX-500UL), сразу несколько производителей анонсировали собственные модели таких устройств. В их числе — NEC, Teac, LiteOn, и их становится все больше, а цены падают все ниже, так что, возможно, мультиформатные приводы вытеснят с рынка устройства, рассчитанные на запись дисков только одного формата.


Что дальше?

DVD±RW — пока еще экзотика, рядовой покупатель только присматривается к этой технологии, а на горизонте уже маячит следующее поколение записываемых оптических дисков — технология, использующая синий лазер и позволяющая записывать от 17 до 27 Гбайт на одностороннюю однослойную болванку. Самое интересное, что и новому поколению записываемых дисков, похоже, не избежать войны стандартов: Blu-ray, предложенный девяти крупнейшими компаниями, против формата Advanced Optical Disc System (далее AODS) от Toshiba-NEC.

История повторяется: альянс против DVD-Forum, который, поддержав AODS, тем самым, возможно, подписал себе смертный приговор как авторитетной стандартообразующей организации.

В данном случае по одну сторону баррикад — Sony, Matsushita, Samsung, LG, Philips, Thomson, Hitachi, Sharp и Pioneer, а по другую — Toshiba, NEC и слабеющий DVD-Forum. Берусь предположить, что и Microsoft поддержит именно Blu-ray. Казалось бы, у альянса Toshiba-NEC нет шансов, но тут, как и в случае с противостоянием DVD-R и DVD+R, вмешивается себестоимость болванок и легкость перевода существующих линий на их производство. AODS позволяет использовать существующие линии для изготовления DVD-R (а возможно, даже CD-R, судя по всему — опять заменой матрицы, что обойдется всего в $200 тысяч), а вот для изготовления дисков Blu-ray нужны новые линии.

Да и по вопросу лицензирования наверняка AODS будет более приемлемым для производителей, чем Blu-ray. Кстати, интересно, что DVD-Forum поддержал AODS только из-за того, что консорциум Blu-ray просто не стал подавать заявку на утверждение своего формата.

Если так, то получается абсолютно непонятная ситуация: Blu-ray сам создает себе довольно сильного конкурента. Возможно, конечно, эти девять фирм решили не делиться с другими участниками DVD-форума, ведь если бы он утвердил их стандарт, лицензионные отчисления платились бы именно DVD-форуму и распределялись между всеми его участниками, коих насчитывается аж 215.

Да и вообще говорить о победе Blu-ray пока рано. Хоть альянс и собрал девять сильнейших компаний, еще не известно, насколько активно они будут продвигать свой стандарт. Если так же нерешительно, как DVD+RW Alliance — свой, то AODS может сразу же вырваться в лидеры. А если вспомнить, что именно NEC и Toshiba выбрали самую агрессивную ценовую политику при продвижении нынешних форматов записи DVD и что AODS гораздо дешевле с точки зрения производства дисков, можно быть уверенным, что если этот стандарт не опоздает, у него есть большие шансы занять существенную долю рынка, с которой Blu-ray будет вытеснять его довольно долго (хотя в конце концов вытеснит). Однако есть ощущение, что стандарт опаздывает: первое устройство записи Blu-ray уже выпущено компанией Sony, производство дисков тоже началось, а вот AODS ожидается лишь к концу года. А ведь ему надо успеть выйти на массовый рынок раньше, пока мастодонт Blu-ray не успел развернуться. Иначе шансы у него мизерные... Кстати, поддержка DVD-Forum ровным счетом ничего не значит, и если бы Blu-ray-консорцум захотел ее получить, он бы ее получил.

Краткий сравнительный обзор представленных на российском рынке носителей DVD-R

 

Упаковка

Качество

Средняя розничная цена, руб.

Примечания

Verbatim, 2x

Jewel-case, диски c логотипом

5

110

Лучшие диски с точки зрения качества и надежности хранения данных

TDK, 2x

Jewel-case, диски c логотипом

5

110

Лучшие диски с точки зрения качества и совместимости с бытовыми DVD-плеерами

TDK, 4x

Jewel-case, диски c логотипом

5

145

Лучшие диски с точки зрения качества и совместимости с бытовыми DVD-плеерами

Ritek g3, 2x

Bulk 100 штук, диски без логотипа, серебристые, либо с логотипом «Universal»

5-

75

Лучшие диски с точки зрения соотношения цены и качества

Ritek g4, 4x

Bulk 100 штук, диски без логотипа, серебристые, либо с логотипом «Universal»

5-

90

Первые в Росси 4x-диски. Качество хорошее, единственный замеченный недостаток - слишком легко царапаются

Fujifilm, 2x

Kake-box 50 штук, диски без логотипа, серебристые

3

55

Качество нестабильно: на некоторых плеерах читаются отлично, на некоторых не читаются вовсе

Maxell, 2x

Bulk 125 штук, диски без логотипа, серебристые

5-

60

Качественные диски по низкой цене

Princo 1x

Bulk 100 штук, диски без логотипа, поверхность белого цвета

3

45

Самые доступные по цене диски. Качество не высокое

Princo 2x

Bulk 100 штук, диски без логотипа, поверхность белого цвета

3+

55

Недорогие диски. Качество среднее

Princo 4x

Bulk 100 штук, диски без логотипа, поверхность белого цвета

4

80

Достаточно качественные и не слишком дорогие 4x-диски

Ritek g3, двусторонние, 2x

Bulk 100 штук, диски без логотипа

4+

150

Качество высокое, но оценка снижена в связи с принципиально большей легкостью повредить рабочий слой на двустороннем диске

Краткая характеристика представленых на российском рынке носителей...

 

Упаковка

Качество

Средняя розничная цена, руб.

DVD-RW

Verbatim

Jewel-case, диски c логотипом

5

150

TDK

Jewel-case, диски c логотипом

5

150

Memorex

Jewel-case, диски c логотипом

4

140

Ritek (под торговой маркой Digitex)

Bulk 100 штук, диски без логотипа

5-

нет данных

Princo

Kake-box 100 штук, диски белого цвета без логотипа

4-

80

Princo

Kake-box 25 штук, диски синего цвета с логтипом «DVD-RW»

4-

100

DVD+R

Verbatim, TDK, Philips, Fuji, HP, Richo,  2x

Jewel-case, диски c логотипом

5

110

TDK, 4x

Jewel-case, диски c логотипом

5

120

DVD+RW

Verbatim, TDK, Philips, Fuji, HP, Memorex

Jewel-case, диски c логотипом

5

130

По материалам еженедельника «Компьютерра».

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.