Проба пяти бюджетных моделей LCD-мониторов
АрхивВидеоКраткий обзор пяти бюджетных моделей LCD-мониторов в ценовой категории до $300 производства компаний Acer, RoverScan, Iiyama, Samsung и Viewsonic.
Сколько бы ни писалось килобайт про LCD-мониторы, читатели продолжают присылать письма с просьбами уточнить, разъяснить, посоветовать, наконец, просто сделать выбор за них. Значит, недостаточно было тех килобайт, или новое поколение потребителей подросло и желает знать, за что именно и сколько платить. А главное — технологии продолжают совершенствоваться, а цены, к радости пользователей, снижаться.
Чтобы в общих чертах понять, что именно нынче покупают, вовсе не обязательно быть аналитиком — достаточно потолкаться день в торговом зале одной из крупных торговых точек. Или — если есть в знакомых продавец-консультант, попытать его. Не скрою, перед написанием материала я пошептался в кулуарах и выяснил, да, ЖКМ покупают, но, к сожалению, пока достаточно вяло. На естественный вопрос о причинно-следственной связи внятного ответа не прозвучало, да он мне и не требовался — на таком уровне я легко мог сделать выводы самостоятельно.
Мне приходилось общаться с конечными потребителями еще тогда, когда в каждом уважающем себя компьютерном салоне всенепременно стоял один (лучше большой — 17” или 18”) LCD-красавец, стоял, как икона, на поклон к которой ходили, томно вздыхая, и продавцы и покупатели. Именно тогда в сознании пользователя сформировался образ ЖК-монитора, как запредельно дорогой, недоступной простому смертному, вещи. «Да, эргономичный, но пока не без недостатков». «Отличное качество картинки, но очень дорого, ощутимое снижение цен обещают не раньше, чем через год-два». «Матрицы сложны в производстве, поэтому падения цены на готовые изделия ожидать не приходится». Такие и подобные сентенции скармливались покупателям тоннами. Затем пришло долгожданное незначительное снижение цен — те, кто мог позволить выложить за монитор $500–600, становились обладателями 15” диагоналей, но на смену избитым сентенциям о стоимости явились новые: плохая цветопередача, высокая инерционность матрицы, малый угол обзора, слабая контрастность — продавцы-консультанты безошибочно определили для себя: намного проще обругать дорогое, которое неизвестно еще, купят или нет. Тотально подешевевшие и ставшие поголовно плоскими ЭЛТ с точки зрения продажи представляли собой идеальный вариант, а сумма, «сэкономленная» на отказе от ЖК-монитора, с чистой совестью пускалась на улучшение конфигурации системного блока. Даже когда нижняя ценовая планка опустилась до отметки в 450$ (на тот момент эквивалент очень приличной 19” ЭЛТ-модели) потребителей продолжали стращать: так миф о непригодности LCD-мониторов для динамичных игр и просмотра видео, цвел (и продолжает цвести) пышным цветом. Компьютерная пресса, чего уж греха таить, к этому тоже руку приложила. Теперь вот изволим заниматься истреблением досужих вымыслов и поголовной реабилитацией. Засим приступим.
Миф первый — о цветопередаче («Вот еще слово, которого я совершенно не выношу. Абсолютно неизвестно — что под ним скрывается?!»1). Считается, что ЖК-дисплеи передают цвета не столь достоверно, как это делают их ЭЛТ-собратья, в частности, очень светлые и очень темные оттенки превращаются в просто белый и черный. Господа, сегодня заходил на верстку. Специально. У двух верстальщиков — 19” ЖКМ. Спрашиваю осторожно (занятый делом верстальщик — существо непредсказуемое, может и укусить) — «Как, мол, цветопередача?» — «Что «цветопередача»? — «Ну, говорят, что цветопередача у ЖКМ не очень…» — «Да лучше, чем у некоторых ЭЛТ! По крайней мере, настраиваются точно легче… » Дальше последовал пространный комментарий, что на дешевых моделях нормальной цветопередачи не добиться, что на ЭЛТ, что на ЖКМ, а профессионал — он же дешевый монитор себе все равно не купит… Примем во внимание, что бюджетные ЭЛТ 17” и 19” профи вообще за мониторы не считают. Я честно признаюсь, я — непрофессионал, однако цифровым фотоаппаратом снимаю постоянно, при необходимости могу кое-что сотворить с этими снимками в «Фотошопе», и уже достаточно давно работаю на ЖК-мониторах (причем на разных — как бюджетных, так и дорогих). На мой сермяжный взгляд все у них нормально — и с цветопередачей и с оттенками. А если стандартные 9300° и 6500° по Кельвину не устраивают, всегда можно поэкспериментировать с отдельными компонентами R G B и настроить цветность по своему вкусу.
Миф второй — ограниченный угол обзора. Нормальный Homo Computeris во время работы сидит прямо перед монитором. Он равно отлично видит как панель задач, так и заголовок окна — угол обзора по вертикали вообще не имеет никакого значения. Что касается горизонтального угла обзора… Если вы попытаетесь наклониться влево или вправо так, чтобы воображаемая линия между вашими глазами и плоскостью экрана составила не 90°, как положено, а все 20°, вы, действительно, можете увидеть, что на противоположном краю экрана изображение стало менее ярким, а цвета исказились. Может, вы в такой позе останетесь, и будете продолжать работу?! Когда я работаю, или, грешен, играю, моя вторая половина частенько садится рядом, задумчиво глядя в экран (как раз 45° получается), иногда положив голову мне на плечо. Поверьте, она никогда не жаловалась, что ей плохо видно. Вывод — распространенных 120° горизонтального обзора — абсолютно достаточно.
Миф третий — о динамичных играх.2 Точнее, притча во языцех о скорости реакции пикселов или времени послесвечения. Кто-то подсчитал, что скорость реакции в 50 мс примерно соответствует 20 fps или кадрам в секунду. Может быть. Допускаю, при игре в Quake III или UT, особенно, если у вас мощная видеокарта, которая в 1024х768 делает 50–60 fps, на экране могут быть заметны «остатки» от предыдущего кадра (и это, заметьте только в моменты быстрого движения). Поверьте, я не понаслышке знаю, что такое настоящий, забойный First Person Shooter, и знаю, как профи ненавидят сетевые «лаги» и низкий fps. Я специально отобрал ЖК-монитор с низким временем отклика (40 мс), включил свой любимый RTCW, «посмотрел» на сторожевую вышку, и стал активно вращать туда-сюда «мышой», пытаясь определить, что же такое должно мешать мне, нормально играть. И знаете что? Нашел! При резком движении одна треть вышки прорисовывалась в кадре на долю секунды раньше, чем другая! Товарищи дорогие! С полной ответственностью заявляю, я хочу играть, а не разглядывать вышки! Делать это совершенно незачем, это все равно что игрок в Quake III вдруг остановится, и, задрав голову, станет рассматривать текстуры неба. Чтобы заметить такие недочеты, их нужно отлавливать специально, а человек, захваченный динамикой игры, порой и заметить-то не успевает, мимо чего он пронесся, что это было — куст, ящик или, пардон, труп?
Мы остановимся на том, что у большинства современных ЖК-мониторов время реакции пикселов составляет 30, 25 и даже 20 мс — исходя из этого, проблема исчезает сама собой.
Пожалуй, на сегодня развенчанных мифов достаточно. У ЖК-мониторов есть несомненные плюсы, о которых тоже стоит рассказать.
О четкости и геометрии. Здесь все очевидно и не нуждается в доказательствах. Геометрические искажения у ЖК-матрицы отсутствуют в принципе, а изумительная (не подберу другого слова) четкость изображения — просто подарок тем, кто большую часть машинного времени проводит за текстами, таблицами или пользуясь браузером. Особенно шикарно текст смотрится с применением технологии сглаживания шрифтов ClearType, реализованной (увы!) только в Windows XP. На ЭЛТ разница видна, однако подобной четкости (в разрешении 1024х768 работа с кеглем 8 не вызывает никаких отрицательных эмоций) они не могут достигнуть никогда в силу ограничений технологии ЭЛТ-трубки.
О габаритах. Некоторое время назад я читал всерьез высказанное мнение, что размеры ЖК-мониторов не такой уж значимый критерий, каким его пытаются представить производители. Мол, вы все равно перед монитором сидите, так что ЭЛТ с его слоноподобной «трубой», что плоский ЖК — жизненного пространства за счет размера в глубину много не выиграешь. Мне, в связи с этим, вспомнился один знакомый, работающий в нашей наукоемкой сфере — той, которая в общемировом масштабе составляет полпроцента. Так вот, в одной комнате живет его тесть и теща, в другой — он сам, с женой и ребенком. Рабочий кабинет, где стоит компьютер, он оборудовал В КЛАДОВКЕ. Поверьте, если бы позволяли средства, он с огромным удовольствием высвободил бы то жизненное пространство, которое занимает его древняя «семнашка». Особенно, если учесть, что довольно большой процент ЖК-мониторов имеют на задней стенке стандартизированные отверстия для крепления панели прямо на стену (VESA Wall Mounting). Не говоря о том, что даже в большой и современной квартире изящный ЖКМ смотрится намного выигрышнее.
Об эргономике. У ЖК-монитора есть частота смены кадров (60 или 75 Гц — больше просто не нужно), но нет собственно кадровой развертки. Именно поэтому мерцать они не могут, даже если бы очень хотели. Надо ли доказывать очевидный выигрыш для наших с вами глаз? Думаю, нет — о вреде мерцания развертки (даже при развертке 100 Гц оно все равно оказывает свое тлетворное влияние, хотя и в значительно меньшей степени) сегодня наслышаны от мала до велика. Для полноты картины упомянем, даже при боковом солнечном свете ЖК-монитор гораздо меньше «бликует» по сравнению с ЭЛТ, а высокий запас по контрастности спасает нас от необходимости лишний напрягать глаза. Потребляемая же мощность у ЖК-панели ниже в 1.5–2 раза.
После всего сказанного вы можете подумать, что LCD-монитор — решение идеальное и без недостатков. Ничего подобного. Недостатки присущи любой, даже самой прогрессивной технологии, и, к сожалению, ЖК-панели их также не лишены. Просто в количественном и качественном отношении число достоинств значительно превышает недостатки, а потому пользователь достаточно легко с ними мирится. Тем не менее, чтобы не идеализировать, считаю своим прямым долгом предупредить. Та самая четкость картинки, которую ЭЛТ-мониторы не способны достигнуть по определению, ЖК-монитор может обеспечить только в одном, т.н. «родном» разрешении, когда видеокарта управляет каждой физической точкой экрана в отдельности. Для 15” моделей это режим 1024х768, для 17” и 18” — 1280x1024. В более низких разрешениях изображение будет неизбежно размытым, сглаженным. Это, безусловно, не фатально, тем более в играх этот «аппаратный антиалиасинг» будет и вовсе незаметен, однако факт остается фактом, и технологически этот барьер непреодолим.
Погрешность при производстве панели в виде «битых пикселов», на которые так любят попенять ретрограды, нынче встречается все реже и реже. Если честно — мне пока не попадалось мониторов с таким дефектом, несмотря на то, что две-три неработающих ячейки не считаются браком, и такая панель совершенно законно попадает в продажу. По мне, так нити, поддерживающие апертурную решетку, раздражают намного больше; что касается ЖК-панелей — при покупке проверьте монитор, и, если найдете — спокойно попросите показать еще один. Не думаю, что вам откажут.
Что мы смотрели
Столько рассуждал о преимуществах ЖК-мониторов над «обычными», а чего ради весь сыр-бор, сказать забыл! А весть-то радостная — ЖК-мониторы продолжают дешеветь, и немалыми темпами. Правда, я думаю, что на некоторое время процесс затормозится, но все равно стоимость бюджетного 15” LCD упала ниже отметки в $300(!). Решив, что время настало, мы отобрали пять бюджетных моделей в ценовой категории до $300, чтобы реально оценить их шансы в затяжной борьбе против засилья электронно-лучевых трубок.
Как мы смотрели
Собственно, тестированием, процесс отсмотра ЖК-мониторов не назовешь. Все испытываемые нами бюджетные модели имели сходные характеристики, поэтому единственное, что имело смысл сделать — вытащить на свет божий достоинства и недостатки моделей. Для проверки заявленного времени реакции пикселов мы воспользовались программой LCD Test, игрой Return To Castle Wolfenstein, а также простым скроллингом текста в браузере. Цветопередача и воспроизведение оттенков проверялись с помощью Passmark Monitor Test. Паспортные характеристики моделей вы увидите во врезках, ниже привожу краткий субъективно-детализированный отчет.
Acer AL512
Разрешение |
1024х768 при 75 Гц |
Количество воспроизводимых цветов |
16.7M |
Угол обзора по горизонтали |
-60° +60° (120) |
Угол обзора по вертикали |
-55° +45° (100) |
Время реакции пикселей, мс |
40 |
Яркость, Кд/м2 |
250 |
Контрастность |
350:1 |
Максимальная потребляемая мощность, Вт |
35 |
Интерфейс |
аналоговый D-Sub |
Комплектация |
руководство (eng), шнур питания, аудиокабель |
Дополнительные функции |
встроенные колонки, 2 х 1 Вт |
Сайт производителя |
|
Розничная цена |
$293 |
Компания Acer давно получила признание у российских пользователей за качественные ноутбуки и ЖК-мониторы. Не обманула ожиданий и эта бюджетная модель, которую производитель рекомендует для самой широкой сферы применения — от дома до офиса. Это единственная мультимедийная модель в обзоре, правда, в достоинства это дополнение я бы не записал, поскольку одноваттные динамики годны только на озвучивание системных звуков Windows. Впрочем, в недостатки тоже — ведь на цену такой «довесок» явно не влияет. Дизайн простой, но выглядит монитор привлекательно. Подставка среднего размера (высокая «нога» для ЖК-мониторов — это плюс, поскольку у многих компьютерных столов площадка для монитора опущена ниже основной рабочей поверхности), блок питания встроенный, и шнур подключать очень удобно. Крепление интерфейсного кабеля жесткое. Монитор может крепиться на стену в соответствии со спецификацией VESA.
Навигация по двухуровневому меню сделана «на пять» (осуществляется с помощью 4-х кнопок на передней панели). Из настроек присутствуют: регулировка яркости/контрастности/цвета (9300/6500/User); выравнивание по горизонтали и вертикали: тонкая отстройка изображения; автоматическая настройка. Остальные функции стандартны, и не заслуживают внимания.
Монитор продемонстрировал отличную цветопередачу, причем по шкале насыщенности цвета (от 0% до 100% с шагом 2%) совпадали только паттерны 98% и 100%. Очень хорошо работает автоподстройка, в играх (как уже говорилось выше) не было замечено никаких проблем.
RoverScan SMART
Разрешение |
1024х768 при 60/75 Гц |
Количество воспроизводимых цветов |
16.7M |
Угол обзора по горизонтали |
-65°+65° (130) |
Угол обзора по вертикали |
-55°+45° (100) |
Время реакции пикселей, мс |
20 |
Яркость, Кд/м2 |
200 |
Контрастность |
350:1 |
Максимальная потребляемая мощность, Вт |
25 |
Интерфейс |
аналоговый D-Sub |
Комплектация |
руководство (rus, eng), шнур питания |
Сайт производителя |
|
Розничная цена |
$265 |
Этот корпоративный монитор (именно так позиционирует эту модель компания RoverScan), несмотря на самую низкую стоимость, продемонстрировал очень неплохие показатели. Правда, передача полутонов у него чуть хуже, чем у Acer, (совпадают паттерны от 100% до 96%) но в целом весьма и весьма неплохо. Небольшой недочет — при правильном положении монитора черный цвет немного неравномерен, снизу экрана наблюдается «серость», но она, впрочем, устраняется небольшим снижением контрастности. При температуре 9300° белый цвет слегка уходит в синеву, поэтому рекомендуется «поиграть» с пользовательскими настройками цвета. Зато у SMART отличный угол обзора по горизонтали и рекордно малое (для монитора такого класса) время реакции пикселов. В круговом пиктограммном меню есть все необходимые настройки, из оригинального хочется отметить пункт «графика/текст» — выбор оптимального качества изображения в нестандартных разрешениях 640х480 и 720х400. Поначалу навигация по меню слегка затруднена, но потом к ней привыкаешь. Дизайн в стиле «ничего лишнего» — блок питания встроенный, крепление на стену отсутствует. В отличие от производителя, мы смело рекомендуем этот монитор для домашнего употребления.
Iiyama BX3814UT
Разрешение |
1024х768 при 60/75 Гц |
Количество воспроизводимых цветов |
16.2M |
Угол обзора по горизонтали |
-60°+60° (120) |
Угол обзора по вертикали |
-60°+40° (100) |
Время реакции пикселей, мс |
30 |
Яркость, Кд/м2 |
320 |
Контрастность |
300:1 |
Максимальная потребляемая мощность, Вт |
48 |
Интерфейс |
аналоговый D-Sub |
Комплектация |
руководство (eng), шнур питания, блок питания, интерфейсный кабель |
Сайт производителя |
|
Розничная цена |
$291 |
К продукции уважаемой компании Iiyama я всегда относился с должным пиететом. Тем не менее, в младшей модели бюджетной линейки обнаружилось несколько огрехов, на что пришлось обратить внимание. Если у двух предыдущих конкурентов черный цвет не вызывал никаких сомнений, то у матрицы 3814 он был блестяще-серым. Как выяснилось позже, виной была завышенная яркость — целых 320 Кд/м2, — сильная подсветка просто-напросто «пробивала» матрицу. Проблема решилась путем понижением яркости, после чего монитор начал показывать вполне пристойно. Цветопередача была реалистичной (и я бы очень удивился, если бы у Iiyama с этим были проблемы), и все оттенки различались как положено. Вторым огрехом (точнее, эргономическим недостатком) я бы назвал внешний блок питания. Ничего криминального, конечно, но почему бы не сделать БП встроенным, чтобы не создавать на рабочем столе еще один «пылесборничек»?
О дизайне монитора судить вам, но на мой вкус, он простоват, к тому же широкая окантовка визуально уменьшает площадь экрана. Меню двухуровневое, управляется тремя кнопками и навигация достаточно удобная. Настройки стандартны, но есть одна интересная «фишка» — это Auto Adjust и Auto Balance, которые могут принимать значения «on» и «off». В режиме «on» монитор автоматически осуществит подстройку изображения и цветности каждый раз при смене разрешения экрана, что очень удобно. Впрочем, это можно сделать и одним движением, нажав кнопку «Auto» на передней панели монитора. Возможность крепления на стену отсутствует.
Samtron 51S
Разрешение |
1024х768 при 60/75 Гц |
Количество воспроизводимых цветов |
16.2M |
Угол обзора по горизонтали |
-60°+60° (120) |
Угол обзора по вертикали |
-50°+50° (100) |
Время реакции пикселей, мс |
25 |
Яркость, Кд/м2 |
250 |
Контрастность |
330:1 |
Максимальная потребляемая мощность, Вт |
30 |
Комплектация |
краткое руководство по установке (ru, eng), диск с драйверами и подробным описанием (ru, eng), шнур питания |
Сайт производителя |
|
Розничная цена |
$282 |
Как известно, SAMTRON — название бюджетной линейки мониторов Samsung. Очевидно, о «собственной бюджетности» 51S ничего не знал, потому и показал себя с неплохой стороны. Цветопередача вполне на уровне, круговое меню похоже на меню RoverScan и имеет все требуемые настройки. Хотя — честно говоря, непонятно, что можно настраивать в ЖК-мониторе кроме цветности, яркости и контрастности, поскольку функция автоподстройки изображения работает абсолютно четко у всех моделей. Управление осуществляется четырьмя кнопками на передней панели, с нее же можно делать автоподстройку (пятая кнопка «Auto») и регулировать яркость, не заходя в меню. Мы поставим плюс монитору за встроенный блок питания и высокую подставку и минус за сложную навигацию по меню (в котором, кстати, по непонятной причине отсутствует русский язык).
Viewsonic VE155
Разрешение |
1024х768 при 60/75 Гц |
Количество воспроизводимых цветов |
16.7M |
Угол обзора по горизонтали |
-60°+60° (120) |
Угол обзора по вертикали |
-55°+55° (110) |
Время реакции пикселей, мс |
30 |
Яркость, Кд/м2 |
260 |
Контрастность |
400:1 |
Максимальная потребляемая мощность, Вт |
30 |
Комплектация |
краткое руководство (еng), 2 шнура питания разных стандартов, диск с драйверами и ПО |
Сайт производителя |
|
Розничная цена |
$300 |
Самый дорогой монитор из присутствующих в обзоре, но цену свою он явно не оправдал. Две серьезные проблемы, сразу бросающиеся в глаза — недостаточный запас по яркости и недостоверная цветопередача. При включении монитора, изображение показалось мне слишком темным, но буквально через минуту я с удивлением обнаружил, что яркость «выкручена» на максимум. Повышение контрастности сделало текст более четким, но и только. Что касается цветопередачи, ситуация такова: по шкале насыщенности паттерны зеленого выглядели абсолютно идентично от 100% до 82%, оттенки синего визуально были одинаковы от 100% до 86%, а оттенки серого выглядели белыми до 88%. Надо ли пояснять, что элементы изображения светлых оттенков зачастую сливались. Общая же «серость», вызванная недостаточной яркостью делала работу с монитором банально некомфортной.
У монитор встроенный блок питания, что удобно, и довольно низкая подставка. Меню и управление удобные, если учесть что таковые точь-в-точь повторяют аналогичные элементы у Acer. Дизайн интересный, но, к сожалению, проблемы, описанные выше, сводят все плюсы на нет. На стену этот монитор повесить тоже не удастся.
1. М.Н.Булгаков, «Собачье сердце». [вернуться]
2. Под динамичными играми обычно имеются в виду First Person Shooter, иначе — трехмерные «стрелялки», такие, как Quake III Arena, Unreal Tournament и пр. [вернуться]
По материалам журнала «Домашний компьютер».