Краткое руководство по цифровому видеомонтажу. Выбор аппаратного и программного обеспечения
АрхивВидеоАзы работы с цифровым видео: предьявляемые требования к «железу», обзор популярных видеоредакторов, советы по монтажу и хранению отснятого материала, а также многое другое...
Основное отличие цифровой видеокамеры
от аналоговой состоит в том, что здесь на ленту записывается сжатый цифровой поток видео, и поэтому никаких потерь при записи нет. Из этого следует еще одно преимущество цифровых камер: перезапись видео с камеры на компьютер и обратно может выполняться сколько угодно раз без малейшего ухудшения качества.
Краткая энциклопедия
Сейчас осень, подавляющее большинство из нас вернулось (увы!) из отпусков, и настало время вспомнить о том, что, где и когда происходило с нами и нашими друзьями в отпуске. Лучший способ освежить все эти воспоминания — создать фильм. Будем считать, что, пользуясь нашими советами, цифровую видеокамеру вы уже купили, поэтому далее мы станем говорить только о работе с цифровыми видеокамерами. Если же вы по каким-то соображениям еще не приобрели себе видеокамеру, то позволю себе настоятельно посоветовать вам купить именно цифровую камеру и ни в коем случае не покупать аналоговой.
Не следует путать цифровое видео и фото. Многие достаточно продвинутые граждане почему-то считают, что поскольку недорогая «мыльница» снимает так же, как цифровая фотокамера впятеро дороже ее, то и с видеокамерами та же ситуация. Это далеко не так — в фотографии нет никаких ограничений на разрешение матрицы/фотопленки, поэтому цифровые фотокамеры только постепенно достигают качества, сравнимого с пленочными. В видео ситуация пока совершенно иная — с кинопленкой никакого соревнования нет, причем разрешение видеокамеры фиксировано, и для PAL не может превышать 720x568. Поэтому, с точки зрения качества съемки, нет разницы между аналоговой и цифровой видеокамерами сравнимой стоимости. Но разница в качестве видеоизображения тем не менее возникает — из-за того, что аналоговая видеокамера записывает отснятое видео на ленту как обычный аналоговый видеомагнитофон. Каждый из нас знает, что при переписывании любого аналогового сигнала (не важно, видео- или аудио-) качество теряется, и чем больше копий, тем более ощутимы эти потери. Так вот, основное отличие цифровой видеокамеры от аналоговой состоит в том, что здесь на ленту записывается сжатый цифровой поток видео, и поэтому никаких потерь при записи нет. Из этого следует еще одно преимущество цифровых камер: перезапись видео с камеры на компьютер и обратно может выполняться сколько угодно раз без малейшего ухудшения качества.
Но для большинства людей, которые снимают на видеокамеру ради собственного удовольствия, не преследуя при этом каких-либо коммерческих целей, самое заметное достоинство цифровых камер — легкость и удобство компьютерного видеомонтажа.
Вопрос о необходимости монтажа я отметаю совершенно уверенно. Любительский фильм без монтажа продолжительностью более 5 минут смотреть трудно, иногда просто невозможно. Только самые близкие родственники и друзья будут смотреть часовую любительскую съемку до конца, и поэтому, если возможность монтажа после съемки вами не рассматривается, то происходит следующее: первые месяцы после покупки видеокамеры возникает невиданный энтузиазм, снимается всё и вся, записываются десятки кассет, но снимать только для себя не очень интересно, да и что скрывать — хочется похвастаться новым приобретением, и записи начинают показывать друзьям и родственникам. К сожалению, только после начала таких сеансов начинающий оператор вдруг замечает, что без его комментариев за спиной у зрителей, а также без пропуска в режиме ускоренного просмотра полов, стен, асфальта на улице и другого подобного видеомусора, смотреть его съемки зрителям крайне некомфортно. Самому по нескольку раз объяснять каждому гостю смысл фильма удовольствия тоже не доставляет.
Далее пути у всех разные — часть любителей видео начинает все более и более прохладно относиться к своему недавнему увлечению, используя видеокамеру все реже и реже, другие же начинают действовать по принципу «голь на выдумки хитра», удаляя ненужные фрагменты при перезаписи с камеры на видеомагнитофон, рисуя титры на листах бумаги с последующей их съемкой и т.д. Наиболее продвинутые граждане интересуются у своих друзей и приятелей возможностями видеомонтажа на компьютере и в большинстве случаев получают два ответа:
1) «Это баснословно дорого, нужен сверхмощный компьютер стоимостью от пары тысяч долларов и специальное устройство для ввода/вывода видео не меньшей стоимости»;
2) «Видеомонтаж на компьютере требует высокого уровня знаний, касающихся специфики видео — форматы, коэффициенты сжатия, виды компрессии и тому подобное».
Согласно результатам их изысканий, большинство продвинутых видеолюбителей можно отнести к одной из групп граждан, описанных чуть выше. Поэтому не стоит повторять чужие ошибки — покупайте цифровую видеокамеру и готовьтесь создавать свои собственные творения, а о том, что для этого нужно, мы попытаемся рассказать максимально подробно.
Возможность монтажа после съемки коренным образом меняет всю её стратегию и тактику. Теперь не нужно думать — снимать или не снимать конкретный эпизод семейного путешествия, красивый дом в известном европейском городе, весь пикник с друзьями на природе и т.п., так как ответ здесь очевиден: снимать. Этот момент принципиален также и в нашем повествовании. Когда оператор знает, что результат его съемки — окончательный и корректировке не подлежит, раздумья на тему «снимать или не снимать, а если снимать, то как именно» зачастую мешают ему самому быть полноправным участником торжества, которое он снимает, или внимательно слушать гида на экскурсии в далекой стране. Сознание «окончательности» процесса зачастую отравляет оператору-любителю всю радость участия в тех действах, которые он старается снять. Если же существует возможность монтажа, то можно уже потом, спустя несколько часов, дней или месяцев, переписав снятое на компьютер, в спокойной обстановке удалить все лишнее, и при этом богатство выбора эпизодов для окончательного варианта будет мало отличаться от палитры возможностей, доступных в момент проведения съемок.
Владельцам аналоговых видеокамер не стоит обижаться на столь негативное отношение к их камерам — для качественного видеомонтажа на компьютере им придется пойти на финансовые затраты, сравнимые с покупкой недорогой цифровой видеокамеры. Поэтому все дороги ведут к цифре — другого пути нет.
Мы также надеемся, что во время съемок вы руководствовались другим нашим советом, данным в том же спецвыпуске «Компьютерры» — снимали много, не экономя кассеты: в этом случае у нас с вами будет довольно много тем для разговора. Итак, сейчас мы опишем, на чем и как вы будете создавать свои шедевры (без иронии, поскольку для каждого из нас личные воспоминания в большинстве случаев намного ценнее каких-либо иных событий, пусть и запечатленных профессионалами).
Видеокамера
В статье «Практические советы по выбору цифровых видеокамер» мы уже подробно рассматривали проблему выбора видеокамеры. Позволю себе кратко напомнить, о чем шла речь: о критериях и параметрах, в соответствии с которыми можно и нужно выбирать себе цифровую видеокамеру. Все, что было написано в той статье, осталось в силе, мы только дополним ее информацией по новым видам цифровых камер, а именно, по видеокамерам с DVD-носителями.
В этом году фирмы Hitachi и Panasonic объявили о выпуске так называемых DVD-камер, рекламируя их как последнее достижение научно-технического прогресса. К концу осени 2002 года эти видеокамеры уже ожидаются на прилавках наших магазинов.
Основное отличие цифровых камер этого типа от уже существующих заключается в двух важных параметрах — носителе видеоинформации и формате записи на носитель.
Формат. Как вы помните, цифровые видеокамеры в своем подавляющем большинстве записывают видеопоток в DV-формате. DV-формат характеризуется покадровым сжатием информации. Все DVD-камеры сохраняют видео в формате MPEG-2. MPEG-2 обладает массой достоинств, но имеет также и ряд недостатков, к сожалению, весьма существенных для любительского видео.
Во-первых, сжатие в MPEG-2 выполняется не по всем кадрам: только каждый 15-ый кадр (для PAL) — «истинный», остальные отличаются от истинного фрагментами изображения, измененными по сравнению с ним. Такой алгоритм компрессии MPEG приводит к значительно большим, по сравнению с DV, затратам процессорного времени на кодирование и декодирование.
Во-вторых, качество изображения зависит от скорости потока — чем ниже скорость, тем хуже качество изображения, но тем меньше объем файла. У DV, напомню, скорость потока постоянна и качество, соответственно, тоже.
В-третьих, MPEG-2 не является свободным и бесплатным стандартом и не поддерживается операционными системами Windows. Для проигрывания MPEG-2-видео необходимо обязательно устанавливать в систему MPEG-2-кодек. А DV-кодек присутствует во всех версиях Windows, начиная с Windows 98 Second Edition.
Носитель. В DVD-камерах используются три вида носителей:
• DVD-RAM-диски — для их воспроизведения необходим специальный DVD-RAM-привод стоимостью около $250.
• DVD-R-диски — для воспроизведения нужен обычный DVD-ROM.
• DVD-RW-диски — требования аналогичны DVD-R.
Я думаю, что неудобства, связанные с применением DVD-камер для любительского видеомонтажа, уже ясны: трудность снятия видеоинформации, ограниченная емкость носителя, большие размеры носителя, большие затраты процессорного времени на обработку MPEG-2-видео, худшее качество изображения. Поэтому я бы не рекомендовал (по крайней мере, в настоящее время) приобретать DVD-камеры, если у вас есть желание создавать собственные интересные фильмы. Один из основных доводов производителей таких камер: «Вы сохраняете свое видео на вечный носитель», звучит весьма сомнительно, в чем вы убедитесь, прочитав в этом же номере журнала материал о DVD-болванках.
Компьютер
Безусловно, компьютер есть у всех, кому интересна эта статья, но возможно ли на нем заниматься монтажом домашнего видео? Вопрос далеко не риторический, поскольку в голове у видеолюбителя обычно застревают отрывочные сведения о том, что это офисный компьютер может быть «так себе», а вот компьютер для работы с видео должен быть современным и сверхмощным, иначе ничего не получится. Краткий опрос знакомых специалистов, как правило, только подтверждает эту теорию. Советы от знакомых сыплются со всех сторон, и последний совет, который обычно бывает таким: «Купи MAC от Apple, создавать видео на PC нельзя», — добивает любителя совсем.
На самом деле в нашем случае никаких особых требований к компьютеру нет. Рассмотрим подробнее, как каждый из компонентов системы влияет на возможности видеомонтажа:
• Процессор. При видеомонтаже влияет буквально на все. Особенно важна его производительность при наложении на изображение различных фильтров. Например, изменение яркости или контрастности требует пересчета каждого кадра в фильме, и скорость выполнения такой операции будет прямо пропорциональна мощности процессора. Кроме того, если готовые фильмы планируется хранить в MPEG-форматах, именно мощность процессора будет определять скорость создания MPEG-файлов. Минимально необходимый процессор — Celeron 300 MHz или аналогичный ему Duron.
• Память. Влияет на параметры всех процессов. Чем больше памяти, тем быстрее будет работать сам видеоредактор и связанные с ним программы. Тем не менее, установка памяти свыше 256 Мбайт не дает практически никакого эффекта при работе под Windows 98/Me. 128 Мбайт — вполне допустимый размер, но, если планируется работа с видео под Windows 2000/XP, то правильным решением будет установка 256 Мбайт и более. Однако больше 512 Мбайт устанавливать тоже не стоит, поскольку в любительском видео очень трудно найти задачу, которая потребовала бы такой памяти.
• Видеокарта. От нее зависит только скорость обработки 3D-переходов, создания 3D-титров в соответствующих программах и т.п., но необходимо учитывать, что не все видеоредакторы и/или внешние программы (plug-in) поддерживают аппаратную отрисовку подобных изображений. В обычных любительских фильмах продолжительность и титров, и переходов не очень велика, поэтому не стоит гнаться за слишком мощными и дорогими видеокартами; тем не менее, аппаратная поддержка Direct-3D и OpenGL очень желательна.
• Жесткий диск. Для него самым главным критерием является емкость. С DV-видео работают любые современные IDE-диски со скоростью вращения как 5400, так и 7200 об./мин., но поскольку одна секунда видео в DV-формате занимает 3,515 Мбайт, то чем больше будет жесткий диск, тем лучше. При расчете объема следует учесть, что общая продолжительность исходных фрагментов для создания фильмов всегда будет, по крайней мере, не меньше продолжительности итогового фильма. Поэтому для создания фильма в 15 минут надо иметь на диске как минимум 7 гигабайт свободного пространства, или придется делать «склейки» уже на кассете в видеокамере, что, при любых ухищрениях, ни один фильм не украсит. Соответственно, при монтаже фильма в один час на том же свободном пространстве придется делать 4 «склейки». Поскольку длительность записи на обычную Digital-8- или MiniDV-кассету составляет 1 час, то покупать диск больше 60 гигабайт особого смысла нет (один час занимает 12 гигабайт), однако же, при наличии вместительного диска степеней свободы все-таки больше. Приобретение диска меньшей емкости также не имеет смысла — из-за несущественной разницы в цене сравнительно с дисками емкостью 20 –40 гигабайт или менее. Необходимо учесть и семейный фактор — пока один член семьи заканчивает фильм об отпуске, другой готов сбросить на диск свои съемки и т.д. и т.п. Короче говоря, если в доме есть цифровая камера, то «жесткого диска много не бывает».
• Материнская плата. От нее требуется только одно — стабильная, устойчивая работа и поддержка всех функций, заложенных в том наборе микросхем (chipset), на котором она построена. В частности, если плата плохо спроектирована фирмой-производителем, то может не работать режим DMA у IDE жестких дисков, что в большинстве случаев означает невозможность как записи/чтения видео на диск (или с диска), так и последующего редактирования. У материнских плат малоизвестных или no-name-производителей такой дефект раньше встречался часто, но он также имел место быть и у отдельных плат известных фирм. Сейчас из-за обострившейся конкуренции качество разработки материнских плат значительно выросло, и этого дефекта можно не опасаться — по крайней мере, на платах известных производителей.
Я надеюсь, из сказанного выше само собой понятно, что единственной обязательной компонентой компьютера для видеомонтажа является только жесткий диск большой емкости. Без него, к сожалению, монтаж практически невозможен. Все остальные компоненты будут влиять только на скорость работы над фильмом и ни на что более. Конечно, в компьютере должен быть установлен контроллер IEEE-1394 (он же FireWire, он же iLink). К контроллеру нет особых требований, это всего лишь транспорт для пересылки видеопотока с камеры на компьютер и обратно, не способный вносить какие-либо изменения в ваш видеофайл. При выборе контроллера для своего компьютера следует помнить, что некоторые умельцы из Юго-Восточной Азии умудряются даже такую простую вещь сделать неработоспособной, поэтому лучше приобретать контроллер от IOI1394, Microstar или Adaptec. Эти контроллеры будут работать практически в любых конфигурациях компьютеров, хотя их стоимость не превышает $50.
Как ни странно, работа с любительским видео нарушает привычные каноны и правила покупки оборудования к компьютеру, которые гласят — чем компьютерная плата дороже, тем она лучше. Поскольку, как я надеюсь, большинству читателей нашего журнала по карману приобрести цифровую видеокамеру и приличный компьютер, вероятно, все они имеют интересную работу, доходы от которой позволяют все это приобрести, но, увы, у них мало свободного времени для использования купленного оборудования. Поэтому могу ответственно рекомендовать — если работа с видео для вас только хобби, а не бизнес, не покупайте дорогих систем для видеомонтажа, сколь бы убедительно вам ни советовали это сделать некоторые особо ушлые продавцы. Освоение подобной системы займет массу времени, а результат будет весьма скромным. Любительские съемки представляют собой, в основном, документальные фильмы, для монтажа которых не требуется применение сложных трехмерных эффектов, а также создание многослойных композиций, да и вообще всего, что могут ускорить полу- и профессиональные системы для видеомонтажа. Дорогостоящие платы для ввода/вывода и монтажа видео предназначены для тех, для кого работа с видео — это бизнес, а не хобби. Можете быть совершенно спокойны: никаких уникальных возможностей дорогое оборудование вам не предоставит, абсолютно все свои творческие замыслы вы сможете реализовать и без него. Задержка в несколько секунд/минут на просчет редкого и сложного эффекта вряд ли сильно испортит вам жизнь.
Итак, оборудование у нас уже есть, но ведь на самом деле приобретение оборудования — только малая часть того, что от вас потребуется. Покупка и установка контроллера и второго жесткого диска для видео в компьютер — операция разовая, чего нельзя сказать об освоении целого ряда программ для работы с видео.
Программы для работы с видео: чему отдать предпочтение
Первое, что следует выбрать — это, собственно, видеоредактор, в котором и будут создаваться ваши фильмы. Среди любителей популярны в основном три программы — Adobe Premiere 6.5, Ulead MediaStudio Pro 6.5 и Vegas Video 3.0. Сакраментальный вопрос, какая программа лучше, довольно регулярно задаваемый в различных конференциях в Интернете, всегда вызывает бурные споры, и дело часто доходит до виртуальных драк. На самом деле, эти споры напоминают борьбу «остроконечников» и «тупоконечников» из знаменитого «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта.
С точки зрения владельца домашней видеостудии, правильный ответ звучит так: любой из этих редакторов отлично подходит для полноценной работы с видео. У каждого есть свои плюсы и минусы, поэтому в данном случае выбирать следует исходя из простого критерия: «нравится — не нравится». На том, который больше придется по душе, и следует работать, не обращая внимания на многочисленные споры сторонников и противников той или иной программы.
Мы совершенно сознательно не упомянули здесь десяток более простых программ для редактирования видео — в стране бесплатного программного обеспечения нет смысла использовать программу, руководствуясь критерием ее стоимости, поскольку на самом деле все программы стоят одинаково. Можно долго дискутировать на тему, хорошо это или плохо, но реальность такова, и надо с ней считаться.
Часто любитель говорит — мне не нужен редактор класса Premiere или MediaStudio Pro, поскольку мне достаточно того, что есть в простом редакторе «ххх». Это суждение весьма сомнительно, поскольку для того, чтобы составить его, надо хорошо знать более сложную программу, а этого-то в подобных случаях как раз и не бывает. Мне неизвестны ситуации, когда человек серьезно осваивал приличный редактор и после этого возвращался к более примитивной программе. В серьезной программе все на самом деле делается быстрее и лучше, чем в примитивной. Разница только в том, что на освоение серьезной программы требуется больше времени, но и результат вознаградит вас сторицей: вы вернете все это время назад благодаря ускорению работы над своими фильмами.
Поэтому позволим себе предложить небольшой список наиболее полезных и нужных, по нашему мнению, программ для работы с DV-видео.
Редакторы видео
Adobe Premiere 6.5 (Adobe Systems, Inc.) — наиболее распространенный редактор видео. Исторически Premiere входил в состав подавляющего большинства плат для компьютерного видеомонтажа, чем частично и объясняется его широкая популярность. Одно из основных достоинств программы — наличие на рынке множества подключаемых к ней модулей (plug-in), многократно расширяющих ее возможности. Из недостатков следует отметить некоторую усложненность интерфейса и не очень устойчивую работу.
Ulead MediaStudio Pro 6.5 (Ulead Systems, Inc.) — версия 6.0 была первой среди редакторов этого класса, работающей с дешевыми контроллерами IEEE-1394 напрямую, и поэтому MediaStudio Pro 6.0 быстро набрала популярность среди владельцев цифровых видеокамер. Версия 6.5 упрочила ее положение, а версия 7.0, которая должна выйти в ближайшее время, привлечет к ней еще больше поклонников. Среди достоинств программы — простой и понятный интерфейс, быстрота и устойчивость работы. Недостатки — меньше подключаемых модулей, хотя и имеющихся вполне достаточно для решения любых творческих задач любителя.
Vegas Video 3.0 (Sonic Foundry, Inc.) — редактор, набравший заметную популярность в последний год. Имеет весьма своеобразный, но удобный интерфейс. Разработчик программы, компания Sound Foundary, широко известна своим звуковым редактором Sound Forge. В Vegas Video встроены богатейшие возможности для работы со звуком, которых порой нет даже во многих профессиональных программах видеомонтажа. Недостатки — полное отсутствие подключаемых модулей (plug-in), медленная работа по сравнению с другими видеоредакторами и отсутствие литературы.
Небольшая ремарка — ни один из этих редакторов не выпускался фирмой-разработчиком в русифицированном варианте. Поэтому любые имеющиеся в продаже так называемые «русские версии» — это продукты неизвестных умельцев, и работоспособность этих программ в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Вряд ли стоит вместо монтажа своих фильмов исследовать различные причины «падений» видеоредактора, так что настоятельно рекомендую не покупать и не пользоваться «русскими» версиями этих программ.
Подключаемые модули для видеоредакторов (кроме Vegas Video 3.0)
Hollywood FX Gold (Pinnacle Systems) — plug-in к видеоредакторам. Предназначен для создания трехмерных и многооконных переходов между клипами. Благодаря богатым возможностям часто используется и для создания анимированных фрагментов фильма. В нем, например, легко создается свадебный альбом, при пролистывании страниц которого можно видеть различные моменты свадьбы. Также он позволяет придумывать и собственные варианты таких переходов. Прост в освоении, из аппаратных ресурсов требует наличие видеокарты с аппаратной поддержкой OpenGL и 32-битного цвета на экране.
ViXen Video Enhancer (Xentrik Software) — plug-in к видеоредакторам. Этот модуль особенно необходим любителям, так как позволяет «вытягивать» результаты съемок в условиях плохой освещенности, а также исправлять некорректную съемку, осуществляемую некоторыми моделями видеокамер при искусственном освещении. Он не очень прост в освоении, но результаты работы стоят затрат на его изучение. Требователен только к скорости работы процессора — чем быстрее процессор, тем быстрее просчет обработанных им изображений.
Canopus XPlode Professional (Canopus Corporation) — plug-in к видеоредакторам. Он очень близок по своим возможностям к Hollywood FX Gold, но легче в использовании и имеет интуитивно понятный интерфейс, предназначенный для внесения изменений в имеющиеся эффекты. Прост в освоении, из аппаратных ресурсов требует видеокарту с аппаратной поддержкой OpenGL и 32-битный цвет на экране.
Другие программы, без которых создание собственных фильмов было бы заметно более грустным делом
Ulead Cool 3D (Ulead Systems, Inc.) — предельно простая в понимании программа для создания трехмерных титров и заставок. Позволяет задавать любые траектории движения создаваемых объектов. Результат работы может быть сохранен в виде клипа, который будет считан любым видеоредактором. Для освоения этой программы совершенно не требуется знание английского языка. Наиболее заметный недостаток, который лишь подтверждает известную поговорку «недостатки есть продолжение достоинств», — серьезные требования к аппаратным ресурсам (процессор + память) компьютера при просчете многоэлементных движущихся изображений.
Scenalyzer Live (Andreas Winter) — программа может захватывать видео с камеры, разбивая запись на сцены и обнаруживая по тайм-коду остановки камеры при съемке. Ее использование позволяет также обойти ограничение в 4 Гбайта под FAT32 (Windows 9x/Me), так как ScenalyzerLive может при захвате видеопотока разбивать его на файлы заданного размера. Она особенно удобна для сброса результатов монтажа обратно на камеру, так как на компьютерах с не очень быстрыми жесткими дисками делает это более «правильно» по сравнению с видеоредакторами, упомянутыми выше. Бесценна способность программы записывать на ленту файлы с их именами — это позволяет легко восстановить ваш проект с ленты.
Ulead DVD Movie Factory (Ulead Systems, Inc.) — программа, позволяющая в «два щелчка мыши» создавать Video-CD-, SVCD-, miniDVD- и DVD-диски, не задумываясь о параметрах формируемых MPEG-файлов и о служебных файлах, которые в таком случае необходимо сделать. В тех форматах, которые это разрешают, можно создавать меню, пояснения и т.п. Программа сама записывает результат на диск, что делает ненужным использование каких-либо внешних программ для работы с CD/DVD-рекордерами. Кодек от Ligos, на котором она сделана, не очень высоко котируется на рынке, но результаты работы программы при кодировании в MPEG-2, как ни странно, оказались вполне терпимыми.
Adobe Photoshop или Ulead Photoimpact (Ulead Systems, Inc.) — два популярных редактора для обработки и/или создания изображений. За Photoshop — массовость распространения, большое количество литературы. Против — возрастающая от версии к версии сложность использования для новичка. За Photoimpact — удивительная простота и наглядность использования, не требующая освоения документации, а также огромная библиотека рамок, текстур, шаблонов и т.п. в комплекте поставки. Ulead Photoimpact также позволяет что-то нарисовать, пользуясь его библиотекой, и тем людям, которым «медведь на руку наступил». Против этой программы — отсутствие возможности удаления одного поля в видеоизображении (de-interlace) и меньшая распространенность. Особых требований к ресурсам нет.
Sound Forge 6.0 (Sonic Foundry, Inc.) — мощный звуковой редактор. Особенно полезен и необходим для очистки записанного голоса от шума в домашних условиях, поскольку в квартире шум будет всегда. Типичный пример квартирного шума при озвучивании любительского фильма — шум от работающего компьютера. Кроме этого, программа будет полезна, например, для отделения голоса экскурсовода от шума двигателя автобуса и т.д.
Boris RED 2.5 (Boris FX, Inc.) — несмотря на то, что это внешне простой plug-in к видеоредакторам (он подходит как к Premiere, так и к MediaStudio Pro 6.5), возможности его огромны — множество различных фильтров, включая стабилизацию изображения, инструменты для создания сложных композиций, в том числе с трехмерными объектами, и много, много другого. Недостаток фактически один —программа сложна в освоении.
Разнообразные бесплатные кириллические шрифты, которые обязательно пригодятся для создания различных титров и заставок. Удобнее всего переписать их с замечательного сайта «Шрифтовой проект «ВЕДИ». Следует учесть, что не все шрифты (но подавляющее их большинство) будут работать в программах для видео.
Программа выбрана, что дальше?
Дальше, в первую очередь, особенно если с английским языком у вас проблемы, следует найти книгу с описанием выбранного вами редактора. По Adobe Premiere это «Adobe Premiere 6.0. Самоучитель по видеомонтажу», автор А. Иванов, по Ulead MediaStudio Pro 6.5 это «Цифровые видеокамеры, видеомонтаж и фабрика видеодисков дома: ULEAD MEDIASTUDIO PRO 6.5», авторы С. Блохнин и Ф. Резников. Для Vegas Video 3.0, к сожалению, книг пока нет. Существует еще ряд книг, написанных по принципу «всего понемногу», в которых есть разделы, посвященные упомянутым программам, но цель издания подобной литературы чисто коммерческая — привлечь несведущего покупателя заголовками глав. Полезной информации в подобных книгах очень мало, поэтому покупать их не стоит.
После того, как вы хотя бы вчерне освоили видеоредактор, можно приступить собственно к видеомонтажу. Поскольку подробное описание приемов и возможностей видеомонтажа выходит за рамки настоящей статьи, позволю себе дать лишь несколько полезных советов.
Наиболее разумно сбросить весь видеоматериал на диск и все корректировки делать уже в видеоредакторе. Пакетный захват (то есть, сброс фрагментов, предварительно отобранных при просмотре кассеты), широко используемый в профессиональной работе, для домашних целей не очень удобен.
Во-первых, это приводит к большему износу лентопротяжного механизма видеокамеры, который в отличие от профессиональных камер, не имеет значительного ресурса работы. Во-вторых, ведет к большим временным затратам, так как сначала нужно просмотреть всю кассету, а потом все равно придется более внимательно повторять просмотр уже в видеоредакторе для более точной корректировки фрагментов. Наиболее удобная программа для захвата видео — это ScenalyzerLive, упомянутая выше, поскольку она умеет записывать видео на диск, разбивая поток на сцены, что заметно ускоряет работу над фильмом.
После сброса видео на диск в первую очередь необходимо тщательно сформировать видеоряд, убрав все лишнее, расставить переходы, создать заставки и т.п. Необходимо также в самом начале процесса редактирования отобрать наилучшие стоп-кадры, которые могут быть использованы далее: как для печати фотографий, так и для оформления фильма. Многие кадры, замечательные сами по себе, могут не подойти для этого фильма, и надо не забыть сохранить их.
Только после всего этого следует создавать звукоряд, накладывать музыку, записывать голос и другие звуки. Как правило, оригинальные звуки остаются в фильме только в виде исключения или при документальной съемке таких событий, как свадьбы, дни рождения и т.п.
Во многих случаях правильнее использовать профессионально записанные звуки вместо записанных на микрофон любительской видеокамеры. Если нужно, например, дать звук подъезжающего автомобиля, то разумнее использовать уже готовый звук — его качество будет гарантированно лучше. Конечно, не стоит перебарщивать с профессионально записанными звуками: ваш фильм может потерять в искренности. Ваш вкус — лучший учитель и следует довериться ему.
И самое главное — постоянно контролируйте изображение и звук, выводя их на экран телевизора, а не на компьютерный монитор. Как вы легко сможете убедиться, изображение и звук на компьютере существенно отличается от того, что вы увидите и услышите по телевизору. При подаче видео в цифре на любую цифровую камеру по интерфейсу IEEE-1394 (FireWire) на ее аналоговых выходах появятся аналоговые сигналы, и на подключенном к этим выходам телевизоре вы сможете увидеть результаты своей работы. Все редакторы, упомянутые выше, позволяют просматривать результат монтажа прямо из редактора — без создания огромного файла фильма.
Как хранить свои творения
По поводу способов хранения собственных фильмов сейчас ведется масса споров. В большинстве своем, все начинающие видеолюбители, поработав час-другой в видеоредакторе, сразу же начинают изучать способы сохранения своих фильмов в различных вариантах MPEG-форматов. Во многом это объясняется постоянно подогреваемым в Сети и в прессе интересом к данным форматам.
Что более всего удивляет в этой ситуации — чем меньше некто разбирается в MPEG-форматах, тем большим энтузиастом хранения своих фильмов в каком-либо из них он является. Поэтому стоит обратить внимание на тот факт, что видео в MPEG-форматах в настоящее время пригодно только для распространения, но никак не для хранения оригиналов видеофильмов.
Сохранение видео в MPEG-2 без потери качества, явно заметной для глаза, возможно только при таком объеме видеоданных, который меньше DV-оригинала в 4–5 раз, и, кроме этого, даже на мощных современных компьютерах требует значительных временных затрат для конвертации DV в MPEG.
Основной аргумент тех, кто непременно желает хранить оригиналы своих творений на компакт-диске — долговечность хранения. К сожалению, нет стопроцентно правильных методик, позволяющих с уверенностью подтвердить сроки хранения информации на компакт-дисках в 15–25 лет, заявленные производителями. Что касается надежности хранения, то следует помнить, что даже небольшая царапина на компакт-диске в «неудачном» месте может привести к полной потере записанных на нем данных.
Да и просто не стоит думать о вечности, работая с технологиями, которые кардинально меняются каждые 2–3 года. Сейчас практически невозможно предположить, на чем можно будет хранить данные лет через 5, а большинство аргументов, сегодня выдвигаемых теми, кто хочет хранить свое видео на дисках в MPEG-форматах, сводятся к одному: «На CD можно хранить 15–20 лет!».
Именно поэтому единственным разумным средством хранения своих фильмов на ближайшие год-два остается кассета для цифровой видеокамеры. Несмотря на такие известные недостатки ленты, как осыпание, возможные «замятия» и т.п., замены ей пока не придумано. Пока не на чем хранить 12 гигабайт данных при стоимости 1 гигабайт $0,5 для miniDV-кассеты или $0,3 для кассеты Digital 8. Если фильм очень дорог — можно просто сделать две копии, отставив их в разных домах или квартирах.
Уже в ближайшее время DVD-рекордеры станут вполне доступны по цене. Именно удешевление DVD-рекордеров даст возможность хранения фильмов в MPEG-2 без ощутимых финансовых затрат. Стоимость подобных устройств и чистых DVD-R-дисков будет снижаться, и недалек тот день, когда пишущий DVD-R-привод станет обычным устройством в компьютере каждого видеолюбителя. Первые DVD-R-пишущие приводы (Pioneer A03), пробившие ценовой порог в $1000, появились на рынке в июле 2001 года. На осень 2002 года стоимость DVD-рекордеров упала до $300, а стоимость болванок к ним приблизилась к $2.
Кроме того, следует еще помнить, что для сброса видео на обычную VHS-кассету из формата MPEG-2 требуется аппаратный декодер MPEG-2, который сейчас стоит около $60, или DVD-плеер стоимостью от $135. После падения стоимости DVD-рекордеров ниже $200, что неминуемо произойдет в ближайший год, DVD-рекордер и DVD-плеер тоже превратятся (как и DVD-R-привод) в совершенно обычную аппаратуру, которую можно будет найти в домах большинства любителей видео. Появление такой программы, как Canopus ProCoder (Canopus Corporation), делающей качественные и абсолютно совместимые с DVD-спецификацией MPEG-2-файлы и при этом не требующей от пользователя глубокого знания MPEG-2-формата, также ускорит процесс массового перехода к DVD основной массы любителей. Но даже в ситуации полной доступности DVD-рекордеров и носителей к ним мы рекомендуем сохранять оригиналы смонтированных фильмов. Сейчас, при нынешних ценах на DVD-болванки для однократной записи, это уже можно делать, записывая оригинал на несколько DVD-болванок просто в качестве набора файлов. Вычислительная мощность компьютеров растет, и того качества кодирования в MPEG-2, которое несколько лет назад было доступно только на дорогих аппаратных кодировщиках, вскоре вполне можно будет достичь с помощью программных кодеров. Имея оригинал, вы всегда сможете заново создать DVD-вариант фильма с лучшим качеством. Другими словами, всегда лучше иметь запасной вариант.
Как сохранять видео на кассете
Кассета, как было установлено выше, пока действительно является наилучшим, по соотношению цена/качество, носителем для хранения эталонных копий фильмов. Но, сохраняя плоды своих многочасовых битв с видеоредактором на кассету, надо не забыть учесть следующее:
• Кассета обычно имеет вместимость 1 час, поэтому необходимо продумать, чем закончить первый час фильма и начать второй: «склейка» на обычной кассете, куда будет сбрасываться ваш фильм, должна быть как можно более незаметной. Способов здесь много. Например, можно завершить первую часть интересным стоп-кадром, который будет демонстрироваться несколько секунд без ущерба для фильма, или создать «всплывающие» титры в конце первой части и «уплывающие» — в начале второй.
• После сброса фильма на кассету необходимо, прежде чем удалять проект с диска, тщательно просмотреть всю кассету на предмет отсутствия брака. Особенно внимательно следует просматривать последние 5–10 минут фильма (если он часовой). Именно в конце ленты наиболее часто возникают дефекты изображения. При обнаружении дефекта следует повторно записать видео на это место и, если дефект остался, выбрать другую кассету для сохранения своего фильма.
• Для сохранения проекта в виде, пригодном к редактированию спустя некоторое время, рекомендуем сделать следующее:
• Все не видео файлы, участвующие в проекте (и сам файл проекта), сохранить на обычной CD-RW болванке. Как правило, хватает одной, но может понадобиться и две.
• Все видеофрагменты проекта сбросить программой ScenalyzerLive на отдельные кассеты с обязательным сохранением имен файлов.
• Если фильм очень дорог, лучше сделать пару копий и хранить их в разных местах. Это относится, строго говоря, к любым видам носителей.
Подводя краткий итог всего услышанного, стоит запомнить одно важное правило — никакая дорогостоящая техника, например, мощнейший компьютер и профессиональная цифровая видеокамера, сами по себе не смогут создать интересный фильм. Для этого нужен вкус, желание и много свободного времени. Интересный фильм, даже снятый на самую дешевую цифровую видеокамеру, смотреть будут. Скучный фильм не вызовет интереса, даже если снимали его камерой за $5000. Поэтому не стоит зацикливаться на качестве картинки, главное — реализация ваших творческих идей.
Надеемся, что этот краткий курс азов работы с цифровым видео поможет вам сделать первые уверенные шаги в столь интересном мире собственного творчества, и созданные вами фильмы доставят много радости всем, кому вы будете их демонстрировать.