Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Обзор новейших ЭЛТ-мониторов Mitsubishi и Iiyama на трубке Diamondtron M2

АрхивВидео
автор : Илья Хрупалов   17.05.2002

Разработанная компанией Mitsubishi новая ЭЛТ-трубка Diamondtron M2 с технологией High Brightness отличается в 3 раза большей яркостью изображения по сравнению с обычными ЭЛТ-мониторами, что особо важно при работе с графикой и просмотре видеофильмов.

Жидкокристаллические мониторы цветут и пахнут, а уменьшение прибылей от производства ЭЛТ-мониторов автоматически снижает объем инвестиций, выделяемых на исследование новых технологий в этой области. Теперь немногие компании решаются затрачивать средства на серьезные разработки. Конечно, новые модели появляются, но ничего принципиально нового в них нет. Производителей электронно-лучевых трубок для мониторов можно пересчитать по пальцам: Hitachi, LG-Philips, Mitsubishi, Samsung, Sony, Toshiba. Если же говорить о плоскоэкранных моделях на апертурной решетке — последнем технологическом достижении в области кинескопов, то даже школьнику известно, что их производят ныне только Mitsubishi и Sony. За последние три года они сократили шаг решеток до 0,24 мм и 0,22 мм соответственно и добились его постоянства по всей площади экрана (в самых дорогих моделях). Но это эволюционный путь. От собственно экрана внимание разработчиков время от времени переключается на доводку отклоняющей системы и электронной пушки. Так, Sony приправила свои ЭЛТ технологиями Dynamic Quadruple Lens (компенсирует увеличение размера пятна на экране монитора), ASC (позволяет отцентрировать и пропорционально растянуть изображение до краев экрана «в одно касание») и BCF (обратная связь по току луча). Mitsubishi же, так и не догнав конкурента в шаге решетки, недавно ответила новой трубкой Diamondtron M2 High Brightness.

Что такое high brightness в переводе с английского, наверное, понятно всем: новая ЭЛТ отличается от других повышенной яркостью изображения. Вроде бы никто не спорит, что это есть хорошо, но Mitsubishi все-таки разъясняет, где это может пригодиться особенно. Дескать, дело в том, что при просмотре фильмов или работе с графикой многие люди сидят далеко от монитора, поэтому изображение кажется темным, размытым, и, стало быть, приходится увеличивать яркость. Кроме того, начинает проявляться комплекс неполноценности технологии: в одном из сравнений черным по белому выведено, что обычные ЭЛТ-мониторы имеют яркость на уровне 100 кд/кв. м, ЖК-панели выдают 230–240 кд/кв. м, а вот если заглянуть в новую трубу — статус-кво будет восстановлен, получаем до 300 кандел. Эффект достигнут благодаря применению катода с увеличенными отдачей и сроком службы. Но мы люди дотошные: ужель это не новая маркетинговая уловка? не попытка ли хоть как-то привлечь внимание к доживающим последние дни электронно-лучевым приборам? При содействии компании «Терем» к нам в лабораторию попали новейшие мониторы на трубке Diamondtron M2: 19-дюймовый Iiyama Vision Master Pro 454 (НM903DT), а также 17-дюймовые Iiyama HM704UTC и Mitsubishi Diamond Pro 740SB. Однако прежде чем рассмотреть их подробнее взглянем еще раз на индустрию в целом.

В нынешнем году линейка ЭЛТ-мониторов Iiyama была существенно обновлена, причем значительно увеличилось количество профессиональных моделей (они составляют половину от всех). Кроме того, претерпел значительные изменения дизайн корпусов для соответствия современному офисному или домашний интерьеру. Модельный ряд, как обычно, состоит из трех серий.
  • Venture Range:
Vision Master 1402 (LS702UT) — 17", 0,27 мм, FST, 70 кГц1, 1280x10242;
Vision Master Pro 1411 (LA702UT) — 17", 0,25 мм, Diamondtron NF, 70 кГц, 1280x1024;
Vision Master 1451 (LS902UT) — 19", 0,26 мм, FST, 96 кГц, 1600x1200.

  • Business Range:
Vision Master Pro 1413 (LM704UT) — 17", 0,25 мм, Diamondtron M2, 70 кГц, 1280x1024;
Vision Master 406 (MF701U) — 17", 0,25 мм, Toshiba-Microfilter Flat, 86 кГц, 1600x1200;
Vision Master 452 (MF901U) — 19", 0,25 мм, Hitachi Flat, 96 кГц, 1600x1200;
Vision Master Pro 452 (MA901U) — 19", 0,25 мм, Diamondtron NF, 115 кГц, 1600x1200;
Vision Master Pro 511 (MA201D) — 22", 0,25 мм, Diamondtron NF, 110кГц, 1920x1440.

  • Professional Range:
Vision Master 407 (HF703UT) — 17", 0,25 мм, 96 кГц, Toshiba-Microfilter Flat, 1600x1280;
Vision Master Pro 413 (HM703UT) — 17", 0,25 мм, Diamondtron M2, 96 кГц, 1600х1280;
Vision Master Pro (HM704UTC) — 17", 0,25 мм, Diamondtron M2, 96 кГц, 1600х1280;
Vision Master Pro 454 (HM903DT) — 19", 0,25 мм, Diamondtron M2, 130 кГц, 2048x1536;
Vision Master 505 (MS102DT) — 21", 0,25 мм, Hitachi FST, 110 кГц, 1840x1440;
Vision Master Pro 512 (HA202DT) — 22", 0,24 мм, Diamondtron NF, 140 кГц, 2048x1536.

В принципе, глядя на модельный ряд одной лишь Iiyama, можно составить представление о продукции многих компаний, собирающих мониторы не на собственных электронно-лучевых трубках, ее основных характеристиках. Так, видно, что все профессиональные 17/19-дюймовые модели в ближайшее время скорее всего перейдут именно на Diamondtron M2, хотя нельзя не отметить, что сама NEC-Mitsubishi пока представила только одну модель на M2 (Diamond Pro 740SB, см. ниже) и что решетка этой трубки с диагональю 19 дюймов уступает в шаге старшей 0,24-миллиметровой Diamondtron NF с обычным катодом. Хотя с другой стороны, последнюю концерн NEC-Mitsubishi использует единолично, и Iiyama здесь на равных со всеми остальными производителями. 22-дюймовую 0,24-мм трубку Mitsubishi поначалу тоже придерживала для себя, но сейчас она наконец заняла место в топ-модели Vision Master Pro 512. В недорогих мониторах по-прежнему находят применение ЭЛТ на давно (около трех лет!) не обновлявшихся теневых масках с экранами плоскими, но недорогими (Hitachi FlatFace) или «близкими к плоским» (Flatter Screen Tube, сферическая поверхность большого радиуса). ЭЛТ с щелевой маской (slot/slit mask) представлены сейчас только в стане LG — их технология Flatron появилась значительно позже пионерской ChromaClear от NEC и весьма удачна; собственно ChromaClear-трубки уже практически не используются. Трубки FD Trinitron от Sony хороши, но мало кому достаются, поэтому поговорим о них как-нибудь в другой раз.

Монитор Vision Master Pro 454 (НM903DT) профессиональной серии сменяет Vision Master Pro 451. В дизайне ничего нового, монитор симпатичный, продолжает довольно удачную стилистическую линию Iiyama. Он оборудован подставкой, имеющей USB-хаб на четыре порта, стереоусилитель с двумя динамиками, разъем для подключения наушников и два сигнальных разъема D-sub 15 (опционально возможен вариант с одним D-sub и пятью BNC, но для монитора с такими высокими частотными характеристиками не плохо бы иметь BNC-вход по умолчанию).

Iiyama Vision Master Pro 454 (НM903DT).

Управление мониторами Iiyama и организация экранного меню по-прежнему не вызывают особых симпатий (скажем, покинуть главное меню по собственному желанию нельзя — только по тайм-ауту), но внушает оптимизм то, что инженеры компании ушли от трех кнопок к пяти: вход в меню и четырехпозиционная кнопка-качалка.

Профессиональные мониторы отличаются прежде всего возможностью тонкой настройки. Страница «Color control» содержит пункты регулировки яркости, контрастности и цветовой температуры от 4500 до 10000 К с шагом 100К (!) плюс режим sRGB (и сразу же маленькая ложечка дегтя всем описанным здесь мониторам: функции, связанные с повышенной отдачей яркости, в режиме sRGB у них не доступны). Регулировки размера, центровки, подушкообразных и трапециидальных искажений сохраняются для каждого значения разрешения, остальные регулировки относятся ко всем разрешениям. Страница «Picture quality» служит для регулировки сведения по горизонтали и вертикали (только общая регулировка по всей площади экрана), гамма-коррекции, подавления вертикальный муар, а также управления OPQ, функцией Optimum Picture Quality. Здесь-то и включается тот самый «форсаж» яркости: от нормального режима «Text» до повышенного «Picture» и слепящего «Movie». Управление яркостью, контрастностью, громкостью и OPQ возможно напрямую без блужданий по меню путем нажатия определенной стороны кнопки-качалки.

Сайты производителя сообщают следующие данные о предельных значениях некомпенсируемых искажений: нелинейность — 7% (не указано по какой координате), искажения типа трапеции и подушки — 1,5%, типа бочки — 2%, несведение — 0,3 мм, стабилизация размера растра — 2 мм. Для такой диагонали это очень неплохо, и отсмотр тестовых изображений в программе DisplayMate выявил почти безукоризненную геометрию изображения. Побывавший у нас экземпляр имел лишь незначительный дефект сведения в левом верхнем и правом нижнем углах по красному и синему. Кроме того, увы, не предусмотрена регулировка линейности хотя бы по горизонтали — можно было бы избавиться от незначительных искажений по краям. Впрочем, взгляните лучше на характеристики видеоусилителя и цену этой модели в таблице.

Iiyama Vision Master Pro HM704UTC

Iiyama Vision Master Pro 454(HM903DT)

Mitsubishi Diamond Pro 740SB

Полоса пропускания видеоусилителя, МГц

160

345

210

Шаг апертурной решетки, мм

0,25

0,25-0,27

0,25

Максимальный видеорежим 1600x1280@72 Гц 1920х1440@86 Гц

1600х1200@75 Гц

Габариты (ШхВхГ), мм

400х406х423

450х450х447

400х413х415

Вес, кг

17

24

19

Ориентировочная цена, USD

365

570

345

Корпус модели Vision Master Pro HM704UTC окрашен в модный темно-голубой цвет с металлическим отливом, передняя рамка — стального цвета. Предназначен, судя по всему, для офисов и стильных апартаментов. Сигнальный кабель выполнен несъемным. Предусмотрены прямой доступ к регулировке яркости/контрастности и кнопка выхода из меню — еще один долгожданный реверанс в сторону пользователей. Возможные значения цветовой температуры — 9300, 6500, 5000 К, sRGB плюс пользовательская настройка. Страница «Picture quality» служит для регулировки сведения по вертикали (только общая регулировка по всей площади экрана) и подавления муара по вертикали. Ничего экстраординарного нет. OPQ имеет всего два значения — включено или выключено и управляется отдельной кнопкой на передней панели монитора.

Iiyama Vision Master Pro HM704UTC.

Протестированный экземпляр на краях экрана имел незначительный дефект несведения горизонтальных линий по всему полю, который невозможно устранить из-за отсутствия соответствующей регулировки, но в целом для поднятого со склада навскидку образца смотрится очень хорошо, главным образом благодаря четкой геометрии.

Модель Diamond Pro 740SB принадлежит профессиональной линейке Mitsubishi, однако в дизайне и конструкции современных мониторов это с каждым годом угадывается все меньше: заделанный намертво сигнальный кабель, отсутствие BNC-входа… Зато, с другой стороны, появляются новые настройки. В этой модели используется удобное управление при помощи семи кнопок на передней панели (тем не менее, у этих семи нянек прямой доступ к яркости/контрастности — без глазу). В подменю «Color» помимо стандартных 9300, 6500, 5500К возможен выбор режима sRGB. Страница «Geometry» отличается поддержкой VESA GTF (Generalized Timing Formula — единые временные параметры для видеокарты и монитора, что позволяет вместо набора фиксированных частот и разрешений использовать любые значения этих параметров и получить ряд дополнительных возможностей: автоматическая центровка и настройка размеров изображения, более быстрое переключение видеорежимов и прочее). Предусмотрено сведение по вертикали и горизонтали. Во время навигации по меню на экран выводятся подсказки, указывающие необходимые кнопки. Соус, с которым употребляются возможности новой электронно-лучевой трубки в Diamond Pro 740SB, называется SuperBright и подливается по нажатию соответствующей кнопки на передней панели в виде одной порции, как у HM704UTC. Запуск программы Display Mate 1.22 выявил отличную линейность и геометрию растра, безупречный баланс белого (причем три этих показателя сохраняются при различных разрешениях) и незначительное (0,5 мм) несведение во всех углах, что, в общем-то, соответствует норме.

Mitsubishi Diamond Pro 740SB.

Изображение на мониторах с технологией High Brightness очень похоже на картинку с экрана любого другого нового монитора, у которого яркость выкручена процентов на сто пятьдесят. Разница в том, что при таком увеличении яркости на обычных трубках неизбежно страдает уровень черного цвета (то, что должно быть черным, становится серым). Кинескопы Diamondtron M2 в Iiyama VMPro HM704UTC и Mitsubishi DPro 740SB, а также в режиме «Picture» y Iiyama VMPro 454 выдают повышенную яркость без влияния на уровень черного и тестовые шкалы градаций серого, то есть изображение действительно оживает. И только ослепительный режим «Movie» у 19-дюймовой модели задевает общий баланс яркостей и немного коробит близко находящийся глаз.

Надо сказать, что от режимов сверхяркости заметно страдает фокусировка мониторов. Любая вертикальная и особенно горизонтальная (в силу конструкции апертурной решетки) линия волосяной толщины разрастается вдвое, а дефекты несведения, если они есть, проявляются с необычайной силой. С другой стороны, на диагональных линиях это уже не так заметно. Пригодно ли это для CAD/CAM-систем — решать нужно в каждом конкретном случае с конкретными людьми. Максимальная резкость, как ни крути, — в режиме стандартной яркости. Наиболее щадящий режим повышения яркости — у Mitsubishi. В мониторах Iiyama он больше подойдет для коллективного просмотра. И в заключение, чтобы было предельно ясно, о чем мы пытались вам рассказать, подчеркиваю: в режиме нормальных мониторов рассмотренные модели — одни из лучших представителей в своем классе.


1. Здесь и далее по списку — частота горизонтальной развертки. [вернуться]

2. Здесь и далее по списку — max. [вернуться]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.