Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Обзор супервидеокомбайна ATI All-In-Wonder Radeon

АрхивВидео
автор : Александр Медведев   15.12.2000

«КомпьюFeрра» протестировала один из первых в России сэмплов этой карты, поддерживающей функцию time shifting. Один из выводов: многим видеомагнитофонам пора на помойку.

В системных путах редакционного компьютера подергивается медиамонстр: грузное существо совсем увязло в AGP-слоте, на спине вместо плавника поблескивающий сталью ТВ-тюнер, две огромные конечности — антенный вход и универсальный DVI-I-разъем. И скромные, практически атрофировавшиеся плавнички вентилятора. Чудо-юдо рыба-кит — видеокомбайн ATI All-In-Wonder Radeon (AIW).

Начну с того, чего от этого продукта ждали больше всего. Горячий, с пылу с жару последней версии MMC7 (MultiMedia Centre) от ATI способен, кажется, переварить любые мультимедийные запросы привередливого потребителя контента. Здесь и CD-проигрыватель с доступом к CDDB, и прекрасный всеядный File Player, воспроизводящий все, что звучит, и все, что танцует (можно составить произвольный play-лист из файлов разных видео- и аудиоформатов). Есть DVD-плейер. И самое главное — TV-центр. Программы объединяет система настроек и стилистика интерфейса (см. иллюстрации ниже), на мой взгляд, не только привлекательного, но и оптимально функционального. Настройки логичны, словно речь генерала, и достаточны, как армейский паек нового образца. Разумеется, при воспроизведении MPEG1 или 2 используется прекрасное аппаратное вспоможение, предоставляемое чипом Radeon.

Все новые и уникальные возможности AIW наиболее полно раскрывает TV-центр. Для начала подключаем к низкочастотному входу франко-родственный видеомагнитофон Thomson (любезно одолженный Ильей Хрупаловым, известным своим придирчивым отношением ко всем покупаемым им вещам), выводим картинку на монитор. Можно настроить разрешение захвата и показа (320х240 или даже 640х480), насыщенность, яркость и прочее. Но, как ни крути (настройки), телевизор показывает чуть лучше. Помех поменьше, цвета насыщеннее. Да ладно, зато можно скриншотов нащелкать и даже ролик записать… Например, новый клип «Стрелок» с MTV (очень, знаете ли, помогает при пищевых отравлениях). Причем не только в формате, пожирающем дисковое пространство со скоростью, близкой к световой (AVI), но и в полноценном MPEG2! Программный код реализован просто фантастически: компрессор работает сносно начиная с Celeron 450, а на Pentium III 600 сжимает c максимальным качеством и разрешением, оставляя заметную часть процессорной мощи нетронутой, — и это все в реальном времени. Так что аппетит монстра на поверку скромен. Это только маленькие собаки тратят энергии больше, чем слоны (покупайте сенбернаров, к ним даже корм прилагается — бочонок на ошейнике). Настройки кодека достойны профессионала: можно не только выбрать один из готовых профилей, но и самому подтянуть соотношение опорных и промежуточных кадров, качество звука и прочие параметры кодирования. Вдоволь наэкспериментировавшись и выжав из своего компьютера «почти совсем максимум», можно настройки сохранить для будущего использования и поименовать.

Филейная часть нашего монстра — TV-On-Demand. Под этой маркой скрываются прежде всего способности любого видеомагнитофона (программирование записи тех или иных передач) плюс то, что сотрудники ATI, когда All-In-Wonder Radeon только разрабатывался, называли time shifting (см. «КФ Lite» в «КТ» #30 — репортаж из Мюнхена «В эфире радеонстанция») и чем сейчас озабочены производители бытовой видеотехники. Эта функциональность ныне доступна для карт AIW на чипсете Radeon и предшествующих Rage 128/128 Pro (прикрутили, как говорится, задним числом). О том, что дает time shifting, рассказано много, но не грех повторить. Представьте, что вы прикованы (диван, махровый халат, бутылка правильного пива) к прямой трансляции футбольного матча розыгрыша Лиги чемпионов. И вдруг пейджер взрывается сообщением, что кто-то лапает ваш пригнанный из Карелии, уникальный, с трудом отремонтированный 79-го года Chevrolet Caprice Classic. Рука тянется к монтировке (нунчакам, кобуре, дробовику — нужное подчеркнуть). А как же футбол? Спокойно, главное, чтобы компьютер был включен (можно, конечно, упростить условия задачи, предположив, что вы смотрите телепередачу непосредственно на мониторе компьютера, но тем интереснее, что смотрите-то вы все же телевизор, а AIW вас страхует). Хладнокровно нажимаете на панели TV-центра кнопочку, включается time shifting, компьютер начинает записывать передачу на диск, прекратив воспроизводить ее на экране (она как бы поставлена на паузу и кушает Twix). Насколько быстро вы закончите разборку, зависит от ваших военно-спортивных навыков и объема свободного места на диске. При использовании MPEG2 и возможности отдельно выбрать его качество потока для шифтинга у вас получится где 20-40 минут на гигабайт дискового пространства. Вернувшись, вы снимаете систему с паузы, и TV-центр начинает показывать матч с того места, на котором вас оторвали. Текущий контент тем временем продолжает записываться с эфира на диск, но при этом размер файла уже не растет — он функционирует как кольцевой буфер. Вы можете замедлить или ускорить воспроизведение, прыгать вперед и назад, например, пропуская рекламу. С одной стороны вы ограничены дисковым пространством, с другой — текущим временем (ведь посмотреть передачу вперед еще непринятого сигнала не представляется возможным по понятным организационным причинам). И всего-то надо было написать вдогонку к железу полезную программу!

Вовсе не нужно комплексовать, глядя на DVI-разъем нашего монстра. В комплект входит маленький специальный адаптер, чтобы можно было подключать обычные мониторы (см. фото). Новомодные жидкокристаллические или электронно-лучевые (ViewSonic PF77/97) мониторы с цифровым входом — напрямую. Ну, а суперновомодные ЖК-дисплеи вроде NEC MultiSync 1525X, способные получать по DVI как цифру, так и аналог (выбирается в меню монитора), и All-In-Wonder Radeon просто созданы друг для друга. Следует, кстати, похвалить тандем современные ЖК + Radeon — стабильность изображения фантастическая даже в аналоговых режимах. Пикселы сидят по местам как влитые и не рыпаются.

Это были цветочки. Переходим к сбору видеоягодок. На панели коннекторов карты помимо антенного входа размещены два, на первый взгляд похожих на S-Video, разъема. Впрочем, если приглядеться, становится ясно, что разъемы «оригинальны». В комплекте поставляется два разветвителя (на фото), вставив которые в вышеописанные разъемы, мы получаем:

  • низкочастотный видеовход

  • S-Video-вход

  • низкочастотный видеовыход

  • S-Video-выход

  • аналоговый аудиовход (стерео)

  • аналоговый аудиовыход (стерео)

  • цифровой аудиовыход

 

В меру, чтобы запутаться, что, куда и как. Кстати, если аналоговый звук просто проходит плату «насквозь» (необходимо соединение со звуковой картой), то вот цифровой аудиовыход реализован на самом AIW, причем на радость буржуазным «театровладельцам» (передайте Евгению Козловскому) звук выводится в самом что ни на есть шестиканальном формате Dolby Digital, по крайней мере, если вы проигрываете DVD с помощью фирменного программно-аппаратного проигрывателя ATI. Разъемы для подключения к звуковой карте, расположенные на самой плате, малы (кто знает, тот поймет — такие ставятся на недорогие аудиокарточки долларов за десять; солидные же снабжаются более серьезными, с фиксатором, разъемами) и адаптер, способный подружить их друг с другом, надо еще поискать. Хотя возможно, что он будет прилагаться в коробочной версии комбайна.

Работа блока тюнера в отечественных (скажу более — московских «послепожарных») условиях пока оставляет желать лучшего. Каналы можно настроить только автоматически — просканировав весь доступный диапазон. Сделать это вручную MMC не позволил, что крайне неуважительно по отношению к пользователям, которые не привыкли копаться в реестре. (По объяснению российского представительства ATI, Microsoft требует, чтобы программы проводили линейное сканирование без всяких ручных выкрутасов. Это требование ко всем программам, которые имеют соответствие DirectShow.) Сканирование столичного телеэфира завело канадского гостя в нехилый тупик: собственно каналы он замечает весьма плохо, а посторонние помехи довольно часто. Ладно, допустим, телевышка уже не та, но даже поданный на антенный вход сигнал с ВЧ-выхода видеомагнитофона AIW проворонил, чего уж случиться точно не должно было (телевизор-то запросто ловит и автосканом, и при ручном указании). Некоторое утешение можно найти в том, что подобной тугоухостью на приеме страдают многие аналогичные TV-продукты, но зато они как минимум позволяют указать каналы вручную. Будем надеяться, что коробочные образцы нового видеокомбайна, поставляемые в Европу, будут настроены более тщательно. (Напоминаем, кстати, что с высокочастотным блоком любого тюнера нужно обходиться очень бережно, не дай бог разобрать его, даже просто снять экранирующую крышку, неспециалисту — там применяется тончайшая настройка.) Кстати, в поставку входит сносно работающий телетекст, что, конечно, пустячок, но приятно. Очень понравилось, что TV-центр позволяет показывать все каналы на одном экране, обновляя их по очереди по две-три штуки в секунду, например, для желающих выбрать что посмотреть или ожидающих новостей на конкретную тему.

Интересно, что карта сама определяет, какие выходы задействованы (видео, аналоговый или цифровой). Но возможности выводить два изображения в разных разрешениях нет — если вы подключаетесь к телевизору, то и ваш монитор будет показывать лишь 640х480 или 800х600 (что уж вы там выберете). Так же и с цифрой — она собственной жизнью не живет, а лишь «дублирует» аналог. Желающим работать с двумя мониторами придется ждать Radeon VE. Качество изображения, выдаваемого на видеовыход, хорошее (отличным оно быть не может, ибо показать 640х480 на экране телевизора без потерь нельзя, а о 800х600 я уже и не говорю), можно настроить степень резкости, сделать изображение монохромным и даже включить подавление мерцания, рождаемого чересстрочной природой сканирования телевизоров.

AIW Radeon — словно шампунь все-в-одном. Удобно, приятно, функционально. Не так качественно, как если бы по отдельности (в салонах шампунь и кондиционер подают все-таки отдельно), но продукт безусловно успешный и, что замечательно, знаковый. Без преувеличения можно сказать, что ATI была пионером в вопросе видеозаписи с паузой, хотя идея, казалось, лежала на поверхности. Все ожидали решения со стороны производительности винчестеров и процессоров, а канадские разработчики зашли с другой стороны — MPEG2-сжатия на лету преимущественно средствами видеокарты.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.