Исчерпывающий тест 28 жидкокристаллических мониторов
АрхивВидеоЭлектронная версия материалов теста, опубликованного в «КТ» #7 [336].
В начале разговора о жидкокристаллических (ЖК) мониторах вообще и их тестировании в частности подмывает в очередной раз перечислить столь очевидные, большинству искушенных пользователей, преимущества и недостатки. Что ж, не будем отказывать себе в небольшом удовольствии. Главное преимущество ЖК-мониторов, несомненно, в компактности — до сих пор это было основной причиной предпочтения все еще очень дорогих (главный недостаток) ЖК-мониторов их классическим электронно-лучевым собратьям. Не менее важные достоинства — малое энергопотребление, отсутствие электромагнитных излучений и вредного статического заряда. Очевидные недостатки — ограничение углов обзора и неточная цветопередача, а также пресловутые «мертвые» точки. Вот уже около года цены на ЖК-мониторы стоят на месте. С ними застыли в ожидании и терпеливые потенциальные покупатели. К счастью, застой в цене компенсируется постоянно улучшающимися параметрами мониторов, оставляя производителям небольшую надежду: вдруг их товар приобретет кто-то, кроме столь высоко ценящих стиль и свободное место своего рабочего стола бизнесменов, адвокатов и брокеров…
Специфика конструкции
Что дальше? Можно, конечно тестировать по олимпийской системе, как, помнится, делал недавно журнал «Байт». Ставить рядом два монитора, выводить на них одно и то же изображение, внимательно смотреть. Тот, что понравился меньше, заменять следующим претендентом. И так далее — до победителя. Только победителя в чем? Можно поступить иначе: выбрать ряд параметров и добросовестно их измерить. Но и здесь не все ясно: почему именно эти параметры, почему именно так измерены? Поэтому не будем торопиться с тестированием — прежде разберемся с устройством типичного ЖК-монитора и его основными характеристиками.
Главная деталь любого ЖК-монитора, разумеется, матрица. Ныне практически во всех без исключения настольных ЖК-мониторах (да и в большинство ноутбуков тоже) используются так называемые активные (TFT) матрицы. В чем же их характерное отличие? В электронно-лучевой трубке хотя и присутствуют четкие дискретные единицы — точки люминофора, адресуются они аналоговым образом (значением отклоняющего напряжения), и гарантировать попадание в конкретную точку невозможно. Вторая особенность кинескопа состоит в последовательном построении изображения: электронный луч пробегает вдоль горизонтальных строк развертки, в каждый момент времени определяя цвет только одной точки. Иное дело — ЖК-матрица. Она имеет фиксированное разрешение: каждая точка может быть точно адресована, причем цифровым образом. Более того, обновление информации происходит построчно, доступна сразу целая строка матрицы. Более подробно конструкция элементов активной ЖК-матрицы рассмотрена во врезке. Итак, благодаря точной адресации и обеспечивается отсутствие геометрических искажений. Но не следует забывать, что интерфейс VGA, предназначенный для последовательно сканирующих точки трубок, крайне неудобен для ЖК-матрицы. Поэтому создателям ЖК-мониторов с классическим VGA-входом (оставим пока в стороне продукты с цифровыми интерфейсами) приходится разрабатывать достаточно сложную схему управления матрицей (см. рис. 1).
Рис. 1. Устройство ЖК-монитора с VGA-интерфейсом.
Итак, поступающий с компьютера VGA-сигнал оцифровывается во внутренний буфер кадра ЖК-монитора, из которого, собственно, и происходит построчное обновление матрицы. Здесь начинается та самая «специфика» ЖК-мониторов. В отличие от классических мониторов, частота кадровой и строчной развертки не играет привычной роли. Матрица всегда сканируется в оптимальном для нее режиме, и, благодаря особенностям внутренней конструкции, пользователь не может заметить факт сканирования вообще (с его точки зрения матрица постоянно показывает изображение, переключая по мере надобности цвет изменившихся точек). Более того, как правило, чем ниже частота кадровой развертки входного VGA-сигнала, тем лучше для монитора (но не всегда — за советом по выбору оптимальной частоты развертки лучше всего обратиться к документации) — он сумеет более качественно и с меньшими помехами этот сигнал оцифровать и более точно выделить местоположение первых и последних точек в строке. Дело в том, что если выделение самих строк не представляет никакого труда, так как каждая строка развертки сопровождается импульсом строчной синхронизации, то вот конкретные точки в строке могут быть выделены лишь эмпирически. Поэтому все ЖК-мониторы с VGA-интерфейсом требуют ручной или автоматической настройки размера изображения по горизонтали (фактически вы выбираете начальную точку и размер строки изображения) плюс так называемого «сдвига фазы», позволяющего правильно отображать тонкие линии шириной в одну точку и контуры мелких шрифтов. Еще одна проблема — видеорежимы, не совпадающие с физическим разрешением матрицы. Более высокие разрешения, как правило, вообще не отображаются ЖК-мониторами, а в меньших приходится идти на вынужденный компромисс. Как минимум, стандартный текстовый режим 720х400@70 Гц должен без проблем поддерживаться любым, в том числе и жидкокристаллическим, монитором. Существует два различных подхода — поместить изображение по центру матрицы и использовать только часть рабочих элементов (возможно, увеличив изображение в кратное число раз) или растянуть его на всю полезную площадь матрицы (сделать так называемую перевыборку). Причем качественная перевыборка реализуется по довольно сложному алгоритму, иначе возникающие во время подобного процесса артефакты сразу бросятся в глаза (см. рис. 2).
а) буква «О» в оригинальном разрешении |
б) та же буква, увеличенная в полтора раза без сглаживания |
в) буква, увеличенная в полтора раза со сглаживанием |
Рис. 2. Масштабирование изображений и возможные артефакты.
Как бы то ни было, хотя создатели и предполагают, что ЖК-монитор будет использоваться большую часть времени в своем «родном», физическом разрешении, не стоит забывать о возможных проблемах совместимости с программами, требующими обязательной поддержки других режимов.
Специфика цифрового интерфейса
Постепенно (но, к сожалению, не очень уверенно) выходящие на рынок мониторы с цифровым интерфейсом свободны от многих вышеперечисленных недостатков. Они обладают более простой и дешевой схемой, в которой отсутствует блок захвата синхронизации и оцифровки видеосигнала. Изображение передается во внутренний буфер кадра монитора по цифровому интерфейсу, исключая потребность в каких-либо геометрических настройках и необходимость заново оцифровывать сигнал (со всеми вытекающими из нее помехами). Переключение видеорежимов происходит мгновенно, так как отпадает нужда в подсчете числа строк и предварительной синхронизации согласно установкам из банка настроек распознаваемых монитором режимов. Единственная актуальная для цифровых мониторов проблема, имеющая отношение к функционированию, — масштабирование режимов с более низкими разрешениями. На данный момент распространены два цифровых интерфейса: DFP (Digital Flat Panel, www.dfp-group.org) и DVI (Digital Visual Interface, www.ddwg.org), о которых мы уже неоднократно писали, см. «Тенденциоз» и «Видеокарма»). Напомним, что интерфейс DVI более молод и перспективен, в отличие от DFP он не ограничен разрешением 1280х1024 и, вероятно, скоро вытеснит своего предшественника с рынка. Однако в данный момент в продаже доступно больше изделий (видеокарт и мониторов) с интерфейсом DFP.
Тестовая конфигурация
В качестве эталонного генератора VGA-сигнала использовалась видеокарта Matrox Millennium G400MAX. Остальные компоненты системного блока RoverPC Eagle: процессор Intel Pentium III E 500 МГц, системная плата ASUS P3B-F, 128 Мбайт SDRAM, 10-гигабайтный жесткий диск Quantum Fireball lct10, звуковая карта Creative SB Live!, корпус ASUS AEGIS T-10AB.
Программное обеспечение
На компьютере была установлена локализованная версия операционной системы Windows 98 SE и драйверы видеокарты Matrox версии 4.11.01.1410. Дополнительно мы контролировали видеорежимы с помощью программы PowerStrip 2.64.
Для большинства тестов и идентичной настройки мониторов применялся набор тестов DisplayMate для Windows (версия 1.22), с нашей точки зрения более полный и удобный в использовании, нежели популярный Nokia Monitor Test. Разумеется, не все тестовые изображения и режимы имеют смысл в исследовании ЖК-мониторов. Мы использовали некоторые геометрические тесты, тесты для оптимальной настройки яркости и контрастности, тесты разрешения, муаровые сетки, а также тесты на цветопередачу. Основная тестовая таблица (master test pattern) применялась, как для проверки автоподстройки изображения, так и для быстрой оценки общего качества изображения в различных режимах. Для субъективной оценки цветопередачи мы рассматривали в пакете Adobe Photoshop 4.0 характерные цветокорректированные нашими дизайнерами фотографии хорошо знакомых человеческому глазу и в тоже время довольно сложных сюжетов. Для оценки масштабирования в характерных игровых разрешениях мы использовали демонстрационный ролик из пакета 3DMark 2000, на этом же ролике оценивался звук встроенных динамиков.
Оптические параметры
Допустимые углы обзора. Ввиду конструктивной специфики активные ЖК-матрицы (впрочем, как и другие их разновидности) обладают очень неприятным эффектом: при взгляде на матрицу под углом, превышающим определенное значение, цвета меркнут или искажаются. Суть проблемы в том, что оптическая система, формирующая яркость каждой цветовой составляющей триады RGB, имеет конкретные углы, гарантирующие полное прохождение светом от источника всех ее составляющих (см. рис. 3). ЖК-мониторы с низкими допустимыми углами обзора не очень удобны — приходится постоянно следить за положением глаз относительно монитора. Производители активных ЖК-матриц прикладывают огромные усилия для увеличения допустимых углов обзора. В частности, NEC применяет в своих ЖК-матрицах так называемую технологию «XtraView», по сути, это два транзистора на одну составляющую. Подобный подход позволяет принудительно ориентировать молекулы жидких кристаллов параллельно плоскости матрицы, значительно увеличивая доступные углы обзора (см. также рис. 3). Мы не рискнули измерять точные углы и оценивали лишь комфортность работы с монитором в пределах рабочего стола.
Рис. 3. К вопросу о допустимых углах обзора.
Контрастность. Контрастность — еще одно больное место ЖК-матриц. Данный параметр определяется как отношение яркости абсолютно белой точки (все составляющие полностью открыты) и абсолютно черной точки (все RGB-составляющие полностью перекрыты) при оптимальной настройке яркости и контрастности монитора. Обычные электронно-лучевые трубки имеют контрастность не ниже, чем самые дорогие ЖК-матрицы (300:1), однако в этом последние очень быстро прогрессируют. Данный параметр мы не измеряли непосредственно, а просто указали те модели, матрицы которых имеют очевидный недостаток или, наоборот, очевидное преимущество в контрастности.
Яркость. Яркость напрямую зависит от источника подсветки ЖК-матрицы. Как правило, этот параметр измеряется в канделах на квадратный метр при условии «абсолютно белой» ЖК-матрицы (все триады полностью открыты, яркость и контрастность настроены на максимум). Для обычных трубок характерны значения около 270–400, для ЖК-матриц — примерно 150–250. Еще один параметр, влияющий на яркость, — особенности внутренней конструкции матрицы. Например, два транзистора на цветовую составляющую, характерные для уже упомянутой технологии «XtraView», существенно снижают коэффициент пропускания открытых элементов матрицы, требуя более яркой подсветки. Измерить яркость нам не представилось возможным, мы приводим указанные в документации цифры и сообщаем наши субъективные впечатления.
Равномерность. Равномерность подсветки определяется как степень разброса яркости по поверхности ЖК-матрицы. Источники подсветки современных матриц по своей природе не являются равномерно излучающими поверхностями. Широкий параллельный поток света формируется посредством специальной плоской призмы, закрепленной сзади матрицы, сверху и снизу которой находятся один или два трубчатых источника белого света. Разумеется, в такой ситуации невозможно добиться подсветки, полностью равномерной по всей поверхности ЖК-матрицы. Но, как и в случае других критических параметров, ухищрения инженеров позволили значительно снизить неравномерность подсветки. У современных ЖК-матриц она доставляет существенно меньше неудобств, нежели, например, углы обзора.
Частота обновления (инертность). У пассивных ЖК-матриц этот параметр остается болезненно низким (от 3 до 10 Гц, что недостаточно для большинства мультимедийных и игровых применений), но активные могут обеспечить полную смену изображения с частотой до 40 Гц. Этого вполне достаточно для большинства применений, но ЭЛТ все же существенно быстрее.
Мертвые точки. В активной ЖК-матрице каждой составляющей в триаде (RGB) управляет собственный тонкопленочный транзистор. Их количество огромно: для 15-дюймовой матрицы — 1024х768х3=2359296. Технологически очень тяжело произвести матрицу без бракованных транзисторов, поэтому, дабы не завышать чрезмерно и без того высокую стоимость ЖК-мониторов, производители допускают наличие нескольких бракованных транзисторов, и, как следствие, несколько вечно погашенных или наоборот, включенных точек. Их называют «мертвыми». Приглядевшись, можно найти мертвые точки практически у любого ЖК-монитора. Причем, что самое интересное, политика различных производителей по отношению к мертвым точкам может быть совершенно различной. Один гарантирует «не более X на площади четверть или менее от всей поверхности», другой обещает «не более Y вообще» и меняет монитор, если это не так, а третий просто «рассматривает каждый вопрос индивидуально», то есть вообще ничего не обещает. Число мертвых точек, несомненно, подвластно случаю. Но, как и печально известные нити трубок Sony Trinitron, они могут сильно раздражать некоторых пользователей. Мы не считали число мертвых точек у конкретных экземпляров исследуемых нами ЖК-мониторов.
Цветопередача. Существенной проблемой ЖК-мониторов является неаккуратная цветопередача. В силу конструктивных особенностей классическая ЖК-матрица способна адекватно передавать 6–7 бит на составляющую цвета, что достаточно только для деловых (офисных) применений. В последнее время передовые производители ЖК-матриц разработали несколько методик, обеспечивающих более точное соответствие (8 бит на составляющую). Hitachi, например, для этой цели использует несколько сканирований с различными значениями подаваемого к общему электроду напряжения. Кроме того, урон цветопередаче наносят искажения, связанные с зависимостью цвета от угла обзора, и качество подсветки.
Мы оценивали цветопередачу на корректированых нашими дизайнерами фотосюжетах, хорошо известных человеческому глазу: пучке салата, веточках вишневого дерева и мимозы, облаке в контровом солнечном свете, отражении огней ночного города от речной глади. В меню некоторых мониторов предусмотрена установка точности цветопередачи: 6 или 8 бит на RGB-составляющую (соответственно 256K или 16М цветов). Мы оценивали этот параметр по шкале с 256 градациями серого. Для оценки передачи пастельных тонов мы использовали несколько специальных изображений с цветовыми переливами.
Функциональные параметры
Регулировки и память режимов. ЖК-монитору требуется значительно меньше настроек геометрии изображения, нежели электронно-лучевому. Регулировка необходима главным образом яркости и контрастности, положению по вертикали и горизонтали. Очень важна подстройка частоты синхронизации и фазы — параметров, позволяющих точно посадить передаваемые видеокартой по аналоговому VGA-интерфейсу точки на отведенные им места. Практически все мониторы имеют функцию автоматической подстройки изображения по частоте, фазе, размеру, позиции — все сразу или, реже, по отдельности. Можно ожидать такого сервиса, как цифровая регулировка громкости и тембра встроенных динамиков или выбор режима масштабирования низких разрешений. Точная настройка цветовой температуры и раздельная регулировка баланса трех цветов вполне могут найти практическое применение, в том числе и для ручной коррекции цветопередачи. Мы постарались отразить в очерках очевидные недостатки или преимущества набора регулировок.
Реализация поддержки режимов. Как уже указывалось, ЖК-мониторы дают оптимальное изображение на минимально возможной частоте кадровой развертки. Там, где это не оговорено отдельно, мы использовали частоту 60 или 75 Гц. Некоторые пользователи считают нужным устанавливать частоту развертки порядка 85 Гц или более, основываясь на опыте работы со стандартными мониторами, но ЖК-монитор от этого ничуть не выигрывает.
Нужно помнить, что 18,1-дюймовые ЖК-мониторы имеют иное, нежели у 15-дюймовых, отношение сторон: 1280/1024=1,25 — в то время как для остальных режимов 1024/768=800/600=640/480=1,3(3). Показывая режимы с меньшим разрешением, эти мониторы либо растягивают изображение на весь экран, жертвуя правильными пропорциями, либо оставляют узкие полосы сверху и снизу изображения. У продвинутых моделей стратегия поведения в такой ситуации может быть выбрана в меню.
Автоподстройка изображения. Практически все ЖК-мониторы имеют функцию автоподстройки, обеспечивающую регулировку всех геометрических параметров изображения без вмешательства пользователя, но качество реализации этой функции сильно зависит от производителя. Мы сравнивали основное тестовое изображение Display Mate в штатном разрешении монитора, настроенном как вручную, так и автоматически. Хотя функция автоподстройки сильно зависит от самого изображения, мы тестировали ее работу только на геометрической контрольной сетке DM и случайно организованном «рабочем столе» Windows, который, скорее всего, и будет использоваться для этой цели большинством пользователей. После этого с помощью специальных муаровых сеток и лупы проверялась точность посадки пикселей и, если требовалось, проводилась дополнительная ручная коррекция.
Физические параметры
Покрытие и прочность поверхности панели. Антибликовое покрытие, повышающее контрастность, есть практически на всех современных матрицах. Мы отмечали мониторы, отличавшиеся особенно чувствительной к нажатию или, наоборот, более прочной, чем остальные, матрицей. По понятной причине мы не смогли позволить себе какие-либо «крэш»- или «царап»-тесты.
Вес и размер. Эти параметры, казалось бы, в случае ЖК-мониторов можно уменьшать беспредельно. В действительности же малый вес приводит к неустойчивости, а излишне тонкая конструкция корпуса панели не обеспечит жесткости и механической защиты матрице. Следует уделять внимание разумному балансу этих характеристик параметров.
Углы поворота. Положение панели монитора относительно подставки должно регулироваться. Вопрос в том, как это может быть сделано, на какие углы и в каких направлениях. Как правило, доступен наклон вверх-вниз и поворот вправо-влево. Иногда производители балуют возможностью подъема экрана по вертикали или поворота основания подставки.
Портретный режим. У некоторых мониторов экран поворачивается на 90 градусов. Подобный режим работы удобен для просмотра Web-страниц и верстки, но не стоит забывать, что физическая конструкция матрицы не меняется и изображение, передаваемое видеокартой, так же должно быть повернуто на 90 градусов. Для этого используется специальное программное обеспечение, как правило, прилагаемое к монитору. К сожалению, это обеспечение не всегда корректно работает с некоторыми драйверами видеокарт. Более того, ускорители, рассчитанные на классическое для человечества заполнение слева направо и сверху вниз, здорово сдают в производительности, вынужденные рисовать все под прямым углом. Вплоть до невозможности комфортно работать в полноцветных режимах. Учитывая несомненную популярность и мощность используемой нами видеокарты, мы посчитали явным недостатком неспособность программы портретного режима нормально с ней работать.
Потребляемая энергия и режим энергосбережения. Количество потребляемой в нормальном режиме энергии не является столь важным параметром для рядового отечественного пользователя. Особенно сумевшего подобный ЖК-монитор приобрести. Под занавес теста нам показалось странным, что ЖК-мониторы используют главным образом внешние импульсные источники питания, такие небольшие, что могли бы уместиться в подставке любой модели.
Эргономические параметры
Органы управления и функциональность меню. Органы управления — первое, что бросается в глаза, а точнее в руки, как только вы включаете монитор. Важны удобство и оперативность доступа к настройкам, интуитивная ясность, что с этими самыми органами управления делать. Например, очень удобно когда у ЖК-монитора есть отдельная кнопка автоподстройки. Больше всего перманентного неудобства пользователю могут доставить явные огрехи в качестве изображения и неудобные органы управления. Посему следует уделить этим вещам наибольшее количество своего внимания.
Дизайн. Ну, и последний пункт — на радость глаз. Глаз собственных, глаз ваших знакомых или посетителей. Приятно порой чем-нибудь окружающих.
Acer View F51
Этот монитор привлек наше внимание прежде всего матрицей нового поколения с разрезанными пополам пикселами (аналогичная используется в новом ViewSonic VP151). Он имеет безграничные углы обзора, огромный запас яркости и отличную контрастность. В меню — минимум необходимых функций, управление — через четыре кнопки. Для автоподстройки предусмотрена отдельная кнопка. Главное — не забыть переключить цветопередачу из режима 6 бит на компоненту (256К цветов) в полноценный 8-битный режим (16М цветов), иначе вы обречены на неоправданно неточные цвета для столь хорошей матрицы. Автоподстройка работает хорошо, но пользователь не застрахован от ее ошибок. Иногда приходится вручную устанавливать пикселы на место с помощью сдвига фазы, добиваясь исчезновения неприятных шумов вокруг букв в некоторых местах экрана, причем в режимах 60 Гц это проделать наиболее просто. Градиенты передаются идеально, пастельные тона хорошо. Цветопередача почти совершенна, но изображение не звенит, не оживает в полутонах, как у Sony CPD L181A, Nokia 800PRO+ или моделей NEC. В малых разрешениях F51 масштабирует картинку всегда на полный экран с высоким качеством сглаживания. Жесткий корпус панели не вращается вправо-влево, никаких дополнительных функций. Простой и удобный монитор с выдающимися параметрами матрицы и средней электроникой, подойдет пользователям, не работающим с цветом профессионально.
ADI MicroScan 6L
Довольно большой, несмотря на 15-дюймовую матрицу, монитор с основательным обрамлением (особенно по бокам) матрицы, которому, впрочем, не помешала бы дополнительная жесткость: взявшись за края панели, чтобы развернуть монитор, можно увидеть разбегающиеся по матрице волны возмущения. Широкая подставка легко отсоединяется от панели монитора благодаря хитроумному механизму. Это единственный монитор, в комплект которого входит приспособление для крепления отсоединенной панели на стену. MicroScan 6L имеет комфортные углы обзора, хороший запас яркости и контрастности. Меню управляется всего тремя кнопками, что немного неудобно и заставляет тратить на регулировку чуть больше времени, чем хочется. Среди настроек выделяется автоматический баланс цвета, отсутствие предустановленных значений цветовых температур и наличие уникального режима, отображающего внутренний набор специальных тестовых шаблонов (обычно выводимых программами с компьютера, но не всегда прилагаемых к мониторам), позволяющих точно настроить положение пикселей, подавить муар и помехи. Впрочем, благодаря точным действиям автоподстройки в любых видеорежимах это может и не понадобиться. Масштабирование всегда проводится на полный экран, его качество может быть оценено как хорошее, При масштабировании (всегда на полный экран и весьма хорошем) немного падает контрастность маленьких букв вследствие чрезмерного, на наш взгляд, сглаживания. Градиенты и пастельные тона очень хороши, цветопередача сравнима с NEC, но модели ADI чуть-чуть недостает динамического диапазона. Убедительный монитор с хорошей матрицей и электроникой.
Belinea 101530
Незамысловатый, но функциональный дизайн: вращающаяся подставка, удобное управление колесиком и двусторонней кнопкой «Enter/Menu», напоминающее HP L1800 (правда, не столь оперативное из-за невысокой скорости работы колеса, но очень точное в плавных настройках. Меню не содержит никаких излишеств, ну а задело нас в нем, пожалуй, только отсутствие предустановленных значений цветовой температуры. Зато есть две пользовательские настройки баланса цветов и установка режима масштабирования (один к одному или на весь экран). В Belinea 101530 применена добротная матрица с хорошей контрастностью, запасом яркости и достаточно комфортными углами обзора. Автоподстройка работает быстро и качественно во всех режимах, справляясь с муаром в любых тестовых изображениях без посторонней помощи. Цветопередача хорошая, без явных недостатков, но несколько грубовата, вертикальный угол обзора влияет на цвет, градиенты имеют некоторые незначительные артефакты, пастельные тона передаются хорошо. Сглаживание хорошее, ориентированное на сохранение высокого качества букв. Никаких особенных проблем, но и никаких дополнительных возможностей. Удачный монитор с приятным управлением, рекомендуем обратить на него внимание всем, кому важно отношение цена/качество.
Bliss 1840
Внушительного веса 18-дюймовый монитор чрезвычайно устойчив прежде всего благодаря своему весу и жесткой подставке. В панель встроены динамики, но доверить им можно только улюлюканье операционной системы и других немузыкальных программ. Конструкция хорошо задумана: все шнуры смотрят вниз, параллельно плоскости экрана, и прячутся заподлицо, но подключать их — сплошное неудобство. Bliss 1840 имеет не только встроенный USB-хаб, но и второй (переключаемый) VGA-вход. В логике управления немного непривычно, что вход-выход в подуровни меню осуществляется не одной универсальной кнопкой, а кнопками «плюс-минус». В меню может быть выбран уровень входного сигнала (0,7 или 1 В), гамма, цветовая температура (9300, 6500, пользовательская). Яркость и контрастность удовлетворительны, но не имеют запаса. Тем не менее монитор довольно хорошо справляется с передачей 256 градаций серого и довольно точно передает цвета. В основном разрешении автоподстройка легко справляется с геометрией и основным разрешением, но чуть хуже с муаром, который, впрочем, нетрудно убрать вручную. В малых разрешениях на рабочем столе автоподстройка ведет себя нестабильно, а в текстовом режиме почти неудовлетворительна и вручную выправляется лишь на троечку. Масштабирование — один к одному или на полный экран, причем без сохранения пропорций, что для 18-дюймовой модели, вообще-то, моветон. Цветопередача тестовых картинок — хорошая, ближе к отличной, углы обзора комфортны.
Bliss 1500
Настольный мультимедийный монитор со встроенными стереодинамиками и несъемным сигнальным кабелем. Некоторое недоверие вызвала недостаточная жесткость подставки-основания. Шнуры смотрят вниз, параллельно плоскости экрана, разъемы упрятаны красиво, но подключаться неудобно. Звук дряблый, усилитель легко перегружается. Пять кнопок управления: две — выбор пункта настройки, две — плюс-минус (когда меню инактивировано, регулируют громкость, но, к сожалению, ее уровень при этом не отображается). В меню предусмотрено все необходимое, в том числе автоподстройка, цветовая температура (9300, 6500 и пользовательская), управление масштабированием и выбор режима сглаживания (для текста или графики). Автоподстройка действует уверенно, но сильно зависит от частоты и иногда не справляется с муаром. С передачей деликатных оттенков Bliss 1500 не справляется — они практически неразличимы. На градиенте искажения в виде ступени, минимальная и максимальная плотность завалены. Качество сглаживания при масштабировании низкое, мелкие буквы превращаются в кляксы, так что монитор лучше использовать только в основном режиме. Повсюду следуют три-четыре паразитных контура — похоже, виной тому неряшливая экранировка кабеля или внутренних цепей. Углы обзора безгрешны, покрытие матрицы прочное, почти нечувствительное к нажатию. Очень резкий, контрастный монитор с безупречной подсветкой, но губит оттенки.
Bliss 1500A
Необычный монитор: подставка не вращается, но зато в вертикальной плоскости две возможности отклонения, относительно основания и относительно стойки. Нежной матрице явно не соответствует жесткость корпуса: изменение угла наклона и приложение небольшой силы вызывает сильные искажения по краям. В основание подставки встроена активная акустическая система, а в тылу панели хитросплетение разъемов: сигнальный, два видеовхода (коаксиальный и S-Video), линейный аудиовход, коаксиальные выходы левого и правого канала с регулируемой громкостью (которые следует соединить с такими же входами, расположенными в основании подставки; в комплект входит адаптер, позволяющий подать сигнал с видеокарты на вход основания и напрямую, — спрашивается, зачем было огород городить?). Реализовано управление режимами и настройками по USB. Меню довольно симпатичное, куда интереснее, чем у моделей 1840 и 1500. Приятно, что разработчики продумали его логику так, что на управление потребовалось всего три кнопки, но, расположенные в центре под передней панелью и довольно тугие, нажимать их непросто. Четко регулируется цветовая температура. Автонастройка положения и сдвига фазы реализована раздельно. Углы обзора удовлетворительные, но оттенки серого с перпендикуляра к поверхности различимы плохо. Цветопередача средняя, оттенки видны только под некоторым углом сверху. Звук удовлетворителен, когда усилитель не перегружается. Bliss 1500A выводит видео с удовлетворительным качеством, реализована даже функция «картинка в картинке». Стандартные видеорежимы обрабатываются корректно (если не считать легкого муара как результата не совсем идеальной автоподстройки), с приемлемым масштабированием. Вручную муар исправляется не полностью.
ELO ITL151C (Philips 151AX с сенсорным экраном)
Фабрично закрепленный на мониторе сенсорный экран не испортил превосходного дизайна и удобного управления модели Philips 151AX. Электронная начинка этого образца существенно лучше, чем у побывавшего в нашей лаборатории прототипа. Автоподстройка работает отменно во всех режимах, сглаживание при масштабировании хорошее. Цветопередача и градиенты — среднего качества: заметно, что матрица передает лишь 6 бит на цветовую составляющую. Углы обзора предельно комфортные, искажения можно заметить, лишь если «смотришь искоса, низко голову наклоня». Непринужденно установились драйверы сенсорного экрана, и мы были пленены удовольствием работы с системой. Интерфейс на кончиках пальцев. Вы когда-нибудь пробовали потрогать ваши окна? Здесь это можно. Путешествовать по сети, читать тексты и даже рисовать — все эти действия приобретают новый вкус, привычные действия становятся гораздо удобнее, оперативнее и естественнее. Интересно экспериментировать в графических редакторах (когда-то я рисовал руками, окуная пальцы в разные краски, и здесь похожее ощущение. — А.М.) и даже обычном Word'е. Правка текста методом «перетащи и брось» — вот о чем мечтал архитектор программного обеспечения. Мышь готова погреться под рукой, но куда приятнее, скажем, перстом указующим отправить в урну свалившуюся по почте дрянь! Нам кажется, что дети будут в восторге от такого интерактивного монитора (к тому же с медицинской точки зрения ЖК-дисплеи полностью безопасны).
Hewlett-Packard L1800
18-дюймовые мониторы хотя и компактны, но далеко не пушинки, и шикарный L1800 сразу расположил к себе уступом-рукоятью в верхней части корпуса, предназначенным для переноски и бытового кантования. Ничего смешного в этом нет: например, одному, соблюдая предосторожность в обращении с экраном, достать ЖК-монитор из коробки очень непросто — пока он в пакете, и ухватиться-то не за что, не за подвижную же стойку браться. Дизайн монитора выдержан в фирменном стиле (или, по крайней мере, прекрасно сочетается с ним), капли изящности, на наш вкус, не хватает кнопке управления питанием — ее тоже можно было вынести под переднюю панель, где находятся колесико с кнопкой выбора, клавиши автоконфигурирования и выбора источника видеосигнала (оборудован двумя аналоговыми входами), ну, и решению разработчиков применить внешний блок питания (все равно ведь очень компактный, мог бы уместиться и в стойке). Повороты в вертикальной и горизонтальной плоскости даются плавно, но конструкции стойки, на наш взгляд, чуть недостает жесткости. В основание стойки встроен USB-хаб, управление самим монитором через USB не предусмотрено. Аудиоразъемы на задней панели L1800 служат лишь для удобства коммутации — ни микрофона, ни динамиков в корпусе прибора нет. При продуманной организации команд и переходов меню — колесику и кнопке в удобстве управления нет равных, что и демонстрирует эта модель. Предусмотрено все, что нужно, включая автоконфигурирование, ручную подстройку частоты и фазы, а также масштабирование изображения (растяжка на полный экран, растяжка с сохранением пропорций и один к одному). Необычные возможности — собственные часы с таймерами включения/выключения, блокировка настроек паролем, а также отсчет срока службы лампы подсветки. Если, не входя в меню, колесико покрутить вправо — вызовется регулировка контрастности, влево — яркости. Автоконфигурирование не меняет яркость/контрастность, работает не торопясь, не показывая промежуточных результатов. Покрытие очень прочное, предельно черное, хорошо матированное. Углы зрения максимально комфортны, запасы контрастности и яркости огромны. Цветопередача, градиенты и пастельные тона безупречны. Во всех режимах автоподстройка на славу. Масштабирование дает прекрасный четкий текст с очень деликатной интерполяцией, иногда даже недостаточной. Режим 1280х960 не поддерживается, но зато 1152х864 выглядит отменно. В каждом из двух вариантов масштабирования (один к одному и на весь экран с сохранением пропорций) лучше всего заново запустить автонастройку.
Hyundai DeluxScan LM1500A
Деловой функциональный дизайн этой модели приправлен оригинальным расположением элементов управления. Кнопки «вверх/вниз» примостились на передней части панели, а меню и выбора — на нижней кромке. Впрочем, это сочетание оказалось довольно удобным: рука быстро находит положение, способствующее быстрой и безошибочной навигации в спартански простом меню. Матрица с большим запасом яркости имеет более или менее комфортные вертикальные углы обзора. Кстати, в лупу видно, что матрица имеет характерно раздвоенные компоненты, подобно матрицам ViewSonic VP151 и Samsung SyncMaster 570P TFT. Градиенты и пастельные тона передаются отлично. LM1500A имеет хороший запас яркости, цветопередача хорошая, но также страдает описанными далее у Samsung SyncMaster 570P TFT недостаточным уровнем черного и искажением цвета из-за вертикальных углов обзора. Автоподстройка во всех режимах отличная, легкий муар практически не заметен даже на специальных тестах и легко может быть устранен вручную. Качество сглаживания при масштабировании может быть приведено в пример многим мониторам, текст выглядит прекрасно. Рабочая лошадка.
LG 570LS
Славная модель с яркой фирменной матрицей, свободным обзором по горизонтали и неожиданно ограниченным — по вертикали. Как и у большинства «пятнашек», панель не вращается по горизонтали, но для такого легкого устройства это и не обязательно. Система кнопочного управления меню «вперед/назад — плюс/минус» дополнена прямой регулировкой яркости и отдельной кнопкой автонастройки. Набор регулировок прост и вполне достаточен для комфортной работы: предусмотрены настройка цветовой температуры (две стандартные установки и одна пользовательская) управление масштабированием в нестандартных режимах: один к одному или на весь экран. В штатном режиме автоподстройка дает блестящий эффект, муар заметен только на специальных тестовых изображениях. LG 570S отображает 256 градаций серого без явных артефактов, заметна лишь некоторая шероховатость. Пастельные тона нежны, и цветопередача очень точна. В режимах 800х600, 640х480 и 720х400 автоподстройка иногда не справляется с муаром. Качество интерполяции при масштабировании не вызывает нареканий.
LG 880LC
Представительный 18-дюймовый монитор во многом повторяет LG 570S: тот же дизайн, меню и логика управления (за исключением дополнительной кнопки выбора одного из двух источников VGA-сигнала). Матрица имеет среднюю яркость с заметными, но не доставляющими явного дискомфорта ограничениями на углы обзора. Панель можно спокойно поворачивать вправо-влево и вверх-вниз. В основательную круглую подставку встроен USB-разветвитель. Автоподстройка работает бескомпромиссно, приводя изображение в чувство в любом стандартном режиме. Нестандартный режим 1280х960 правильно настраивается автоматически, но свободное место остается только снизу, а не сверху и снизу поровну. Режим 1152х864 совершенно правильно настраивается автоматически, и это нас приятно удивило. Качество интерполяции при масштабировании среднее, в меню можно выбрать режим масштабирования (один к одному или на полный экран). 256-градаций серого почти безупречны, цветопередача на очень хорошем уровне, но запас контрастности и яркости не помешал бы.
Mitsubishi LSA820W
Осанистый гигант с аккуратным неброским дизайном имеет несъемный сигнальный кабель и второй переключаемый (кнопкой на передней панели) видеовход. Поворот в горизонтальной плоскости осуществляется благодаря вращающейся опоре. Кабель питания и второй сигнальный кабель прячутся за удобные крышки. Очень занятное и чрезвычайно удобное «двухмерное» меню: левая кнопка выбора (стрелка вниз, ось ординат) указывает группу настроек, правая (стрелка вправо, ось абсцисс) перемещает указатель по настройкам внутри выбранной группы, кнопки плюс/минус служат для настройки. Помимо яркости/контрастности предусмотрена крайне полезная регулировка уровня черного: она позволяет тонко настроить передачу оттенков серого, не расходуя при этом яркость. Интересная особенность — плавная регулировка цветовой температуры с точностью до 100К. В группе автонастройки — принудительная автонастройка, автоматическая настройка размера и положения для стандарта, совпадающего с хранящимся в памяти, масштабирование (растяжка с сохранением пропорций или 1:1), переключение степени сглаживания при интерполяции (графика/текст). Ручная настройка размера изображения контролируется не в абстрактных единицах, а точно в пикселах, то есть, грубо говоря, монитор можно настраивать, не глядя на границы экрана. Предусмотрена блокировка меню. Градиенты, пастельные тона и цветопередача отличные, хотя сочность цветов немного уступает 18-дюймовой модели Sony, тонкие цветовые детали передаются не менее динамично, картинки оживают и наполняются динамической глубиной. В отличие от всех остальных мониторов четко различаются градации зеленого цвета на тестовом изображении «цветовой треугольник», что говорит о хорошей динамике в передаче обычно слегка ущербного зеленого цвета. Автоподстройка работает отлично, но режимы масштабируются только с соблюдением пропорций, сверху и снизу экрана остаются незанятые области. Из комплекта отметим дискету производства Mitsubishi Chemical (вот что значит концерн!) с установочными файлами и утилиткой вывода простейшего тестового изображения. Время автонастройки сильно зависит от режима: чем выше разрешение и частота, тем быстрее. Автонастройка меняет уровни яркости/контрастности/черного и не всегда удачно, поэтому передачу оттенков серого приходилось настраивать всякий раз, переходя в новое разрешение. Покрытие довольно мягкое, матированное, легко реагирует на нажатие. С какой стороны ни смотри, углы обзора соответствуют заявленным. Отличная работа с цветом и качество достойное марки.
NEC LCD1810
Большой и основательный монитор с основательной подставкой и основательными, практически ничем неограниченными углами обзора. Подставка не позволяет поворачивать панель вправо-влево, но с ее помощью можно регулировать высоту панели в существенном диапазоне (впрочем, процесс регулировки требует некоторого опыта, физической силы, а возможно — и предварительного чтения инструкции). Панель может быть повернута в портретный режим (причем вместе с ней разворачивается как меню, так и смысловая нагрузка кнопок вверх/вниз/вправо/влево) или, будучи снята с подставки, закреплена на стене. Удобная система управления, отдельные кнопки выхода, выбора функции и сброса параметров монитора. Меню хорошо структурировано, в большинстве разделов присутствует пункт локальной автоподстройки параметров. Поначалу мы были удивлены явными проблемами с цветом (сваливание в красный) и тенями линий на границах больших прямоугольных закрасок, однако вскоре нашли средство борьбы с этой проблемой — свойственную только мониторам NEC функцию автоподстройки контрастности. Этот интересный алгоритм автоматически и раздельно по цветовым компонентам подбирает значение контрастности, обеспечивающее наилучший динамический диапазон для видеосигнала конкретной графической карты. Автоподстройка работает отлично, но специальные тесты все же выявляют небольшой муар из-за не совсем идеальной посадки пикселей, который может быть легко устранен привередливым вручную с помощью лупы или тестового изображения. Режим 1280х960 не масштабируется по вертикали — за оптимальное качество изображения приходится отдавать две узкие полоски рабочей площади экрана. С режимом 1152х864 автоподстройка не справилась. Режимы 1024х768, 800х600, 640х480, 720х400 (текст) отлично обрабатываются автоподстройкой, иногда не справляясь лишь с муаром. Все малые режимы, кроме 640х480, масштабируются без сглаживания с сохранением пропорций. Градиенты и пастельные переходы, а также цветопередача — потрясающего, более чем отличного качества, единственное неудобство приносят упомянутые ранее устранимые проблемы на границах монотонных полей. Монитор имеет два входа (VGA и BNC), которые можно выбирать в меню, вызываемом отдельной клавишей. За качество матрицы и цветопередачу этому монитору можно простить все.
NEC LCD1525S
Не в пример старшему брату матрица этого 15,4-дюймового монитора имеет заметное, но не досадное ограничение углов обзора. Однако присмотритесь внимательнее: это единственная «пятнашка» с разрешением 1280х1024, то есть как у всех 18-дюймовых моделей этого обзора! Панель монитора легко поворачивается вправо-влево или вверх-вниз. LCD1525S оборудован двумя видеовходами, которые можно выбирать в меню, вызываемом отдельной клавишей; в подставку встроен USB-разветвитель. Меню и органы управления — как у модели LCD1810, включая автоподстройку контрастности и локальные автоподстройки. 1525S имеет чуть больший масштаб меню и пять предустановленных цветовых температур. Электроника, судя по всему, дублирует LCD1810, все замечания относительно автоподстройки, муара, поддержки режимов и масштабирования могут быть смело отнесены на его счет. Пастельные тона, градиенты и цветопередача идеальны, даже, наверное, чуть более динамичны, чем хотелось бы. Проблем с цветами, замеченных за старшим братом, нет, и лишь в сложных тестовых изображениях глаз цепляется за, в общем-то, простительные мелочи. На нынешний день этот монитор, по крайней мере на российском рынке, уникален: восхитительная цветопередача и микроскопический размер точек при стильной компактности открывают ему дорогу в любое применение, будь то цветопроба или векторная графика (последнее — высшая оценка теста ЖК-панелей, по природе своей рисующих наклонные линии «рублеными»). Единственный недостаток мы относим к комплектации — кабеля питания длинной порядка 80 см не хватило, чтобы дотянуться до пола.
Nokia 800Pro+
Дивный монитор с непередаваемым чуть фиолетовым отблеском повышающего контрастность покрытия матрицы. Благодаря встроенной в нижнюю часть панели стереосистеме и узкому обрамлению с трех сторон эта модель выглядит практически квадратной. Сзади Nokia 800Pro+ имеет металлическое кольцо для цепи — чтобы не унесли, скажем, с выставки. Мы отметили самое жесткое защитное покрытие матрицы во всем обзоре (по нему можно постучать костяшкой пальца, как по стеклу), весьма комфортные углы обзора, огромный запас яркости, а также достаточно качественный для монитора звук. Кроме того, в панель встроены микрофон, выход для наушников и внешнего микрофона, а также один USB-выход расположены внизу слева, сбоку монитора. Подставка с вращающимся основанием. На наш субъективный взгляд, 800Pro+ имеет самую удобную систему управления, характерная для многих современных мониторов Nokia, — это NaviKey. Вы вращаете колесико, выбирая пункт меню, и нажатием колесика же по его оси подтверждаете свой выбор, следом тем же колесиком регулируете значение параметра и т. д. Еще одно колесико, поменьше, управляет громкостью звука. В меню много полезных и хорошо структурированных функций — например, настройка трех возможных режимов масштабирования, режимы сглаживания (линейное, кубические сплайны). Масштабирование и сглаживание кубическими сплайнами дают блестящий эффект. Удивляет отсутствие точных цифр цветовой температуры в четырех предустановленных режимах, но можно записать две пользовательские установки. Встроенный USB-разветвитель имеет три выхода и два переключаемых входа. Это пригодится владельцам нескольких компьютеров, которые смогут разделять между ними свою периферию, выбирая источник USB в меню монитора. А что? Люди, позволившие себе такой монитор, вполне могут иметь два–три компьютера (мы себе позволили этот монитор на неделю — так у нас в редакции под сотню компьютеров). Это первый монитор Nokia, оборудованный цифровым (по документации — DFP, но, судя по разъему, — DVI) и аналоговым интерфейсом. Автоподстройка по характеру и качеству работы похожа на Sony L181A: она также неторопливо берется за дело, вывешивая индикатор прогресса. Встроенные предустановки так же часто попадают в яблочко, как и в случае мониторов Sony. Цветопередача чудная, сравнимая с Sony L181A, но… чего-то, по крайней мере с аналоговым сигналом, не хватает. Едва уловимая грань лежит между ними. Зато остается интрига: что же покажет Nokia на цифровом интерфейсе? К монитору прилагаются специальные салфетки для ухода за ним. Изысканный монитор, с очевидными удобствами и преимуществами.
Nokia 500Xa
У этой симпатичной модели мы выявили значительные недостатки. Во многом 500Xa похожа на старшую 800Pro+: NaviKey, также отсутствуют конкретные значения цветовой температуры, замененные символьными описаниями, вращающаяся подставка. На этом родство заканчивается: из-за малой жесткости, поворачивая панель, вы рискуете повредить чувствительную матрицу; необъяснимо, что по умолчанию включена лишь 6-битная (на составляющую) передача цвета; аудиосистема хуже. Автоподстройка вытворяет что-то невероятное: точно устанавливает геометрические параметры изображения, но совершенно не заботится о посадке пикселей на место, а затем в конец портит какой-то внутренний коэффициент контрастности в попытке ее автоматически настроить. Причем последующая ручная коррекция яркости и контрастности ни к чему не приводит: контрастность регулируется, но в недостаточном диапазоне, не позволяя вернуть все в норму. Помогает только принудительный возврат к фабричной установке, которая, кстати, не так уж и плоха на фоне столь некорректно работающей автоподстройки. В режимах с кадровой частотой более 60 Гц (даже на 70 Гц) регулярно проглядывают муар и шумы, причем не только на специальных тестовых изображениях, но и в обычных Windows-пиложениях. Можно выбрать режим масштабирования (один к одному или на полный экран), сглаживание при не выше среднего. Большой запас яркости, к сожалению, ничего не дает: цветопередача средняя, градиенты имеют артефакты, сильно вредит большая зависимость цвета от вертикального угла обзора, углы крайне некомфортны и недостаточны. Судя по всему, эта модель безнадежно морально устарела. Специальные салфетки, заботливо приложенные к этому монитору, не помогут в данной ситуации радикально исправить качество изображения, утрите ими скупую мужскую слезу и отдайте владельцам Nokia 800Pro+.
Panasonic PanaFlat LC50S
Аккуратный 15-дюймовый мультимедийный монитор с USB-хабом (управления по USB нет), аудиоусилителем и блоком питания в подставке. Сигнальный кабель съемный. Все кабели укладываются за декоративной крышкой, к ним обеспечен удобный доступ. В горизонтальной плоскости панель не вращается. Управление: кнопка входа в меню, навигация четырьмя кнопками, двумя кнопками регулировка громкости и одной — отключение звука. Довольно нежная матрица защищена жестким корпусом. Углы обзора вполне комфортные. Акустическая система дает приятный не отстраненный звук в широком диапазоне мощности. Возможна настройка цветовой температуры (6500 или 9300K) и регулировка уровня входного сигнала, автоподстройка же кроется под пунктом «Autosize». Фабричные настройки как правило очень хорошо подходят ко всем стандартным режимам. LC50S демонстрирует прекрасную яркость и контрастность, тончайше передает градиенты и цвета. Во всех режимах монитор автоматически масштабирует изображение, растягивая его на полный экран. Между режимами переключается быстро, без трудностей. Автоподстройка работает хорошо, если не считать легкого муара на специальных тестовых изображениях. Почетный ветеран рынка ЖК-мониторов.
Philips Brilliance 151AX
Это несложный мультимедийный настольный монитор, с симпатичным фирменным дизайном. Приятные серебристые кнопки управления (яркость, вход в меню и автоподстройка) расположены на правом торце панели и дополнены колесиком для перемещения и регулировки. В кратком удобном меню предусмотрена подстройка фазы и частоты, предустановлены две цветовые температуры и зарезервированы две пользовательские. Колесику можно назначить регулировку яркости, контрастности или громкости. Не совсем удобно, что сигнальный кабель и двойной аудиошнур (ведущий на акустическую систему и встроенный микрофон) не съемные, зато блок питания у монитора встроен в подставку. Панель поворачивается в любые стороны, углы обзора комфортны. Автоподстройка работает быстро, но не точно: в основном режиме на всех кадровых частотах ей из рук вон плохо удаются центрирование и подавление муара, а вручную — подстройкой фазы и частоты — это исправляется весьма нелегко. 256 градаций серого передаются довольно грубо (глубина цветопередачи 6 бит). Масштабирование в меню не предусмотрено — монитор автоматически растягивает изображение в малых режимах, причем с довольно хорошим сглаживанием. В 720х400 автонастройка дает четкое, контрастное изображение с тонкой интерполяцией. Звук встроенных динамиков суховат.
Silicon Graphics 1600SW
Роскошный монитор от SGI, обладатель космического дизайна. Цифровой интерфейс редкого стандарта OpenLDI, нестандартная широкоэкранная матрица с разрешением 1600х1024. Несколько подозрительны вертикальные углы обзора, причем снизу изображение смотрится лучше, чем сверху, что крайне нетипично. Цифровой интерфейс обязал к полному отсутствию органов управления, за исключением кнопки включения. Но где же яркость? Наверное, и она не нужна. Ввиду все той же цифровой специфики проблем с режимами, муаром и автоподстройкой не существует вовсе. Масштабирование работает по принципу «умножить в кратное число раз там, где это возможно, и показать один к одному там, где нельзя». Поэтому текстовый режим занимает не весь экран, а где-то 3/4 его площади. Никакой перевыборки или интерполяции. Потрясающая читабельность мелкого текста, размеры точек этой матрицы столь же малы, как и у прекрасной 15,4-дюймовой модели NEC. Цветопередача, градиенты идеальны. Единственный недостаток — едва заметное искажение цветов из-за вертикальных углов обзора не позволяет поставить этот монитор на одну ступеньку с Sony L181A. К монитору прилагается видеокарта Number Nine Revolution IV c 32 Мбайт 8-наносекундной памяти. Качество и скорость ускорения трехмерной графики — так себе, за современными кумирами этой карте не угнаться ни при каких условиях. Но с этим придется мириться, утешая себя безукоризненной двухмерной картинкой, передаваемой по цифровому интерфейсу. Панель монитора можно поднять или опустить, воспользовавшись специальной ручкой, повернуть вверх/вниз, поворот вправо/влево недоступен. Оригинальный футуристический монитор. 100 процентов цифры.
Samsung SyncMaster 570B TFT
Новинка от Samsung, радикально обновляющей модельный ряд ЖК-мониторов. В частности, 570B может комплектоваться одной из пяти разнообразных подставок. Наш образец имел подставку со скромной аудиосистемой, снабженной однако, микрофоном, регуляторами громкости, высоких и низких частот. Сбоку подставки расположены разъемы для наушников и внешнего микрофона. Панель не вращается вправо-влево, но может быть повернута на 90 в портретный режим.
Управление несколько странное. Несомненно, кнопка автоматической подстройки — это плюс, а вот кнопки «Exit» и «плюс/минус/меню» расположены по разные стороны от кнопки питания, что довольно странно и с непривычки может вызвать досадный промах. Меню не имеет особенных нововведений, достаточно хорошо структурировано, но требует двух нажатий для доступа даже к основным параметрам (исключение — яркость), что иногда неудобно. Интересная функция — масштабирование в некоторое число раз (2х, 3х, 4х и 8х) изображения от левого верхнего угла. Три предустановленные установки цветовой температуры создавались в обстановке полной секретности: вместо привычных цифр 9600 или 6500 они называются «Mode 1, 2, 3». Предусмотрена плавная регулировка цветового баланса. Углы обзора матрицы по горизонтали комфортны, по вертикали — рассчитаны на не очень активного пользователя. Запас яркости отличный, но присутствует некое постоянное смещение уровня (скорее всего, проблема конкретного экземпляра), из-за которого нельзя добиться на специальных тестовых изображениях нормального уровня черного, черный цвет всегда немного светится. Автоподстройка работает отлично, сопровождая свою работу индикатором прогресса, и не требует ручной доводки, полностью устраняя муар. Хорошо поддерживаются все стандартные режимы. Градиенты и пастельные тона отображаются отлично, цветопередача хорошая, но монитор грубо обращается с тонкими элементами тестовых изображений, чрезмерно выпячивая из-за смешения черного цвета темные, теневые оттенки. Качество сглаживания при масштабировании хорошее, ближе к отличному, есть выбор режима масштабирования (один к одному или на весь экран). Неплохой монитор с большим выбором подставок, отличная поддержка режимов и автоподстройка.
Samsung SyncMaster 570P TFT
Новая модель на базе все той же матрицы, но снабженная новой и очень привлекательной электроникой. Подставка и дизайн, качество автоподстройки, цветопередача — все, как у предыдущей модели. Поговорим о нововведениях. SyncMaster 570P имеет потрясающее меню, сделанное на основе поддерживаемой этим монитором функции «картинка в картинке». Красивые, в оттенках серого иконки, подсвечиваемые цветом по мере их выбора, полупрозрачная (для, например, рабочего стола Windows) область меню сделаны очень красиво. Структура меню повторяет ранее рассмотренную модель, но появилось несколько новых пунктов и настроек. Можно выбрать источник сигнала для показа на полный экран (VGA-вход, коаксиальный видеовход, вход S-Video) и отдельно для показа картинка в картинке. Можно отрегулировать степень прозрачности меню, режим масштабирования (все три варианта), степень сглаживания при масштабировании (также три варианта), насыщенность, яркость, контрастность и цветность изображения от видеоисточников. Качество отображения видео очень хорошее. Программное изображение поддержки портретного режима (уже известная по ViewSonic VP151 программа Pivot WinPortrait) снова не справилось с нашей видеокартой, бессовестно искажая цвета и не позволяя использовать в портретном режиме разрешение больше 480х640. Кстати, при повороте на 90 градусов вертикальные углы обзора превращаются в горизонтальные (разумеется, это происходит у мониторов всех марок), что зачастую вызывает очевидный дискомфорт.
Samsung SyncMaster 520 TFT
Щегольская, довольно давно известная модель темно-металлического цвета. Управление не так удобно, как в серии 570: есть две в общем-то лишние при двухуровневой организации меню кнопки. Меню — как у ранее описанной модели Samsung 570B, за исключением вертикального расположения иконок. Матрица имеет не очень комфортные вертикальные углы обзора. Подставка со встроенной акустической системой (все настройки, как и у 570B) более массивна, вращается вправо/влево и звучит более качественно. Градиенты и пастельные тона показываются отлично, цветопередача хорошая, но не свободна от ранее описанных недостатков, свойственных моделям Samsung (проблемы с уровнем черного и искажением цвета из-за малых вертикальных углов обзора). Автоподстройка работает отлично, полностью устраняя муар во всех режимах. Качество масштабирования безукоризненное, текст выглядит прекрасно. Поддержка режимов и качество масштабирования снова отличные. Очевидно, что эти недорогие мониторы нацелены на домашнее и офисное использование и отлично справляются с поставленной перед ними задачей.
Sony CPD L181A
Стильный элегантный монитор. Панель не вращается вправо/влево, но углы обзора свободные. Огромный запас яркости и контрастности. Нетипичная для Sony кнопочная система управления справа вверху. Достаточно удобное и продуманное меню, отдельная кнопка для автоподстройки, отдельная кнопка с двумя светодиодами для выбора одного из двух источников VGA-сигнала. Нас просто потрясла цветопередача этой модели. После знакомства с NEC мы и не предполагали что может существовать качественно более высокий уровень цветопередачи, но благодаря Sony в наших тестовых изображениях проснулись новые, ранее незамеченные нами детали. Градиенты и пастельные тона идеальны, этот монитор может использоваться для цветопроб, особенно учитывая поставляемый на дискете цветовой профиль, и давать фору своим трубочным собратьям. Яркость потрясает, мы не выводили движок далее 60 процентов. Автоподстройка блистательна, ни тени муара в любых тестовых изображениях. Более того, предустановленные на фабрике параметры отлично справились даже с режимами 1280х960, не говоря уже 800х600 и 640х480, нам даже не пришлось прибегать к автоподстройке. Автоподстройка, надо заметить выполняется долго и на глазах пользователя, изображение дышит, смещается небольшими прыжками, но результат всегда превосходен, даже в тяжелом режиме 1152х864. В меню доступна настройка режимов масштабирования (один к одному, пропорциональный и заполнение всего экрана) и режимов интерполяции (текст, графика и некий промежуточный «стандарт»). Есть три предустановленных настройки цветовой температуры и возможность настроить цветовой баланс по компонентам. Божественно легкий монитор, самый легкий из всех 18 мониторов нашего обзора. Больше нечего сказать — по большому счету, этот монитор не имеет недостатков, кроме цены. Ну ладно, мы нашли на нем один мертвый пиксел. Ладно, можно поспорить об удобстве управления, вспомнив гениальные джойстики из мониторов последних серий все той же Sony. Поверьте, на фоне такого самостоятельного монитора управление не так уж и важно.
Sony CPD M151
Прелестный 15-дюймовый «младшенький» имеет чуть закругленный снизу и сверху корпус панели. Массивная подставка которая может быть снята, тогда монитор опирается на нижнее ребро панели и небольшую опорную ножку. Матрица под стать старшему брату, углы обзора чуть меньше, но по-прежнему комфортны. Управления — как в предыдущей модели, но кнопки расположены с торца, нет кнопки выбора источника сигнала, ибо он один. Цветопередача претендует быть столь же точной, как и у L181A, но влияние вертикального угла обзора на цвет и некоторая излишняя резкость не подняли ее в наших глазах столь же высоко. Как бы то ни было, по цветам этот монитор опережает всех 15-дюймовых участников, кроме, пожалуй, технологически превосходящего его NEC 1525S или практически догнавшего ViewSonic VP151. Зато фабричные установки режимов на высоте, как и у старшего собрата, они сразу подхватывают популярные режимы. Автоподстройка отличная, хотя на сей раз процесс ее работы скрыт от наших глаз. В режиме 800х600 и в текстовом 720х400 она также справляется, а вот в 640х480 нас ждал неприятный сюрприз. Если до автоподстройки изображение было стабильно, хотя и не совсем четко вписывалось в прямоугольник экрана, то после его охватила дрожь, исправляемая вручную уменьшением параметра «Pitch» (ширина экрана) на единицу. Монитор всегда масштабирует изображение на полный экран, причем качество сглаживания при масштабировании ближе к отличному, чем к хорошему. Набор настроек меню прост и функционален, предустановлено три цветовые температуры и возможна покомпонентная настройка цветового баланса. Очень добротный монитор с отличной автоподстройкой и контролем режимов, для любителей марки Sony.
Zulauf Scott SLCD015K
У 15-дюймового монитора производства компании Zulauf разъемы для сигнального кабеля и питания (от внешнего импульсного источника) упрятаны под съемные крышки с вырезами — просто и со вкусом. Кнопки управления: четыре для навигации по меню, одна для автонастройки, а также кнопка управления питанием. Подставки предусматривает регулировку только угла наклона. В меню помимо стандартных пунктов введены регулировка уровня черного, но к сожалению, эта настройка здесь (в отличие от Mitsubishi LSA820W) практически бесполезна. Регулируются цветовой баланс и глубина передачи цвета, а также настройка резкости сглаживания (делает контуры текста более четкими). Запас по контрастности невелик. Углы обзора не вызывают нареканий. Покрытие матрицы довольно прочное, почти нечувствительно к нажатию. Автонастройка работает отлично во всех режимах. Очень добротная электроника.
ViewSonic VP151
Пожалуй, это самый функционально совершенный 15-дюймовый монитор нашего обзора. Прежде всего, его отличает модульная конструкция: самостоятельная панель с двумя цифровыми входами, разъемом для питающего напряжения, кнопками включения, выбора источника сигнала и регулировки яркости (управление в лучших традициях цифровых мониторов), а также USB-разветвителем (1->2) крепится к подставке, снабженной двумя аналоговыми VGA-входами, одним цифровым выходом (который при работе с аналоговыми источниками сигнала подключается к одному из цифровых входов панели), видеовходами (RCA и S-Video) и USB-разветвителем 1->3. Кроме того, на подставке расположены кнопки управления меню (стандартная для мониторов ViewSonic схема: 1–вверх–вниз–2) и три кнопки управления встроенной в подставку аудиосистемой. Подставка содержит в себе электронную часть, свойственную аналоговым ЖК-мониторам, и отвечает за функционирование меню. Поворот панели на 90 градусов позволяет, благодаря специальному программному обеспечению, работать в портретном режиме. Однако с нашей картой это обеспечение (Pivot WinPortrait) нормально работало только в разрешении 640*480 (т.е. 480*640), что конечно недостаточно. Да и текстовый режим запущенных на полный экран Dos программ оно естественно не разворачивало. Матрица покрыта жестким, почти не прогибающимся покрытием. Панель можно повернуть вправо-влево, вверх-вниз, приподнять или опустить. Еще одна замечательная особенность этой модели — функция «картинка в картинке» для видеовхода или второго источника сигнала. Для плавающей картинки можно раздельно регулировать яркость, контрастность, резкость, насыщенность. Среди пунктов меню (коих множество — начиная с его общей прекрасной организации и заканчивая отлично прорисованными цветными иконками) наше внимание привлекли плавная регулировка степени сглаживания в режимах с масштабированием, а также исчерпывающее управление масштабированием: один к одному, с сохранением пропорций или на полный экран. Автоподстройка работает идеально и практически не требует вмешательства (слабый муар заметен только на специальных тестовых изображениях и может быть легко устранен вручную. Текстовый режим и стандартные разрешения 800х600 и 640х480 настраиваются автоматически и поддерживаются без нареканий во всех трех режимах масштабирования. Наконец, еще одна нестандартная функция — возможность отображать превышающий физическое разрешение матрицы режим 1280х1024 путем перевыборки его в 1024х768. Хотя эта возможность вряд ли найдет серьезное практическое применение, она пригодится случайно ошибшимся пользователям, чтобы вернуться в штатный режим. Пауза при переключении режимов невелика, но ощутима. Разумеется, на цифровом сигнале этот недостаток не проявляется. Монитор предлагает четыре предустановленные цветовые температуры и настройку цветового баланса. Высокая контрастность, практически не ограниченные углы обзора и огромный запас яркости выдают матрицу нового поколения: обследование ее структуры показало, что RGB-элементы каждой триады разделены по горизонтали надвое. Цветопередача и пастельные тона близки к безукоризненным, хорошо передаются градиенты — здесь VP151 уступил разве что революционной NEC 1525S. Судя по всему, он открывает новую линейку цифровых ЖК-мониторов ViewSonic.
ViewSonic VPA150
Эта модель, имеющая строгий классический дизайн ViewSonic, хорошо зарекомендовала себя еще в осеннем обзоре видеокарт. Подставка не позволяет поворачивать панель по горизонтали, зато предусмотрен портретный режим. Несмотря на досадные ограничения углов обзора монитор имеет хороший запас яркости. Покрытие матрицы мягкое, и лучше ее оберегать от неосторожных прикосновений. Управление через аскетичное, но продуманное меню не преподнесло никаких сюрпризов и особых удобств. В штатном разрешении 1024х768 нам не удалось заставить монитор работать на частоте кадровой развертки 75 Гц, хотя в паспорте такой режим упомянут. При 70 Гц монитор исправляется и демонстрирует отличное качество автоподстройки, даже выше, чем описанного выше VP151 (муар полностью отсутствует). VPA150 хорошо передает пастельные тона, но в насыщенности чуть уступает VP151. Заметны некоторые неравномерности в передаче тонких оттенков серого. Качество масштабирования сильно зависит от частоты, на 60 Гц низкие разрешения масштабируются лучше. Без принудительной автоподстройки монитор иногда совершенно неадекватно ведет себя в режиме 800х600 и ниже — «сходит с ума», показывая на экране геометрическое месиво. Болезнь лечится выключением-включением питания. В режимах 640х480 и 800х600 автоподстройка на высоте, текст в 720х400 на высоте, но качество интерполяции при масштабировании хуже, чем у VP151. Установка цветовой температуры отсутствует, но предусмотрена регулировка цветового баланса. В меню предусмотрено сглаживание при масштабировании (включено/выключено). Старый конь борозды не испортит…
ViewSonic VP150
Не умолчим: VP150 — копия ЖК-мониторов Panasonic серии LC50, c характерным управлением пятью кнопками и сухим, несколько загадочным меню: в некоторых случаях без подробного руководства не обойтись даже продвинутому пользователю. Ну что, например, означают предустановленные настройки цветовой температуры с красноречивыми подписями «1», «2» и «3»? (Как выяснилось, «3» — пользовательская настройка.) Полная и весьма эффективная во всех разрешениях автоподстройка почему-то замаскирована под пунктом «Autosize». Едва заметный муар («песочек») всплывает на градиентах при 75 Гц, но при 60 гц пропадает окончательно. Еще одна странность — раздельные регулировки для отстройки от муара по горизонтали и вертикали, функционирующие только в штатном режиме. Настройка уровня входного сигнала (0,7 или 1 вольт), честно говоря, совершенно бесполезна, ибо согласно стандарту VGA на входе должно быть 0–0,7 В. Еще один странный пункт меню — «Picture», имеющий четыре возможных значения (как вы, наверное, уже догадались — «1», «2», «3» и «4»), задает режим работы: «1» — офисный (понижается яркость для продления срока службы); «2» — стандартный; «3» — увеличивает резкость тонких линий; «4» — еще добавляет резкость. В цветопередаче, поддержке текстового режима и качестве масштабирования эта модель повторяет VPA150 и PanaFlat LC50S. Чего ищу? Чего-то свежего!