Штурвал Saitek Pro Flight Yoke System: только в полете живут самолеты
АрхивВводТакое скучноватое на первый взгляд развлечение как гражданский авиасимулятор может стать захватывающим времяпрепровождением - при наличии качественного штурвала.
Значительное количество поклонников автомобильных симуляторов в процессе игры прекрасно обходится без специализированных органов управления - руля и педалей. Более того, применение этих аксессуаров зачастую не обеспечивает преимуществ по сравнению с управлением при помощи клавиатуры. Известны случаи, когда опытные игроки, являющиеся, к тому же, вполне квалифицированными в "реале" водителями, демонстрировали весьма посредственные результаты, пересаживаясь с клавиатуры на компьютерные руль и педали. Это неудивительно, ведь в случае автомобильного симулятора руль и педали не обеспечивают игроку существенных преимуществ в плане эргономики по сравнению с клавиатурой.
Другое дело - симуляторы авиационные. Здесь пользователю приходится вести свое виртуальное средство передвижения в трех измерениях; ему нужно не просто "рулить налево или направо", а управлять еще и креном и тангажем. Применяя клавиатуру при игре в авиационный симулятор, несложно "запутаться" в клавишах - причем такая ситуация может возникнуть даже после привыкания к используемой раскладке. Именно поэтому геймеры, серьезно увлекающиеся симуляторами боевых самолетов и вертолетов, предпочитают использовать специализированный орган управления - HOTAS (от Hands on Throttle and Stick; эта система состоит из джойстика и сектора газа). Использование системы HOTAS не только способствует большей вовлеченности в процесс игры, но и повышает удобство управления виртуальным воздушным судном. Такие устройства достаточно популярны и имеются в продаже практически в каждом компьютерном магазине.
Другое дело - органы управления виртуальными судами гражданской авиации. "Гражданские" авиасимуляторы являются очень узкой нишей, интересующей весьма ограниченный круг геймеров. Перечень тайтлов также ограничен и исчерпывается, пожалуй, всего парой продуктов - Microsoft Flight Simulator и X-Plane. Однако для максимального погружения в процесс полета "гражданские" виртуальные пилоты готовы потратить весьма существенные суммы на приобретение наборов "авиационной периферии". Отметим, что органом управления авиалайнером является не система HOTAS, а штурвал, который необходимо держать двумя руками (в этом случае пилоту, естественно, не удается одновременно контролировать еще и сектор газа).
Итак, герой нашего обзора - штурвал Saitek Pro Flight Yoke System. Этот девайс представляет собой устройство весьма серьезного уровня. Начнем с рассмотрения его технических характеристик.
Технические характеристики Saitek Pro Flight Yoke System
- интерфейс подключения: USB 2.0
- встроенный USB-хаб для подключения дополнительных авиационных аксессуаров линейки Saitek Pro
- поддерживаемые ОС: Windows XP, Vista
- утилита из комплекта поставки включает поддержку настройки пользовательских профилей
- управление по двум основным и трем вторичным осям
- 2 нажимающиеся клавиши и 6 двухпозиционных клавиш
- восьмипозиционная многофункциональная клавиша-шляпка
- 42 программируемые функции
- встроенный дисплей
- стоимость: 6900 рублей
Выглядит устройство вполне солидно: корпус и рукоятки исполнены из черного пластика, а ось, соединяющая их, изготовлена из нержавеющей стали. Между рукоятками штурвала располагается жидкокристаллический дисплей с подсветкой, придающий устройству необыкновенно технологичный вид (впрочем, его предназначение исчерпывается выводом текущего времени либо отсчетом секунд). Эргономику штурвала следует признать очень хорошей: обхватывать рукоятки руками очень удобно, и сложностей с тем, чтобы дотянуться большими пальцами до каждой клавиши (в том числе и до восьмипозиционной "шляпки"), не существует. Модуль, управляющий тягой, закрылками и шагом винта (квадрант), представляет собой три рычага, под которыми располагаются три двухпозиционных выключателя. Для того, чтобы пользователь мог не отвлекаться от взлетно-посадочной полосы, головки рычагов имеют разную форму - это позволяет различать их на ощупь.
К сожалению, сами рычаги выполнены из пластмассы, однако ребра жесткости не позволяют им гнуться в нежелательном направлении. К основному блоку штурвального модуля квадрант подключается при помощи интерфейса PS/2; рядом с его разъемом размещены три USB-порта, предназначенные для подключения "авиационной" периферии, а также силовой разъем, через который эта периферия получает питание.
Естественно, и штурвал, и квадрант нуждаются в надежной фиксации - она обеспечивается при помощи пары струбцин. После закрепления Saitek Pro Flight Yoke System на столе пользователя образуется весьма внушительная конструкция: подключить данный девайс к ноутбуку и при этом с комфортом разместить данное хозяйство на столе без больших ухищрений абсолютно не удастся (впрочем, геймеры, серьезно увлекающиеся гражданскими авиасимуляторами, вряд ли используют ноутбуки).
Серьезным разочарованием для меня стал тот факт, что драйвера и программное обеспечение Saitek Pro Flight Yoke System совместимы лишь с Windows; забегая вперед скажу, что это, конечно, не явилось препятствием для использования штурвала "в деле", однако существенно сократило объем данной статьи. Конечно, современной яблочной версии Microsoft Flight Simulator в природе не существует, однако, как выяснилось, для мака имеется достаточно большой набор "гражданских" авиасимуляторов - например, тот же X-Plane, считающийся одним из самых продвинутых. Установив демо-версию X-Plane (ее ограничением является 10 минут игры с джойстиком; после этого джойстик принудительно отключается), я с волнением начал копаться в настройках игры - меня тревожило, что X-Plane не "увидит" штурвал. Однако опасения были напрасны - повертев штурвал, я понял, что игра приняла его без каких-либо драйверов. Перед первым полетом мне пришлось выкрутить графические настройки на минимум - не рассчитанный на активный рендеринг 3D-графики макбук явно не тянул все красоты игры.
Итак, вот он, волнующий миг первого "гражданского" полета. Мой самолет (кажется, это Piper) стоит на взлетной полосе; я слышу оживленный радиообмен между другими пилотами и контрольно-диспетчерским пунктом аэродрома (реализм-то какой!). По F-19, игранной в немыслимо далеком детстве, я помню, что первым делом надо убрать тормоза (клавиша "b"). Затем следует набрать тягу (поднимаю все рычаги на квадранте с мыслью - а вдруг не получится?). Гул двигателей постепенно нарастает, Piper начинает бег по ВПП. В памяти всплывает фраза из какого-то старого военного фильма - "штурвал на себя!". Тяну штурвал на себя и тут же слышу писк альтиметра, предупреждающего о слишком высоком угле атаки. Вдавливаю штурвал; писк прекращается. Лечу, покачивая крыльями. Оказывается, управлять авиасимулятором при помощи штурвала гораздо сподручнее, чем водить виртуальный гоночный болид при помощи клавиатуры - самолет чутко реагирует на все манипуляции, а "пилота" охватывает восхитительное чувство парения (почти как в детстве на качелях).
Мой полет над мглистыми горами прерывает прерывает сообщение о том, что 10 минут, выделенные на игру с джойстиком, истекли. Ловлю себя на мысли, что пролетели они совсем незаметно - прямо как много лет назад, при игре в F-19. Заслугой тому является, конечно, не сама игра; я попытался полетать, управляя самолетом при помощи клавиатуры, однако это занятие меня, мягко говоря, не порадовало. Кажется, я начинаю понимать гражданских виртуальных пилотов, играющих в на первый взгляд столь бедные адреналином игры. Наличие качественного штурвала (подобного Saitek Pro Flight Yoke System) способно сделать мирный полет необыкновенно увлекательным занятием.