Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как фотографировать свадьбу: записки фотографа перед началом сезона

АрхивЦифрография
автор : Александр Копылов   13.06.2007

Эти советы по свадебной фотосъёмке обращены больше к фотолюбителям, которых брачующиеся попросили принести фотоаппарат на свадьбу, нежели к профессионалам, зарабатывающим этим деньги.

Сразу оговорюсь: эти советы по свадебной фотосъемке обращены больше к фотолюбителям, которых брачующиеся попросили принести фотоаппарат на свадьбу, нежели к профессионалам, зарабатывающим этим деньги. Нюансы профессиональной съёмки свадеб займут не один десяток журнальных полос. Я же сосредоточусь на основах, знание которых поможет вам получить удовольствие от процесса и пару раз услышать от друзей "Вау!" после окончания праздника.

Итак, знакомая ситуация в жизни практически любого "продвинутого" фотолюбителя: лучший друг, на закате молодости решивший связать жизнь с подругой сердца, просит вас поснимать их на церемонии бракосочетания. Первый и самый дельный совет из всех: всеми правдами и неправдами постарайтесь "отбрехаться" от этой почетной обязанности или, по крайней мере, возьмите с друга клятвенное обещание, что тот обязательно наймёт ещё и профессионального фотографа.

Дело в том, что без опыта отснять мероприятие от начала (наряд невесты) до конца (жених разговаривает с крабами в салате) без провалов получится, дай бог, у одного из тысячи фотолюбителей. А в итоге это приведёт к изрядно подпорченным отношениям с брачующимися, которые потом будут вынуждены рассматривать свадебный фотоальбом с пропущенными важными моментами церемонии - фотограф в момент надевания колец менял батарейки в камере, а при первом поцелуе - курил на улице.

А самое главное, что свадебная фотосъёмка - это работа, притом очень тяжёлая, а какая может быть работа, когда лучший друг женится? Даже выпить за здоровье молодых толком не получится. С другой стороны, снимая свадьбы друзей, можно набраться того самого опыта, который впоследствии поможет зарабатывать деньги.

Если отказаться от миссии не удалось, остальные советы будут следующими. Не "щёлкайте". "Щелкунчиков" и без вас найдется с избытком среди родственников и друзей брачующихся. Этот совет актуален в любом виде фотографии, будь то пейзаж или макросъёмка, но почему-то именно начинающие свадебные фотографы частенько о нем забывают.

Делайте больше дублей. Благо современные цифровые технологии этому весьма способствуют. Не стоит искать противоречия с предыдущим абзацем - его нет. Одно дело, когда фотограф мечется туда-сюда, делая по пять кадров в секунду, и совсем другое - когда он нашёл удачный сюжет, выбрал ракурс и делает те же пять кадров с целью избежать ситуации, когда "снимок просто шедевр, да только невеста глаза закрыла".

Не забывайте про родственников жениха и невесты. Главными зрителями свадебного фотоальбома будут именно они. Думаете, им будет приятно, что более чем на пятистах снимках они попали в кадр раза два, да и то со спины? Вместе с тем постарайтесь избежать наличия явных фаворитов среди гостей. Понятное дело, что сестра невесты сегодня выглядит куда лучше самой невесты, и грудь у нее о-го-го, но спасибо вам за такую съёмку скажет только она.

Лучше меньше, да лучше. Отсняли вы свадьбу и принесли полторы тысячи снимков домой. Весьма велик соблазн удалить только откровенный брак, а оставшиеся фотографии (ну, пускай, тысячу) отдать на рецензию новоиспёченным мужу и жене. Постарайтесь всё-таки сократить количество отдаваемых снимков до трёх-четырёх сотен, но таких, чтоб самому ими гордиться.

Ведите себя культурно. Заранее обговорите с брачующимися форму вашей одежды - не стоит настаивать на джинсах и фотожилетке, когда от вас требуют смокинг. Тем не менее, тесный пиджак - не лучший выбор облачения. Рубашка и бабочка обычно очень удачно выглядят и не сковывают движений.

Не давите на жениха с невестой. Если они не хотят сниматься в данную конкретную секунду, лучше переключиться на съёмку гостей. Всё равно раздражённые молодожёны с большой степенью вероятности на снимках хорошо не получатся. Да и вообще, лицо бьют обычно тамаде, а не фотографу. И не вздумайте напиваться - полбокала шампанского, да и то исключительно под угрозой порчи вашей аппаратуры и физиономии.

Позаботьтесь об аппаратуре. (Очевидная истина, но тем более удивительно, как часто об этом забывают начинающие фотографы). Что надо иметь при себе:

- фотокамеру, а лучше две - на случай выхода одной из строя. Думаю, не стоит говорить о том, что уметь управлять этой техникой вы должны с закрытыми глазами. Разумеется, крайне желательно обзавестись зеркальным фотоаппаратом, если он будет цифровым (уровня хотя бы "продвинутолюбительского"), то вообще отлично. "Мыльницы" просто не предназначены для съёмки в таких условиях и при таких нагрузках;

- объектив. Идеальный вариант - светосильный зум с диапазоном фокусных расстояний от 35 до 150 мм. Стоит прихватить фикспортретник для постановочных кадров и телевик. Широкоугольный объектив в данном случае вещь практически бесполезная ввиду чудесных искажений, из-за которых невеста оказывается чуть более беременной, чем есть на самом деле. Впрочем, для общих планов и портретов в стеснённых условиях ЗАГСовских предбанников широкий угол тоже может пригодиться. Если у вас два фотоаппарата, на один имеет смысл надеть зум-широкоугольник, а на второй - зум-телевик. Никто не будет повторять роспись в ЗАГСе только по той причине, что вы не успели поменять объектив;

- вспышку. Даже не надейтесь на встроенную. Только внешняя, причём с большим ведущим числом. Полезно иметь баунсер (рассеиватель, не путать с отражателем, о котором чуть ниже) - он поможет избежать глубоких и некрасивых теней на портретах в помещениях;

- светоотражатель. Это на тот случай, если планируется много постановочных снимков на пленэре. Да и вообще, захватить его крайне желательно, особенно в яркий солнечный день. Помните, что, используя отражатель, вам не обойтись без услуг ассистента-добровольца;

- батареек надо брать двойной, нет, лучше тройной запас;

- плёнку (если кроме "цифры" вы хотите поснимать и на неё). Расчёт количества сугубо индивидуален, но расклад примерно такой: а) брать надо не менее 20 катушек; б) прикинув, сколько вам надо, умножайте на два;

- цифровые носители. Даже не думайте об отбраковке снимков с помощью дисплея камеры. Запаситесь флэшками, а лучше переносным цифровым фотоальбомом. Можно, конечно, и ноутбук с собой взять, но помните о времени автономной работы и весе. И всё равно, даже если у вас есть фотоальбом или ноутбук, необходимо иметь как минимум две карты памяти, поскольку за то время, пока снимки копируются на винчестер, может произойти много интересного;

- удобную сумку, в которую можно положить всю аппаратуру и иметь возможность в любой момент достать любую её часть. Одним словом, рюкзак не подходит;

- на всякий случай стоит захватить штатив. Большую часть времени он не понадобится, но если придётся снимать в тёмном помещении с тёмными стенами и потолком (ещё хуже - зеркальным), то тут без штатива не обойтись, ибо вспышкой вы, скорее всего, только испортите кадр.

Снимайте в RAW-формате. Вообще, момент спорный, поскольку RAW сильно укорачивает длину серии, но, с другой стороны, сильно облегчает постобработку. Что важнее - решать вам. Рискну посоветовать чередовать форматы в зависимости от ситуации: постановочные снимки вполне можно снять в RAW, а репортаж в JPEG.

Свадьба не обходится без коллективных портретов, но чаще всего а) не все обращают внимание на фотографа; б) у остальных лица роботов. Поэтому стоит придумать несколько "заготовок" - свежих шуток, рассказов, вопросов - для привлечения к себе внимания и на тот случай, ежели невеста, например, никак не может расслабиться и хоть на секунду забыть о том, что надо "держать себя".

Выбор сюжетов для съёмки хотелось бы оставить за фотографом, но есть несколько моментов, к которым надо быть готовым на все сто. Во-первых, встреча жениха и невесты. По давней традиции, жених в этот момент впервые видит невесту в платье, и гамму эмоций, появляющуюся на его лице в этот миг, грех не запечатлеть. О подписании документов в ЗАГСе и говорить не стоит, равно как и об обмене кольцами. Важен момент выхода жениха и невесты из дворца бракосочетания, когда друзья и родственники осыпают их конфетами, лепестками роз и монетками. Важно заранее занять удобную позицию для съеёки и предупредить остальных присутствующих, чтобы не загораживали главных героев. Хорошие кадры получаются во время перемещения кортежа от места росписи к памятным местам: молодые предпочитают расслабиться, сев в лимузин, выпить шампанского - самое время для хороших спокойных портретов. Важно не пропустить момент поедания каравая и битья бокалов, не говоря уже о танце жениха и невесты и разрезании свадебного торта.

Во время работы лучше договориться с теми, кто работает параллельно (видеооператор, водители), чтобы получить от них возможную помощь или хотя бы отсутствие помех при работе: у видеооператоров есть дурная привычка снимать вблизи, что приводит к кадрам "жених, невеста и человек с камерой". А у водителя можно заручиться присмотром за вещами во время прогулки.

Следите за аппаратурой. Случаи разные бывают, могут и ноги ей приделать, но чаще случается, что какой-нибудь подвыпивший гость возомнит себя великим фотографом. Хорошо, если он только отщёлкает вам всю пленку - ведь при скорости 8 снимков в секунду целая плёнка уходит менее чем за пять секунд.

Не считайте себя главным на празднике. Да, фотограф - весьма важное лицо, его должны слушаться. Но не стоит превращаться в диктатора ("пойди туда-то, встань так-то"). Не забывайте о том, что люди собрались повеселиться, а не поработать фотомоделями.


По материалам "Компьютерры"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.