Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Зеркальный low-end: Nikon D40

АрхивЦифрография
автор : Олег Нечай   27.11.2006

Nikon завлекает в ряды поклонников цифровых зеркальных фотокамер даже неискушённых пользователей: новый D40 в комплекте с зум-объективом предлагается всего за 600 долларов США.

Зеркальные фотоаппараты всегда были дороже массовых "мыльниц" - прежде всего, из-за сложной оптической системы и точной механики. А зеркальные цифровые фотокамеры стали значительно дороже плёночных аналогов - из-за дороговизны матриц и неотработанности самой технологии цифровой съёмки. Однако около трёх лет назад ситуация начала меняться к лучшему. Первым вестником перемен стала цифровая камера Canon EOS 300D, впервые преодолевшая психологический рубеж в 1000 долларов США: сразу после её презентации "тушка" стоила ровно тысячу, а в комплекте с простым объективом - на сто долларов дороже. Некоторое время спустя "вечно вторая" компания Nikon ответила сопернику несколько более дорогой, но и чуть более совершенной камерой D70, после чего производители фототехники начали буквально охоту за массовым, но требовательным покупателем, предлагая всё более совершенные и доступные, а также всё более простые и дешёвые цифровые "зеркалки".

Поскольку у нас пойдёт речь о камере Nikon, вкратце проследим историю любительских цифровых зеркальных фотоаппаратов этой компании: после выпуска в 2004 году чрезвычайно удачной модели D70 (6,1 Мпикс), завоевавшей множество всевозможных наград от специалистов, в 2005 году была представлена её обновлённая модификация D70s (6,1 Мпикс), отличия которой от прародительницы можно считать чисто косметическими. Однако в том же 2005 году в Nikon решили пойти навстречу менее требовательному покупателю, привыкшему больше к применению камеры в автоматическому режиме "навёл и щёлкнул", чем к вдумчивому использованию ручных режимов. Результатом стала модель D50 (6,1 Мпикс), в которой была ликвидирована часть доступных ручных настроек, при этом корпус камеры немного уменьшился - явно в расчёте на более массовую аудиторию.

Впрочем, в 2005 году Nikon порадовала не только широкие массы любителей, но и более требовательных фотографов, обновив, наконец, давно морально устаревшую камеру D100 (6,1 Мпикс) моделью D200 (10,2 Мпикс). Этот аппарат можно назвать промежуточным звеном между массовыми моделями с двузначными индексами и профессиональными D2Hs и D2Xs - он оснащён большим диапазоном настроек и сервисных функций, а корпус его изготовлен уже не из пластмассы, а из магниевого сплава.

Уже в текущем году на рынке появилась смена заслуженным "семидесяткам" - D80 с 10,2-мегапиксельной матрицей. Однако в Nikon сочли, что D200 и D80, ориентированные на продвинутых любителей, не помогут расширить ей круг своих почитателей, и поэтому пошли на такой шаг, которого от них никто не ожидал - на раширение линейки "вниз" с помощью ещё более простой зеркальной камеры, чем D50.

После презентации D40 16 ноября 2006 года многие владельцы других "зеркалок" Nikon весьма пренебрежительно высказывались в интернет-форумах об этой новинке и скептически оценивали перспективы такой камеры на рынке. Однако, на наш взгляд, в Nikon просчитали всё верно: "зеркалка" на основе хорошо проверенной элементной базы (об этом - чуть ниже), пусть и максимально упрощённая, позволяет делать качественно лучшие снимки, чем любая "фотомыльница". Возможность же менять объективы в зависимост от условий съёмки позволяет фотографировать практически всё и везде - от муравьёв в муравейнике до горных орлов в небе.

Более того, покупатель D40, привлечённый возможностями зеркальных камер, может впоследствии перейти на более дорогой аппарат, я уже не говорю о том, насколько можно повысить объёмы продаж оптики за счёт изначально недорогого предложения. Кстати, рекомендуемая цена D40 в комплекте с новым автофокусным зум-объективом - всего 600 долларов - ещё вчера за эти деньги можно было купить лишь подержанную зеркальную камеру и, скорее всего, без "стекла".

Так что, мы полагаем, что D40 имеет все возможности стать весьма продаваемой камерой и даже отнять часть потенциальных покупателей у D50. В Nikon даже сделали специальный микросайт, призванный продемонстрировать владельцам "фотомыльниц" достоинства зеркального цифрового фотоаппарата и сагитировать их на покупку своей первой "зеркалки" - D40.

При первом взгляде на D40 бросается в глаза, что эта камера ещё меньше, чем D50! Габариты новинки - 126 x 94 x 64 мм против 133 x 102 x 76 мм у D50. Весит D40 тоже меньше - 522 против 620 г (с аккумуляторной батареей). Уменьшение габаритов повлекло за собой отказ от традиционного монохромного дисплея, на место которого переместилось колесо настроек с левого (если смотреть в видоискатель) плеча камеры, которое стало совсем покатым. Зато на задней панели появился такой же 2,5-дюймовый яркий цветной дисплей, как у D80 и D200 - владельцам D50, D70 и D70s остаётся только завидовать.

Штатный автофокусный моторизованный объектив AF-S DX Zoom-Nikkor 18-55 мм f/3.5-5.6G ED II, насколько можно судить по официальным пресс-релизам, был разработан специально для этой камеры, поскольку он "идеально входит в комплект к D40". Однако, не стоит обольщаться по поводу его возможностей - даже старший D50 в "ките" комплектуется весьма посредственным "стеклом" (кстати, он называется точно так же, только без римской двойки в конце), поэтому специалисты суть ли не единогласно рекомендуют покупать одну "тушку" D50 и штатный объектив от комплекта D70/70s - AF-S DX Zoom-Nikkor 18-70 мм. В случае же с D40, скорее всего, такой номер не пройдёт: есть некоторые основания полагать, что камера будет продаваться только в комплекте с объективом, так что желающим чего-то лучшего придётся покупать отдельно другое "стекло", а "родное" - ставить на полку. Хотя, возможно, мы и ошибаемся.

Nikon D40 во многом построена по идеологии полностью автоматической любительской камеры - от "зеркалки" в ней лишь собственно конструкция, а организация органов управления и электронная "начинка" - максимально "мыльничные". Как и в случае с D50, можно выбрать не только "профессиональный" чёрный цвет корпуса, но и ностальгический серебристый, хотя последний, на мой взгляд, смотрится на современных камерах довольно нелепо, если не сказать глупо.

Производитель делает упор на великолепном качестве фотографий, которые делает D40, однако не стоит забывать о том, что хороший снимок зависит не столько от камеры, сколько от "прямых рук", а точнее, от происходящего в голове снимающего. Какой бы ни была замечательной камера, она не может сделать отличный снимок, если в видоискатель смотрит дилетант - точно так же, как самый дорогой и современный автомобиль не сможет уберечь впервые севшего за руль от встречи со столбом. Поэтому, к примеру, даря D40 родственникам, не имевшим опыта общения с фототехникой, следует предостеречь их от поспешных выводов: фотографии нужно так же учиться, как любому другому ремеслу, но виртуозами в ней всё равно смогут стать лишь единицы - как в любом другом искусстве.

Впрочем, если вы владеете азами фотосъёмки и у вас есть художественный вкус, то множество чисто технических решений может взять на себя фотоаппарат, включая выбор правильной экспозиции, автоматическую фокусировку и баланс белого. Наконец, просто в силу конструктивных особенностей он работает гораздо быстрее любой незеркальной камеры, поэтому шанс получить удачный кадр во многих случаях возрастает.

В Nikon D40 установлена ПЗС-матрица формата Nikon DX с разрешением 6,1 мегапикселя (физические размеры - 23,7 x 15,6 мм). Фактически это всё тот же самый сенсор, появившийся впервые в 2002 году в модели D100, перекочевавший в D70/70s и через D50 очутившийся в D40. Конечно, в Nikon утверждают, что эта матрица претерпела массу модификаций, и у нас нет оснований им не верить, однако факт остаётся фактом: сегодня в 600-долларовой камере мы имеем тот же самый сенсор, что четыре года назад стоял в модели за две с половиной тысячи. Полагаю, что какие-либо пояснения по поводу качества такой матрицы просто излишни.

Принципиальное отличие D40 от D50 и прочих камер Nikon - отсутствие встроенного фокусировочного электродвигателя. Не берусь сказать, сколько на этом удалось сэкономить, однако из-за этого упрощения существенно ограничиваются возможности использования автофокусной оптики: полностью совместимы с новинкой лишь объективы AF-S со встроенным электродвигателем, а также с профессиональными AF-I, которые просто не могут оказаться в распоряжении владельца такой камеры. Объективы AF с пятью контактами можно установить на камеру, но фокусировку и экспозицию придётся регулировать вручную. По понятным причинам, на камере отсутствует переключатель AF/MF - выбрать автоматическую или ручную фокусировку можно непосредственно на моторизованном объективе.

Автоматическая фокусировка в D40 осуществляется всего по трём точкам. Для сравнения, в D50 и D70s (и, кстати, D100) замеры ведутся по пятью точкам, а в D80 и D200 - по 11 точкам. Насколько сказалось такое упрощение на качестве фокусировки без досконального теста сказать сложно, однако большой выбор режимов фокусировки (включая одиночный, динамичный, на ближайший объект, для неподвижных и подвижных объектов), обещает вполне корректную работу такой системы. Разумеется, можно воспользоваться и ручным режимом наводки.

В видоискателе с 0,8-кратным увеличением видны 95% реального кадра, а также различные сведения о настройках камеры, включая выдержку, диафрагму и данные о фокусировке. Само окно видоискателя чуть больше, чем у D50 и D70, но чуть меньше, чем у D80 и D200. Наглазник - самый маленький в семействе. Для людей с отклонениями в зрении предусмотрена возможность регулировки от минус 1,7 до плюс 0,5 диоптрии.

В D40 установлен экспонометр с матрицей на 420 пикселя - такой же, как и в D50 и D80, так что вряд ли стоит ожидать от него экстравагантного поведения.

Аппарат предоставляет возможность выбора светочувствительности от 200 до 3,200 в единицах ISO (200-400-800-1600-3200), а также в автоматическом режиме, при этом максимальное значение почему-то замаскировано в меню обозначением "HI 1.0", которое без тщательного штудирования инструкции вряд ли решится установить нормальный владелец фотокамеры.

Предусмотрены несколько предварительных установок баланса белого, возможность настройки по листу бумаги и по кадру, а также полностью автоматическая регулировка.

К сожалению, поскольку в целях удешевления разработчики свели к минимуму аппаратные органы управления, к настройкам качества, баланса белого и светочувствительности придётся пробираться через меню. Отсутствует и кнопка проверки глубины резкости, хотя покупатель D40 вряд ли почувствует её нехватку, даже если поймёт, зачем она нужна, тем более, на цифровой камере.

Снимки аппарат традиционно для "зеркалок" Nikon записывает как в JPEG, так и в 12-битный NEF - "никоновский" сжатый вариант формата RAW. Фотографии хранятся на карточках Secure Digital, как у D50 и D80, Compact Flash остаётся форматом D200 и уходящих в прошлое D70/70s. Для связи с компьютером используется скоростной интерфейс USB 2.0.

Вместе с меню в D40 из D80 перекочевали и несколько "штучек" для тех, кто не дружен с "фотошопом": функция программного высветления D-Lightning, "коррекция красных глаз, перевод снимка в сепию, в чёрно-белый кадр, вырезка фрагмента снимка и изменение его размеров и т.д. Появление этих функций, типичных для "мыльниц" и любых продвинутых фотопринтеров, удивило ещё в D80, однако здесь они смотрятся вполне гармонично.

По заявлению производителя, сменной ионно-литиевой аккумуляторной батареи EN-EL9 ёмкостью 1000 мА*ч хватает примерно на 470 снимков, 50% из которых можно сделать со встроенной вспышкой, однако к ней почему-то не подходит зарядное устройство ни от одного другого цифрового зеркального фотоаппарата Nikon - только "родное".

В комплект поставки Nikon D40 включены аккумулятор EN-EL9, зарядное устройство MH-23, фирменный ремень для камеры, заглушка для body, две заглушки для объектива, заглушка для "горячего башмака", кабель USB, инструкция по эксплуатации, диск с программным обеспечением и гарантийный талон - ничего выдающегося, по сравнению с другими "зеркалками" Nikon.

Подводя итог, можно сказать, что инженеры Nikon сконструировали цифровую зеркальную фотокамеру, рассчитанную не на фанатов фотографии и не на тех, кто привык кичиться дорогой аппаратурой последней модели, а на простых людей, которые хотят качественно снимать свою семью, друзей, путешествия в отпуске и отдых на даче, но которые хотят иметь возможность при необходимости воспользоваться преимуществами сменных объективов и быстротой "зеркалки".

Основные технические характеристики Nikon D40 (по информации производителя):
  • Тип фотокамеры - цифровая однообъективная зеркальная фотокамера
  • Число эффективных пикселей - 6,1 млн.
  • Матрица - ПЗС-матрица RGB, 23,7 х 15,6 мм; общее число пикселей: 6,24 млн., формат Nikon DX
  • Размер снимка (в пикселях) - 3008 х 2000 [L], 2256 x 1496 [M], 1504 x 1000 [S]
  • Чувствительность ISO - от 200 до 1600 с шагом 1 EV и дополнительным значением на одну ступень выше 1600
  • Носитель данных - карточка памяти SD, совместимая с SDHC
  • Формат записи изображений - NEF (RAW) со сжатием: 12-разрядное сжатие; JPEG: совместимый с базовым форматом JPEG
  • Файловая система - Exif 2.21, соответствует стандартам DCF 2.0 и DPOF
  • Баланс белого - автоматический режим (TTL с помощью 420-пиксельного RGB-датчика), шесть ручных режимов с тонкой настройкой и предустановка баланса белого
  • ЖК-монитор - тонкоплёночный жидкокристаллический монитор из низкотемпературного поликремния с диагональю 2,5 дюйма, разрешением 230 000 точек и регулировкой яркости
  • Функции просмотра - покадровый просмотр; просмотр уменьшенных изображений (по 4 или 9 кадров); увеличение при просмотре; слайд-шоу; показ гистограммы; отображение ярких участков; автоматическое вращение изображения
  • Функции удаления - форматирование карточки памяти; удаление всех кадров; выборочное удаление кадров
  • Видеовыход - NTSC или PAL
  • Интерфейс - USB 2.0 (высокоскоростной): Mass Storage и PTP (по выбору)
  • Ввод текста - возможен ввод до 36 буквенно-цифровых символов с помощью ЖКИ монитора и мультиселектора; текст хранится в заголовке Exif
  • Совместимые объективы - байонет Nikon F с сопряжением AF и контактами AF Nikkor (тип G или D): 1) AF-S, AF-I: поддерживаются все функции; 2) Другие объективы AF Nikkor (тип G или D): поддерживаются все функции, кроме автофокусировки; 3) PC Micro-Nikkor 85 мм f/2,8D: может использоваться только в режиме M, поддерживаются все остальные функции, кроме автофокусировки; 4) Другие объективы AF Nikkor*2/AI-P Nikkor: поддерживаются все функции, кроме автофокусировки и 3D цветового матричного замера II; 5) Объективы без микропроцессора: могут использоваться в режиме M, но система замера экспозиции работать не будет, электронный дальномер может использоваться при максимальной диафрагме f/5,6 или выше (*1. Объективы IX Nikkor использовать нельзя; *2. За исключением объективов для F3AF)
  • Угол зрения - эквивалентное расстояние для формата 35 (135) мм будет приблизительно в 1,5 раза больше фокусного расстояния объектива
  • Видоискатель - c несъёмной пентапризмой и встроенной диоптрийной коррекцией от -1,7 до +0,5 м-1
  • Точка фокуса видоискателя - вынесена на 18 мм (-1,0 м-1)
  • Фокусировочный экран - vатовый экран BriteView V типа B с фокусировочными рамками
  • Покрытие кадра видоискателем - прибл. 95% (по горизонтали и вертикали)
  • Увеличение видоискателя - прибл. 0,8-кратное (для 50-мм объектива, сфокусированного на бесконечность; с коррекцией -1,0 м-1)
  • Информация, отображаемая видоискателем - индикаторы фокусировки, блокировка автоматического выбора экспозиции, блокировка мощности вспышки, выдержка, шаг диафрагмы, индикатор поправки экспозиции, режим обработки экспозиции, коррекция уровня мощности вспышки, поправка экспозиции, количество оставшихся снимков, индикатор готовности вспышки
  • Автофокус - модуль автоматической фокусировки Nikon Multi-CAM530 с TTL-фазовым детектированием с поддержкой автофокусировки в диапазоне примерно 0,5–3,0 м ; диапазон срабатывания: от -1 до +19 EV (ISO 100 при 20°C)
  • Режимы фокусировки - 1) Автоматическая (AF): мгновенная покадровая следящая автофокусировка (AF-S); непрерывная следящая автофокусировка (AF-C); автоматический выбор режима AF-S/AF-C (AF-A); прогнозирующая следящая фокусировка, включаемая автоматически при автофокусировке по объекту; 2) Ручная фокусировка (M)
  • Зона фокусировки - возможен выбор одной из трёх зон фокусировки
  • Режимы автофокусировки по зонам - 1) Однозонная; 2) Динамическая; 3) Динамическая с приоритетом ближайшего объекта
  • Блокировка фокуса - фокус блокируется нажатием спусковой кнопки затвора наполовину (покадровая автоматическая следящая фокусировка) или нажатием кнопки AE-L/AF-L
  • Система замера экспозиции - cистема TTL-замера при полностью открытой диафрагме: 1) 3D цветовой матричный замер II (объективы типа G и D) и цветовой матричный замер II (другие объективы с микропроцессором); замер, выполняемый с помощью 420-сегментного RGB-датчика; 2) Центрально-взвешенный замер: 75% измерений приходится на круг диаметром 8 мм в центре кадра; 3) Точечный замер: замер в круге диаметром 3,5 мм (около 2,5% площади кадра) в центре активной зоны фокусировки
  • Диапазон замера экспозиции - 1) От 0 до 20 EV (3D цветовой матричный замер II или центрально-взвешенный замер); 2) От 2 до 20 EV (точечный замер)
  • Режимы экспозиции - Цифровая варипрограмма ("Авто", "Автоматический [вспышка выключена]", "Портрет", "Пейзаж", "Ребенок", "Спорт", "Макро", "Ночной портрет"); программный автоматический (P) с гибкой программой; автоматический с приоритетом выдержки (S); автоматический с приоритетом диафрагмы (A); ручной (M)
  • Поправка экспозиции - ±5 EV с шагом 1/3 EV
  • Блокировка экспозиции - bзмеренное значение экспозиции блокируется нажатием кнопки AE-L/AF-L
  • Режимы съёмки - 1) Режим покадровой съёмки; 2) Режим непрерывной съёмки: прибл. 2,5 кадра в секунду (прибл. 1,7 кадра в секунду с подавлением шума и прибл. 1 кадр в секунду при ISO HI 1); 3) Автоспуск; 4) Дистанционный спуск с задержкой: задержка 2 с; 5) Быстрый дистанционный спуск
  • Затвор - комбинированный электронно-механический затвор, выдержки от 1/4000 до 30 сек. с шагом 1/3 или 1/2 EV, ручная выдержка
  • Синхроконтакт - только X-контакт; синхронизация вспышки при выдержках до 1/500 с
  • Управление вспышкой - 1) TTL: TTL-управление вспышкой при помощи 420-сегментного RGB-датчика. При использовании объектива с микропроцессором и встроенной вспышки или вспышек SB-800, SB-600 и T041 доступны режимы i-TTL сбалансированной заполняющей вспышки для цифровых зеркальных фотокамер и стандартной заполняющей вспышки i-TTL для цифровых зеркальных фотокамер; 2) Режим с автоматической диафрагмой: для вспышки SB-800 с объективами, оснащёнными процессором; 3) Автоматический режим без TTL-управления: для вспышек SB-800, 80DX, 28DX, 28, 27 и 22s; 4) Для вспышки SB-800 возможен ручной режим с приоритетом расстояния
  • Режимы синхронизации вспышки - "Авто", "Портрет", "Ребёнок", "Макро": автоматический, автоматический с подавлением эффекта "красных глаз". Режимы заполняющей вспышки и подавления эффекта "красных глаз" возможны при использовании дополнительных вспышек
  • "Ночной портрет": автоматический, автоматический с медленной синхронизацией, автоматический с медленной синхронизацией и подавлением эффекта "красных глаз". С дополнительными вспышками доступны режимы медленной синхронизации и медленной синхронизации с подавлением эффекта "красных глаз"
  • "Пейзаж", "Спорт": режимы заполняющей вспышки и подавления эффекта "красных глаз" возможны при использовании дополнительных вспышек
  • P, A: заполняющая вспышка, медленная синхронизация по задней шторке, медленная синхронизация, медленная синхронизация с подавлением эффекта "красных глаз", подавление эффекта "красных глаз"
  • S, M: заполняющая вспышка, синхронизация по задней шторке, подавление эффекта "красных глаз"
  • Встроенная вспышка - "Авто", "Портрет", "Ребёнок", "Макро", "Ночной портрет": автоматическая вспышка с автоматическим выдвижением; P/S/A/M: вспышка поднимается вручную при помощи кнопки; Ведущее число (ISO 200/ISO 100, м): прибл. 17/12 (при полной мощности в ручном режиме - 18/13)
  • Поправка мощности вспышки - от -3 до +1 EV с шагом 1/3 EV
  • Башмак для принадлежностей - стандартный башмак ISO с возможностью "горячего" подключения с предохранителем и синхронизирующим, сигнальным и заземляющим контактами
  • Автоспуск - с электронным управлением и длительностью задержки 2, 5, 10 или 20 с
  • Дистанционное управление - беспроводной пульт ML-L3 приобретается дополнительно
  • Источник питания - одна ионно-литиевая аккумуляторная батарея EN-EL9; напряжение зарядки (быстрое зарядное устройство MH-23): 7,4 В постоянного тока, сетевой блок питания EH-5 (приобретается дополнительно; необходим переходник для сетевого блока питания EP-5)
  • Штативное гнездо - 1/4 дюйма (ISO1222)
  • Цвет корпуса - чёрный и серебристый варианты фотокамеры доступны в зависимости от страны или региона продажи
  • Габаритные размеры (Ш x Г x В) - прибл. 126 x 64 x 94 мм
  • Масса - прибл. 475 г без батареи, карточки памяти и защитной крышки
  • Принадлежности, входящие в комплект поставки (может зависеть от страны или региона поставки - ионно-литиевая аккумуляторная батарея EN-EL9, быстрое зарядное устройство MH-23, USB-кабель UC-E4, ПО PictureProject, резиновый наглазник DK-16, ремень для переноски фотокамеры, защитная крышка BF-1A, крышка окуляра DK-5, крышка башмака для принадлежностей BS-1
  • Принадлежности, приобретаемые дополнительно - пульт дистанционного управления ML-L3, программное обеспечение Capture NX и Camera Control Pro, переходник для сетевого блока питания EP-5, сетевой блок питания EH-5, видеокабель EG-D100, чехол CF-DC1, вспышки SB-400/800/600 и R1C1
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.