Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мышиный король

АрхивВвод
автор : Сергей Вильянов   26.09.2006

Сергей Вильянов беседует с Даниэлем Борелем, основателем и председателем совета директоров компании Logitech.

Девятнадцатого сентября Россию впервые посетил Даниэль Борель, основатель и председатель совета директоров компании Logitech. Нам удалось побеседовать с человеком, продукты компании которого ежедневно вертят в руках миллионы людей на планете Земля.

Почему вы решили создать свой бизнес? Откуда взялась сама идея Logitech?

- Можно быть очень умным, однако не менее важным элементом успеха остается везение. И нам очень повезло. Компания Logitech была создана в 1981 году, в том же году, что в IBM создали первый персональный компьютер. И для нас это была реальная возмож¬ность обосноваться в новом мире.

Мы с партнёром Пьером Луиджи одними из первых разработа¬ли графический пользовательский интерфейс для ПК и заключили контракт с Ricoh. Эта компания разрабатывала сканеры и другую технику, и нас привлекли к созданию издательских систем для неё.

Нам было на руку, что в то время японцы, скажем так, сдержанно относились к американцам, и то, что мы с Пьером были европей¬цами, помогло быстрее достигнуть соглашения.

Первостепенной задачей было создание интерфейса для вза¬имодействия между компьютером, японскими пользователями и нами, двумя европейцами, которые не знают японского. Но так как мы были выпускниками Стэнфорда и Государственного Института технологий в Лозанне, то быстро сообразили, что оптимальным методом взаимодействия является мышка. Я могу не знать языка, но я могу двигать курсором и совершать простые операции. Таким об¬разом, благодаря нашему договору с Ricoh, мы смогли выйти на только формирующийся рынок компьютерных манипуляторов.

Мы имели доступ в интернет, который тогда назывался Арпа¬нет и обслуживал в основном нужды военных. Через него мы узна¬ли, что такие компании, как Bell Laboratories, ищут мышки. Но по¬следних, как законченного продукта, на рынке не существовало, поэтому мы усовершенствовали наш прототип и предложили его нескольким компаниям с целью совместного развития. Нашим преимуществом было то, что мышка тесно взаимосвязана с управ¬ляющим софтом, работать без которого не может, и прежде всего её необходимо программировать. Это сейчас кажется: воткнул мышь в компьютер - она и заработала, словно сама по себе. А в то время не было ни Windows, ни какой¬-либо графической операци¬онной системы, и главной проблемой было написание програм¬много обеспечения, заставляющего мышь работать в популярных приложениях. И мы, пожалуй, единственные смогли предложить рынку комплексное решение, включающее как аппаратную часть, так и программную.

Постепенно мы стали получать предложения от Hewlett¬-Packard и других компаний разработать для них мышиное ПО. А потом партнёры из HP убедили нас, что стоит не только занимать¬ ся дизайном и программированием мышей, но и самим произво¬дить их.

Представьте ситуацию: вы ещё очень молоды, а перед вами по¬является возможность попасть в индустрию, которая развивается бешеными темпами, где революции происходят чуть ли не каждый месяц. Конечно же, вы изо всех сил цепляетесь за эту возможность.

Понемногу софтверный консалтинг отошел в нашем бизнесе на второй план, и появилась мышка, ставшая своеобразным символом взаимодействия между человеком и технологией, а также символом Logitech в последние четверть века. Сейчас мы выпускаем и другие продукты, но все они служат интерфейсом между высокими технологиями и людьми. Моей маме восемьдесят, однако она водит машину, не имея ни малейшего понятия об устройстве двигателя и трансмиссии - зато она точно знает, что автомобиль поможет ей быстрее добраться к подругам или в магазин. С мышками история похожая: большинству людей не столь интересна сама технология - им интересно, как можно эту технологию применить для решения стоящих перед ними задач, и все наши продукты призваны помочь им.

Logitech повезло ещё и в том, что конкуренция в нашей нише не так велика. На протяжении всего существования фирмы мне часто казалось, что добиться действительно большого успеха нам не удастся. Но сейчас, оглядываясь назад, я уверенно могу сказать, что наш успех огромен, просто он складывался из маленьких-маленьких шажков.

С мышкой мы разобрались. Что было дальше?

- С восемьдесят первого года по девяностый манипуляторы этого типа были для нас основным продуктом. В 1983 году Microsoft выпустила первую версию текстового редактора Word, поддерживающую работу с мышью. Было большое шоу в Лос-Анджелесе во время Национальной компьютерной конференции, и мой бывший профессор из Стэнфорда представил меня Биллу Гейтсу. Сама Microsoft тогда не выпускала мышей, и я сказал Биллу: "Если вы всё равно покупаете их у японцев, почему не купить у нас?" Он написал на моей визитке имя одного человека из штаб-квартиры в Редмонде, и я летал туда много-много раз. Переговоры продолжались два года, но так ничем и не закончились.

Вторым нашим продуктом после мышей стали ручные сканеры, а потом мы выпустили PhotoMan - первую цифровую камеру Logitech, которая стоила тысячу долларов. В начале девяностых мы запустили линейку аудиопродуктов, однако столкнулись с большой неприятностью. Это была абсолютно новая категория, но успешные продажи мышей вселили в нас уверенность, что на каждые сто манипуляторов мы будем продавать одного Man’а. Но хотя на продвижение упомянутых выше продуктов мы потратили немалые средства, один проданный PhotoMan приходился на десять тысяч мышей, и это было не слишком прибыльно. Признаюсь, мы потеряли тогда солидные деньги, но научились работать с розницей.

Важным этапом для нашей компании стало широкое распространение интернета, вызвавшее к жизни новые интерфейсы между людьми и компьютерами, а последние стали проникать из офисов в квартиры. Ведь года до девяносто седьмого IT-рынок был небольшим, и наши продукты применялись в основном для рабочих нужд. А вот дома сразу понадобились продвинутые клавиатуры, игровые манипуляторы, разнообразные веб-камеры, затем - Skype-фоны.

В 2001 году, когда лопнул интернет-пузырь, многие IT-компании потеряли огромные деньги и перестали покупать новые компьютеры. Однако миллионы домашних машин работали, и люди продолжали покупать к ним разнообразные аксессуары. Если посмотреть на финансовые отчёты того времени, мы увидим, что большинство компаний оказались в существенном минусе,

Logitech же продолжала расти. Люди не могли позволить себе дорогостоящую поездку, однако они путешествовали виртуально и покупали новые мыши, веб-камеры и другие устройства. Вообще, по мере того как люди стали использовать компьютеры не только ради дела, возможностей для нашего бизнеса становится все больше и больше. Даже привычные устройства вроде телевизора и аудиосистем становятся полностью цифровыми, и мы теперь предлагаем "интерфейсы" для них - универсальные пульты Harmony, позволяющие из одной точки управлять практически всем "цифровым домом".

Разумеется, прошедшие годы были нелёгкими - нам приходилось терять деньги, немало сил было потрачено на перенос производства из Европы в Китай. Но мне кажется, что сейчас мир больше готов для принятия решений Logitech, чем 25 лет назад. Важно понимать, что мы не выпускаем и не будем выпускать ничего, что относится к платформам. Наша работа - создавать удобные интерфейсы между пользователем и компьютером, игровой приставкой, mp3-плеером, мобильным телефоном, телевизором. Наши коллеги по бизнесу, например Creative Labs, выпустили свои mp3-плееры, но столкнулись с жесточайшей конкуренцией на этом рынке. Мы же стараемся быть на шаг ближе к пользователю, заполняя сантиметры между человеком и технологией.

Вы до сих пор принимаете участие в разработке продуктов и принятии решений о выпуске тех или иных моделей на рынок?

- Конечно, когда компания становится такой большой, как наша, трудно уследить за всеми продуктами. Я могу лишь сказать, что стараюсь использовать в жизни как можно больше изделий с логотипом Logitech. Во-первых, потому, что мне это нравится. Во-вторых, я прекрасно понимаю, что интерфейс должен быть удобным, и если мы в чём-то ошибемся, наши продукты перестанут покупать и в Logitech настанут трудные времена. Компания состоит из подразделений, и менеджеры каждого из них представляют новые решения высшему руководству компании, в том числе и мне.

Кто-то из тех людей, с кем вы создавали Logitech, работает в компании?

- Ответ будет печальным - нет. В 1996-97 годах они решили начать новую жизнь. Мы дружим, как и раньше, но вместе не работаем. Ведь когда компания маленькая, ты сам всё делаешь - и дизайн мышей разрабатываешь, и софт пишешь, и отвечаешь на звонки, и пыль со стола стираешь… Но со временем взаимодополняемость между партнёрами исчезает. Вспомним Билла Гейтса и Пола Аллена - Пол в итоге покинул Microsoft. В Apple из двух Стивов - Джобса и Возняка - остался один. Братья и сёстры тоже растут вместе и ощущают себя единым целым, однако дети вырастают, и у каждого появляются собственные интересы, начинается собственная жизнь. Увы, рано или поздно обнаруживаешь, что компания нуждается в одном руководителе. Мои партнёры сейчас занимаются совсем другими делами, а я по-прежнему люблю то, чем мы начали заниматься четверть века назад.


По материалам "Компьютерры"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.