Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Фотоблокнот: обзор цифрового фотоаппарата Fujifilm FinePix F11

АрхивЦифрография
автор : Николай Докучаев   17.05.2006

Компактная шестимегапиксельная "мыльница" рассчитана на "продвинутых" любителей, знающих, что такое "диафрагма" или "светочувствительность".

Небольшая карманная цифровая фотокамера - уже привычная примета времени. Но любая ли из них доставит удовольствие владельцу? Во всех ли обыденных житейских ситуациях вы получите желаемое качество и скорость реакции? Ответов так же много, как и карманных камер, десятки и десятки которых лежат на прилавках магазинов.

Многие обозреватели делят цифровые камеры на пять классов: зеркальные, просьюмеры, ультразумы, компактные и ультракомпактные. Полагаю, что обычному человеку столь разветвлённая классификация до лампочки. Ему гораздо интереснее другое: можно ли получить ту фотографию, которая нужна именно тебе; удобна ли камера, насколько управляема или, наоборот, - насколько хорошо она снимает сама в режиме "point and shot"?

Соответственно, каждый отвечает на эти вопросы сам, выбирая модель помощнее или попроще.

Но некоторое время назад я заметил, что свою любимую крупную камеру, дающую наиболее технически качественные и художественно устраивающие меня снимки, я стал использовать все реже и реже. Причина проста - ну крупная она! С собой просто так не возьмешь, быстро не достанешь, да и не везде снимать позволяют "большой и чёрной". А то и денег за съёмку просят!

Посмотрел количество кадров, пополняющих за год мою домашнюю коллекцию, и сколько из них сняты большими камерами, а сколько - взятыми на тест малютками. Особенно если зима и холодно… И понял - нужна вторая камера, карманная. Которая всегда при тебе, всегда под рукой, для сиюминутных кадров - ведь жизнь идёт, и что-то порой вспоминаешь, только разглядывая отснятое ранее… Короче, нужна такая маленькая фотокнижечка для заметок. Фотоблокнот (чуть не написал - ноутбук, но вспомнив габариты…).

Выяснилась еще небольшая причина приступить к поискам - на карманную камеру претендует и жена, так что пришлось учитывать и её вкусы. Впрочем, как раз наоборот - и мои тоже.

Оговорюсь на всякий случай, что все рассуждения, приведенные ниже, касаются только ультракомпактных камер.

Пошёл по интернету, временами - по магазинам, а в особо интересных случаях - брал на тестирование. Быстро понял, что для меня карманная камера должна быть истинно карманной: 150-200 граммов в полной комплектации - предел. А также габариты и форма: чтобы лежала в кармане куртки или рубашки, не мешая.

Поскольку такая камера "живёт" в весьма жёстких условиях, то объектив должен быть хорошо защищён - обязательно крепкими металлическими шторками. Корпус тоже металлический (допускаю, что это не обязательно, но всё же…). И не скользкий - немало кадров было испорчено из-за шевелёнки по этой причине.

Дисплейчик желателен в интервале 1,8-2 дюйма по диагонали с суммарным количеством пикселей никак не меньше 150 тысяч - иначе плоховато видно, что снимаешь.

Но! Не габаритами же едиными… Качество кадра тоже не последнее дело. Иначе зачем всё это? В пробах и размышлениях над полученными фотоматериалами прошло немало времени, и стали понятны основные фототребования:

  • размер матрицы не меньше 1/1,8 дюйма - иначе не получаются портреты хоть с малейшим намеком на размытие фона;
  • вполне хватает общераспространённого 3-кратного зума - побольше бы не помешало, но тогда придется забыть про матрицу покрупнее;
  • 5-6 мегапикселей хватает за глаза, ибо на карманных объективах ("пипеточных", как шутят в околофотографических кругах) более высокое разрешение практически недостижимо на матрицах указанных размеров;
  • стабилизатор желателен, но можно и обойтись, так как зум небольшой;
  • включение и фокусирование должны быть быстрыми, не дольше одной-полутора секунд в сумме;
  • камера должна сразу давать хорошо сбалансированный JPEG. Мало того что возиться с RAW потом не хочется (большинство кадров - так, сиюминутные заметки), но и по вполне понятным причинам качество не совсем удачно проэкспонированных кадров не "вытягивается" до хорошего (объектив крохотный, чудес не бывает, да и оптика - всё ещё наука);
  • и самое важное - высокие рабочие значения ISO, то есть такая чувствительность матрицы, при которой кадр будет вполне терпимым и без использования вспышки.

Перечитал про все камеры первой пятёрки производителей, передержал в руках более десятка, но как-то всё не ладилось - то габариты великоваты, то качество не устраивает…

И вот узнаю, что у Fujifilm появилась FinePix F11 (давненько, правда, это было - в конце сентября прошлого года). И она теоретически отвечает почти всем моим пожеланиям.

По некоторым причинам сумел взять её на тестирование только сейчас, о чем с удовольствием и расскажу. Причём задача у меня не совсем благодарная - ну не пионер (то есть не первый) я здесь получился…

Все технические нюансы первопроходцами описаны и обспорены многократно, поэтому позволю себе остановиться только на тех, которые мне показались наиболее интересными.

Начну с эмоций (чтобы потом не отвлекаться). Их совсем мало. Первое: мне не очень нравится карта xD-Picture - дороговата, читается не всеми устройствами… Например, мой фотоальбом Vosonic VP3320 её не понимает. Соответственно, придется немного заморачиваться в отпусках, где нет под рукой компьютера. Ну и второе: зарядка аккумулятора проходит прямо в фотоаппарате, для чего надо слепить конструкцию из двух чёрных коробочек, трёх проводов и самой камеры. С другой стороны, это можно воспринимать и как плюс: вход на камере единый (что радует - меньше шансов для порчи), и эти же две коробочки плюс ещё два провода -и подключайся или к компьютеру, или к телевизору. Честно признаюсь, этого даже не пробовал - у меня есть универсальный кардридер USB 2.0, а к телевизору подключаюсь изредка только в гостиницах, если есть в нём (телевизоре) соответствующее гнездо.

Теперь и до самого конца - впечатления нейтральные или положительные. Самое главное и для меня приятное - ISO 800 оказалось вполне рабочим! Даже ISO 1600 можно применять, когда деваться некуда. Обычно в сегодняшних бытовых камерах последнее, наибольшее значение чувствительности имеет чисто маркетинговое значение, а предпоследнее пригодно весьма условно. FinePix F11 же при ISO 800 даёт в большинстве случаев картинку, похожую по качеству на проявленную в минилабе и хорошо отсканированную бытовую фотопленку с ISO 200.

На ISO же 80-400 шум надо искать. А это позволяет снимать без вспышки почти во всех ситуациях, когда хватает света для комфортного чтения. Но и увлекаться не стоит. Если освещение слабовато, и выдержка медленнее 1/30, то шум становится заметным без особых поисков.

Детализация (то есть проработка мелких деталей того, чего снимаем) - выше всяких похвал (помним - это ультракомпакт!). Вспышка работает достаточно мягко, резких пересветов на портретных расстояниях (от метра и далее) у меня не случалось. Но автомат, управляющий ею, при недостаточном освещении и расстоянии до объекта больше двух метров частенько не дотягивает на малых ISO (80–100), и картинка получается темноватой. Доработка же в "Фотошопе" таких кадров даёт шум несколько больший, чем на сразу установленном 800. На 200–400 всё работает вполне корректно.

Вообще, чувствительность ISO 200 в FinePix F11 для наших широт и освещённостей можно считать основной. Только на ярком солнце есть смысл сдвигаться ниже. Замечу, что у моей первой цифровой камеры Fujifilm S602Z самое малое ISO было 160, а повседневное рабочее - 200. Так что всё это мне привычно. Хотя на "Никоне" ухожу с ISO 50 только тогда, когда совсем припирает.

Точность цветопередачи (она же баланс белого) при хорошем освещении и при работе со вспышкой нареканий не вызвала. Цвета достаточно живые и насыщенные. При лампах накаливания есть небольшой, но явный уход в желто-красную гамму. Неплохо лечится включением вспышки или установкой собственного баланса белого по листу (это хлопотнее, и не столь гарантирован результат, как при вспышке, зато и засветок не будет).

Камера уверенно работает во всех режимах. Причём в ручных отработка происходит полноценная, не в пример некоторым камеркам с псевдоручными режимами, где диафрагма может принимать только крайние значения. Сам я предпочитаю приоритет диафрагмы, но для понимания попробовал и полный автомат, и предустановленные режимы. Единственно, о чём тут надо всегда помнить - не стоит оставлять чувствительность на Auto. Регулируйте её сами - благо для этого есть удобная отдельная кнопка. Иначе FinePix F11 будет задирать ISO там, где этого совсем не надо.

Далее - в телеграфном стиле. Кнопки жестковаты, но это и хорошо - предохраняет от случайного включения в кармане. Переключение режимов - удобно. Меню - вполне понятно. Недоумение вызвало отсутствие регулировки мощности вспышки и то, что при использовании съёмки по таймеру этот режим сбрасывается при каждом кадре. Явно не помешала бы гистограмма. Подсветка автофокуса наличествует, но не очень уверенно срабатывает на малых расстояниях.

Ночные съёмки понравились, но на малых ISO требуется доработка в "Фотошопе" или, что правильнее, - использование экспокоррекции (если вспомните вовремя…).

Дисплей весьма информативен, картинку видно хорошо, но при ярком солнышке в спину - немного слеповат. Видео (640х480х30) мне понравилось - картинка хорошая, резкость при перемещениях наводится быстро, звук качественный.

Макросъёмка обыкновенная, всё нормально. Вот только не следует использовать вспышку - пересвечивается до полного брака.

На семейном совете решили, что FinePix F11 - вполне разумный компромисс, учитывающий наши главные пожелания и требования. Уже присмотрел, где куплю гигабайтную карту памяти xD-Picture с индексом М. Н, он же явно High, имеет наибольшую скорость записи, но вдвое дороже М. Скорости же М хватает - поиски в интернете показали, что всё равно быстрее, чем 5 Mбит в секунду камера писать не умеет, а на практике и эта скорость не используется. Осталось присмотреть магазинчик для самой камеры…


По материалам еженедельника "Компьютерра"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.