Восстановленные из пепла
АрхивЦифрографияЦифровая фотография, учитывая все её бесспорные достоинства, обладает одним весьма неприятным качеством - бестелесностью. И записанные снимки могут с лёгкостью исчезнуть, даже не попрощавшись.
Восстановленные из пепла Если неприятность может случиться, она случается. Закон Мерфи Олег ВОЛОШИН [ovoloshin@computerra.ru] Цифровая фотография, учитывая все её бесспорные достоинства, обладает одним весьма неприятным качеством - бестелесностью. И записанные снимки могут с лёгкостью исчезнуть, даже не попрощавшись.Небольшой, но необходимый "дисклеймер". Автор не несёт ответственности за то, что вы, применив описанную ниже методику, можете потерять свои данные окончательно. Но при этом автор заверяет, что в его случае методика позволила полностью восстановить потерянные файлы.
Цифровая фотография, учитывая все её бесспорные достоинства, обладает одним весьма неприятным для меня качеством - бестелесностью. Все эти нолики и единички, не превратившиеся в "твёрдую копию" отпечатанного снимка или же не "размноженные" в энном количестве копий на разных носителях, кажутся мне зыбкими и эфемерными созданиями, которые могут покинуть меня так же быстро, как и появиться. И надо сказать, они оправдывают мои опасения, строго следуя знаменитому закону Мерфи. Не всегда файлы теряются из-за ошибочного удаления или повреждения носителя. В некоторых случаях они исчезают "благодаря" устройствам, которые, казалось бы, предназначены для их сохранения.
Пару лет назад перед поездкой в солнечную Испанию я озадачился покупкой какого-нибудь устройства для архивирования цифровых снимков в полевых условиях. Подвигла меня на это невозможность привезти из двухнедельной поездки больше 200-250 снимков в формате JPEG (примерно столько могла вместить одна полугигабайтная карточка). Разумеется, это меня не устраивало, особенно когда моя камера могла сохранять снимки в формате RAW. А этих самых "равов" на карту умещалось и того меньше - только 70.
Я метался между покупкой альбома с жёстким диском и автономным CD-резаком. В процессе выбора мне попался на глаза аппарат Addonics MFR, который содержал аж восемнадцать устройств в себе одном - от DVD-проигрывателя до внешнего комбопривода для ноутбуков. Прельстившись этим богатством, я полез за кошельком. От большого ума я не протестировал аппарат на совместимость со своим железом (точнее - с карточками) и был за это наказан - из почти двух тысяч снимков, сделанных за время поездки, бесследно канули в Лету около семисот! То есть на записанных болванках они присутствовали, спокойно копировались на компьютер, вот только их содержимое не читалось. Было очень обидно.
Разбираясь потом в причинах, я обнаружил, что аппарат почему-то на дух не переносил CF-карту Transcend серии 45x (с которой все остальные устройства жили в мире и согласии). Пришлось покупать новую, от DigiteX. После замены карты аппарат довольно долго работал исправно, но однажды снова решил проявить свой нрав - аккурат при записи файлов заказной съёмки. О том, что меня ждал такой сюрприз, я узнал только дома, когда один из записанных дисков с нужными мне фотографиями оказался нечитаемым (вернее, в проводнике были просто пустые папки), хотя на его рабочей поверхности ясно виднелась дорожка с записанными данными. И что прикажете делать? Не объяснишь же заказчику, что техника подвела! Ему-то какое до этого дело?
Первым моим действием была проверка сессии - может, аппарат её криво закрыл? Но увы, это не подтвердилось. Программы восстановления удалённых файлов отметались по вполне очевидным причинам (они не умеют работать с компакт-дисками), а программы восстановления файлов с повреждённых носителей (типа CDCheck) отметались за отсутствием тех самых файлов, которые требовалось восстановить.
Оставался только один шанс спасти файлы - самому "покопаться" в содержимом диска. В тех самых ноликах и единичках. Содержимое диска я планировал получить только одним путем - скопировав его в виде ISO образа и сохранив все ошибки чтения. Из программ, уже установленных в системе, это умели делать Nero и Alcohol 120. Я остановился на последнем варианте (наверное, подошла бы и любая другая программа, но мне некогда было экспериментировать).
После получения образа предстояло провести в нем археологические раскопки. Оставалось только понять - чем "копать"? Так как в фотографической работе пользоваться HEX-редакторами приходится, прямо скажем, нечасто, то вопрос выбора программы оставался открытым. Правда, недолго - вездесущий Яндекс отправил меня на какой-то программерский форум, где посетители расхваливали редактор с говорящим названием WinHEX.
Как оказалось - не зря. После краткого знакомства с программой я понял, что её возможности значительно перекрывают все мои потребности, позволяя сделать с "сырыми" (шестнадцатеричными) данными практически всё, что угодно. Одной из примечательных возможностей WinHEX является прямой доступ к физическим носителям информации. То есть, к примеру, я могу получить доступ с содержимому компакт-диска, даже если у него не завершена сессия (или произошел сбой во время записи). Разумеется, таким путём я получаю доступ не к файлам и каталогам, а к "сырым" ноликам и единичкам, из которых можно постараться извлечь всё, что требуется. Программа не бесплатная, но настолько популярная, что это перестает быть проблемой.
Небольшое отступление. Все дальнейшие манипуляции с данными можно было бы проделать практически любым HEX-редактором, вопрос лишь в удобстве и скорости работы. Справедливо и то, что, имея WinHEX, вам не потребуется создавать образ диска сторонними программами - WinHEX это может сделать ничуть не хуже (если не лучше).
Вернёмся к восстановлению файлов. Итак, открыв в редакторе WinHEX ISO-образ диска, мы получили прямой доступ к содержимому диска. Осталось лишь найти нужные файлы. Наша поисковая операция значительно облегчается благодаря последовательному расположению файлов на CD-R (данные не фрагментированы, и ничто ни с чем не пересекается). Чтобы точно знать, как выглядит начало искомого файла, достаточно открыть в том же HEX-редакторе аналогичный файл и посмотреть. В моём случае (я просматривал содержимое RAW-файла, записанного камерой Minolta A1) я увидел вот это:
Начинался файл с буковок MRM, за которыми следовали модель и марка камеры, записанные в явном виде. Именно они и стали для меня искомыми данными.
Всё остальное было достаточно просто - создавался пустой файл необходимой длины (RAW-файл камеры Minolta A1 имеет среднюю длину около 7,5 Мбайт, я делал с запасом - на 7,8 Мбайт; создать же файл можно прямо в WinHEX), в содержимом диска я искал строку, начинающуюся со слов "Minolta", находил расположенные рядом буковки MRM (поиск лучше вести с конца открытого образа, постепенно "отрезая" от него кусочки с найденными файлами), данные от начала предполагаемого файла и до конца открытого образа вырезались и вставлялись в открытый пустой файл, после чего удалялось все лишнее (нулевое) пространство, файл сохранялся и для проверки открывался в какой-нибудь графической "гляделке". Первый же полученный результат показал, что я стою на верном пути.
Осталось повторить эти шаги еще 70 раз. На всю процедуру восстановления файлов у меня ушло около пяти часов. Внимательный читатель может спросить: а что же с испанскими фотографиями? Нельзя ли было и их так попробовать восстановить? Я пробовал, но там этот метод не сработал потому, что при записи были порушены сами файлы, а не таблица их размещения. И когда я попытался "оживить" один файл, восстановив его заголовок (просто вставив в него правильный), моему взору открылись невосстановимые руины данных, выглядящих в окне графической гляделки как цветное месиво из точек всевозможных оттенков.
Забыл упомянуть одну важную информацию - в связи с особенностями записи данных на CD первая "нарезка" (выполненная с конца!) скорее всего будет больше, чем созданный пустой файл. Однако именно размер этого пустого файла и будет той линейкой, которая поможет вам отделить ненужные данные от нужного содержимого файла.
По материалам еженедельника "Компьютерра"