Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Разом нас богато! Оранжевая и синяя книги об искусстве фотографии

АрхивЦифрография
автор : Сергей Вильянов   13.04.2006

Широкое распространение недорогих цифровых камер заставило очень многих людей почувствовать себя фотографами, однако далеко не все имеют правильное представление даже об азах этого искусства.

Широкое распространение недорогих цифровых камер заставило очень многих людей почувствовать себя фотографами, и особенно хорошо это заметили девушки, разместившие анкеты на расплодившихся серверах онлайн-знакомств. По сведениям, полученным от моих знакомых дам, гениальные фотохудожники - третий по распространенности типаж на соответствующих сайтах, чаще которого встречаются только водители грузовиков турецкого происхождения и отечественные мачо, чей словарный запас исчерпывается фразами "привет, как дела?" и "пачиму не отвечаеш?".

Правда, при расспросах знакомящихся гениев цифрового фото очень быстро выясняется, что из техники у них только "мыльница" долларов за триста, а позировать они предлагают у них дома, на старом продавленном диване, накрытом несвежей простынёй. И, разумеется, полностью обнаженной - ведь именно ради таких фотосессий и покупалась чудо-камера! И ничего, что за год владения ею согласилась на съемки только одна мамина подруга, да и та в итоге отказалась расстаться перед объективом с надетым "для антуражу" ватником…

Шутки шутками, но даже в такой небогатой стране, как наша, цифровиков разного уровня продается по полмиллиона в квартал, и продажи неуклонно растут. Соответственно появляется всё больше людей, которым нужно чуть больше, чем просто фотографировать семейные торжества, методично забивая винчестер компьютера жуткими наборами из красных глаз, высветленных до неузнаваемости встроенной вспышкой лиц и "бочек", характерных для дешёвого "цифромыла" даже на небольшом оптическом зуме. Наевшись всего этого, многие решают узнать о фотографии побольше - например, разобраться в ручных настройках камеры или освоить основы композиции. Да и в таинственном Photoshop'e неплохо бы научиться работать, ведь все вокруг говорят, что в нём можно "вытянуть" даже самый неудачный кадр! Человек кидается в книжный магазин и обмирает, потому что перед ним выстраиваются целые шеренги корешков с "вкусными" названиями, вроде "Самого полного самоучителя фотографа-профессионала" или "Библии цифровой фотографии". Кстати, я на днях углядел в киоске около дома толстую книжку "Фотографируем мобильником". Надо будет в следующий раз не пожалеть 200 рублей и купить этот шедевр для коллекции.

И всё бы хорошо, но ведь регулярно практикующему и действительно талантливому фотографу обычно некогда писать книжки. Да и пером он зачастую владеет хуже, чем объективом. Поэтому выбирать, как правило, приходится между "импортной" литературой, качество содержимого и перевода которой весьма разнородно, и отечественными продуктами, написанными якобы известными на весь мир фотографами, которых в приличных изданиях не пускали дальше курилки даже во времена пика карьеры, пришедшегося на годы хрущёвского волюнтаризма. Очень весело читать этих бодрых старичков: нет-нет да и ввернут про неоспоримые преимущества плёночных камер, в сравнении с которыми все эти цифровые извращения ну словно плотник супротив столяра.

Зная это, я с большим подозрением взялся за "Оранжевую книгу цифровой фотографии" Дмитрия Рудакова, однако уже страниц через двадцать ваш покорный слуга расслабился и дочитал её с интересом и не без удовольствия. И всё потому, что автор, в отличие от многих коллег, не стал пытаться написать всеобъемлющий серьезный труд. В интервью, найденном на просторах рунета, Рудаков клеймит бездарных переводчиков, превращающих даже лучшие западные учебники в унылое чтиво, и с горечью отмечает, что за последние годы отечественные авторы разучились писать хорошую учебную литературу. Поэтому, выбрав вольный и местами панибратский стиль, заставляющий вспомнить, к примеру, Андрея Белянина (автор книжных сериалов "Тайный сыск царя Гороха", "Моя жена - ведьма" и др.), Дмитрий за год написал неплохое пособие, в котором субъективные высказывания общего характера неплохо сочетаются с массой полезных для "продолжающего" фотографа советов. Прочитав "Оранжевую книгу", вы действительно научитесь правильно компоновать кадр и читать гистограмму, оцените преимущества формата RAW над всеми остальными и овладеете основными приёмами работы с "цифровыми негативами", поймёте разницу между "цифромылом" и зеркалкой, и с помощью Photoshop'а научитесь устранять типичные недостатки любительских снимков, заодно подчёркивая их достоинства.

Полезен и раздел, посвященный печати фотографий в домашних условиях, хотя несколько смущает нежелание автора познакомить нас со свежими моделями принтеров, упоминание только широкоформатных моделей (A3+) и откровенная приверженность бренду Epson. Нет, никто не сомневается, что принтеры Epson прекрасно печатают фотографии, но, наверное, и в продуктовых линейках HP с Canon можно найти что-то достойное. А ещё у всей троицы очень по-разному выглядит интерфейс драйверов, на чём стоило бы остановиться поподробнее…

Заключительные разделы посвящены наложению разнообразных эффектов в Adobe Photoshop, и если вы уже отдали за эту полезную программу положенные $600, не пожалейте и 700 рублей на "Оранжевую книгу цифровой фотографии" - получите удовольствие. По сути, у книги всего один серьёзный недостаток: её автор работает только на "макинтошах", так что скриншоты выглядят очень… непривычно. Нет, я, конечно, понимаю, что Adobe Photoshop CS2 для "маков" отличается от своей "писишной" реинкарнации гораздо меньше, чем, к примеру, Apple QuickTime, но вероятность небольших нестыковок исключать нельзя. Да и все видеоуроки на прилагаемом к книге CD записаны в упомянутом формате QuickTime, хотя дистрибутив последнего никто на диск положить не догадался. То-то обрадуются обладатели "писюков" без доступа в Интернет…

Но в целом, повторюсь, книга хороша, и если вас не смущает слегка завышенная цена, можете смело приобрести её в личное пользование.

К написанию второй части этого обзора, посвящённой книге "Фотография. Школа мастерства" петербуржца Александра Беленького, я не мог подступиться довольно долго. И всё потому, что никак не мог найти в ней ярко выраженных недостатков - на глаза попадались сплошные достоинства. Книга-то, по сути, о том же самом и для той же аудитории "продолжающих", но "замах" у Беленького поменьше - в "Фотографии" вы не найдёте ни уроков Photoshop'а, ни советов по выбору бумаги для печати. Зато обо всём остальном написано подробно, а главное - понятно. Начав с устройства фотоаппаратов (как цифровых, так и плёночных) и основных понятий фотографии, он постепенно переходит к выбору сюжета и композиции, установке света, многообразию объективов, наконец - к покупке вспышки и технике работы с ней. Разобравшись с азами, автор переходит к нюансам съемки портретов, пейзажей, турпоездок, спортивных мероприятий, ночных городов, спектаклей и концертов, а заканчивается всё описанием способов надежно сохранить фотоархив и сделать его удобным как для зрителей, так и для самого фотографа.

"Ну и что особенного? - спросит читатель. - Почти все книги о фотографии строятся по тому же принципу!" Знаете, шашлык все тоже готовят по схожему рецепту, но только у одних он получается вкусным, а у других - несъедобным. Александру удалось не только соблюсти рецептуру, но и существенно её улучшить. Во-первых, информация очень грамотно дозирована, а фотограф, переквалифицировавшийся на время в писатели, продемонстрировал недюжинный талант в новом для себя занятии. Книга легко читается, и, пока не дойдёшь до последней страницы, не возникает желания отложить её в сторонку, дабы "переварить" прочитанное.

Во-вторых, автор свято следует пословице о преимуществе визуального восприятия над аудиальным, и везде, где это возможно, не рассказывает, а показывает, сопровождая иллюстрации коротким и доходчивым комментарием. К слову, иллюстрации выше всяких похвал, даже трудно представить - сколько времени потратил Александр на их подбор. Ведь для того, чтобы в книгу попали только самые "говорящие" снимки, автор не только перелопатил собственный фотоархив, но и воспользовался базами своих коллег. В-третьих, Беленький постоянно приводит примеры из собственного опыта (уточню, что автор - профессиональный фотограф, в разное время сотрудничавший с крупнейшими отечественными и зарубежными газетами и журналами), подчеркивая тезис, высказанный в самом начале книги: доскональное знание правил и приёмов вовсе не делает человека с камерой настоящим фотографом. Просто, не забывая о них и постоянно практикуясь, талантливый человек быстрее научится создавать нечто, выбивающееся из привычных рамок, и в результате станет мастером фотодела.

И вот ещё что. Александр Беленький - человек, несомненно, опытный и компетентный, но он ни разу не позволил себе изложить мысли в стиле "Я д’Артаньян, а вы книгу уже купили, так что внимайте и не спорьте". Напротив, он очень тактичен и ни за что не станет навязывать собственное мнение, не подкрепив его убедительным доказательством и примером из практики. Это подкупает и вызывает желание не только научиться у Беленького искусству фотографии, но и подшлифовать кое-что в своем владении писательским ремеслом.

Жаль, конечно, что автор не стал рассказывать об обработке фотографий, но, с другой стороны, книг "про Фотошоп" выпущено немало, и при желании можно подобрать небольшое руководство по сходной цене. Что же до "Школы мастерства", то за неё просят около 640 рублей, и в данном случае у меня не повернется язык назвать цену завышенной. Право же, такой труд хочется хорошо оплачивать.


По материалам еженедельника "Компьютерра"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.