Проба руля Thrustmaster RGT Force Feedback PRO Racing Wheel
АрхивВводБольшинство компьютерных рулей поддерживает, в лучшем случае, раздельное управление тормозом и газом. Новинка фирмы Thrustmaster позволяет использовать еще и сцепление с ручным тормозом.
Компьютерные игры, имитирующие гонки на спортивных автомобилях - очень популярный жанр. Однако управлять виртуальными автомобилями при помощи клавиатуры не очень удобно: нельзя плавно поворачивать руль, нажимать педали газа и тормоза. В серьезных симуляторах без удобного управления при всём желании не удастся добиться быстрого и техничного прохождения трассы. Да и в автомобильные аркады с рулём играть куда интереснее.
Подавляющее большинство выпускаемых для компьютеров рулей имеют три или вообще две оси. Одна ось соответствует повороту рулевого колеса, а одна или две других - педалям газа и тормоза. Если у руля только две оси, то о реалистичности можно забыть, так как тормоз и газ используют одну и ту же ось и просто компенсируют друг друга. Такой руль подойдёт только для аркадных гонок. В трёхосных моделях тормоз и газ работают независимо, что обеспечивает более реалистичное управление, поскольку педалями можно работать одновременно.
Но и с тремя осями такие важные функции, как ручной тормоз и ставшее появляться в современных играх сцепление можно использовать только в режиме "включено-выключено", что отрицательно сказывается на реализме ощущений.
Долгое время единственный руль, позволявший обойти это ограничение, выпускала компания ACT Labs Force RS. Помимо стандартной версии с двумя педалями, этот руль можно было приобрести в трёхпедальном варианте и даже, при желании, присоединить к нему многопозиционный рычаг переключения передач. Правда, стоил такой руль в максимальной комплектации 300-400 долларов. По-видимому, высокая цена и привела к тому, что чудо-руль сняли с производства, и приобрести его сейчас невозможно.
Но всё же производители игровых контроллеров не сидят на месте. Недавно под маркой Thrustmaster появился новый руль RGT Force Feedback PRO Racing Wheel, главной особенностью которого является поддержка сразу пяти независимых осей.
Руль поставляется в коробке белого цвета, по бокам которой помещены фотографии устройства и техническая информация о нём. Внутри упаковки, помимо завернутых в пленку педалей и руля, обнаружились также диск с драйверами, блок питания и инструкция. Сам манипулятор выглядит вполне солидно. Он выполнен из чёрного пластика, кнопки на руле и за рулём - серебристого цвета, на педалях сделаны алюминиевые накладки. Позади корпуса расположен шнур USB и разъёмы для подключения педалей и питания. С правой стороны корпуса, на небольшой платформе, сделан рычажок переключения передач, сзади которого имеется разъём для подключения дополнительной пары педалей, которая в комплект не входит.
Обод руля покрыт приятным на ощупь материалом, руки на котором держатся хорошо и не соскальзывают. Поворачивается рулевое колесо на 240°. За рулём расположились четыре рычага. Два из них работают как кнопки и предназначены для переключения передач (как у гоночных автомобилей для кольцевых гонок Формулы-1, GT и др.). Два других рычага перемещаются плавно, каждому из них соответствует собственная ось. По умолчанию эти рычаги отвечают за сцепление и ручной тормоз. С правой стороны колеса расположены четыре кнопки, доступ к ним довольно удобен. Ещё пара кнопок разместилась на нижней спице. Тянуться к ним не слишком удобно, так что этим кнопкам не стоит присваивать часто используемые функции. Под ними находится клавиша переключения режимов обратной связи и количества осей. На левой спице расположен четырёхпозиционный переключатель-крестовина, на который удобно "вешать" функцию обзора. На рулевой колонке имеется также двухпозиционный рычажок для переключения передач. Две кнопки перед рычажком дублируют нижние кнопки на руле.
Блок педалей выпускается в единственном двухпедальном варианте. При желании можно приобрести дополнительные педали, дублирующие аналоговые подрулевые рычаги, то есть одна педаль будет газом, а вторая - "ручником". База с педалями очень лёгкая, и при активной игре будет всё время уползать, если её не поставить вплотную к стене или не зафиксировать чем-нибудь. В нашем случае для этой цели хорошо подошел прижатый к стене деревянный ящик. Сами педали можно только похвалить - у них хорошая упругость и длинный ход. Педаль тормоза меньше газа по размеру, причём ход газа больше, чем тормоза.
Руль можно установить в любую Windows, начиная с версии 98SE - соответствующие драйверы можно найти на диске. Само устройство было распознано операционной системой Windows XP без проблем, а после установки драйверов стало возможным настраивать различные режимы манипулятора. Руль может работать в режимах с двумя, тремя и пятью осями. В первом случае газ и тормоз "вешаются" на одну ось, а светодиод на рулевом колесе горит оранжевым цветом. При трёх осях две педали совмещены с рычажками на руле и исполняют роль газа и тормоза, светодиод горит красным цветом. В последнем случае рычажкам на руле присваиваются отдельные независимые оси (сцепление и ручной тормоз), а светодиод горит зеленым цветом. Переключаться между режимами можно и во время игры. Для этого необходимо одновременно нажать сразу на обе педали и на кнопку переключения числа осей на руле. Подрулевые рычаги для переключения передач и рычаг в правой части рулевой колонки также можно совместить.
Ещё одной важной настройкой является выбор режима работы обратной связи. Существует два варианта. Первый из них - автоматическая центровка руля. В этом случае сервомотор имитирует пружину, возвращающую руль в центральное положение, никакие другие эффекты недоступны. В данном режиме светодиод на лицевой панели руля мигает. Во втором режиме движением руля управляет игра, и эффекты отдачи и вибрации работают на полную катушку. Переключение между этими режимами во время игры происходит по нажатию кнопки смены режимов. Настройке также подвергается уровень отдачи. Для этого при открытой вкладке Test Forces надо нажимать на кнопки, расположенные на руле, и смотреть за реакцией устройства, подбирая желаемый уровень отдачи.
При загрузке операционной системы рулевое колесо несколько раз само поворачивается вправо-влево. Не стоит бояться начала "восстания машин". Таким способом манипулятор автоматически центрирует рулевое колесо, педали же центрируются после нескольких нажатий. Этой процедурой не стоит пренебрегать (а сделать это легко - достаточно забыть включить руль в сеть перед включением компьютера), так как в случае отсутствия центровки при запуске руль может некорректно восприниматься играми. Так что если нейтральное положение руля в игре соответствует повернутому рулю на столе, вам придётся перезагрузиться.
Руль воспринимался большинством использованных для тестирования игр корректно. Единственной игрой, в которой не удалось добиться эффекта обратной связи, оказалась Rally Trophy. К тому же, при отклонении руля влево или вправо более чем на 90° никакой реакции игры не следовало. Вместе с тем, в довольно "пожилых" играх F1 2002 и Screamer 4x4 руль работал со всеми функциями, включая поддержку пяти осей, что, кстати, не было задекларировано в списке совместимости на сайте Thrustmaster. Из более свежих игр проблемы с отдачей были выявлены только в Richard Burn's Rally, однако, их устранил патч, доступный на сайте компании "Бука", издавшей эту игру в России.
В общем случае эффект отдачи зависит от конкретной игры (во всех играх использовались одинаковые настройки манипулятора, а в самих программах эффект отдачи ставился на 100%). Наименьшее сопротивление оказывала игра GT Legends, а наибольшее - Screamer 4x4. Это вполне можно объяснить спецификой каждой из игр, bедь в GT Legends нужно ездить на гоночных автомобилях по гладкому асфальту, а Screamer 4x4 имитирует триал на джипах по сильно пересечённой местности.
Управлять виртуальным автомобилем при помощи RGT Force Feedback PRO Racing Wheel удобно и приятно. Возможность поворота руля на 240° не только прибавляет реалистичности, но и делает управление более плавным. Большой ход педалей также позволяет лучше контролировать ускорение и торможение автомобиля на дороге. Обратная связь прибавляет реалистичности, но для тех, кто ставит своей целью просто пройти как можно дальше с максимальным комфортом, увлекаться высоким уровнем отдачи явно не стоит.
О качестве устройства говорит уже тот факт, что основные претензии достались светодиоду, показывающему режим работы. В режиме с двумя и тремя осями он горит ярким оранжевым и красным цветом, раздражающим глаз, особенно при мигании в режиме самоцентровки. При пяти осях он ярко горит зелёным цветом, но этот цвет сам по себе меньше действует на нервы.
Все остальные недостатки были, скорее, небольшими и легко устранимыми неприятностями. Например, левая педаль оказалась по умолчанию газом, что несколько непривычно, однако, это легко устранимо переназначением осей в игре. Кнопки на руле не подписаны, что поначалу вызывает путаницу. Если на подрулевых рычажках производители не поленились написать Up и Down, то и остальные кнопки можно было пронумеровать. Стоит при этом отметить, что некоторые игры начинали отсчет клавиш с "0", но общий их порядок везде, кроме Live for Speed S2 Alpha Q, был одинаков. В некоторых ситуациях руль продолжал вибрировать и отклоняться в сторону уже после того, как машина останавливалась. Это, видимо, связано с тем, что каждое из действий руля запрограммировано на определенную игровую ситуацию (зажигание, занос, неровная дорога) и управляющая программа руля, начав реагировать на нее, отрабатывала действие до конца, даже после остановки автомобиля.
Самое главное достоинство руля - это, конечно, наличие пяти независимых осей. Управляя ручным тормозом в аналоговом режиме можно эффективней контролировать занос машины. Сцепление же является, скорее, приятным бонусом для любителей реализма. В большинстве игр реализована коробка передач с автоматическим сцеплением, и даже если в настройках его принудительно выключить, то выключать сцепление при самом переключении передач необязательно. Нормально "ручное" сцепление работает только при трогании с места - его можно "ме-е-е-е-е-е-едленно отпускать", или, наоборот "бросить" с соответствующими последствиями. Единственной распространённой игрой, где выключенное сцепление является необходимым условиям для переключения передач, по-прежнему, уже не первый год, остается Screamer 4x4.
Итоговое впечатление о ThrustMaster RGT Force Feedback PRO Racing Wheel будет таким. Этот руль - настоящая находка для поклонников максимального реализма в компьютерных гонках. Несколько расстраивает лишь отсутствие трёхпедальной версии (использование подрулевого рычага вместо педали вызывает ассоциации с инвалидным "Запорожцем") и многопозиционного рычага переключения передач. Однако приемлемая цена (3500-4000 рублей, по данным "Яндекс.Маркета") и возможность подключения дополнительной пары педалей вполне компенсируют этот недостаток.