Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Зеркало: зволюция. Часть II

АрхивЦифрография
автор : Дмитрий aka Avocet    03.02.2006

Во второй части речь пойдёт об аккумуляторах, системах стабилизации изображения, скорости съёмки и форматах хранения снимков.

Аккумуляторы, или
Кушать хочется всегда

Больная тема для всей современной мобильной электроники - время жизни от батарей. Высокоскоростные и высокоемкие компоненты потребляют уйму энергии, а прогресс в области аккумуляторов явно идет не столь высокими темпами; в результате редкий ноутбук выпуска 2004-05 гг. работает больше восьми часов (и это с опциональной батареей увеличенной емкости). У цифрозеркалок эта проблема не столь остра: Konica Minolta 5D позволяет отснять около 550 снимков[Методика института CIPA, www.cipa.org.uk], однако при частом использовании, скажем, стабилизации изображения и следящего автофокуса это число уменьшается. А если, стараясь "поймать момент", фотограф снимает сериями, то эти несколько сотен кадров вполне могут быть сделаны в течение пары часов. И есть еще такие полезные вещи, как брекетинг экспозиции или баланса белого, да и просмотр сделанных кадров с целью очистки карты от неудачных экземпляров тоже способен серьезно "подсадить" батареи. Неудивительно, что механические пленочные камеры, использующие электропитание лишь для работы встроенного экспонометра - Nikon FM2n, Pentax K1000, Olympus OM-1/OM-3, Minolta SRT 303, - до сих пор в ходу (правда, не только поэтому), особенно в экспедициях, походах и прочей сельской местности, до которой идея электрификации еще не доползла.

Развитие источников питания зеркалок привело к следующей ситуации. Любительские камеры (меньше $1500) оснащаются, как правило, высокоемким и компактным ионно-литиевым аккумулятором закрытого стандарта, но плюс к тому имеют возможность подключения питающей рукоятки, которая присоединяется снизу и служит для удобной съемки вертикальных кадров и для совместимости с источниками питания стандарта АА. Это могут быть как щелочные одноразовые батареи, так и NiMH-аккумуляторы; иногда также могут использоваться неперезаряжаемые литиевые источники питания CR-V3. Главное достоинство АА-батареек - доступность и дешевизна: за цену одного ионно-литиевого аккумулятора NP-2LH (используется в Canon EOS 350D) можно купить 36 щелочных батареек Varta High Energy.

Что ждет сектор D-SLR в будущем? Разумеется, прежде всего борьба с повышенным энергопотреблением: процессор, буферная память, дисплей, флэш-память - все это уже существует в вариантах с уменьшенным "аппетитом" и продолжает диетически прогрессировать. Конечно, емкость аккумуляторов тоже будет расти. Оставим в стороне топливные элементы (несчастные никак не могут выкарабкаться из стен R&D-центров), а отметим сверхбыстрозаряжающиеся Li-Ion-аккумуляторы Toshiba; NiZn-технологию, стоящую на пороге коммерциализации; чрезвычайно емкие конденсаторы, да и в ионно-литиевой области, казалось бы, изученной вдоль и поперек, еще находятся пути к совершенствованию.

Локализация, или Я есть
плохо говорить по-русски

Самая простая тенденция: если раньше в меню выбора языка любой D-SLR можно было встретить португальский, венгерский, корейский упрощенный, но только не русский, то начиная с 2004 года счастье для любителей кириллицы таки настало. На сегодняшний день русский язык поддерживают Canon EOS 350D, EOS 20D (начиная с прошивки 1.1.0), Pentax *ist DS/DL/DS2. Остальные, видимо, ждут, пока российский рынок D-SLR созреет - "зелен еще".

Стабилизация,
или О пользе рассола

На больших выдержках микродвижения рук фотографа - тремор - способны заметно ухудшить качество изображения, прежде всего его четкость. Хороший штатив же, как правило, штука тяжелая, дорогая и объемистая[Зато им легче отмахиваться от медведей, наркоманов и конкурентов]. Но в любом случае фотограф теряет одно из главных преимуществ современной фотографии - оперативность: для того чтобы разложить штатив или найти дерево/столб/забор/танк и прислониться к нему, требуется время. Для исправления такой несправедливости фирма Canon в середине 1990-х гг. внедрила в некоторые свои объективы технологию IS (Image Stabilizing). Почин подхватила Nikon - в ее варианте технология называется VR. Принципиально они устроены одинаково: встроенный в объектив датчик-акселерометр "ловит" микроперемещения, после чего эти данные обрабатываются процессором и в виде команд поступают на двигатель, перемещающий специальный оптический элемент; в результате изображение немного сдвигается в сторону, соответствующую перемещению объектива. Разумеется, технологии IS/VR панацеей не являются, но позволяют в трудных "безтанковых" условиях на несколько ступеней увеличить допустимую выдержку, а точнее - увеличить вероятность получения четкого кадра.

В отличие от "несладкой парочки", Konica Minolta (тогда еще просто Minolta) не спешила внедрять нечто подобное. Только в 2003 году, с выходом Dimage A1 - нового топового цифрокомпакта, миру была представлена система AntiShake (AS). Разница между AS и IS/VR состоит в том, что цепочка акселерометр-привод встроена в камеру и двигается не специальная линза, а сама матрица. Такая схема, которая, естественно, не могла быть реализована в пленочной камере (как двигать катушки с пленкой?), имеет ряд существенных преимуществ:

1. В камере больше "места для маневра", чем в объективе, поэтому диапазон перемещений может быть шире.
2. Матрица, как правило, легче стеклянной линзы, поэтому для ее перемещения тратится меньше энергии.
3. Объектив без дополнительной линзы и электроники легче, проще[Примеры:
объектив Canon EF 70–200/2,8L USM в версии с IS имеет конфигурацию 23/18 (23 линзы в 18 группах), в версии без IS - 18/15;
Canon EF 75–300/4–5,6 USM: с IS - 15/10, без - 13/9; Canon EF 400/2.8L USM: с IS - 17/13, без - 11/9.], а значит, дешевле, нежели изготовленный по IS/VR-технологии.
4. И наконец, AS работает со всеми объективами, а не только с теми, которые "апгрейдила" компания-производитель.

Конечно, есть у AS и недостатки: матрицу придется двигать все-таки дальше, чем линзу (что "нейтрализует" первое достоинство), встраивание системы удорожает камеру[Поскольку у продвинутого фотолюбителя объективов больше, чем камер, этот довод теряет смысл, так как объективы дешевле], да и результаты тестов первой зеркалки с AS - Konica Minolta Dynax 7D - двояки: в одних получается, что при включенной стабилизации эффективная выдержка увеличивается на две ступени, в других - что никаких преимуществ нет.

В любом случае, "семерка" уже стала бестселлером, Sony фактически выкупила у Konica Minolta SLR-технологии, а это значит, что AS (как, впрочем, и "традиционные" технологии) будет жить долго и счастливо. Вполне возможно, что компании, не имеющие пока своих схем стабилизации (Samsung или Olympus), заинтересуются AS и на какое-то время возникнет еще одно технологическое противостояние "IS/VR vs AS". А что до Pentax, то она уже анонсировала два новых цифрокомпакта, оснащенных стабилизатором изображения на основе… сдвига матрицы

Скорость,
или Разделяй и властвуй

Под скоростью покоящегося в руках фотографа фотоаппарата можно понимать разное. У пленочных камер их две - максимальная скорость съемки (измеряется в кадрах/с) и скорость автофокусировки. В случае D-SLR добавляются еще две: промежуток времени между включением камеры и ее готовностью к съемке (скорость включения) и скорость записи данных на карту памяти.

Так как большие объемы информации пишутся на флэшку долго, то при съемке сериями отснятые кадры сначала записываются в буфер, построенный на гораздо более быстрой DRAM-памяти. Разумеется, JPEG-кадров в буфер помещается больше, чем, скажем, RAW, ведь размер первого всегда меньше. Например, в полугигабайтный буфер Kodak DCS Pro SLR/n помещается всего лишь девятнадцать RAW-кадров. Скорость съемки уже зависит от многих вещей - скорости считывания данных с матрицы, скорости их записи в буфер и ширины шины между матрицей и буфером. В этой области прогресс неуклонен - редко когда старая модель снимает медленнее новой (даже если увеличилось количество мегапикселей), но все же совместить большой кадр и быструю съемку пока не удается. Именно поэтому у ведущих компаний - Canon и Nikon - есть по две профессиональные модели: "быстрая" и "многомегапиксельная"; первая предназначена репортерам, вторая - студийным фотографам.

Как видите, паритет приблизительно сохраняется, но в то же время восемь мегапикселей Canon EOS 1D mark II N позволяют ей считаться универсальной камерой, которой можно снимать как статические, так и динамические сюжеты. В чем-то D-SLR уже обскакали пленочные: сорок кадров D2Hs, снимаемые подряд (и это в формате RAW), уже больше, чем может вместить пленка (36-38 кадров); а кое в чем еще отстают: 8,5 fps все еще меньше тех 10, что показывает Canon EOS 1V с бустером протяжки пленки[А рекордсмен - Canon F1 HS - снимал со скоростью 14 к/с].

Стоит отметить, что у "студийной" камеры Nikon D2X тоже есть режим очень быстрой съемки, но при этом задействуется только часть кадра, к тому же и скорости она показывает те же, что и D2Hs - 8 fps, а по разрешению больше - 6,8 Mpix.

Вообще говоря, восемь кадров в секунду достаточно для любой съемки (кроме разве что научной или другой узкоспециализированной), поэтому 8–10 fps - та скорость, что будут давать D-SLR в ближайшие годы. А вот количество кадров в серии наверняка будет расти, пока не остановится на отметке ~100; ограничение - опять-таки, способ применения камеры.

Скорость записи на карту определяет промежуток между сессиями. Неравную борьбу между увеличением размеров кадра и убыстрением флэшек выигрывают карты: цифры 133x/150x нужны прежде всего репортерам, делающим своей 1D mark II тысячи кадров в день. В идеале в зеркалки придет какая-нибудь Next Generation RAM (FeRAM, MRAM, NRAM), которая будет совмещать скорость и объем, и вот тогда буфер исчезнет, как пережиток прошлого, аппараты станут снимать, пока не кончится карточка, и всем будет "щасте".

Скорость включения - проблема, уже решенная на зеркалках и постепенно решаемая на компактах. "Быстрый старт" стал одной из маркетинговых "фишек" два года назад, и теперь любая современная зеркалка включается за секунду-две. Со временем наводки у AF похуже, но алгоритмы совершенствуются, выпускаются новые прошивки и дело явно идет на лад, упираясь уже в технологию двигателей для объективов. Тут свой путь у компаний Pentax и Konica Minolta, ведь у байонетов KAF2 и A - механический привод, поэтому скорость определяется мощностью мотора камеры, конструктивными особенностями байонета и еще много чем. Canon, Nikon, Olympus, избравшие путь встраивания двигателей в объективы, уже давно используют ультразвуковые приводы, быстрые и малошумящие. Однако учитывая, что владельцы аппаратов этих фирм на скорость привода объектива не жалуются, можно сделать вывод, что смена байонетов у них произойдет не скоро. Кроме того, здесь виден хвост сильнейшей стороны техники Pentax - совместимости с огромным парком старой оптики; а системе Minolta A хватает потрясений и без этого.

Формат, или Когда
в товарищах согласья нет…

Кадр в D-SLR может сохраняться в трех форматах: JPEG, TIFF, RAW. Причем второй постепенно уходит в Страну Вечной Фотосессии На Плэнере, потому что не имеет никаких преимуществ перед оставшимися: размер файла - самый большой, а качество примерно соответствует JPEG в максимальном качестве, но уступает RAW. TIFF - лишний[Так и вижу сочинение: "Тема лишнего формата в произведениях Canon, Sony и Pentax"], он лишь исторически использовался в цифроаппаратах, поэтому его участь предрешена.

С RAW же могут произойти некоторые изменения. Дело в том, что RAW - семейство форматов, содержащих в себе "сырые" данные с матрицы, не обработанные процессором камеры. Соответственно, каждая компания выбирает собственные параметры RAW-файлов, и друг с другом они не совместимы. Но несколько месяцев назад Adobe предложила универсальный формат RAW-файлов - DNG (Digital NeGative, "цифровой негатив"), а поскольку авторитет этой фирмы весьма высок, вполне вероятно, что производители D-SLR примут новшество. Правда, не факт, что все, - Nikon уже объявила о том, что ее собственный NEF вполне удовлетворяет ее целям, однако согласилась предоставить Adobe мини-SDK для проектирования конверторов, так что надежда на "великое объединение" пока остается.

Профессионалы давно уже не придают слишком большого значения количеству "мегапикселей". Больше шести - достаточно. Для D-SLR это отчасти обусловлено тем, что качество "китовых" (то есть идущих в комплекте) объективов не всегда дает почувствовать разницу, скажем, между 6 Mpix Canon EOS 300D и 8 Mpix Canon EOS 350D, отчасти же тем, что для дальнейшего повышения мегапиксельности требуется:

- либо увеличение площади матрицы (что очень дорого, к тому же есть граница - полный 35-мм кадр: из всех производителей ограниченная совместимость 35-мм камер со среднеформатной оптикой есть лишь у Pentax. Для остальных - Canon, Sigma, Olympus, Konica-Minolta 35 мм - это предел. Разумеется, есть Nikon с объективами Nikkor, но это опять-таки большой формат, а до него матрицы дорастут ой как не скоро),
- либо уменьшение размеров отдельного светочувствительного элемента (это сопровождается повышением уровня шума, что идет вразрез с предыдущим параграфом и ожиданиями многих фотолюбителей),
- либо технологический прорыв (которого надо еще дождаться).


По материалам еженедельника "Компьютерра"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.